Владимирова Жанна Валерьевна – Воспитатель МБДОУ «Детский сад №184 «Калейдоскоп» г. Чебоксары Чувашская Республика
Дата поступления работы: 15.05.2023г.
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
«По дорогам сказок»
Тема: Сказка как средство нравственного воспитания
детей старшего дошкольного возраста

Содержание
1. Паспорт проекта………………………………………………………
2. Актуальность (проблема)…………………………………………….
3. Анализ внешней и внутренней среды……………………………….
4. Цели и задачи проекта………………………………………………..
5. Участники и их роль в реализации проекта…………………………
6. Ресурсы проекта………………………………………………………
7. Механизм реализации проекта………………………………………
8. План реализации проекта…………………………………………….
9. Ожидаемые результаты. Критерии оценки эффективности……….
10. Перспективы дальнейшего развития проекта………………………
Список литературы………………………………………………………..
Приложения………………………………………………………………..
1. ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Таблица 1 – Паспорт проекта
Название проекта | «По дорогам сказок» |
Тема проекта | Сказка как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста |
Автор проекта | Владимирова Жанна Валерьевна, ДПО-19 |
Место реализации проекта | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №184 «Калейдоскоп» города Чебоксары Чувашской Республики |
Проблема, на решение которой направлен проект | Недостаточный уровень сформированности нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста |
Цель проекта | Формирование нравственных чувств (представлений) у детей старшего дошкольного возраста посредством сказок |
Задачи проекта | -Совершенствовать нравственные качества, формировать простейшие качества нравственного поведения через сказки: помогать усвоению детьми нравственных категорий (добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простота – хитрость) и правил доброй совестливой жизни.- Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе.- Развивать умение внимательно слушать произведения художественной литературы, анализировать поступки сказочных героев.- Взаимодействовать с родителями по воспитанию детей дошкольного возраста средствами народных сказок. |
Участники проекта | Педагоги, дети, родители |
Сроки реализации проекта | 21.10.2019 – 21.05.2020 (долгосрочный) |
Ожидаемые результаты | – У детей сформированы простейшие качества нравственного поведения: позитивное отношение ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе.-У детей удалось развить интерес к художественной литературе, желание внимательно слушать сказки и пытаться понимать их смысл. Дети предлагают для прочтения народные сказки, выбирают книги для общего прослушивания в домашней библиотеке, просят читать (рассказывать) сказку несколько раз.- У детей сформированы нравственные качества, такие как доброжелательность, вежливость, ответственность, отзывчивость, забота, уступчивость.-Дети научились анализировать поступки сказочных героев, отличать хорошие от плохих, высказывать свои мысли вслух.- Родители активно взаимодействуют с ДОУ при формировании нравственных качеств у детей, понимают потенциал народных сказок в формировании личности подрастающего поколения и используют их в воспитании своих детей. |
2. АКТУАЛЬНОСТЬ (ПРОБЛЕМА)
Нравственное воспитание детей дошкольного возраста является приоритетным направлением работы в настоящее время. Современный мир, это мир прогрессивных технологий, модернизации, глобализации, стремления к новому, неизведанному. Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. Преодоление отчуждения человека от его подлинной сущности, формирование духовно развитой личности в процессе исторического развития общества не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся, на каждом историческом этапе новых возможностей для духовно-нравственного совершенствования человека.
Однако наличие объективных условий само по себе еще не решает задачу формирования развитой личности. В современном обществе возрастает потребность в высокообразованных и нравственно воспитанных людях, способных вникать в сущность экономических, социальных проблем и самостоятельно решать их. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в настоящее время в России, заставляют нас размышлять о ее молодежи. Настроения недоверия, равнодушие друг к другу, социальная апатия особенно остро проявляются в молодежной среде. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности.
Поэтому, начиная с дошкольного возраста, необходимо формировать у подрастающего поколения духовность и культуру взаимоотношений, в основе которых заложены общечеловеческие нравственные принципы. Актуальность проблемы нравственного воспитания дошкольников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:
– во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и личностными качествами;
– во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности;
– в-третьих, само по себе обучение не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность- это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку;
– в-четвертых, вооружение нравственными представлениями важно и потому, что они не только информируют ребёнка о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Вышеизложенное позволяет утверждать, что необходима организация систематического, базирующегося на знании и учете объективных закономерностей развития личности процесса воспитания, который служит необходимой и всеобщей формой этого развития.
На мой взгляд, одним из средств создания положительных нравственных представлений детей, установления более тесных контактов между взрослыми и детьми в семье и в детском саду является сказка. Сказка входит в жизнь ребёнка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь (в детстве он слушает сказки, а в старости рассказывает их другим). Герои сказок, а вернее их поступки передаются в жизнь ребенка, это помогает ему в дальнейшем контактировать с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка. Сказка является первым шагом в познании с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Возможности сказки безграничны для гармонизации эмоциональной сферы и коррекции поведения ребенка дошкольного возраста. Сказки оказывают сильнейшее влияние на процесс выковывания нравственных представлений, образовывает реальные психологические обстоятельства для формирования общественной адаптации ребенка.
Понятие о нравственности, нормы и правила поведения, заложенные в ярких образах сказки, способствуют становлению нравственных представлений. В процессе работы со сказкой дети постигают азы духовной культуры своего народа. На формирование нравственных представлений в дошкольном возрасте направлены воспитательные возможности сказки. Однако в практике использования сказок в нравственном воспитании дошкольников есть немало нерешенных проблем: нет системы работы по эффективному использованию сказок в формировании нравственных качеств, моральной устойчивости личности дошкольника; не выявлены педагогические условия эффективного использования сказок в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста.
