Давыдова Наталья Петровна – Педагог дополнительного образования МБОУ ДО ЦДТТ «Юный техник» г. Краснодар
Дата поступления работы: 28.05.2021г.
План – конспект занятия.
Тема: Ажурное выпиливание.
Возраст учащихся 8 – 10 лет
Тема: Ажурное выпиливание.
Цель: Формирование навыков работы с лобзиком.
Задачи:
а) образовательная: в занимательной форме повторить тему «Инструменты, применяемые при обработке древесины». Закрепить умения и навыки выпиливания из фанеры деталей с прямолинейным и криволинейным внешним и внутренним контуром;
б) воспитательная: совершенствовать эстетическое, технологическое, экономическое воспитание учащихся; воспитание трудолюбия, усидчивости, аккуратности при выполнении работ;
в) развивающая: совершенствовать развитие творческих способностей, рефлексивную культуру учащихся.
Наглядные пособия: плакаты с изображением технологии выпиливания лобзиком, образцы изделий.
Продолжительность – 1ч 45 минут (45мин.+15мин. перерыв + 45мин.)
Возрастная категория – 8- 10 лет, первого года обучения
Оборудование и материалы: 2 небольшие доски, фанера 3-4мм.; шаблон подставки под горячее (см. в приложении); 2 молотка, гвозди; клещи, кусачки, рубанок, стамеска, угольник, дрель, лобзики.
Ход занятия.
I. Организационный момент
– Приветствие
– Деление группы на две команды.
– Выбор названия команды и капитана.
II. Актуализация опорных знаний
Сегодня мы выявим самых умелых и трудолюбивых. За отлично выполненную работу команда получает- 5, а за хорошую- 4 балла. (Укрепляю лист, на котором написано 1-я команда и 2-я команда. На этом листе будет вестись учет результатов).
Командиры команд, прошу выбрать в каждой команде 1 столяра. /Ребята выбирают столяров/.
Без инструмента столяр не работник. Отгадав загадку, узнаешь, какой инструмент понадобится.
-Кто помог исправить
Мне дверной замок?
Это он, усердный
Друг мой ______. Все: Молоток.
-Дома кто приладить
Вешалку помог?
Это он – хороший
Друг мой ______. Все: Молоток.
-Без него я сделать
Многого не мог…
Трудится прилежно
Друг мой ______. Все: Молоток.
Столяры, найдите этот инструмент на столе и возьмите. Кто лучше из вас владеет этим инструментом?
Вот первое задание:
– Нужно правильно, соблюдая правила техники безопасности, вбить гвозди в доску.
(Столяры подходят к столу, выдаю им по пять гвоздей, доски. Ребята приступают к работе).
– Пока наши мастера трудятся, вспомним, какими ещё инструментами пользуются столяры при работе. Я вам загадаю загадки об этих инструментах:
– Кланяется, кланяется
Придет домой – растянется.
/Топор/.
– Мелко жует, сама не ест,
Другим не дает.
/Пила/.
– Самый бойкий я рабочий
В мастерской.
Колочу я что есть мочи
День-деньской.
Как завижу лежебоку,
Что валяется без проку,
Я прижму его к доске
Да как стукну по башке.
В доску спрячется бедняжка,
Чуть видна его фуражка.
/Молоток и гвозди/.
– А теперь посмотрим, как наши столяры справились с заданием.
/Ребята демонстрируют свою работу. Все оцениваем, вписываем оценки за работу/.
– Но мы допустили оплошность. Вбить надо было три гвоздя, а мы вбили пять. Придется два вытащить. Прошу следующих мастеров выполнить это задание. Но сначала столяры должны найти и назвать инструмент, с помощью которого они могут выполнить эту работу.
/Выходят следующие столяры из команд, берут инструмент, называют его, вытаскивают гвозди из доски. Оцениваем, записываем оценки/.
– Мы назвали ещё не все инструменты, которыми пользуются столяры при работе. Я буду показывать инструменты, а вы называйте их.
/По очереди показываю рубанок, стамеску, угольник, дрель/.
– Очень хорошо вы знаете названия инструментов. Теперь скажите, для каких целей они используются. Я буду перечислять признаки инструментов по назначению, а вы называть инструмент.
Для 1-ой команды:
– для пиления древесины (ножовка).
– для сверления отверстия (дрель).
Для 2-ой команды:
-для выпиливания по кривой линии из фанеры (лобзик).
-для обработки срезов (напильник, надфиль).
– Гвозди из досок мастера вытащили, сейчас нужно просверлить в них отверстия. Пусть своё умение покажут следующие мастера. А мы, ребята, посмотрим: правильно ли они работают, соблюдают ли правила техники безопасности при работе с дрелью.
/Оцениваем работу, записываем оценки/.
– А теперь решим кроссворд. При правильном ответе, первые буквы этих слов составят название инструмента, которым вы будете работать.
-Я люблю прямоту,
Я самая прямая,
Сделать ровную черту
Всем я помогаю. (Линейка).
-Она с винтом пустилась в пляс!
А он, кружась в доске увяз. (Отвертка и шуруп).
-Словно рубанок землю строгаю,
Делать дороги я помогаю.
Где новостройка – всюду вниманье
Славной машине с трудным названьем. (Бульдозер).
-Кулик – невелик, целой сотне велит.
То сядь да учись, то встань разойдись. (Звонок).
-Держится подружка за моё ушко,
Стежкою одною всё бежит за мною. (Игла и нитка).
-Цепкий рот на тех сердит,
Кто зазря в доске сидит. (Клещи).
Л_О_Б_З_И_К
– Есть у нас чудесные вещи:
Рубанок, пила, молоток и клещи.
Есть у нас и лобзик с пилочкой-
Мы можем теперь что-нибудь выпилить.
III. Работа по теме урока. Вводный инструктаж.
Внутренние контуры при выпиливании лобзиком. Демонстрация образцов поделок, показ приемов выполнения поделки.
IV. Текущий инструктаж
Сегодня вы выпилите подставку под горячее с внутренним рисунком.
Но прежде мы повторим правила безопасной работы лобзиком и на сверлильном станке.
(Каждому раздаю фанеру с нарисованным шаблоном поделки. Ребята приступают к работе.)
V. Заключительный инструктаж
Анализ и оценка работ учащихся. Подведение итогов соревнования. Награждение победителей. Уборка рабочих мест и помещения.
Анализ занятия.
Приложение
Шаблон подставки под горячее