Федорченко Анастасия Сергеевна – Воспитатель МАДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 196» Краснодарский край
Дата поступления работы: 25.10.24г.
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «С чего начинается Родина?»

Актуальность
Приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г. № 71847) утверждена Федеральная образовательная программа дошкольного образования.
Целью ФОП ДО является разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций.
Когда материальные ценности доминируют над духовными, у дошкольника искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Дошкольный возраст – стартовый период всех высоких человеческих начал, фундамент общего развития ребенка. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – все эти задачи нужно решать в стенах дошкольного учреждения.
Россия, Родина, родной край… эти необходимые и дорогие слова для каждого русского человека стали уходить на второй план.
Иностранные слова, мультфильмы и игры способствует спаду интереса к истории своей страны, традициям и обычаям, национальной культуре. Как в век информатизации сохранить у детей интерес к искусству, национальным традициям, обычаям? Не получим ли мы в лице современных дошкольников «потерянное поколение», не имеющее никаких нравственных ценностей?
Крылатая фраза «Все начинается с детства» – как нельзя больше ассоциируется с данным вопросом. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и родные напевы, и восход солнца, и журчанье весенних ручьев. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным.
«Образование должно быть направлено на воспитание уважения к культурной самобытности ребенка, к национальным ценностям страны, в которой он проживает» (Статья 29), – сказано в конвенции о правах ребенка.
Поэтому нравственно-патриотическое воспитание–одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.
Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, их заинтересованное участие в образовательном процессе также необходимо для успешного нравственно-патриотического развития ребёнка. Не случайно, признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи, детского сада и социальных институтов, а именно сотрудничество, взаимодействие и доверие.
Значимость проекта:
Современная жизнь диктует необходимость возвращения к приоритетам любви к Отечеству, духовному возрождению.
Общество потеряло свой главный ориентир – патриотизм, который является стержнем любой государственности.
Только воспитав новое поколение с твердыми нравственными устоями, заложив с детства фундамент доброты, любви, милосердия. И этот процесс надо формировать с дошкольного возраста воспитанием любви к своей малой Родине, как источнику патриотического начала.
Содержание образовательной деятельности в области формирования основ гражданственности и патриотизма для детей дошкольного возраста в соответствии с ФОП ДО: воспитывать уважительное отношение к Родине, символам страны, памятным датам; воспитывать гордость за достижения страны в области спорта, науки, искусства и других областях; развивать интерес детей к основным достопримечательностями населенного пункта, в котором они живут.
Использование именно проектного метода в работе по воспитанию духовно-нравственных качеств подрастающего поколения, а также ознакомлению детей к истории родного края позволит развить внутреннюю активность и чуткость ребёнка, способность ставить цели, добывать знания, используя разные способы, приходить к результатам; будет способствовать развитию собственной познавательной активности, мышления, воображения, самостоятельности и активности.
Переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых – разовьют у ребенка уверенность в своих силах и стремление к новому поиску знаний.
Коллективные переживания сблизят детей друг с другом и с взрослыми, способствуя улучшению микроклимата в группе и развитию коммуникативных навыков.

Цель проекта: создание условий для формирования основ гражданственности и патриотизма у детей средней группы.
Задачи:
Для детей:
- воспитывать у детей любовь, уважение и привязанность к своей семье, к детскому саду, городу, улице;
- формировать у дошкольников духовно-нравственные качества личности через ознакомление с родным краем и городом;
- формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему России, родного края, города, чувства гордости за свою Родину;
- расширять представления детей об истории, культуре, традициях и людях родного города и края;
- формировать чувство сопричастности: к родному дому, семье, детскому саду, стране; к культурному наследию своего народа; к природе родного края;
- формировать умение выражать свои впечатления средствами изобразительного творчества.
Создание условий для реализации поставленных задач:
- создание проблемной ситуации;
- создание условий для проявления инициативности у детей;
- презентация полученных знаний.
Для родителей:
- привлечь родителей к проблеме нравственно-патриотического воспитания детей;
- стимулировать творческую активность родителей через участие в конкурсах и выставках;
- формировать активную позицию родителей в воспитании гражданина России;
- обеспечение благоприятного, эмоционально насыщенного положительного климата в семье.
Для педагогов:
- педагог демонстрирует детям способы объединения со сверстниками для решения поставленных поисковых задач (обсуждать проблему, договариваться, оказывать помощь в решении поисковых задач, распределять действия, проявлять инициативу в совместном решении задач, формулировать вопросы познавательной направленности и так далее);
- обеспечить реализацию воспитательных, развивающих и обучающих задач через освоение детьми образовательных областей;
- создать условия предметно-развивающей среды для реализации проекта;
- пополнение и обогащение методического, дидактического и наглядного материала по проекту.