Именно, поэтому, меня заинтересовала проблема недостаточного уровня сформированности нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
3. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ
Анализ внешней среды
Россия в данное время переживает один из сложных исторических периодов. И максимальная опасность нашего, общества, сегодня заключена не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Сейчас материальные. ценности главенствуют над. нравственными, и детям, исковерканы представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности. и патриотизме. Детей отличает агрессивное поведение, эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Современное российское общество как никогда остро переживает кризис нравственных идеалов. Именно поэтому задача нравственного воспитания вырастающего поколения имеет особую значимость. Среди несовершеннолетних значительный уровень преступности определен общим ростом враждебности и насилия в обществе.
Дошкольный возраст. самый чувствительный. из всех возрастных периодов, именно в это время закладываются. основы человеческой личности, ее нравственные и культурные ценности.
Нравственное воспитание-это формирование. ценного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, слаженное развитие человека, оно содержит в себе воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, которые способны придать высший смысл делам и мыслям человека. Человечество само заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, потому что просто, невозможно не только его развитие, но и само существование. Сохранение этого, опыта во многом зависит, от системы воспитания и образования, которая, в свою очередь, складывается с учетом особенностей миропонимания и социально-культурного развития данного общества. Общество передает свои знания умения и навыки подрастающему поколению, а это значит, что передача знаний идет из поколения в поколения, накапливая опыт, человек становится мудрее, образованнее, и, исходя из этих факторов, следующее поколение должно быть всегда развито, чем предыдущее.
Нравственное становление нового поколения, подготовка детей и молодежи к самостоятельной жизни — это значимое условие для развития России. Разрешение проблем нравственного воспитания требует поиска наиболее результативных путей или переосмысления уже известных. В данной работе радикальным средством в воспитании моральных качеств личности дошкольников является сказка.
В течение многих времен сказка открывала и открывает ребенку дорогу в мир. Только начав постигать, самого себя, ребенок понимает окружающее, постигает законы общения, определяет различие между «хорошо» и «плохо» именно через сказку.
Русская педагогика, еще более ста лет назад заявляла о сказках не только как о воспитательном и образовательном, материале, но и как о педагогическом средстве, методе. Сказки представляют, богатейший материал для нравственного воспитания детей. Неспроста они составляют, часть текстов, на которых дети изучают многообразие мира.
С точки зрения процесса, воспитания, сказка приобретает художественную форму, эстетически разворачивает для ребенка, правила жизни человека, возрождает любознательность и интерес к огромному миру, учит наслаждаться и восхищаться искусством. Если пренебречь этим — значит лишиться прочной основы развития личности вступающего в жизнь человека.
Великий русский, педагог К. Д. Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что он включил их в свою педагогическую систему. Педагог считал, что простота и непосредственность, народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. К.Д. Ушинский, разработал вопрос о педагогическом значении сказок и их психологическом воздействии на ребенка. [29 стр. 24-29]. В. А. Сухомлинский теоретически обосновал и подтвердил практикой, что «сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых невозможно благородство души, сердца, открытого для всех человека несчастье, горе, страдание. Именно благодаря сказке, ребенок познает мир не только умом, но и сердцем». По его словам, «Сказка о благодати и незаменимый источник воспитания любви к Родине».
Первые сказки мы читаем и рассказываем нашим детям «Теремок», «Репа», «Золотое яйцо», учим детей защищать свой дом, свои границы, умение жить вместе, защищать жизнь. Надо проверить
Сказки, и былины о храбром, богатыре Илье Муромце, Добрыне Никитиче учат детей любить и уважать свой народ, с честью выходить из сложнейших ситуаций, преодолевать трудности.
Рассматривая теоретические аспекты нравственного воспитания и формирования нравственной культуры в сказках, мы пришли к выводу, что проблема нравственного воспитания личности существует давно и в этой области сделано немало открытий. Педагогический процесс нравственного развития есть организация детей на преодоление, разрешение жизненных противоречий, проблем, выборов, конфликтов и столкновений. В бесконечном потоке нравственных выборов между желанием и долгом, добром и злом, состраданием и жестокостью, любовью и ненавистью, правдой и ложью, эгоизмом и коллективизмом формируются черты характера, нравственные качества.
На протяжении всего дошкольного возраста мы стараемся учить детей слушать, воспринимать и понимать сказку. Работа будет эффективной, если при использовании сказки в нравственном воспитании мы так же будем опираться еще и на принцип вариативности, учитывая возрастные особенности. Усилия воспитателя должны сосредотачиваться на умелом разрешении противоречий вместе с детьми и развитии у них в этом процессе нравственного чувства, сознания, привычек, нравственного воспитания.
Анализ внутренней среды
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 184 «Калейдоскоп» города Чебоксары Чувашской Республики функционирует с 25 декабря 2014 года.
В Детском саду сформирована 1 группа коррекционной направленности для детей с тяжелым нарушением речи и 13 групп общеразвивающей направленности, среди которых одна группа кратковременного пребывания методом погружения. Группы распределяются по возрастам в количестве:
– 3 группы II раннего возраста (из них 1 группа ГКП)
– 2 группы младшего дошкольного возраста
– 2 группы среднего дошкольного возраста
– 1 группы старшего дошкольного возраста
– 5 подготовительных к школе групп (из них 1 группа с детьми с ОВЗ).
Дошкольное учреждение на 100 % укомплектовано педагогическими кадрами согласно штатному расписанию. Всего работают 28 человек. Педагогический коллектив ДОУ насчитывает 9 специалистов.
Одним из условий эффективной работы детского сада является своевременное повышение квалификации.
