ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «РУССКАЯ МАТРЕШКА»

Вехова Надежда Анатольевна – Воспитатель МОУ Детский сад №75 г. Волгоград
Дата поступления работы на конкурс: 06.02.2019г.

Проект «Русская матрешка»


Тип проекта: познавательный

Вид проекта: групповой

Участник проекта: воспитанники средней группы

Продолжительность проекта: краткосрочный

Сроки реализации: 01.10.2018г. – 31.10.2018г – (1 месяц)

Предполагаемый состав участников проекта: воспитанники средней группы, воспитатели, родители воспитанников.

Цель проекта: Воспитать интерес к истории России, народному творчеству на примере русской национальной матрешки; приобщить детей к прекрасному; формировать у детей чувство патриотизма.

Задачи проекта:

Образовательные:

– Познакомить детей с историей матрешки как видом народного промысла;

– Выяснить особенности национального сувенира (учить рассматривать узоры, замечать сходство и различие в одном виде изделий, затем в разных видах, подводить к пониманию общих декоративных закономерностей, традиций (элементы, сочетания цветов, типичные композиции).

– Развивать умение составлять узоры, украшать матрешку, используя геометрические и растительные элементы, передавать колорит росписи, характерные композиции.

Развивающие:

– Развивать словарный запас детей за счёт загадок, потешек, стихотворений по теме проекта,

– Развивать игровую деятельность детей дошкольного возраста;

– Развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения народного декоративного искусства.

Воспитательные:

– Воспитывать любовь к русской народной культуре;

– Воспитывать интерес к историческому прошлому русского народа;

– Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Методы реализации проекта:

  • Словесные (беседы, чтение художественной литературы, заучивание стихотворений)
  • Наглядные (рассматривание иллюстраций).

Проблема: Недостаток знаний о русской народной игрушке матрёшке был выявлен при опросе детей в форме беседы. Дети недостаточко осведомлены о истории возникновения и появления матрешки на Руси, об особенностях росписи русской матрешки. Дети не знают, что матрешка является одним из главных символов народной культуры России. Мало знают об изготовлении матрешки, народных умельцах и художниках, расписывающих народную игрушку. В изобразительной деятельности плохо отражают роспись, элементы узоров матрешки. Значимая для детей проблема, на которую направлен проект: как появилась матрёшка? какие бывают матрёшки?  

Обоснование актуальности проекта:

Воспитание духовно – нравственных начал и патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают дошкольные образовательные учреждения развивать познавательный интерес и любовь к Родине, ее традициям, культурным ценностям. Приобщение дошкольников к истокам народной культуры наиболее лучше осуществлять через знакомство с народной игрушкой. Матрешка, став образцом русского декоративно-прикладного искусства, превратилась в визитную карточку России. Стала символом народной культуры нашего Отечества. Русские матрешки привлекают внимание своей красотой и огромным разнообразием росписи. Матрешка любима и популярна во всем мире. Она является носительницей доброты, любви, благополучия, мира.

Но далеко не все дети, да и взрослые знают об историческом происхождении матрешки, о появления матрешки на Руси, о мастерах – изготовителях и художниках, которые расписывают эту удивительную игрушку, ставшую символом России. Ознакомление детей с русской народной игрушкой “матрешкой” невозможно без русского фольклора, загадок, художественных произведений, а также без непосредственной росписи данной игрушки. Именно скудные знания об этой русской красавице подвигло нас на углубленное изучении и тесное с ней знакомство.

Актуальность этой проблемы заключается в том, что в наше время достаточно всяких игрушек и наших детей трудно чем – либо удивить. Целенаправленное ознакомление детей с русской игрушкой матрешкой – это одна из частей формирования у детей патриотизма. Расширить круг представления о разнообразии этой игрушки, дать о ней некоторые доступные для ребенка исторические сведения – это значит приобщить детей к прекрасному, научив их различать, чем похожи и чем отличаются самые известные из этих игрушек.

Предполагаемый результат:

1. Знакомство с особенностями русской народной игрушки (материал, форма, цвет, узор).

2. Разучивание простейших элементов росписи.

3. Получить представление о цветовой гамме матрешек.

4. Научить различать особенности разных матрешек.

5. Расширение и активизация словарного запаса слов.

Содержание, сроки и этапы реализации проекта

(подготовительный, основной и заключительный).

Ресурсное обеспечение проекта:

• Наглядный материал: иллюстрации, карточки, аудиозаписи, СД – диски;

• Технические средства обучения: телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, магнитофон, ноутбук, DVD – проигрыватель;

Методическое обеспечение проекта: В работе по данному проекту использовались:

• Консультативный материал для родителей;

• Конспекты занятий, бесед, развлечений;

• Картотека художественных произведений (стихи, рассказы, сказки) по теме проекта;

• Картотека русских народных игр.

Итог работы над проектом:

В результате работы над проектом у детей:

1. Повысился познавательный интерес к русскому народному искусству – игрушке матрёшка, расширились представления об этом народном промысле, истории его возникновения.

2. Дошкольники умеют передавать простейшие элементы росписи различных видов матрёшек;

3. Каждый ребёнок был вовлечён в работу над проектом. Дети инициативны и самостоятельны в придумывании сказок, рассказов, пользуются разнообразными средствами выразительности, с удовольствием читают стихи о матрёшке, исполняют частушки;

Итог проекта:

В заключение можно сделать следующие выводы, что вся проделанная работа была направлена на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа, на формирование эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого. В основе человеческой культуры лежит духовное начало. Поэтому приобретение ребёнком совокупности культурных ценностей способствует развитию его духовности – интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне, определяет меру его общего развития. В ходе проекта дети средней группы расширили свои представления о возникновении народной игрушки – матрешки. У них сформировались представления о русском народном прикладном творчестве, народной игрушке. Произведения народного прикладного искусства играют важную роль в художественном развитии детей дошкольного возраста: в развитии их воображения, фантазии, в формировании художественного вкуса, в обогащении образной выразительности создаваемых детьми работ.

Список использованной литературы:

1. Богуславская И. Я. Русское народное искусство. Л., 1968

2. И. А. Бойчук, Т. Н. Попушина. “Мы гордимся стариной, стала нам она родной…”, Апатиты, 1999.

3. Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова. Мы живём в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Старшая группа.) – М.: – “Издательство Скрипторий 2003”, 2008. – 104с.

4. Интернет-ресурсы

Вам также может понравиться...
15392