Туаева Светлана Тамерлановна – Учитель – логопед МБДОУ д/с №27 Северная Осетия – Алания, г. Владикавказ
Дата поступления работы на конкурс: 20.11.2018г.
НЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
ТЕМА «ТРАНСПОРТ»
Цель: развитие лексико-грамматического строя и связной речи по теме
Задачи:
1) коррекционно – образовательные: расширить знания детей о транспорте, изучить понятия: «наземный», «водный», «воздушный» вид транспорта, закрепить форму Т.п. существительных, вспомнить профессии людей, которые управляют различными видами транспорта, практически накопить словарь по данной теме.
2) коррекционно – развивающие: развитие слухового восприятия, зрительного восприятия, внимания, логического мышления, мелкой моторики, памяти.
3) коррекционно – воспитательная: формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Оборудование: предметные картинки с изображением различных видов транспорта,
Активизация словаря: «наземный», «водный», «воздушный», автомобиль, метро, яхта, дирижабль, дельтаплан.
Предварительная работа по теме «транспорт»
Ход занятия
Организационный момент
Логопед: Здравствуйте, ребята. Сегодня, по дороге в детский сад, я встретила Незнайку, а в руке у него конверт. Он просил меня и вас помочь ему. Давайте посмотрим, что здесь написано (чтение письма)
Перед тем, как мы перейдем к заданиям, надо разбудить наши язычки, чтобы помочь Незнайке.
Артикуляционная гимнастика: упражнение «Улыбочка», «Качели», «Лошадка»
Логопед: «Отгадайте загадки». Так мы узнаем, о чем пойдет речь на нашем занятии.
Что ж, дружочек, угадай,
Только это не трамвай
Вдаль по рельсам быстро мчится
Из избушек вереница
(Поезд)
Чудо-птица – алый хвост,
Полетела в стаю звезд.
(Ракета)
Он в безбрежном океане
Туч касается крылом,
Развернется над лугами,
Отливает серебром.
(Самолет)
Плывет, с волнами споря,
Огромный дом по морю.
(Корабль)
Ракета поезд самолет корабль – это все … (транспорт).
Логопед: Молодцы!
Игра «Что изображено»?
Перечисляем изображения на картине и определяем, к какому виду транспорта относится данное изображение
Машина ездит по земле, значит это наземный вид транспорта и т.д. (рис 1)
Что изображено на следующей картинке (самолет)? Самолет летает по небу – это воздушный вид транспорта и т. д. (рис 2).
На третьей картинке что изображено (корабль)? Корабль плавает по воде – это водный вид транспорта» и т.д. (рис 3)
На четвертой картинке изображено метро. Там едет электричка. Это подземный транспорт и т.д. (рис 4)
Логопед. Ребят, что относится к наземному транспорту?
Ответы детей
Что относится к подземному транспорту?
Ответы детей
Что относится к воздушному транспорту?
Ответы детей
Что относится к водному транспорту?
Ответы детей
Логопед: Ребята, вы молодцы
Дидактическая игра «Кто чем управляет?»
Дети рассказывают по картинкам
– Это самолет. Самолетом управляет летчик (рис1).
– Это поезд. Поездом управляет машинист (рис 1).
– Это автомобиль. Автомобилем управляет водитель (рис 1).
– Это корабль. Кораблем управляет капитан (рис 3).
Логопед: Молодцы
Физкультминутка. Игра «Зеленый, желтый, красный»
Логопед: «Я буду светофором, а вы пешеходами. Если я подниму зеленый сигнал – вы будете идти на месте, если желтый – стоять, если красный – нужно присесть». (предъявляются кружки – символы для светофора: зеленый, желтый, красный)
Логопед: Молодцы, ребята.
Игра «Попробуй произнеси»
1. Саночки – самокаточки, садись, да катись!
2. О коряги корабль все борта покарябал!
3. Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель.
4. И матросы три недели карамель на мели ели.
Логопед: Молодцы, ребята
Игра «Составь и Запомни»
Рифмованный рассказ-описание «Грузовик». С помощью логопеда рассказ заучивается наизусть (рис 5).
Вот машина грузовая,
Большая-пребольшая!
Она перевозит грузы.
У неё есть кузов.
Вот кабина – в ней шофер,
Впереди у машины мотор.
У машины крутятся
Все четыре колеса.
Логопед: Молодцы, ребята.
Итог
Ребята, вот мы и справились со всеми заданиями Незнайки, мы его не подвели. А давайте вспомним как именно мы помогли.
1. Скажите, о чем мы сегодня говорили? Ответы детей
2. Перечислите виды транспорта Ответы детей
3. И что к ним относится Ответы детей?
Вы сегодня молодцы! До свидания!
Рис. 1
Рис. 2
Рис. 3
Рис. 4
Рис. 5