Качественный состав кадров за 2019-2020 учебный год:
По образованию

Рис. 1. Качественный и количественный состав кадров за
2019-2020 учебный год
Вывод: три педагога получают высшее педагогическое образование, три педагога получают среднее специальное педагогическое образование; прошли аттестацию и получили 1 категорию – 5 человек, прошли аттестацию на соответствие с занимаемой должностью – 12 человек, прошли курсы повышения квалификации – 7 человек, прошли курсы переподготовки – 6 человек, 5 педагогов проходят обучение в ВУЗах по педагогическим специальностям.
Образовательная деятельность в Детском саду организована в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в действующей редакции, ФГОС дошкольного образования, СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» в действующей редакции.
Образовательная деятельность ведется на основании утвержденной Основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 184 «Калейдоскоп» г. Чебоксары, которая составлена в соответствии с ФГОС дошкольного образования, с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования, санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, с учетом недельной нагрузки.
Воспитательно – образовательная работа строится с учетом индивидуальных особенностей детей, с использованием разнообразных форм и методов, в тесной взаимосвязи воспитателей, специалистов и родителей. Воспитатели используют в образовательном процессе современные образовательные технологии. Такие как:
– здоровьесберегающие технологии;
– технологии проблемного обучения;
– игровые технологии;
– метод проектов, развитие исследовательских умений.
Функционирование и развитие образовательной сферы во многом обеспечивается ее стабильным финансированием, состоянием материально-технической базы образовательного учреждения. Материально-технические и медико-социальные условия пребывания детей в ДОУ соответствуют требованиям СанПиН: водоснабжение, канализация, отопление находятся в удовлетворительном состоянии.
Развивающая предметно-пространственная среда детского сада, в соответствии с ФГОС, содержательно насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная. Предметно-развивающая среда организована с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей каждой возрастной группы.
Материально – техническая база ДОУ в удовлетворительном состоянии. Групповые и остальные помещения ДОУ оснащены всем необходимым. Предметно-пространственная среда соответствует ФГОС на 70%. Детскому саду требуется трансформируемая мебель, ширмы.
Вывод: В настоящее время в МБДОУ на основе материально-технического оснащения создаются условия, позволяющие педагогам качественно повысить уровень образования на основе использования информационно-коммуникационных технологий.
Для выявления уровня сформированности нравственных качеств дошкольников нами были использованы такие методики как:
Методика «Закончи историю»
Цель. Изучение осознания детьми таких нравственных качеств, как: доброта – злость; щедрость – жадность; трудолюбие – лень; правдивость – лживость.
Для изучения нравственного осознания были выбраны именно эти понятия, так как с ними детей знакомят в дошкольном возрасте и выполнение этих нравственных норм чаще всего от них требуют. Другими словами, эти нравственные качества наиболее знакомы и доступны для понимания детей уже в дошкольном возрасте.
-История первая. У девочки из корзинки на дорогу рассыпались игрушки. Рядом стоял мальчик. Он подошел к девочке и сказал…
Что сказал мальчик? Почему? Как поступил мальчик? Почему?
-История вторая. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. К ней подошла ее младшая сестра. Вера и сказала: “Я тоже хочу поиграть с этой куклой”. Тогда Катя ответила…
Что ответила Катя? Почему? Как поступила Катя? Почему?
-История третья. Дети строили город. Ольга не хотела играть, она стояла рядом и смотрела, как играют другие. К детям подошла воспитательница и сказала: “Мы сейчас будем завтракать. Пора складывать кубики в коробку. Попросите Ольгу помочь вам”. Тогда Ольга ответила…Что ответила Ольга? Почему? Как поступила Ольга? Почему?
-История четвертая. Петр и Владимир играли вместе и сломали красивую, дорогую игрушку. Пришел папа и спросил: “Кто сломал игрушку?” Тогда. Петя ответил…
Что ответил Петр? Почему? Как поступил Петр? Почему?
Критерии оценки уровня развития детей:
1. Заинтересованно слушает сказку, но не может оценить поступки героев.
2. Активно пользуется средствами выразительности и образности речи, употребляет пословицы, присказки, оценивает поведение героев как положительное или отрицательное (правильное или неправильное, хорошее или плохое), но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует.
3. Умеет разыгрывать сценки по знакомым сказкам, с использованием кукол знакомых видов театров, элементов костюмов, декораций. Ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку.
4. Умеет определять жанровые особенности сказки, узнаёт знакомые сказки по прочитанному отрывку, иллюстрациям разных художников.
5. Знает художников – иллюстраторов (1-2) и узнаёт их иллюстрации.
6. Умеет отобразить на бумаге, в лепке и других изобразительных средствах героя сказки, или воображаемого героя; ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку.
Оценка уровня развития:
1 балл – большинство компонентов недостаточно развиты;
2 балла – отдельные компоненты не развиты;
3 балла – соответствует возрасту;
4 балла – высокий.
Методика «Сюжетные картинки».
Цель. Изучение эмоционального отношения к тем же нравственным качествам, что и в предыдущей методике.
Ребенок должен дать моральную оценку изображенным действиям, что позволяет выявить отношение детей к этим стандартам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т. д.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т. д.) аморальный.
Проводящая техника. Исследование проводится индивидуально. Ребенку говорят: «поставить картинки так, чтобы с одной стороны были те, на которых нарисованы хорошие поступки, а другая плохая. Скажите мне и объясните, куда вы поместите каждую картинку и почему».
Обработка результатов.
1 балл – ребенок неправильно раскладывает иллюстрации (в одной пачке оказываются картинки с изображением, как позитивных поступков, так и негативных), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.
2 балла – ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны.
3 балла – правильно раскладывая картинки, ребенок обосновывает свои действия; эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.
4 балла – ребенок обосновывает свой выбор (возможно, называет моральную норму); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции и т.д.
