Гришакина Юлия Фёдоровна – Воспитатель МБДОУ «Детский сад №4» г. Саров, Нижегородская область
Дата поступления работы: 27.04.24г.
Паспорт проекта
«Юный экономист»
Название проекта: «Юный экономист»
Разработчик проекта: Гришакина Юлия Фёдоровна.
Тип проекта:
По доминирующей в проекте деятельности: информационный, практико-ориентированный, игровой;
По содержанию: включает ребенка и семью;
По числу участников проекта: подготовительная группа №2, родители воспитанников, воспитатели группы;
По времени проведения: краткосрочный;
По характеру контактов: в рамках ДОУ
Сроки проведения: ноябрь 2023 г.
Описание проекта:
Проект по формированию основ финансовой грамотности у дошкольников разработан в целях формирования у детей 6-7 лет начальных представлений о финансовой составляющей жизнедеятельности современной семьи, понимания материальной стороны окружающего пространства.
Проект предусматривает тесный контакт между детьми, воспитателями и родителями дошкольников, что облегчает восприятие детьми знаний о мало знакомой стороне окружающего мира.
Актуальность:
Современные дети с раннего детства, так или иначе, сталкиваются с экономическими вопросами. Они практически ежедневно слышат в семье, как родители обсуждают повышение зарплаты, рост цен в магазинах. Желание обладать дорогостоящей игрушкой, которую мама и папа не могут приобрести — также соприкосновение с миром финансов. Именно поэтому в дошкольной педагогике не так давно появилось инновационное направление — экономическое воспитание. Экономическое воспитание детей дошкольного возраста – это целенаправленный процесс формирования нравственно-экономических качеств личности, таких как бережливость, ответственность, деловитость, предприимчивость, а также получение знаний об экономической жизни людей, ориентированной на систему ценностей.
Проблема проекта:
Проблема низкой финансовой грамотности в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у дошкольников экономического сознания, культуры сбережения. Эта работа должна начинаться в детском саду – первом звене системы непрерывного образования.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.
К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.
Цель и задачи проекта:
Цель: содействовать финансовому просвещению и воспитанию детей 6-7 лет.
Задачи:
1) Знакомить детей с экономическими понятиями: «деньги», «цена», «доходы», «расходы», «семейный бюджет», «заработная плата» и т.д.
2) Воспитывать у детей финансовую культуру и овладение финансовой грамотностью.
3) Расширять и закреплять знания детей о профессиях, о труде, его значении.
4) Подводить к пониманию и оцениванию окружающего предметного мира, как результата труда людей, уважать труд взрослых.
5) Повышать уровень мотивации к получению знаний в области финансовой грамотности через игровые средства обучения.
Ожидаемые результаты:
По окончанию проекта
дети:
• знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, интернет-магазин;
• знают российские деньги;
• знают несколько современных профессий, содержание их деятельности;
• бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для игр и занятий;
• проявляют интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают родители, как ведут хозяйство).
Родители:
• повышен интерес к совместной работе по формированию финансовой грамотности у детей 6-7 лет.
Воспитатели:
• оформление собственных методических разработок (обобщение опыта работы);
• повышение качества воспитательно – образовательного процесса;
• повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагога по теме самообразования;
• пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы.
Формы реализации проекта:
Этапы реализации проекта
1 этап:
- Анализ проблемы: что уже есть и что нужно сделать;
- Подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по выбранной тематике проекта;
- Определение задач.
Составлен перспективный план с учетом возрастных особенностей детей и с постепенным усложнением познавательных задач. Разрабатываются и формируются картотеки развивающих игр, согласно тематики проекта. Подбирается материал, оборудование для успешной реализации проекта, изготавливаются пособия, согласно перспективного плана. Для сбора материала в групповой комнате отведено отдельное место. Весь материал располагается на полках стенки в групповой комнате. Дидактические и другие виды игр располагаются на нижней полке, поэтому всегда доступны для детских игр. На верхних полках располагается наглядный материал, подборки картинок, детская литература. Весь материал для педагогов: картотеки, конспекты и др. расположены внутри закрытых полок.
