Герус Юлия Ивановна – Учитель-логопед МАДОУ «ДС №482 г. Челябинска» г. Челябинск
Дата поступления работы: 25.09.2023г.
Конспект итогового комбинированного занятия по обучению грамоте и развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
Тема: «РЫБЫ» «Звук и буква Э»
Цель: обобщение и закрепление знаний у детей старшей группы, по пройденному материалу за учебный год через организацию различных видов деятельности.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
– закреплять названий рыб, классификации по месту обитания; повторить строение тела рыбы; чем питаются;
– упражнять в составлении предложений по заданной схеме и составлении схемы по данному предложению;
– закрепить умение ориентироваться на листе бумаги; закрепить умение определять количество слогов и звуков в слове.
– упражнять подбирать к существительным несколько прилагательных;
– закрепление умения употреблять обобщающие слова.
Коррекционно- развивающие:
– развивать фонематический слух и восприятие, навыки произнесения слов различной звуко-слоговой структуры;
– контроль за внятностью и выразительностью речи
– расширять словарный объём детей, диалогической речи;
– закреплять умение устанавливать причинно – следственные связи;
– развивать моторику рук.
Коррекционно-воспитательные:
– воспитывать положительное отношение к занятиям,
– воспитывать контроль за собственной речью;
– воспитывать навыки сотрудничества, умение слушать собеседника не перебивая.
Этап занятия | содержание | примечание |
1 слайд Орг. момент в круге Игра на внимание. Вход в тему Загадка 2 слайд 3 слайд 4 слайд 5 слайд 6 слайд 7 слайд 8 слайд 9 слайд 10 слайд 11 слайд 12 слайд | Ребята, посмотрите на гостей, помашите и улыбнитесь, и больше не оборачивайтесь! -Давайте передадим по кругу мячик (золотую рыбку) и чтобы у всех было хорошее настроение поприветствуем друг друга. «я рад вас видеть!» – У нас недавно была тема «Космос», и сейчас мы вспомним игру на внимание «Ракета, Земля, Солнце» – Загадка: в воде они живут. Нет клюва, а клюют. (рыбы) А кто такие рыбы? А каких рыб вы знаете? (ответы детей) НА ЭКРАНЕ ВИДЫ РЫБ (Морские, аквариумные и речные) Ребята, а рыбы издают звуки? Некоторые рыбы могут издавать звуки, которые может услышать человек. Но в основном рыбы не издают никаких звуков. И мы знаем такую поговорку «Молчать, как рыба» А кто может издавать звуки? А какие бывают звуки? Речевые и неречевые. (гласные и согласные) ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКОВ. И сегодня вместе с нами будет золотая рыбка и она приглашает вас на свои места. Внимание! На экран! – Смотрите на экран. Давайте вспомним строение рыб. (Голова, тело, хвост, плавники.) Рыбы бывают разной формы и цвета в зависимости от места обитании. Тело нашей волшебной рыбки имеет симметричное сжатие с боков, чтобы лучше маневрировать в толще воды. Рыбка плавает в водице, рыбке весело играть. Рыбка, рыбка- озорница, мы хотим тебя поймать! Рыбка спинку изогнула, крошку хлебную взяла, рыбка хвостиком вильнула, рыбка быстро уплыла. – Для чего рыбам нужен хвост? (Служит рулем.) – Для чего нужны плавники? (Помогают плавать.) “У родителей и деток вся одежда из монеток” – почему так говорят – Чем покрыто тело рыб? (Чешуей.) – Чем дышат рыбы? (Жабрами.) – Как вы думаете, чем они питаются? Дети: Червяками, насекомыми, водорослями. – Чем ловят рыбу? Кто такие мальки? – Как размножаются и развиваются рыбы? – Как называется суп из рыбы? Про что можно сказать. РЫБНЫЙ, РЫБНАЯ, РЫБНЫЕ, РЫБНОЕ – Сколько слогов в слове Рыба? (2), Сом (1), Акула (3). А ТЕПЕРЬ ИГРА НА ВНИМАНИЕ «камень, рыба, водоросли» – теперь внимание ! НА ЭКРАН! Как называется человек, который ловит рыбу? (рыбак) – Куда идёт мальчик? Сейчас мы разгадаем шифр и узнаем, как зовут этого рыбака. – Откройте тетради и возьмите карандаши, приготовьте записывать! (Карандаш в руках катаю, между пальцами верчу. Непременно каждый пальчик быть послушным научу) – На доске зашифровано имя Мальчика (ЭДИК) – А теперь с помощью квадратиков выложите схему этого слова. Сколько слогов? Почему? ЗАКРОЙТЕ ТЕТРАДИ И УБЕРИТЕ КАРАНДАШИ В КОРОБОЧКУ, – Посмотрите на экран. Куда пошёл Эдик? Давайте придумаем предложение про Эдика. На экране предложение. «Эдик пошёл на рыбалку» Ребята, сколько слов в предложении? Давайте составим схему этого предложения. ПОВТОРИМ ПРАВИЛА ПРЕДЛОЖЕНИЯ: Молодцы! Уберите всё в пенал, наведите на столе порядок, задвиньте стулья и выходите на ковёр. – Что мы сегодня делали? О чём разговаривали? И поиграем в игру на внимание: Поймай рыбку! Похлопали себе! Вы такие молодцы, что наша волшебная рыбка решила наградить вас наклейками! | Дети стоят в кругу на ковре Логопед достает рыбку и надевает на руку После игры сели на свои места Слайд Части рыбы Слайд Морские, речные, аквариумные Слайд Как растёт и размножается рыбы Слайд Куда плывут рыбы. Сколько вправо, сколько влево. Игра на внимание Работа в тетрадях Работа с раздаточным материалом Игра на внимание Подведение итогов занятия в кругу. |