По результатам диагностики дети испытывают трудности в распознавании сказочных персонажей на иллюстрациях, малоизвестных сказках. Большинство детей во многом имеют низкий балл. Дети знают о таких нравственных качествах как: доброта – злость, щедрость – жадность, трудолюби℮ – лень, правдивость – лживость. Они правильно оценивают пов℮д℮ни℮ детей, называют нравственную норму, но формирование℮ моральных качеств у дошкольников на низком уровне.

Рис.1 Уровень сформированности нравственных качеств.
Поэтому, видя результаты, мы делаем вывод, что необходимо работать над развитием нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
4. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Цель: Формирование нравственных чувств (представлений) у детей старшего дошкольного возраста посредством сказок.
Задачи:
1. Совершенствовать нравственные качества, формировать простейшие качества нравственного поведения через сказки: помогать усвоению детьми нравственных категорий (добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простота – хитрость) и правил доброй совестливой жизни.
2. Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе.
3. Развивать умение внимательно слушать произведения художественной литературы, анализировать поступки сказочных героев.
4. Взаимодействовать с родителями по воспитанию детей дошкольного возраста средствами народных сказок.
5. УЧАСТНИКИ И ИХ РОЛЬ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Таблица 2 – Участники и их роль в реализации проекта
Участник | Роль в реализации проекта |
Воспитатель | Руководство по разработке и реализации проекта. Оказание методической помощи в реализации проекта. Формирует нравственные качества детей в ходе проведения подвижных, дидактических игр, игр-ситуаций, игр-драматизаций, бесед, чтения художественной литературы. |
Дети старшей группы | Активные участники проекта. Дети формируют нравственные качества, активно участвуя в подвижных и дидактических играх, играх-ситуациях, играх-драматизациях, в беседе, слушают художественную литературу, закрепляют освоенные нравственные качества дома. |
Родители воспитанников | Взаимодействуют, сотрудничают с педагогами при организации мероприятий, запланированных в рамках реализации проекта. Формируют нравственные качества у детей дома. |
6. РЕСУРСЫ ПРОЕКТА
Для реализации данного проекта в ДОУ имеются следующие необходимые условия:
Нормативно-правовые ресурсы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. ФГОС ДО(Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»).
3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013г. №26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
4. «Концепции развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г.».
5. Программа «Десятилетие детства».
Программно-методическое обеспечение:
Основная образовательная программа дошкольного образования.
Методическое обеспечение:
Проектная деятельность в детском саду: метод.пособие / авт.-сост. Н.А. Васильева.-Чебоксары: ГАПОУ ЧР «ЧПК» Минобразования Чувашии, 2017.- 200 с.
Кадровые ресурсы:
Воспитатель
Материально-технические ресурсы:
– наглядные пособия (плакаты, иллюстрации для дидактических игр, картинки-алгоритмы); сюжетные картинки, предметные картинки, иллюстрации из книг.
– познавательная литература по данной теме,
-картотеки потешек, стихов по формированию нравственных качеств.
– дидактические игры,
– игровые атрибуты.
Информационные ресурсы:
– информационные стенды для родителей,
– сайт ДОУ.
7. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Таблица 3 – Механизм реализации проекта
Подготовительный этап | Основной этап | Заключительный этап |
Работа воспитателяПодбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи).Подбор дидактических и подвижных игр.Подбор художественной литературы по теме.Подбор информации для родителей по формированию нравственных качеств у детей.Работа с детьмиДиагностика уровня сформированности нравственных качеств у детей.Работа с родителямиАнкетирование родителей (определение уровня сформированности нравственных качеств у детей). | Работа с детьмиЧтение литературы с детьми.Знакомство детей с картинками-алгоритмами.Проведение бесед с детьми.Проведение игр-драматизаций.Рассматривание иллюстраций.Проведение дидактических упражнений.Проведение подвижных и дидактических игр по формированию нравственных качеств у детей. Проведение тематического родительского собрания «Семейное чтение как средство нравственного становления личности ребёнка»Работа с родителямиКонсультации для родителей. | Работа с детьмиДиагностика уровня сформированности нравственных качеств у детей.Оформление выставок поделок и рисунков «В гостях у сказки».Развлечение «В гостях у сказки».Работа с родителямиАнкетирование родителей. |
8. ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Таблица 5 – План реализации проекта
Этап | Наименование мероприятия | Место проведения | Срок | Ответственные |
Подготовительный | Подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи) | Методический кабинет | 2 неделя | Воспитатель |
Подбор информации для родителей по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста. | Методический кабинет | 3 неделя | Воспитатель | |
Подготовка и оснащение предметно-пространственной среды(центр «Театральная студия», в котором находятся различные виды театров, костюмы, маски, инструменты для музыкального сопровождения драматизаций, центр «Художественная литература») | Групповая комната | 1-4 неделя | Воспитатель | |
Подбор дидактических игр и упражнений | Методический кабинет | 4 неделя | Воспитатель | |
Оформление и пополнение книжного уголка сказками разных жанров. | Групповая комната | 1 неделя | Воспитатель | |
Диагностика уровня сформированности нравственных качеств у детей (Приложение 1). | Групповая комната | 2 неделя | Воспитатель | |
Анкетирование родителей (определение уровня сформированности нравственных качеств у детей) (Приложение 2). | Групповая комната | 3 неделя | Воспитатель | |
