Педагогический проект «С чего начинается Родина?»

Федорченко Анастасия Сергеевна – Воспитатель МАДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 196» Краснодарский край
Дата поступления работы: 25.10.24г.     

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «С чего начинается Родина?»

Актуальность

Приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г. № 71847) утверждена Федеральная образовательная программа дошкольного образования.

Целью ФОП ДО является разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций.

Когда материальные ценности доминируют над духовными, у дошкольника искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Дошкольный возраст – стартовый период всех высоких человеческих начал, фундамент общего развития ребенка. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – все эти задачи нужно решать в стенах дошкольного учреждения.

Россия, Родина, родной край… эти необходимые и дорогие слова для каждого русского человека стали уходить на второй план.

Иностранные слова, мультфильмы и игры способствует спаду интереса к истории своей страны, традициям и обычаям, национальной культуре. Как в век информатизации сохранить у детей интерес к искусству, национальным традициям, обычаям? Не получим ли мы в лице современных дошкольников «потерянное поколение», не имеющее никаких нравственных ценностей?

Крылатая фраза «Все начинается с детства» – как нельзя больше ассоциируется с данным вопросом. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и родные напевы, и восход солнца, и журчанье весенних ручьев. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным.

«Образование должно быть направлено на воспитание уважения к культурной самобытности ребенка, к национальным ценностям страны, в которой он проживает» (Статья 29), – сказано в конвенции о правах ребенка. 

Поэтому нравственно-патриотическое воспитание–одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, их заинтересованное участие в образовательном процессе также необходимо для успешного нравственно-патриотического развития ребёнка. Не случайно, признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи, детского сада и социальных институтов, а именно сотрудничество, взаимодействие и доверие.

Значимость проекта:

Современная жизнь диктует необходимость возвращения к приоритетам любви к Отечеству, духовному возрождению.

Общество потеряло свой главный ориентир – патриотизм, который является стержнем любой государственности.

Только воспитав новое поколение с твердыми нравственными устоями, заложив с детства фундамент доброты, любви, милосердия. И этот процесс надо формировать с дошкольного возраста воспитанием любви к своей малой Родине, как источнику патриотического начала.

Содержание образовательной деятельности в области формирования основ гражданственности и патриотизма для детей дошкольного возраста в соответствии с ФОП ДО: воспитывать уважительное отношение к Родине, символам страны, памятным датам; воспитывать гордость за достижения страны в области спорта, науки, искусства и других областях; развивать интерес детей к основным достопримечательностями населенного пункта, в котором они живут.

Использование именно проектного метода в работе по воспитанию духовно-нравственных качеств подрастающего поколения, а также ознакомлению детей к истории родного края позволит развить внутреннюю активность и чуткость ребёнка, способность ставить цели, добывать знания, используя разные способы, приходить к результатам; будет способствовать развитию собственной познавательной активности, мышления, воображения, самостоятельности и активности.

Переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых – разовьют у ребенка уверенность в своих силах и стремление к новому поиску знаний.

Коллективные переживания сблизят детей друг с другом и с взрослыми, способствуя улучшению микроклимата в группе и развитию коммуникативных навыков.

Цель проекта: создание условий для формирования основ гражданственности и патриотизма у детей средней группы.

Задачи:
Для детей:

  • воспитывать у детей любовь, уважение и привязанность к своей семье, к детскому саду, городу, улице;
  • формировать у дошкольников духовно-нравственные качества личности через ознакомление с родным краем и городом;
  • формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему России, родного края, города, чувства гордости за свою Родину;
  • расширять представления детей об истории, культуре, традициях и людях родного города и края;
  • формировать чувство сопричастности:  к родному дому, семье, детскому саду, стране;  к культурному наследию своего народа;  к природе родного края;
  • формировать умение выражать свои впечатления средствами изобразительного творчества.

Создание условий для реализации поставленных задач:

  • создание проблемной ситуации;
  • создание условий для проявления инициативности у детей;
  • презентация полученных знаний.

