Педагогический проект «Юный экономист»

Гришакина Юлия Фёдоровна – Воспитатель МБДОУ «Детский сад №4» г. Саров, Нижегородская область
Дата поступления работы: 27.04.24г.

Паспорт проекта
«Юный экономист»

Название проекта: «Юный экономист»
Разработчик проекта: Гришакина Юлия Фёдоровна.
Тип проекта:
По доминирующей в проекте деятельности: информационный, практико-ориентированный, игровой;
По содержанию: включает ребенка и семью;
По числу участников проекта: подготовительная группа №2, родители воспитанников, воспитатели группы;
По времени проведения: краткосрочный;
По характеру контактов: в рамках ДОУ
Сроки проведения: ноябрь 2023 г.

Описание проекта:
Проект по формированию основ финансовой грамотности у дошкольников разработан в целях формирования у детей 6-7 лет начальных представлений о финансовой составляющей жизнедеятельности современной семьи, понимания материальной стороны окружающего пространства.

Проект предусматривает тесный контакт между детьми, воспитателями и родителями дошкольников,  что облегчает восприятие детьми знаний о мало знакомой стороне окружающего мира.

Актуальность:
Современные дети с раннего детства, так или иначе, сталкиваются с экономическими вопросами. Они практически ежедневно слышат в семье, как родители обсуждают повышение зарплаты, рост цен в магазинах. Желание обладать дорогостоящей игрушкой, которую мама и папа не могут приобрести — также соприкосновение с миром финансов. Именно поэтому в дошкольной педагогике не так давно появилось инновационное направление — экономическое воспитание. Экономическое воспитание детей дошкольного возраста – это целенаправленный процесс формирования нравственно-экономических качеств личности, таких как бережливость, ответственность, деловитость, предприимчивость, а также получение знаний об экономической жизни людей, ориентированной на систему ценностей.

Проблема проекта:
Проблема низкой финансовой грамотности в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у дошкольников экономического сознания, культуры сбережения. Эта работа должна начинаться в детском саду – первом звене системы непрерывного образования.

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.

К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.

Цель и задачи проекта:

Цель: содействовать финансовому просвещению и воспитанию детей 6-7 лет.
Задачи:
1) Знакомить  детей с экономическими понятиями: «деньги», «цена», «доходы», «расходы», «семейный бюджет», «заработная плата» и т.д.
2) Воспитывать у детей финансовую культуру и овладение финансовой грамотностью.
3) Расширять и закреплять знания детей  о профессиях, о труде, его значении.
4) Подводить к пониманию и оцениванию окружающего предметного мира, как результата труда людей, уважать труд взрослых.
5) Повышать уровень мотивации к получению знаний в области финансовой грамотности через игровые средства обучения.

Ожидаемые результаты:
По окончанию проекта
дети:
• знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, интернет-магазин;
• знают российские деньги;
• знают несколько современных профессий, содержание их деятельности;
• бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для игр и занятий;
• проявляют интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают родители, как ведут хозяйство).

Родители:
• повышен интерес к совместной работе по формированию финансовой грамотности у детей 6-7 лет.

Воспитатели:
• оформление собственных методических разработок (обобщение опыта работы);
• повышение качества воспитательно – образовательного процесса;
• повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагога по теме самообразования;
• пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы.

Формы реализации проекта:

Этапы реализации проекта

1 этап:

  • Анализ проблемы: что уже есть и что нужно сделать;
  • Подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по выбранной тематике проекта;
  • Определение задач.

Составлен перспективный план с учетом возрастных особенностей детей и с постепенным усложнением познавательных задач. Разрабатываются и формируются картотеки развивающих игр, согласно тематики проекта. Подбирается материал, оборудование для успешной реализации проекта, изготавливаются пособия, согласно перспективного плана. Для сбора материала в групповой комнате отведено отдельное место. Весь материал располагается на полках стенки в групповой комнате. Дидактические и другие виды игр располагаются на нижней полке, поэтому всегда доступны для детских игр. На верхних полках располагается наглядный материал, подборки картинок, детская литература. Весь материал для педагогов: картотеки, конспекты и др. расположены внутри закрытых полок.