Интеграция образовательных областей:
- «Познавательное развитие»
- «Речевое развитие»
- «Художественно-эстетическое развитие»
- «Физическое развитие»
- «Социально-коммуникативное развитие»
Предполагаемые результаты:
Дети:
- сформированы духовно-нравственные качества через ознакомление с родным краем;
- сформированы гражданская позиция и патриотические чувства к прошлому, настоящему и будущему России, родного края, города, чувства гордости за свою Родину;
- расширены представления об истории, культуре, традициях и людях родного города и края;
- сформировано чувство сопричастности:
- к родному дому, семье, детскому саду, городу, стране;
- к культурному наследию своего народа;
- к природе родного края;
- развит интерес к русским традициям и промыслам родного города Краснодар;
- сформировано умение выражать свои впечатления средствами изобразительного творчества.
Педагоги:
- Систематизация и повышение качества работы с детьми по развитию познавательно-исследовательских способностей;
- Повышение уровня педагогической компетентности в освоении современных технологий.
- Распространение педагогического опыта среди коллег.
Родители:
- Приобретение родителями знаний и практических навыков при взаимодействии с ребенком.
- Обмен опытом семейного воспитания ребенка между родителями.
- Повышение уровня компетентности педагогов и родителей по вопросам взаимодействия и воспитания детей.
Формы работы:
- Тематические беседы.
- Самостоятельная творческая деятельность.
- Составление описательных рассказов.
- Проблемные ситуации.
- Игры.
Основные принципы работы:
- все предполагаемые мероприятия должны быть эмоционально окрашены, вызывать у детей положительные эмоции и желание действовать с педагогами;
- для детей актуален принцип повтора, поэтому ко многим мероприятиям можно и нужно возвращаться в процессе работы, даже вводить их в ранг традиционных;
- познавательной основой большинство мероприятий является предметное содержание окружающего мира;
- большую роль в познавательном развитии ребенка играет разнообразная и меняющаяся предметная среда группы и ближайшего окружения;
- все объекты познания должны быть представлены определенной наглядностью (лучше в реальном виде);
- познавательная активность ребенка прямо пропорциональна его реальной активности, так как ребенок познает по принципу «вижу – действую»;
- огромную роль в развитии познавательной активности играют правильно спланированные и проведенные мероприятия в повседневной жизни детей.
Этапы реализации проекта
1 этап – подготовительный
- Выбор темы, постановка целей и задач;
- разработка перспективного плана;
- ознакомление родителей воспитанников с содержанием проекта;
- изготовление наглядного материала, подготовка к оформлению центра патриотического воспитания в группе, подбор материала для игр.
2 этап – основной
Цель основного этапа: воспитывать уважительное отношение к Родине, символам страны, памятным датам; развивать интерес детей к основным достопримечательностям города Краснодар, в котором они живут.
План реализации основного этапа проекта:
Сентябрь | Виртуальная экскурсия с использованием ИКТ: Что мы знаем о родном городе Краснодар, о родном Краснодарском крае? Цель: знакомить детей с историей города, улиц; развивать умение наблюдать и описывать. Просмотр презентации «Мой город – Краснодар»Рассматривание карты Краснодарского края.Работа с тематической папкой «Символика Краснодарского края и города Краснодар»Творческая мастерская «Рисуем вместе». Изобразительная деятельность.Дидактическая игра «Праздники и традиции?» Цель: Развивать у детей сообразительность, память, закрепить знания о праздниках, (народные, государственные). Материал: картинки и иллюстрации с изображением праздников, открытки к разным праздникам. Ход игры: Воспитатель начинает рассказ о том, что праздники бывают разные, показывает карточки и открытки. Предлагает подобрать карточку с праздником, а к ней тематическую открытку. |
Октябрь | Подготовка к празднику «День пожилого человека», принять непосредственное участие в мероприятии детского сада. Заучивание стихотворений, музыкальная деятельность, разучивание народных подвижных игр.Прослушивание Гимна России и Краснодарского краяТворческая мастерская «Моя малая Родина».Организация выставки рисунков «Моя малая Родина».Организация участия с детьми в городских, краевых конкурсах по теме«День отца в России».Творческая мастерская «Мой папа, мой герой»Игра «Путешествие по маршруту добрых чувств и поступков», с целью обратить внимание детей на то, что добрые чувства, поступки и дела вызывают чувство уважения, дружбу и любовь. Формировать дружеские отношения, закреплять правила этикета, правила поведения. Материал: картинки с разными сюжетами добрых поступков, хорошего и плохого поведения. Ход игры: Воспитатель начинает рассказ о том, как следует себя вести в том или ином месте, какие поступки хорошие. |