Для родителей:

  • привлечь родителей к проблеме нравственно-патриотического воспитания детей;
  • стимулировать творческую активность родителей через участие в конкурсах и выставках;
  • формировать активную позицию родителей в воспитании гражданина России;
  • обеспечение благоприятного, эмоционально насыщенного положительного климата в семье.

Для педагогов:

  • педагог демонстрирует детям способы объединения со сверстниками для решения поставленных поисковых задач (обсуждать проблему, договариваться, оказывать помощь в решении поисковых задач, распределять действия, проявлять инициативу в совместном решении задач, формулировать вопросы познавательной направленности и так далее);
  • обеспечить реализацию воспитательных, развивающих и обучающих задач через освоение детьми образовательных областей;
  • создать условия предметно-развивающей среды для реализации проекта;
  • пополнение и обогащение методического, дидактического и наглядного материала по проекту.

Интеграция образовательных областей:

  • «Познавательное развитие»
  • «Речевое развитие»
  • «Художественно-эстетическое развитие»
  • «Физическое развитие»
  • «Социально-коммуникативное развитие»

Предполагаемые результаты:

Дети:

  • сформированы духовно-нравственные качества через ознакомление с родным краем;
  • сформированы гражданская позиция и патриотические чувства к прошлому, настоящему и будущему России, родного края, города, чувства гордости за свою Родину;
  • расширены представления об истории, культуре, традициях и людях родного города и края;
  • сформировано чувство сопричастности:
  • к родному дому, семье, детскому саду, городу, стране;
  • к культурному наследию своего народа;
  • к природе родного края;
  • развит интерес к русским традициям и промыслам родного города Краснодар;
  • сформировано умение выражать свои впечатления средствами изобразительного творчества.

Педагоги:

  • Систематизация и повышение качества работы с детьми по развитию познавательно-исследовательских способностей;
  • Повышение уровня педагогической компетентности в освоении современных технологий.
  • Распространение педагогического опыта среди коллег.

Родители:

  • Приобретение родителями знаний и практических навыков при взаимодействии с ребенком.
  • Обмен опытом семейного воспитания ребенка между родителями.
  • Повышение уровня компетентности педагогов и родителей по вопросам взаимодействия и воспитания детей.

Формы работы:

  • Тематические беседы.
  • Самостоятельная творческая деятельность.
  • Составление описательных рассказов.
  • Проблемные ситуации.
  • Игры.

Основные принципы работы:

  • все предполагаемые мероприятия должны быть эмоционально окрашены, вызывать у детей положительные эмоции и желание действовать с педагогами;
  • для детей актуален принцип повтора, поэтому ко многим мероприятиям можно и нужно возвращаться в процессе работы, даже вводить их в ранг традиционных;
  • познавательной основой большинство мероприятий является предметное содержание окружающего мира;
  • большую роль в познавательном развитии ребенка играет разнообразная и меняющаяся предметная среда группы и ближайшего окружения;
  • все объекты познания должны быть представлены определенной наглядностью (лучше в реальном виде);
  • познавательная активность ребенка прямо пропорциональна его реальной активности, так как ребенок познает по принципу «вижу – действую»;
  • огромную роль в развитии познавательной активности играют правильно спланированные и проведенные мероприятия в повседневной жизни детей.

Этапы реализации проекта

1 этап – подготовительный

  • Выбор темы, постановка целей и задач;
  • разработка перспективного плана;
  • ознакомление родителей воспитанников с содержанием проекта;
  • изготовление наглядного материала, подготовка к оформлению центра  патриотического воспитания в группе, подбор материала для игр.

2 этап – основной

Цель основного этапа: воспитывать уважительное отношение к Родине, символам страны, памятным датам; развивать интерес детей к основным достопримечательностям  города Краснодар, в котором они живут.