Основной | Консультация для родителей: «Сказкотерапия для детей»(Приложение 3) | Групповая комната | 4 неделя | Воспитатель |
Рисование иллюстраций к сказкам детьми. Лепка героев и сюжетов сказок.Аппликации, ручной труд из природного и бросового материалов, конструирование из бумаги по мотивам сказок. | Групповая комната | 1 неделя | Воспитатель | |
Разучивание присказок, поговорок, пословиц, небылиц, зачинов и концовки сказок. Инсценировки сказок, игры – драматизации. | Групповая комната | 2 неделя | Воспитатель | |
Дидактическая игра «Разложи пазл» | Групповая комната | 3 неделя | Воспитатель | |
Диагностическая ситуация «Разложи игрушки» | Групповая комната | 2 неделя | Воспитатель | |
Организация мини – музея «Сказки моего детства» | Групповая комната | 3 неделя | Воспитатель | |
Беседа с детьми «Что такое доброта?» | Групповая комната | 4 неделя | Воспитатель | |
Выставка детских работ«По дорогам сказок» | Групповая комната | 1 неделя | Воспитатель | |
Игра –тренинг «Волшебный цветок добра» | Групповая комната | 2 неделя | Воспитатель | |
Проведение подвижныхигр:«Круговые жмурки», «Обегикруг» и др. | Групповая комната | 3 неделя | Воспитатель | |
Беседа «Что такое милосердие?» | Групповая комната | 3 неделя | Воспитатель | |
Дидактические игры «Маша и Медведь», «Красная шапочка», «Корзинки для козлят» | Групповая комната | 4 неделя | Воспитатель | |
Подвижная игра «Иголка, нитка, узелок» | Групповая комната | 1 неделя | Воспитатель | |
Участие родителей в выставке«В гостях у сказки» | Групповая комната | 4 неделя | Воспитатель | |
КВН по сказкам (Приложение 4) | Групповая комната | 3 неделя | Воспитатель | |
Рисование героев сказки.Раскрашивание шаблонагероев русских народныхсказок, былин, | Групповая комната | 2-4 неделя | Воспитатель | |
Прослушивание аудио диска. | Групповая комната | 1 неделя | Воспитатель | |
Чтение сказок | Групповая комната | 1-4 неделя | Воспитатель | |
Спектакль по мотивам русских народных сказок | Групповая комната | 3 неделя | Воспитатель | |
Заключительный | Анкетирование родителей (определение уровня сформированности нравственных качеств у детей) | Групповая комната | 4 неделя | Воспитатель |
Диагностика уровня сформированности нравственных качеств у детей | Групповая комната | 4 неделя | Воспитатель | |
Оформление стенгазеты«Наши любимые сказки» | Групповая комната | 4 неделя | Воспитатель | |
Оформление выставок поделок и рисунков «В гостях у сказки». | Групповая комната | 4 неделя | Воспитатель |
9. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ
Ожидаемые результаты:
1. У детей сформированы простейшие качества нравственного поведения: позитивное отношение ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе.
2. У детей удалось развить интерес к художественной литературе, желание внимательно слушать сказки и пытаться понимать их смысл. Дети предлагают для прочтения народные сказки, выбирают книги для общего прослушивания в домашней библиотеке, просят читать (рассказывать) сказку несколько раз.
3. У детей сформированы нравственные качества, такие как доброжелательность, вежливость, ответственность, отзывчивость, забота, уступчивость.
4. Дети научились анализировать поступки сказочных героев, отличать хорошие от плохих, высказывать свои мысли вслух.
5. Родители активно взаимодействуют с ДОУ при формировании нравственных качеств у детей, понимают потенциал народных сказок в формировании личности подрастающего поколения и используют их в воспитании своих детей.
Критерии оценки эффективности:
1. Достижение цели проекта и выполнение поставленных задач.
2. Соблюдение механизма реализации проекта и полное выполнение плана мероприятий, описанных в плане реализации проекта.
3. Достижение ожидаемых результатов.
4. Повышение уровня сформированности нравственных качеств у детей.
10. ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА
В результате реализации проекта качественно изменится работа педагогов, которые смогут эффективно решать задачи воспитания и обучения по формированию нравственных представлений посредством сказки с детьми дошкольного возраста и во взаимодействии детского сада и семьи. Разработка методического материала позволит педагогам дошкольных организаций более эффективно организовать образовательную деятельность в данном направлении. Перспектива проекта состоит в дальнейшей активизации всех участников образовательного процесса по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста. Работа с детьми по формированию нравственных качеств, посредством сказок должна продолжаться.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Арутюнов, С.А. Культуры, традиции и их развитие и взаимодействие / С.А. Арутюнов. – Люистон: Изд-во Эдвин Меллен Пресс, 2012. – 386 с.
2. Аникин В. П., Русская народная сказка. Москва ―Просвещение, 1977 г.
3. Бгуашева, З.К. К проблеме приобщения детей дошкольного возраста к национальной культуре / З.К. Бгуашева // Вестник Адыгейского государственного университета. – № 3, 2006. – С. 129-131.
4. Бельский В.Ю. К.Д. Ушинский о национальном характере воспитания / В.Ю. Бельский // Социально-гуманитарные знания. – 2003. – №6. – С. 203-213.
5. Березина, Т.А. Как знакомить старших дошкольников с историей родной страны / Т.А. Березина // Детский сад: Теория и практика. – № 9, 2011. – С. 16-23.
6. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – СПб.: Питер, 2008. – 400 с.
7. Бударина, О.Н. Знакомство детей с русским народным творчеством: Методическое пособие / О.Н. Бударина. – М.: Детство, 2008. – 400 с.
8. Веракса Н. Е. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования /под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и перераб. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 368 с.
9. Капшук, О.Н. Русские праздники и обряды / О.Н. Капшук. – Ростов-на-Дону: Издательство Феникс, 2008. – 294 с.
10. Кондрыкинская Л.А. Нравственное воспитание дошкольников. – М.:ТЦ Сфера, 2010.-160с.