Работа с родителями:

  • Родительское собрание «Развитие умственных способностей дошкольников средствами занимательной математики»;
  • Проведение консультаций «Понятие «деньги» в понимании детей», «Финансовая грамотность и её роль в жизни ребёнка», «Взаимодействие педагогов и  родителей в решении задач экономического воспитания дошкольников»;
  • Деловая игра «Азбука финансов»;
  • Мастер-класс «По дорогам финансовой грамотности»
  • Индивидуальные беседы, обсуждение конкретных проблем, случаев.
  • Рекомендации по использованию дидактических игр на тему «Обучение детей 6-7 лет финансовым навыкам»
  • Совместное участие родителей с детьми в экономическом КВНе.

2 этап:
Основной (практический)

Реализация проекта:

  • занятия;
  • экскурсии с родителями в банк, магазин;
  • организация и проведение сюжетно ролевых игр: «Магазин», «Банк», «Супермаркет», «Сберкасса», «Рынок»;
  • дидактические игры;
  • развитие ППРС.

Основные блоки:

  • Труд и его продукт (товар).
  • Деньги и цена (стоимость).
  • Реклама (правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности).
  • Полезные экономические навыки и привычки в быту.

1 Блок:
Труд и его продукт (товар) Задачи блока:

  • Сформировать представления детей о содержании деятельности людей некоторых новых и известных профессий (предпочитая профессии родителей).
  • Учить детей уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги.
  • Поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым.
  • Стимулировать деятельность «по интересам», проявление творчества и изобретательности.

Проведены образовательные события: аппликация «Фабрика игрушек»,  рисование «Профессия моих родителей», «Мои добрые дела», просмотр обучающих видеороликов: «Путь от рук мастера, до покупателя», «Уроки тетушки Совы», презентации «Все профессии важны, все профессии нужны», виртуальная экскурсия «Наш город», дидактические игры: «Назови профессию», «Кому что нужно для работы», «Надо и хочу», сюжетно-ролевые игры: «Аптека», «Парикмахерская», «Строители», «Магазин», «Сбербанк», беседы «Моя любимая профессия», «Почему взрослые работают», «Сколько заработал, столько и купил», просмотр мультфильмов труд людей: «Теремок», «Морозко», «Петушок и бобовое зернышко», «Золушка», «Крошечка-Хаврошечка», товар: К. Чуковский «Федорино горе», потребности: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Жадная мельничиха», купля – продажа: «Мальчик с  пальчик», «Чудесная рубашка», понятия «деньги», «доходы», «расходы»: «Муха – цокотуха», «Приключения Буратино», «Волшебное кольцо», о свойствах и качествах предметов: «Три поросенка», профессии: С.В. Михалков «А что у вас?», пословицы и поговорки, обсуждение сказки К. Д. Ушинского «Два плуга», беседа с рассматриванием иллюстраций «Знакомство с феечкой Копеечкой», подвижная игра «Выбор профессии», занятие –беседа на тему: «Осенний день – год кормит», дидактическое упражнение «Заготовим на зиму фрукты, овощи», беседа  «Кто построил новый дом», дидактическая игра «Уважай чужой труд», дидактическая игра «Парочки-детский сад», рисование «Как я помогаю близким», дидактическое упражнение «Какие ошибки допустил художник?», беседа «Что ты сделала вчера дома и как, чтобы помочь маме, бабушке или папе?», беседа «Хлеб – всему голова», чтение и обсуждение рассказа Н. Носова «Заплатка», дидактическая игра «Идем в поликлинику», дидактическая игра «Цепочка ассоциаций».

2 Блок:
Деньги и цена (стоимость)

Задачи блока:

  • Познакомить детей с деньгами нашей страны и сформировать отношение к деньгам как к части культуры страны.
  • Воспитывать начала разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами, насущными потребностями семьи (воспитание разумного финансового поведения).
  • Дать представления о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей.