План реализации основного этапа проекта:

СентябрьВиртуальная экскурсия с использованием ИКТ: Что мы знаем о родном городе Краснодар, о родном Краснодарском крае? Цель: знакомить детей с историей города, улиц; развивать умение наблюдать и описывать. Просмотр презентации «Мой город – Краснодар»Рассматривание  карты Краснодарского края.Работа с тематической папкой «Символика Краснодарского края и города  Краснодар»Творческая мастерская «Рисуем вместе». Изобразительная деятельность.Дидактическая игра «Праздники и традиции?» Цель: Развивать у детей сообразительность, память, закрепить знания о праздниках, (народные, государственные). Материал: картинки и иллюстрации с изображением праздников, открытки к разным праздникам. Ход игры: Воспитатель начинает рассказ о том, что праздники бывают разные, показывает карточки и открытки. Предлагает подобрать карточку с праздником, а к ней тематическую открытку.
ОктябрьПодготовка к празднику «День пожилого человека», принять непосредственное участие в мероприятии детского сада. Заучивание стихотворений, музыкальная деятельность, разучивание народных подвижных игр.Прослушивание Гимна России и Краснодарского краяТворческая мастерская «Моя малая Родина».Организация выставки рисунков «Моя малая Родина».Организация участия с детьми в городских, краевых конкурсах по теме«День отца в России».Творческая мастерская «Мой папа, мой герой»Игра «Путешествие по маршруту добрых чувств и поступков», с целью обратить внимание детей на то, что добрые чувства, поступки и дела вызывают чувство уважения, дружбу и любовь. Формировать дружеские отношения, закреплять правила этикета, правила поведения. Материал: картинки с разными сюжетами добрых поступков, хорошего и плохого поведения. Ход игры: Воспитатель начинает рассказ о том, как следует себя вести в том или ином месте, какие поступки хорошие.
НоябрьТематическая презентация «4 ноября. День народного единства»Беседы на тему: «Наши добрые дела», «Чем я люблю заниматься в детском саду и дома», «Что такое хорошо и что такое плохо»,Творческая мастерская: «Хоровод дружбы».Участие детей в подготовке мероприятия, посвященного  Дню материТворческая мастерская «Кто моя мама».Словесная игра «Расскажи о своей семье», с целью сформировать представление о себе как о члене семьи. Показать значение семьи в жизни человека. Формировать желание рассказывать о членах своей семьи, гордиться ими, любить их. Материал: Фотоальбом, составленный совместно с родителями с семейными фотографиями с генеалогическим древом семьи.
ДекабрьОбогащение центра патриотического воспитания «Символы России и родного края»Конструирование: «Мой дом в родном городе».Выставка поделок, рисунков, фотографий « Люблю Краснодарский край».Ситуация общения «История праздника «Новый год»»Игровая деятельность «Кем я хочу стать», передача образов любимых профессий в сюжетных играх. Дидактическая игра «Как найти дорожку в детский сад?» Цель: Закрепить умение детей ориентироваться по плану местности, уметь объяснять расположение объектов по отношению друг к другу. Закреплять умение определять направление движения. Развивать абстрактное мышление. Материал: план местности (микрорайона) макет местности микрорайона. Ход игры : дети ориентируются по плану и на макете.