11. Короткова, Л. Д. Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами авторской сказки / Л.Д. Короткова. – М.: Перспектива, 2011. – 136 c.
12. Нравственное воспитание в детском саду / Под ред.В.Г. Н℮чаевой. – М.: Сфера, 2002. – с.185
13. Попова, Е.И. Формирование представлений о родном государстве у детей старшего дошкольного возраста / Е.И. Попова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 3 (март). – С. 66–70.
14. Поштарѐва, Т.В. Формирование этнокультурной компетентности / Т.В. Поштарева // Педагогика. – 2005. – № 3. – С. 35-42.
15. Проектная деятельность в детском саду: метод.пособие / авт.-сост. Н.А. Васильева. – Чебоксары: ГАПОУ ЧР «ЧПК» Минобразования Чувашии, 2017. – 200 с.
16. Феоктистова Т.К., Шестякова Н.П. Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников.
17. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой, М.: АСТ, 2000 г.
18. ФГОС ДО (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования») [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70412244.
19. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_140174
20. Фокина С.Д. Начало нравственности // Начальная школа. – 2016. – № 5 – 6. – С.3-4
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Описание диагностических методов и методик
для определения уровней сформированности нравственных качеств
Методика «Закончи историю»
Цель. Изучение осознания детьми таких нравственных качеств, как: доброта – злость; щедрость – жадность; трудолюбие – лень; правдивость – лживость.
Для изучения нравственного осознания были выбраны именно эти понятия, так как с ними детей знакомят в дошкольном возрасте и выполнение этих нравственных норм чаще всего от них требуют. Другими словами, эти нравственные качества наиболее знакомы и доступны для понимания детей уже в дошкольном возрасте.
-История первая. У девочки из корзинки на дорогу рассыпались игрушки. Рядом стоял мальчик. Он подошел к девочке и сказал…
Что сказал мальчик? Почему? Как поступил мальчик? Почему?
-История вторая. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. К ней подошла ее младшая сестра. Вера и сказала: “Я тоже хочу поиграть с этой куклой”. Тогда Катя ответила…
Что ответила Катя? Почему? Как поступила Катя? Почему?
-История третья. Дети строили город. Ольга не хотела играть, она стояла рядом и смотрела, как играют другие. К детям подошла воспитательница и сказала: “Мы сейчас будем завтракать. Пора складывать кубики в коробку. Попросите Ольгу помочь вам”. Тогда Ольга ответила…Что ответила Ольга? Почему? Как поступила Ольга? Почему?
-История четвертая. Петр и Владимир играли вместе и сломали красивую, дорогую игрушку. Пришел папа и спросил: “Кто сломал игрушку?” Тогда. Петя ответил…
Что ответил Петр? Почему? Как поступил Петр? Почему?
Критерии оценки уровня развития детей:
1. Заинтересованно слушает сказку, но не может оценить поступки героев.
2. Активно пользуется средствами выразительности и образности речи, употребляет пословицы, присказки, оценивает поведение героев как положительное или отрицательное (правильное или неправильное, хорошее или плохое), но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует.
3. Умеет разыгрывать сценки по знакомым сказкам, с использованием кукол знакомых видов театров, элементов костюмов, декораций. Ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку.
4. Умеет определять жанровые особенности сказки, узнаёт знакомые сказки по прочитанному отрывку, иллюстрациям разных художников.
5. Знает художников – иллюстраторов (1-2) и узнаёт их иллюстрации.
6.Умеет отобразить на бумаге, в лепке и других изобразительных средствах героя сказки, или воображаемого героя; ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку.
Оценка уровня развития:
1 балл – большинство компонентов недостаточно развиты;
2 балла – отдельные компоненты не развиты;
3 балла – соответствует возрасту;
4 балла – высокий.
Методика «Сюжетные картинки».
Цель. Изучение эмоционального отношения к тем же нравственным качествам, что и в предыдущей методике.
Ребенок должен дать моральную оценку изображенным действиям, что позволяет выявить отношение детей к этим стандартам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т. д.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т. д.) аморальный.
Проводящая техника. Исследование проводится индивидуально. Ребенку говорят: “поставить картинки так, чтобы с одной стороны были те, на которых нарисованы хорошие поступки, а другая плохая. Скажите мне и объясните, куда вы поместите каждую картинку и почему”.
Обработка результатов.
1 балл – ребенок неправильно раскладывает иллюстрации (в одной пачке оказываются картинки с изображением, как позитивных поступков, так и негативных), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.
2 балла – ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны.
3 балла – правильно раскладывая картинки, ребенок обосновывает свои действия; эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.
4 балла – ребенок обосновывает свой выбор (возможно, называет моральную норму); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции и т.д.
Приложение 2
Уважаемые родители,
в целях определения основных направлений работы и разработки методических пособий по развитию нравственных качеств дошкольника в нашем детском саду просим Вас отметить положительные и отрицательные качества своих детей
(по 10-бальной шкале: 10- наиболее выражено, 1 – наименее выражено)

Приложение 3
Анкета для родителей
«Определение уровня сформированности
нравственных качеств у детей»
Уважаемые родители, в целях определения основных направлений работы и разработки методических пособий по развитию нравственных качеств дошкольника в нашем детском саду нам необходимо знать ваше мнение по некоторым вопросам.
Заранее благодарим Вас за сотрудничество.
1. Что Вы считаете главным в семейном воспитании?
2. Что Вы понимаете под термином «нравственное воспитание»?
4. Возможно ли нравственное воспитание в детском саду?
5. Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за нравственное воспитание детей – детский сад или родители?
6. Считаете ли Вы свою семью дружной?
7. Какие семейные традиции способствуют укреплению Вашей семьи? Перечислите их.