Проведены образовательные события: Беседы на темы «Какими были первые деньги», «Что такое деньги?», «Что такое цена?», «Откуда у  людей берутся деньги и на что они тратятся?», «Бюджет семьи», презентации:  «История денег», «Деньги разных стран», дидактические игры: «Что быстрее купят», «Доходы, расходы», сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Банк», конструирование: «Супермаркет», «Магазин», «Витрины магазина», чтение художественной литературы «Муха – цокотуха», «Лисичка со скалочкой», пословицы и поговорки о деньгах, пересказ сказки Братьев Гримм «Горшок каши», экономический КВН, чтение книги Э. Успенского и И. Агрона «Бизнес крокодила Гены», чтение с детьми произведений: Н.Носов «Незнайка на Луне», А.Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино», Г.Х.Андерсон «Новое платье короля», просмотр мультфильмов: С. Михалков «Как старик корову продавал», «Золотая антилопа», «Барбоскины и реклама», «Простоквашино. Клад», «Уроки тетушки Совы. Азбука денег», «Азбука финансовой грамотности со Смешариками».

3 Блок: Реклама
Задача блока:

  • Дать представления о рекламе, её назначении.

Проведены образовательные события: беседы: «Зачем нужна реклама», «Кем и где делается реклама», рассматривание рекламных буклетов, газет, листовок, просмотр мультфильма «Как старик корову продавал», сочиняем и рисуем рекламу «Любимая игрушка», тематическое занятие  «Путешествие в мир рекламы» , викторина «О какой сказке идет речь?»,  «Фантастическая реклама», «Реклама: правда и вымысел», сюжетно-ролевые игры «Супермаркет», «Магазин», «Витрины магазина», заучивание стихотворения из книг Э. Успенского и И. Агрона «О рекламе», рисование «Моя любимая реклама», игра-соревнование «Кто больше назовет примеров необычного применения вещей», викторина для детей «О какой сказке идет речь?», «Как нам может помочь реклама?».

4 Блок: Полезные экономические навыки и привычки в быту

Задачи блока:

  • Формировать представление о том, что к вещам надо относиться с уважением, поскольку они сделаны руками людей, в них вложен труд, старание, любовь.
  • Воспитывать у детей навыки и привычки культурного взаимодействия с окружающим миром, бережного отношения к вещам.
  • Воспитывать у детей способность делать осознанный выбор между удовлетворением сиюминутных и долгосрочных, материальных и духовных, эгоистических и альтруистических потребностей.

Проведены образовательные события:  рисование на темы: «Игрушки моих родителей», «Моя любимая игрушка», «Моя копилка», мастерская «Вторая жизнь моей игрушки», игра-эстафета «Хорошо — плохо», обсуждение рассказа Н. Носова «Заплатка», обсуждение сказки К.И. Чуковского «Федорино горе», обсуждение смысла пословиц и поговорок, беседа «Полезные экономические навыки и привычки в быту», ООД с элементами игры  «По страницам сказки «Цветик-семицветик», игра – спектакль «Денежкин домик», «Мульзал» из серии «Азбука денег тётушки Совы».

3 этап: Заключительный (результативный).
Презентация результатов:

  • экономический уголок в группе;
  • проведение интеллектуальной игры «Экономический КВН» (совместно с родителями).

Выводы – дети должны понять, что…

  • Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются.
  • Сначала зарабатываем – потом тратим: соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.
  • Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести .
  • Деньги любят счет (дети должны уметь считать деньги, например, сдачу в магазине, деньги, которые они могут потратить в магазине).
  • Финансы нужно планировать (приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде).
  • Твои деньги бывают объектом чужого интереса (дети должны знать элементарные правила финансовой безопасности).
  • Не все продается и покупается (дети должны понимать, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь).
  • Финансы – это интересно и увлекательно.

Полученный результат:

  • Дети дают объяснение смысла экономических понятий; проявляют устойчивый интерес к труду родителей, знают место работы родителей; имеют представления о современных профессиях;
  • В ходе образовательной деятельности у детей воспитывается ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам;
  • Дети осознанно относятся к выполнению трудовых действий; своевременно выполняют поручения.
Вам также может понравиться...
16204