Работа с родителями:
- Родительское собрание «Развитие умственных способностей дошкольников средствами занимательной математики»;
- Проведение консультаций «Понятие «деньги» в понимании детей», «Финансовая грамотность и её роль в жизни ребёнка», «Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач экономического воспитания дошкольников»;
- Деловая игра «Азбука финансов»;
- Мастер-класс «По дорогам финансовой грамотности»
- Индивидуальные беседы, обсуждение конкретных проблем, случаев.
- Рекомендации по использованию дидактических игр на тему «Обучение детей 6-7 лет финансовым навыкам»
- Совместное участие родителей с детьми в экономическом КВНе.
2 этап:
Основной (практический)
Реализация проекта:
- занятия;
- экскурсии с родителями в банк, магазин;
- организация и проведение сюжетно ролевых игр: «Магазин», «Банк», «Супермаркет», «Сберкасса», «Рынок»;
- дидактические игры;
- развитие ППРС.
Основные блоки:
- Труд и его продукт (товар).
- Деньги и цена (стоимость).
- Реклама (правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности).
- Полезные экономические навыки и привычки в быту.
1 Блок:
Труд и его продукт (товар) Задачи блока:
- Сформировать представления детей о содержании деятельности людей некоторых новых и известных профессий (предпочитая профессии родителей).
- Учить детей уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги.
- Поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым.
- Стимулировать деятельность «по интересам», проявление творчества и изобретательности.
Проведены образовательные события: аппликация «Фабрика игрушек», рисование «Профессия моих родителей», «Мои добрые дела», просмотр обучающих видеороликов: «Путь от рук мастера, до покупателя», «Уроки тетушки Совы», презентации «Все профессии важны, все профессии нужны», виртуальная экскурсия «Наш город», дидактические игры: «Назови профессию», «Кому что нужно для работы», «Надо и хочу», сюжетно-ролевые игры: «Аптека», «Парикмахерская», «Строители», «Магазин», «Сбербанк», беседы «Моя любимая профессия», «Почему взрослые работают», «Сколько заработал, столько и купил», просмотр мультфильмов труд людей: «Теремок», «Морозко», «Петушок и бобовое зернышко», «Золушка», «Крошечка-Хаврошечка», товар: К. Чуковский «Федорино горе», потребности: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Жадная мельничиха», купля – продажа: «Мальчик с пальчик», «Чудесная рубашка», понятия «деньги», «доходы», «расходы»: «Муха – цокотуха», «Приключения Буратино», «Волшебное кольцо», о свойствах и качествах предметов: «Три поросенка», профессии: С.В. Михалков «А что у вас?», пословицы и поговорки, обсуждение сказки К. Д. Ушинского «Два плуга», беседа с рассматриванием иллюстраций «Знакомство с феечкой Копеечкой», подвижная игра «Выбор профессии», занятие –беседа на тему: «Осенний день – год кормит», дидактическое упражнение «Заготовим на зиму фрукты, овощи», беседа «Кто построил новый дом», дидактическая игра «Уважай чужой труд», дидактическая игра «Парочки-детский сад», рисование «Как я помогаю близким», дидактическое упражнение «Какие ошибки допустил художник?», беседа «Что ты сделала вчера дома и как, чтобы помочь маме, бабушке или папе?», беседа «Хлеб – всему голова», чтение и обсуждение рассказа Н. Носова «Заплатка», дидактическая игра «Идем в поликлинику», дидактическая игра «Цепочка ассоциаций».
2 Блок:
Деньги и цена (стоимость)
Задачи блока:
- Познакомить детей с деньгами нашей страны и сформировать отношение к деньгам как к части культуры страны.
- Воспитывать начала разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами, насущными потребностями семьи (воспитание разумного финансового поведения).
- Дать представления о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей.