8. Бывают ли в Вашей семье споры, конфликты? (да, часто, иногда, редко, никогда) 9. Причины возникновения споров, конфликтов? (подчеркните или напишите свой вариант)
– непонимание членами семьи друг друга
– неуважение, грубость, неверность и т. д
– отказ участвовать в семейных делах заботах
– разногласия в вопросах воспитания детей
10. Какие способы разрешения споров используете?
11. Какие средства и методы нравственного воспитания, по Вашему мнению, наиболее эффективны?
12. Какие нравственные качества Вы хотели бы видеть в своем ребенке?
13. Присутствие каких нравственных качеств Вы считаете недопустимым?
14. Какие формы взаимодействия с педагогами нашего детского сада вы считаете актуальными и эффективными в нравственном воспитании детей?
Спасибо!
Приложение 4
Консультация для родителей
«Сказотерапия для детей»
Сказкотерапия – это один из психологических методов. Но не стоит забывать, что наряду с психологией в сказкотерапии присутствует и педагогическая нотка. Именно поэтому мы называем сказкотерапию воспитательной системой. По сути, сказкотерапия является самым древним психологическим и педагогическим методом. Первоначально все знания передавались устно, то есть посредством легенд, былин, мифов, и, конечно, сказок. Сказки учат нас многому: как слушаться взрослых, как помогать друзьям, как уметь бороться за счастье. И, помимо этого, сказки лечат.
Метод сказкотерапии направлен на решение эмоционально-личностных и поведенческих проблем, в первую очередь, ребенка. Вовремя рассказанная сказка может помочь вашему малышу решить свою детскую проблему, лучше засыпать или начать пользоваться горшком. Правильно подобранная и рассказанная сказка может помочь вашему ребенку обрести уверенность в себе, излечить детские страхи. Чаще всего сказкотерапия применяется в работе с агрессивными, тревожными, застенчивыми, неуверенными детьми. Необходимо помнить, что сказка сказке рознь и начинать рассказывать сказки нужно соответственно возрасту. Необходимо знать, в каком возрасте данная сказка будет ребенку полезна.
Сказки до 2,5 лет. – Например, в два года у ребенка уже развита способность удерживать в памяти собственные действия с предметами и простейшие действия сказочных персонажей. Это возраст, когда детям очень нравятся сказки о животных. Это возраст, когда детки, подобно обезьянкам, с удовольствием подражают движениям и звукам, как Вашим, так и приписываемым сказочным персонажам. Сказки для 2,5-5лет. Между двумя и пятью годами начинает развиваться способность ребенка образно представлять в уме и фантазировать. В этом возрасте мозг ребенка готов к восприятию волшебных сказок. Читая сказки, будьте внимательны, обращайте внимание на любимых и нелюбимых ребенком персонажей, что поможет Вам вовремя выявить психологическую проблему малыша, если она существует, и вовремя скорректировать его психическое развитие.
Сказки для 5 лет и старше. Детям старше пяти лет можно читать любые сказки, сюжет которых интересен ребенку. Эти сказки должны развивать все стороны личности ребенка: мышление, воображение, эмоции, поведение. Помимо того, что вы читаете сказки вместе, нужно просить ребенка самого сочинять сказки. Это хорошо развивает воображение, творческое начало, а также поможет Вам наблюдать проблемы и желания своего ребенка.
Почему можно использовать сказки для психологической помощи?
Сказки любят все. В сказочной форме свою проблему легче увидеть и легче принять. Для сказочного героя легче придумать выход из положения – ведь в сказке все можно! А потом этот выход, оказывается, можно использовать и для себя.
Сказкотерапия – один из наименее травмоопасных и безболезненных способов психотерапии.
Помните, что внутренний мир вашего ребенка очень чувствителен и раним, что детская психика – очень нежный материал, и прежде, чем она сформируется, она должна пройти множество испытаний во взаимодействии с окружающим миром. Помогите Вашим детям пройти через эти испытания с помощью сказки.
Спасибо за внимание!
Приложение 5
КВН по сказкам в старшей группе детского сада
Цель: вызывать у детей радостные переживания от совместной игры, закрепить и расширить знания детей о хорошо знакомых сказках; создать у детей радостное, эмоциональное настроение. Развивать сообразительность, мышление, умение самостоятельно выполнять задание.
Задачи:
– дать характеристику героям сказок; формировать художественно-речевые исполнительские способности;
– развивать интерес и любовь к сказкам; развивать речь детей в процессе беседы, умение употреблять в речи распространенные предложения; развивать воображение, память, внимание;
– воспитывать любовь к художественной литературе.
Материал к занятию: волшебный цветок с семью лепестками; картинки – (медведь, лиса); иллюстрации к сказкам (Репка, Три медведя); шапочки к сказкам «Аленушка и лиса» и «Колобок».
Методические приемы: беседа, объяснение, игра, загадки
Правила игры: команды по пять детей, жюри — три человека, за каждое правильное задание команда получает свою эмблему с символическим названием команды.
Оформление зала: стена украшена шарами, буквами «КВН», у каждого участника эмблема с символическим названием команды.
Ход занятия:
Добрый день, друзья! Добрый день, дорогие гости! Я рада приветствовать вас на конкурсе веселых и находчивых. Наш «КВН» не простой, а сказочный. Скажите мне, пожалуйста, ребята: – Вы любите сказки? А почему вы их любите? Вы много сказок знаете? Сейчас проверим ваши знания о сказках. Посмотрим, чья команда выиграет, то есть правильно и быстро справиться с заданиями, проявит смекалку, находчивость и остроумие. Команда, набравшая большее количество медалей и будет победительницей.
У нас в КВНе участвуют две команды.
