Дядюнина Елена Евгеньевна– Воспитатель МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 131» г. Саратов
Дата поступления работы на конкурс: 15.09.2019г.
«Наш веселый огород»
Познавательно-исследовательский проект в старшей логопедической группе на 2019 учебный год
Актуальность:
Наши дети являются городскими жителями, часто они не могут знать, как выращиваются овощи, цветы. Изучение объектов живой и неживой природы лучше в проектной деятельности. Технология проектирования позволяет формировать навыки сотрудничества и со сверстниками и взрослыми.
Многие родители, имеющие свои огороды (дачи), не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать интерес ребенка с помощью взрослых. Если взрослые научат наблюдать за растениями, видеть в зеленом ростке живое существо, сможет понять, что жизнь растений зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое растение от слабого, требующего «лечения», тогда ребенок будет получать удовольствие от процесса ухаживания и видеть результаты своего труда.
Огород в детском саду нужен для того, чтобы знакомить дошкольников с природой и её сезонными изменениями. Совместный труд на огороде даёт возможность научиться ответственности, способствует формированию трудовых навыков и объединению детского коллектива. И, конечно, огород в детском саду, труд на свежем воздухе способствуют сохранению и укреплению здоровья ребят.
Вид проекта: групповой
Продолжительность: 20.05.2019 – 15.10.2019г.
Участники проекта: воспитатель: Дядюнина Елена Евгеньевна, дети старшей логопедической группы, родители воспитанников.
Цель:
Создание оптимальных условий для формирования у детей элементарных знаний о выращивании огородных культур, развитие познавательны интересов, формирование исследовательских навыков через вовлечение в практическую деятельность, прививать трудовые навыки посредством совместного создания огорода.
Задачи:
– приобщать детей к трудовой деятельности;
– учить детей ухаживать за растениями;
– развивать познавательные и творческие способности;
– обобщать представления о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений;
– формировать познавательную, исследовательскую, трудовую деятельность детей;
– формировать у детей понятия взаимосвязи «природа – человек»: люди сажают, выращивают, ухаживают за растениями, растения вырастают, кормят своими плодами и радуют людей;
– учить выполнять индивидуальные поручения и коллективные задания;
– развивать умения обобщать и анализировать собственный опыт исследовательской деятельности.
Этапы проекта:
1. Подготовительный
- Обсуждение целей и задач воспитателями с детьми и родителями;
- Вовлечение детей в обсуждение темы «Наш веселый огород», уходу и охране овощей и цветов;
- Подбор необходимого материала для создания огорода: вазон, пугало, цветы из пластиковых бутылок (украшение на забор) и т.д.;
- Составление перспективного плана работы над проектом;
- Подготовка методического материала: рассказов, стихов, загадок, кроссвордов, мультфильмов, презентаций, дидактических игр, иллюстраций и т.д.;
- Сбор информации о разных видах капусты (белокочанная, краснокочанная, кольраби, цветная, пекинская и т.д.)
- Сбор рассады для посадки капусты, цветов;
2. Основной: познавательно-исследовательский
Область познание: беседы с презентацией
- «Растения – земли украшения»
- «Что такое огород и что на нем растет?»
- «Какая бывает капуста»
- «Вкусные блюда из капусты»
- «Как ухаживать за растениями на огороде»
- «Витамины на грядке»
- «Цветы на клумбе» (петуньи, бархотки)
- «Овощная лаборатория»
Конструирование:
- Художественное оформление огорода: разбивка на две половины, декоративным заборчиком;
- Вкапывание в середине огорода вазон для цветов – петунья, бархотки;
- Установка декоративного пугало;
- Изготовление табличек – указателей с названиями растений (капуста белокочанная и краснокочанная);
- Выполнение совместно с родителями творческих работ: оформление забора цветами из пластиковых бутылок.
Социализация: Дидактические игры:
- «Что сначала, что потом»
- «Инструменты садовника, огородника»
- «Что где растет?»
- «Чудесный мешочек»
- «Узнай на вкус»
- «Вершки – корешки»
- «Найди отличия»
- «Смешные портреты»
- «Четвертый лишний»
- Игры – драматизации: «Репка», «Однажды хозяйка с базара пришла»
Коммуникативная деятельность:
- Составление рассказов, съемка видео «Лето на огороде», «Как я помогаю на огороде», «Что растет у нас на огороде?»
- Разучивание пословиц, поговорок о капусте, труде, цветах.
- Чтение художественной литературы:
Стихи: С.Виталий «Огород»
С.Сирена «Огород»
О.Емельянова «Что растет на огороде»
Ю.Тувим «Овощи»
С.Михалков «Овощи»
Произведения: Е.Бехлерова «Капустный лист»
Н.Носов «Огурцы», «Огородники», «Про репку»
Сказки: «Вершки – корешки»
Белорусская сказка «Пых»
Татарская сказка «Мешок»
Дж. Родари «Чипполино»
Е.Фартутдинова «Сказка о том, почему помидор стал красным»
Трудовая деятельность:
- Подготовка земли: вскапывание, рыхление, выравнивание;
- Подготовка лунок для посадки;
- Высаживание рассады капусты;
- Составление графика полива огорода;
- Организация дежурства, прополка;
- Коллективные, индивидуальные трудовые поручения;
- Сравнение роста разных сортов капусты
Продуктивная деятельность:
- Аппликация: «Корзина с овощами», «Консервируем овощи»
- Лепка: «Ах, капустка», «Урожай»
- Рисование: «Натюрморт «Овощи на столе», «Урожай овощей», «Скатерть самобранка», «Я на огороде», «Овощи» (с натуры)
- Раскрашивание раскрасок (овощи, цветы, натюрморты)
ОЗОЖ:
- «Правила работы с огородными инструментами»
- «Правила полива овощей»
- «О пользе овощей»
- «Немытые овощи есть нельзя»
Физическое развитие:
- «Съедобное – несъедобное»;
- «Найди пару»;
- «Огуречик»
3. Заключительный
Оформление материалов проекта:
- Создание стенгазеты «Наш веселый город»
- Создание презентации «Как мы работали на огороде», «Наш урожай»
- Выставка поделок «Огородное чудо»
- Обобщение и распространение опыта
Таким образом:
Огород в детском саду оказывает огромное влияние на гармоничное развитие детей, самое главное достижение детского труда – сбор урожая.
При работе на огороде дети испытывают большое удовольствие, убежденность в том, что они делают настоящую работу, доставляя радость себе и окружающим людям.