ЯнварьБеседа «Мой родной город – Краснодар».  Закрепление полученных знаний и ознакомление с родным краем и родным городом  проводится с использованием фотографий, макетов и специальной литературы (художественной, справочно-информационной, детской). Ситуации общения с детьми, кто где был в родном городе на зимних каникулах, что видели, что понравилось, рассмотреть фотографии. Рассматривание в уголке иллюстраций, фотографий, картин о нашей природе. Разработка картотек и тематических альбомов:
– Народные праздники; – Русский фольклор; – Народные игры; – Животный и растительный мир; – Государственная символика.
ФевральОформление выставки детских работ совместно с родителями «Мой папа – мой защитник» Участие детей в подготовке мероприятия посвященного  Дню Защитника Отечества: заучивание стихотворений, тематических песен, сценок и тд.; Рассматривание иллюстраций «Знакомство со службой пограничников»Творческая мастерская: «Открытка для папы – Поздравляем с 23 февраля».«Отгадывание и толкование загадок» (об армии, солдатах, Родине, растительном и животном мире) Цель: знакомить с устным народным творчеством, способствовать самовыражению детей, умению загадывать и отгадывать загадки на нравственно – патриотическую тему. Материал: загадки и картинки с отгадками. Ход игры: воспитатель загадывает, дети отгадывают загадку.
МартСоздание фотоальбома «Семейные традиции и праздники»Участие детей в подготовке мероприятия, посвященного  празднику «Международный женский день»;Творческая деятельность: аппликация «Портрет моей мамы»Игровая ситуация «Маленькие помощники». Подводить детей к пониманию, что нужно помогать родным людям и дарить им свою любовь; учить детей рассказывать о своей помощи в своей семье; развивать связную речь, Игра «Мой адрес…» Цель: формировать умение и знание детей называть свой домашний адрес, улицу города, номер дома, квартиры, телефона, этаж закрепить знание права на жильё, неприкосновенность жилища.Игра «Наш детский сад».Цель: закрепить знаний детей о детсаде, о работниках детсада. Какие обязанности они выполняют. Где находятся группа, музыкальный зал, и т.д. Закрепить умение ориентироваться по плану в пространстве.
АпрельПрезентация  «Путешествие по разноцветной земле». Познакомить детей с природой нашей страны, дать представление о лесе, его обитателях; воспитывать интерес к природе родной страны, любовь и бережное отношение к природе.     Участие детей в подготовке мероприятия посвященного  12 апреля День космонавтикизаучивание стихотворений, тематических песен, сценок и т.д.;      Разработка лэпбука«Космос»Творческая мастерская (рисование)  и выставка работ  детско-родительского творчества «Моя малая Родина-Краснодар»Цикл бесед о космосе (приложение)
МайИзготовление альбома «Мой родной город» (рисунки, фото)Тематические беседы. История праздников «1 мая: Праздник Весны и Труда; 9 мая: День ПобедыЗаучивание стихотворений, просмотр иллюстраций, чтение детской художественной литературы.Дидактическая игра «Собери герб нашего города». Цель: закреплять представление детей о гербе родного города, развивать умение выделять его характерные и отличительные признаки.
Ежедневно в режимных моментахТематические ситуации общенияНаблюдение на прогулкеИгровая деятельность Развивающие игрыСитуации общения
Работа с родителями воспитанниковАктивное взаимодействие с родителями по обогащению РППС группы в рамках реализации проекта;участие в подготовке досугов и тематических утренников;участие родителей в подготовке выставкидетского-родительского творчества (рисунки, поделки)индивидуальные беседы «Растим патриотов»оформление тематических стендов для родителей по плану воспитательной работы в соответствии с Федеральной образовательной программой (календарь праздников).