Проведены образовательные события: Беседы на темы «Какими были первые деньги», «Что такое деньги?», «Что такое цена?», «Откуда у людей берутся деньги и на что они тратятся?», «Бюджет семьи», презентации: «История денег», «Деньги разных стран», дидактические игры: «Что быстрее купят», «Доходы, расходы», сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Банк», конструирование: «Супермаркет», «Магазин», «Витрины магазина», чтение художественной литературы «Муха – цокотуха», «Лисичка со скалочкой», пословицы и поговорки о деньгах, пересказ сказки Братьев Гримм «Горшок каши», экономический КВН, чтение книги Э. Успенского и И. Агрона «Бизнес крокодила Гены», чтение с детьми произведений: Н.Носов «Незнайка на Луне», А.Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино», Г.Х.Андерсон «Новое платье короля», просмотр мультфильмов: С. Михалков «Как старик корову продавал», «Золотая антилопа», «Барбоскины и реклама», «Простоквашино. Клад», «Уроки тетушки Совы. Азбука денег», «Азбука финансовой грамотности со Смешариками».
3 Блок: Реклама
Задача блока:
- Дать представления о рекламе, её назначении.
Проведены образовательные события: беседы: «Зачем нужна реклама», «Кем и где делается реклама», рассматривание рекламных буклетов, газет, листовок, просмотр мультфильма «Как старик корову продавал», сочиняем и рисуем рекламу «Любимая игрушка», тематическое занятие «Путешествие в мир рекламы» , викторина «О какой сказке идет речь?», «Фантастическая реклама», «Реклама: правда и вымысел», сюжетно-ролевые игры «Супермаркет», «Магазин», «Витрины магазина», заучивание стихотворения из книг Э. Успенского и И. Агрона «О рекламе», рисование «Моя любимая реклама», игра-соревнование «Кто больше назовет примеров необычного применения вещей», викторина для детей «О какой сказке идет речь?», «Как нам может помочь реклама?».
4 Блок: Полезные экономические навыки и привычки в быту
Задачи блока:
- Формировать представление о том, что к вещам надо относиться с уважением, поскольку они сделаны руками людей, в них вложен труд, старание, любовь.
- Воспитывать у детей навыки и привычки культурного взаимодействия с окружающим миром, бережного отношения к вещам.
- Воспитывать у детей способность делать осознанный выбор между удовлетворением сиюминутных и долгосрочных, материальных и духовных, эгоистических и альтруистических потребностей.
Проведены образовательные события: рисование на темы: «Игрушки моих родителей», «Моя любимая игрушка», «Моя копилка», мастерская «Вторая жизнь моей игрушки», игра-эстафета «Хорошо — плохо», обсуждение рассказа Н. Носова «Заплатка», обсуждение сказки К.И. Чуковского «Федорино горе», обсуждение смысла пословиц и поговорок, беседа «Полезные экономические навыки и привычки в быту», ООД с элементами игры «По страницам сказки «Цветик-семицветик», игра – спектакль «Денежкин домик», «Мульзал» из серии «Азбука денег тётушки Совы».
3 этап: Заключительный (результативный).
Презентация результатов:
- экономический уголок в группе;
- проведение интеллектуальной игры «Экономический КВН» (совместно с родителями).
Выводы – дети должны понять, что…
- Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются.
- Сначала зарабатываем – потом тратим: соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.
- Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести .
- Деньги любят счет (дети должны уметь считать деньги, например, сдачу в магазине, деньги, которые они могут потратить в магазине).
- Финансы нужно планировать (приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде).
- Твои деньги бывают объектом чужого интереса (дети должны знать элементарные правила финансовой безопасности).
- Не все продается и покупается (дети должны понимать, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь).
- Финансы – это интересно и увлекательно.
Полученный результат:
- Дети дают объяснение смысла экономических понятий; проявляют устойчивый интерес к труду родителей, знают место работы родителей; имеют представления о современных профессиях;
- В ходе образовательной деятельности у детей воспитывается ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам;
- Дети осознанно относятся к выполнению трудовых действий; своевременно выполняют поручения.