Ноябрь | Тематическая презентация «4 ноября. День народного единства»Беседы на тему: «Наши добрые дела», «Чем я люблю заниматься в детском саду и дома», «Что такое хорошо и что такое плохо»,Творческая мастерская: «Хоровод дружбы».Участие детей в подготовке мероприятия, посвященного Дню материТворческая мастерская «Кто моя мама».Словесная игра «Расскажи о своей семье», с целью сформировать представление о себе как о члене семьи. Показать значение семьи в жизни человека. Формировать желание рассказывать о членах своей семьи, гордиться ими, любить их. Материал: Фотоальбом, составленный совместно с родителями с семейными фотографиями с генеалогическим древом семьи. |
Декабрь | Обогащение центра патриотического воспитания «Символы России и родного края»Конструирование: «Мой дом в родном городе».Выставка поделок, рисунков, фотографий « Люблю Краснодарский край».Ситуация общения «История праздника «Новый год»»Игровая деятельность «Кем я хочу стать», передача образов любимых профессий в сюжетных играх. Дидактическая игра «Как найти дорожку в детский сад?» Цель: Закрепить умение детей ориентироваться по плану местности, уметь объяснять расположение объектов по отношению друг к другу. Закреплять умение определять направление движения. Развивать абстрактное мышление. Материал: план местности (микрорайона) макет местности микрорайона. Ход игры : дети ориентируются по плану и на макете. |
Январь | Беседа «Мой родной город – Краснодар». Закрепление полученных знаний и ознакомление с родным краем и родным городом проводится с использованием фотографий, макетов и специальной литературы (художественной, справочно-информационной, детской). Ситуации общения с детьми, кто где был в родном городе на зимних каникулах, что видели, что понравилось, рассмотреть фотографии. Рассматривание в уголке иллюстраций, фотографий, картин о нашей природе. Разработка картотек и тематических альбомов: – Народные праздники; – Русский фольклор; – Народные игры; – Животный и растительный мир; – Государственная символика. |
Февраль | Оформление выставки детских работ совместно с родителями «Мой папа – мой защитник» Участие детей в подготовке мероприятия посвященного Дню Защитника Отечества: заучивание стихотворений, тематических песен, сценок и тд.; Рассматривание иллюстраций «Знакомство со службой пограничников»Творческая мастерская: «Открытка для папы – Поздравляем с 23 февраля».«Отгадывание и толкование загадок» (об армии, солдатах, Родине, растительном и животном мире) Цель: знакомить с устным народным творчеством, способствовать самовыражению детей, умению загадывать и отгадывать загадки на нравственно – патриотическую тему. Материал: загадки и картинки с отгадками. Ход игры: воспитатель загадывает, дети отгадывают загадку. |
Март | Создание фотоальбома «Семейные традиции и праздники»Участие детей в подготовке мероприятия, посвященного празднику «Международный женский день»;Творческая деятельность: аппликация «Портрет моей мамы»Игровая ситуация «Маленькие помощники». Подводить детей к пониманию, что нужно помогать родным людям и дарить им свою любовь; учить детей рассказывать о своей помощи в своей семье; развивать связную речь, Игра «Мой адрес…» Цель: формировать умение и знание детей называть свой домашний адрес, улицу города, номер дома, квартиры, телефона, этаж закрепить знание права на жильё, неприкосновенность жилища.Игра «Наш детский сад».Цель: закрепить знаний детей о детсаде, о работниках детсада. Какие обязанности они выполняют. Где находятся группа, музыкальный зал, и т.д. Закрепить умение ориентироваться по плану в пространстве. |
Апрель | Презентация «Путешествие по разноцветной земле». Познакомить детей с природой нашей страны, дать представление о лесе, его обитателях; воспитывать интерес к природе родной страны, любовь и бережное отношение к природе. Участие детей в подготовке мероприятия посвященного 12 апреля День космонавтикизаучивание стихотворений, тематических песен, сценок и т.д.; Разработка лэпбука«Космос»Творческая мастерская (рисование) и выставка работ детско-родительского творчества «Моя малая Родина-Краснодар»Цикл бесед о космосе (приложение) |
Май | Изготовление альбома «Мой родной город» (рисунки, фото)Тематические беседы. История праздников «1 мая: Праздник Весны и Труда; 9 мая: День ПобедыЗаучивание стихотворений, просмотр иллюстраций, чтение детской художественной литературы.Дидактическая игра «Собери герб нашего города». Цель: закреплять представление детей о гербе родного города, развивать умение выделять его характерные и отличительные признаки. |
Ежедневно в режимных моментах | Тематические ситуации общенияНаблюдение на прогулкеИгровая деятельность Развивающие игрыСитуации общения |
Работа с родителями воспитанников | Активное взаимодействие с родителями по обогащению РППС группы в рамках реализации проекта;участие в подготовке досугов и тематических утренников;участие родителей в подготовке выставкидетского-родительского творчества (рисунки, поделки)индивидуальные беседы «Растим патриотов»оформление тематических стендов для родителей по плану воспитательной работы в соответствии с Федеральной образовательной программой (календарь праздников). |
3 этап: заключительный
Продукты проекта
- изготовление альбома «Мой родной город Краснодар»
- презентация центра патриотического воспитания в группе
- выставка рисунков и поделок «Наше творчество»
- презентация опыта реализации проекта для сотрудников детского сада.