3 этап: заключительный

Продукты проекта

  • изготовление альбома «Мой родной город Краснодар»
  • презентация центра патриотического воспитания в группе
  • выставка рисунков и поделок «Наше творчество»
  • презентация опыта реализации проекта для сотрудников детского сада.

Вывод:

В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные формы работы как: беседы, тематические презентации, работа в центре патриотического воспитания (создание игр и пособий, макетов), игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию чувства гордости за свою малую родину и страну.

У детей появился интерес к самостоятельному поиску ответов в различных источниках информации, повысилась мотивационная составляющая: дети стали задавать больше вопросов, интересоваться познавательной литературой.

Практическая значимость проекта состоит в том, что  его может использовать  в своей работе любой творческий педагог, адаптировав его содержание к условиям своего ДОУ и возможности взаимодействия с социумом.

Таким образом, можно утверждать, что при создании определенных условий и использовании различных форм и методов работы, а также при включении в проект заинтересованных взрослых: педагогов и родителей возможно заложить основу для воспитания маленького патриота: формирования у детей потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.

Библиография:

  • Федеральная образовательная программа дошкольного образования, утвержденная приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 года № 1028.
  • Александрова Е.Ю., Гордеева Е. П., Постинкова М.П., Попова Г.П. Система патриотического воспитания в ДОУ – Волгоград, 2007г.
  • Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ЦГЛ, 2005.
  •  Духовно-нравственное воспитание детей и родителей: содерж., методики, новые формы. Потаповская, О. // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 1
  • Князева О. Л., Маханева Д. М. Приобщение к истокам Народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., и доп. – СПб.: Детство – Пресс, 1999.
  • Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М,: ТЦ Сфера, 2009. (Синяя птица)
  • Л.А. Кондрыкинская «Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду». -М.: ТЦ Сфера, 2010.
  • Коломийченко Л.В. Концепция и программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников «Дорогою добра». -М.: ТЦ Сфера, 2015.
  • Методический журнал для воспитателей дошкольных учреждений «Ребёнок в детском саду», ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника» выпуски разных лет сценарии праздников, конспекты занятий.
  • Нравственное и трудовое воспитание дошкольников / Под ред. С.А. Козловой. – М., Слово, 2004. – 245с.
  • Педагогические знания – родителям. Белоногова Г., Хитрова Л. // Дошкольное воспитание. – 2003. – №1.
  • Патриотическое воспитание дошкольников. Сакавичене О. // Ребёнок в детском саду. – 2006. – №3. 27. Патриотическое воспитание. Кириллина М., Мельчина Л // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 5.
  • Патриотическое воспитание. Шаламова Е. // Ребёнок в детском саду. – 2009. – №6.
  • Шорыгина Т.А. Наша Родина – Россия. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2013.  (Детям о самом важном)
  • С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) под ред. Л.А. Кондрыкинской. –М.: ТЦ Сфера, 2005. (Серия «Вместе с детьми»)
  • Ресурсы сети интернет.

Приложение

Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию

С  раннего возраста дети  активно познают мир, исследуя всё происходящее вокруг. Основным видом деятельности детей является игра,   поэтому развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка. Одной из основных задач   дидактической игры является развитие активной и интересной для детей игровой деятельности.   

Дидактическая игра по нравственно-патриотическому воспитанию позволяет открыть комплекс разнообразной деятельности детей: мысли, чувства, переживания, сопереживания, поиски активных способов решения игровой задачи, подчинение их условиям и обстоятельствам игры, отношения детей в игре. Содержание дидактических  игр знакомит с разными профессиями и дает представления о видах трудовой деятельности; формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни,  природе, предметов окружающего мира; систематизирует и углубляет знания о Родине, о Родном крае, об Армии,  о Защитниках отечества, об истории  своей страны, ее традициях и обычаях; закрепляет знания детей о транспорте, правилах этикета, поведения в общественных местах.   