Девиз команды “Солнышко”:
Солнышко мы золотое –
Не разлей нас всех водою.
Любим книжки мы читать,
Все на свете узнавать.
Девиз команды “Звездочка”:
Мы команда хоть куда.
Мы пришли сейчас сюда.
Будем в КВН играть,
И как звездочки блистать.
Хочу представить вам жюри (жюри состоит из трех человек)
Сегодня мы будем путешествовать по сказкам, а поможет нам «волшебный цветок». В каждом лепестке у него спрятано задание.
Задание № 1. Вспомните названия народных сказок. (Участвуют все участники команд).
Задание № 2. Я загадаю вам загадки, а вы будете называть сказку или сказочного героя. Слушайте внимательно. (Участвуют все участники команд).
Команда «Солнышко»
1.Нашла однажды мышка
Совсем пустой домишка,
Стали жить, да поживать.
Да жильцов к себе пускать. (Теремок)
Назовите тех, кто жил в теремке. Правильно, всего 6 героев.
2.Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом,
Кто же были эти
Маленькие дети? (Козлята)
Сколько было козлят в сказке?
3.Появилась девочка в чашечке цветка,
И была та девочка чуть больше ноготка.
В скорлупе ореха девочка спала.
Какая же девочка в цветке жила? («Дюймовочка»)
4.Сейчас потолкуем о книжке другой.
Тут синее море, тут берег.
Старик вышел к морю и невод забросил,
Кого-то поймает и что-то попросит.
О жадной старухе рассказ наш пойдет,
А жадность, ребята, к добру не ведет.
И кончится дело все тем же корытом,
Не новым, а старым, конечно, разбитым. («Сказка о рыбаке и рыбке»)
Команда «Звездочка»
1. Возле леса на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки,
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? («Три медведя»)
2.Я от дедушки ушел.
Я от бабушки ушел,
Скоро к вам приду. («Колобок»)
3.Дед бил, бил не разбил,
Баба била, била не разбила. («Курочка Ряба»)
4.Я человечек деревянный.
На воде и под водой
Ищу ключик золотой,
Всюду нос сую свой длинный,
Кто же я? (Буратино)
Предлагаю вам ребята немного отдохнуть. Команды становятся в круг.
Физкультминутка «Буратино». (Участвуют обе команды).
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Руки в стороны развел,
Ключик видно не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Молодцы!
Задание № 3.
Конкурс капитанов
Капитаны должны угадать сказку по описанию.
Команда “Звездочка”
– В какой сказке старик закидывал невод в синее море? (“Сказка о рыбаке и рыбке”)
– В какой сказке волк пришел к козлятам? («Волк и семеро козлят»)
– В какой сказке курочка снесла золотое яичко? (Курочка Ряба)
Команда “Солнышко”
– В какой сказке герои построили три домика? (“Три поросенка”)
– В какой сказке есть домик, где живет много зверей? (“Теремок”)
– В какой сказке мы можем встретить очень маленькую девочку, майского жука, мышь, ласточку. (“Дюймовочка”)
Задание № 4. Подберите признаки к герою, изображенному на картинке: команда № 1 — Медведь; команда № 2 — Лиса. (Участвуют все участники команд).
Медведь–большой, добрый, лохматый, косолапый, любит сладости, и т. д.;
Лиса — хитрая, рыжая, пушистая, красивая, умная, теплая, лохматая, плутовка и т. д.).
Задание № 5. (Участвуют все участники команд).
Ребята, а теперь посмотрите, пожалуйста, у нас на столе лежат какие-то конверты. Вам хотелось бы узнать, что в них? Давайте вы сейчас сядете за столы и посмотрите, что же в них находится.
Итак, что вы обнаружили в конвертах? (разрезные картинки)
И что же вы будете делать с ними? (собирать)
Тогда начинайте собирать картинку воедино, а потом мы посмотрим у кого, что получится.
Итак, ребята, что же у вас получилось? (картина).
А что же на них изображено? (иллюстрация к сказке)
Как вы думаете, а к какой сказке относится ваша иллюстрация? («Три медведя», «Репка»).
Задание № 6. «Домашнее задание»
Шестой лепесток предлагает вам стать артистами показать отрывки из сказок: (Участвуют артисты с каждой команды).
Задание № 7.
Конкурс для родителей:
Вопросы на смекалку и логическое мышление.
Команда “Солнышко”
– На веревке завязали 5 узлов. На сколько частей узлы разделили веревку? (на 6 частей).
– Под каким кустом сидел заяц во время дождя? (под мокрым).
– 1 яйцо варится 4 минуты. Сколько минут надо варить 6 яиц? (тоже 4 минуты).
– Что свое с земли не поднимешь? (тень).
– Деталь самолета, взятая у птиц? (крыло).
Команда “Звездочка”
– Термометр показывает 3 градуса мороза. Сколько градусов покажут 2 таких термометра? (тоже 3 градуса).
– Как можно пронести воду в решете? (заморозить).
– Где не найти сухого камня? (в воде).
– На столе стояло 3 стакана с ягодами вишни. Костя съел ягоды из одного стакана. Сколько стаканов осталось? (3 стакана)
– Огромная льдина, которая плавает в океанах, пока не растает. (Айсберг)
Итог. А мы предоставляем слово жюри.
Награждение. (двум командам вручаются книги «Сборники сказок») Включается тихая музыка, дети обмениваются впечатлениями о празднике.
Вот и подошел к концу наш праздник. Мы благодарим всех участников КВН, за доставленное удовольствие и праздничное настроение. Пусть совместная подготовка к праздникам, останется навсегда доброй традицией в детском саду.
Продолжайте, дети, любить сказку.
Успехов вам!