Вывод:
В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные формы работы как: беседы, тематические презентации, работа в центре патриотического воспитания (создание игр и пособий, макетов), игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию чувства гордости за свою малую родину и страну.
У детей появился интерес к самостоятельному поиску ответов в различных источниках информации, повысилась мотивационная составляющая: дети стали задавать больше вопросов, интересоваться познавательной литературой.
Практическая значимость проекта состоит в том, что его может использовать в своей работе любой творческий педагог, адаптировав его содержание к условиям своего ДОУ и возможности взаимодействия с социумом.
Таким образом, можно утверждать, что при создании определенных условий и использовании различных форм и методов работы, а также при включении в проект заинтересованных взрослых: педагогов и родителей возможно заложить основу для воспитания маленького патриота: формирования у детей потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.
Библиография:
- Федеральная образовательная программа дошкольного образования, утвержденная приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 года № 1028.
- Александрова Е.Ю., Гордеева Е. П., Постинкова М.П., Попова Г.П. Система патриотического воспитания в ДОУ – Волгоград, 2007г.
- Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ЦГЛ, 2005.
- Духовно-нравственное воспитание детей и родителей: содерж., методики, новые формы. Потаповская, О. // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 1
- Князева О. Л., Маханева Д. М. Приобщение к истокам Народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., и доп. – СПб.: Детство – Пресс, 1999.
- Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М,: ТЦ Сфера, 2009. (Синяя птица)
- Л.А. Кондрыкинская «Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду». -М.: ТЦ Сфера, 2010.
- Коломийченко Л.В. Концепция и программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников «Дорогою добра». -М.: ТЦ Сфера, 2015.
- Методический журнал для воспитателей дошкольных учреждений «Ребёнок в детском саду», ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника» выпуски разных лет сценарии праздников, конспекты занятий.
- Нравственное и трудовое воспитание дошкольников / Под ред. С.А. Козловой. – М., Слово, 2004. – 245с.
- Педагогические знания – родителям. Белоногова Г., Хитрова Л. // Дошкольное воспитание. – 2003. – №1.
- Патриотическое воспитание дошкольников. Сакавичене О. // Ребёнок в детском саду. – 2006. – №3. 27. Патриотическое воспитание. Кириллина М., Мельчина Л // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 5.
- Патриотическое воспитание. Шаламова Е. // Ребёнок в детском саду. – 2009. – №6.
- Шорыгина Т.А. Наша Родина – Россия. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2013. (Детям о самом важном)
- С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) под ред. Л.А. Кондрыкинской. –М.: ТЦ Сфера, 2005. (Серия «Вместе с детьми»)
- Ресурсы сети интернет.
Приложение

Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию

С раннего возраста дети активно познают мир, исследуя всё происходящее вокруг. Основным видом деятельности детей является игра, поэтому развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка. Одной из основных задач дидактической игры является развитие активной и интересной для детей игровой деятельности.
Дидактическая игра по нравственно-патриотическому воспитанию позволяет открыть комплекс разнообразной деятельности детей: мысли, чувства, переживания, сопереживания, поиски активных способов решения игровой задачи, подчинение их условиям и обстоятельствам игры, отношения детей в игре. Содержание дидактических игр знакомит с разными профессиями и дает представления о видах трудовой деятельности; формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметов окружающего мира; систематизирует и углубляет знания о Родине, о Родном крае, об Армии, о Защитниках отечества, об истории своей страны, ее традициях и обычаях; закрепляет знания детей о транспорте, правилах этикета, поведения в общественных местах.