Дидактические игры:  
«Назови свой домашний адрес…» Цель: формировать умение детей называть свой домашний адрес: улицу города, номер дома, этаж,квартиру. Материал: кубик. Ход игры: дети встают в круги передавая предмет рядом стоящему ребёнку говорит: «Я живу на улице …», и передаёт предметдругому ребенку и т.д.  
«Наш детский сад» Цель: закрепить знаний детей о детском саде и о работниках. Расположение группы, музыкального зала, и т.д. Закрепить умение ориентироваться в пространстве. Материал: фотографии и иллюстрации детского сада, группы, работников детского сада. Ход игры: По фотографиям и иллюстрациям дети узнают и рассказывают о работниках детсада. По плану дети ориентируются в пространстве.  
«Вежливые слова». Цель: раскрыть на примерах значение слов «простите, извините», воспитывать дружеские отношения, объяснить необходимость извинения, признания вины или доказательства правоты и справедливости, связь слова и поступка, слово и отношение. Ход игры: Воспитатель начинает рассказ о том, как следует извиняться, где и когда, как применяются эти вежливые слов.  
«Путешествие по маршруту добрых чувств и поступков». Цель: обратить внимание детей на то, что добрые чувства, поступки и дела вызывают чувство уважения, дружбу и любовь. Формировать дружеские отношения, закреплять правила этикета, правила поведения. Материал: картинки с разными сюжетами добрых поступков, хорошего и плохого поведения. Ход игры: Воспитатель начинает рассказ о том, как следует себя вести в том или ином месте, какие поступки хорошие.  
«Моя страна – Россия». Цель: Выявить знания детей о Родине, ее столице. Материал: иллюстраций, фотографий. Ход игры: воспитатель показывает иллюстрации и картины, залает вопросы. Дети отвечают.  
«Малая Родина ». Цель: Выявить знания детей о своей Малой Родине, об истории нашего города, памятниках и достопримечательностях. Материал: иллюстрации, фотографий города и нашей области. Ход игры: воспитатель показывает иллюстрации и картины, задает вопросы. Дети отвечают.  
«Моя семья» Цель: Сформировать представление о себе как о члене семьи. Показать значение семьи в жизни человека. Формировать желание рассказывать о членах своей семьи, гордиться ими, любить их. Материал: Фотоальбом, составленный совместно с родителями с семейными фотографиями с генеалогическим древом семьи.  
«Достопримечательности нашего города» Цель: знакомить детей с памятниками, учить ориентироваться в родном городе. Материал: изображения достопримечательностей. Ход игры: Воспитатель демонстрирует детям изображения памятников, просит рассказать, где установлен этот памятник.  
«Наш микрорайон». Цель: Закрепить знания детей о своем микрорайоне, об административных зданиях, построенных в ближайшем окружении детсада. Материал: фотографии и иллюстрации, макет микрорайона. Ход работы: По фотографиям и иллюстрациям дети узнают и рассказывают о своем микрорайоне, об административных зданиях, построенных в ближайшем окружении детсада.  
«Кто в какой стране живет?» Цель: расширить знания детей о мире, людях которые населяют его. Материал: картины и иллюстрации с разными странами мира и народами. Развитие речи, логического мышления, формирование умения употреблять суффикс. Ход:Воспитатель показывает изображения и просит определить из какой страны этот человек и как его назовут.  
«С какого дерева листок» Цель: закрепить знания детей о природе родного края, закрепить умение образовывать относительные прилагательные (береза – березовый, дуб – дубовый и т. д.) Материал: Картинки и иллюстрации с изображением деревьев, кустарников и листьев. Ход игры: Воспитатель показывает картинки с изображением листка, затем дерева.  
«Зеленая аптека» Цель: закрепить знания детей о лекарственных растениях родного края; о правильном использовании их в лечебных целях. Материал: гербарий, картотека лечебных трав. Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением лечебной травы, дети отгадывают. Воспитатель рассказывает о ее целебных свойствах.
«Малая красная книга » Цель: закрепить знания детей о редких растениях, животных, птицах нашего края занесенных в «Красную книгу». Прививать любовь к родине, родному краю, чувство ответственности. Материал: «малая красная книга», составленная совместно с родителями, картинки и иллюстрации с изображением редких растений, животных, птиц. Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением редких животных и растений, дети называют. Воспитатель рассказывает о них.  
«Назови ласково» Цель: совершенствовать речь детей как средства общения, воспитывать дружеские взаимоотношения. Закреплять умение образовывать уменьшительно-ласкательные слова, знакомить с разными именами. Материал: Ход игры: Миша – Мишенька, Даша – Дашенька, Дашуля.  
«Мой путь в детский сад?» Цель: Закрепить умение детей ориентироваться по плану местности, уметь объяснять расположение объектов по отношению друг к другу. Закреплять умение определять направление движения. Развивать абстрактное мышление. Материал: план местности (микрорайона) макет местности микрорайона. Ход игры: дети ориентируются по плану и на макете.  
«Продолжи …» Цель: знакомить с устным народным словотворчеством, развивать речь, память, логическое мышление. Ход игры: Воспитатель начинает пословицу или стихотворение, дети ее продолжают.  
«Богатства недр земли». Цель: расширять представление детей о богатстве недр земли полезными ископаемыми (уголь, минералы, железная руда, драгоценные камни). Расширять представления детей о внутреннем строении земли. Материал: коллекция ископаемых земли, картинки и иллюстрации природных ресурсов земли. Ход игры – Воспитатель показывает детям картинку (природное ископаемое) предлагает назвать его.  
«Отгадывание и толкование загадок». ( об армии, солдатах, Родине, растительном и животном мире) Цель: знакомить с устным народным творчеством, способствовать самовыражению детей, умению загадывать и отгадывать загадки на нравственно – патриотическую тему. Материал: загадки и картинки с отгадками. Ход игры: воспитатель загадывает, дети отгадывают загадку.  
«Я имею право…» Цель. Расширить область правовых знаний детей. Материал: Набор сюжетных картинок к статьям «Конвенции ООН о правах ребенка». Картинки с изображением ситуаций, не рассматриваемых в «Конвенции» (ребенок катается на велосипеде, играет в прятки, поливает цветы и т.п.). Ход игры: Дети поочередно выбирают картинку и объясняют причину своего выбора, остальные обсуждают правильность принятого решения.  
«Какие праздники ты знаешь?» Цель: Развивать у детей сообразительность, память, закрепить знания о праздниках, (народные, государственные, религиозные) закреплять правила поведения в общественных местах. Материал: картинки и иллюстрации с изображением праздников, открытки к разным праздникам. Ход игры: Воспитатель начинает рассказ о том, что праздники бывают разные, показывает карточки и открытки. Предлагает подобрать карточку с праздником, а к ней тематическую открытку.  
Дидактическая игра «Это дом …» Цель игры: развивать внимание, сообразительность, мышление, речевую активность. Правило игры: поймав мяч быстро назвать слово. Игровое действие: воспитатель бросает мяч ребенку, который ловит его, называя: – Дом из 2 этажей (какой) – …. (двухэтажный). – Дом из 3 этажей (какой) – …. (трехэтажный) – Дом из 5 этажей (какой) – …. (пятиэтажный) – Дом из 9 этажей (какой) – …. – Дом из 12 этажей (какой) – ….  
Дидактическая игра «Дом из …» Цель игры: развивать внимание, сообразительность, мышление, речевую активность. Игровое действие: воспитатель бросает мяч ребенку, который ловит его, называя: – Дом из дерева (какой) – …. (деревянный). – Дом из кирпича (какой) – …. (кирпичный) – Дом из глины (какой) – … – Дом из камня (какой) – …. – Дом из стекла (какой) – …. – Дом изо льда (какой) – … . – Дом из снега (какой) – … – Дом из бумаги (какой) – … . – Дом из картона (какой) – … .  
Дидактическая игра «Большой. Маленький…» Цель игры: развивать внимание, сообразительность, мышление, речевую активность. Игровое действие: Представьте себе 2 дома: один настоящий, большой, а другой – маленький, игрушечный. Я буду говорить про большой дом, а вы про маленький. – У меня дом, а у вас? (домик). – У меня стены, а у вас? (стеночки). – У меня дверь, а у вас? … . – У меня окно, а у вас? …. – У меня ступеньки, а у вас? …. – У меня крыльцо, а у вас? … . – У меня кирпичи, а у вас? … .  
Дидактическая игра «Собери герб города Краснодар». Цель: закреплять представление детей о гербе родного города, развивать умение выделять его характерные и отличительные признаки. Материалы: образец герба города, шаблоны разных форм и разных цветов Ход игры: 1. Дети собирают герб по образцу. 2. Дети собирают герб по памяти.
Вам также может понравиться...
16351