ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА «В МИРЕ СЛОВ»

Токарева Екатерина Альбертовна – Учитель – логопед ГБОУ Школа №806, ДО №4,5 г. Москва
Дата поступления работы на конкурс: 09.03.2017г.

Логопедический досуг для детей старшего дошкольного возраста

«В мире слов», посвященный международному Дню родного языка

Цели: Познакомить детей с «Международным днем родного языка». Воспитывать уважение и любовь к родному языку, а также к другим языкам.

Задачи:

– формировать понятие «родной язык», воспитывать у детей интерес к языкам;

– упражнять детей в образовании новых слов;

– актуализировать у детей словарь синонимов, антонимов, многозначных слов;

– обогащать речь детей пословицами о языке;

– развивать языковое чутье на примере нахождения скрытого смысла во фразеологизмах;

– через участие в досуге помочь детям раскрепоститься, приобрести опыт публичных выступлений, обогатить воспитанников новыми эмоциями, доставить удовольствие;

– формировать интегративные качества: любознательность, активность, самостоятельность.

Место использования мультимедийного материала. Презентация может быть использована педагогами дошкольных учреждений для проведения досуга к Международному дню родного языка.

Целевая аудитория: дети старшего дошкольного возраста (подготовительные группы).

Оборудование: слайдовая презентация «День родного языка», карточки, магнитная азбука, 2 магнитные доски.

Практическая значимость. Данная презентация позволяет:

– привлечь внимание дошкольников к родному языку;

– решать коррекционные и развивающие задачи;

– внедрять в коррекционно-образовательный процесс ДОУ мультимедийные технологии.

– разнообразить формы и методы коррекционно-педагогического воздействия.

Ход логопедического досуга:

1 слайд – Международный день родного языка.

Приветствие логопеда:

Есть у каждого язык,
Что родной навеки,
Без родного языка
Нету человека!
Мы поём им, говорим,
С самого рожденья,
И к родному языку
Есть большое рвенье.

2 слайд – Россия, русские, русский язык.

В конце февраля каждый год в стране отмечается Международный день родного языка. В мире существует очень много языков.

– А в какой стране мы живём? (В России)

– Как называют жителей нашей страны? (русские).

– Ребята, на каком языке мы с вами говорим? (на русском).

– Как вы думаете, почему он называется русским?  (говорят на нем русские)

А на каком языке говорят:

украинцы – украинском;

белорусы – белорусском;

поляки – польском;

немцы – немецком.

3 слайд –  Я предлагаю вам поучаствовать в досуге «В мире слов».

В ней участвуют 2 команды: команда группы № 3 и команда группы № 4. Команды, представьтесь (по очереди называются).

4 слайд – 1 задание. «Разминка» – зарядка для ума. Отвечать надо быстро. Задание каждому представителю команды.

«Калинка-малинка».

1.Что такое звук? (то, что мы слышим и произносим)

2.Назови последний звук в слове «дом» (М)

3.Назови первый звук в слове «кино» (Кь)

4.Назови первый весенний месяц (март)

5.Какой сегодня день недели? (вторник)

6.Сколько слогов в слове «пенал»? (2)

7.Чем отличаются слова «мышка», «мишка»? (звуки «И», «Ы»)

8.Назови гласный звук в слове «танк»?  (А)

9.Сколько весенних месяцев? (три)

10.Сколько звуков в слове «снег» (4).

«Грамотеи»

1.Что такое буква? (то, что мы видим и пишем)

2.Назови первый звук в слове «сани» (С)

3.Назови последний звук в слове «день» (Нь)

4.Сколько слогов в слове «мышь» (1)

5.Назови последний зимний месяц? (февраль)

6.Какой последний день недели? (воскресенье)

7.Назови гласный звук в слове «дочь» (О)

8.Чем отличаются слова «день», «тень»? (согласные звуки Дь и ТЬ)

9.Сколько месяцев в году? (12)

10.Сколько звуков в слове «волк» (4)

5 слайд – 2 задание Игра «Слова – друзья» (слайды 6-9).

Вопрос каждой команде. Назови по-другому:

1.Конура – будка (слайд 6)

2.Врач – доктор (слайд 6)

3.Школьник – ученик (слайд 7)

4.Еда – пища (слайд 7)

5.Грустный – печальный (слайд 8)

6.Храбрый – смелый (слайд 8)

7.Красивая – прекрасная (слайд 9)

8.Трусливый – пугливый (слайд 9)

10 слайд – 3 задание «Замени букву» (МУЗЫКА). Время – 1 мин.

Вызываются 2 команды. Перед ними слово: ТОЧКА. Прочитайте его. Замените первый звук в этом слове, чтобы получились новое слово.

11 слайд – проверка.  Слова: ДОЧКА, ПОЧКА, БОЧКА, МОЧКА, КОЧКА.

12 слайд – 4 задание Игра «Скажи наоборот»

Я буду говорить вам различные слова, а вы должны назвать слово, наоборот, то есть противоположное.

1.Большой дом – маленький дом. 

2.Широкий ремень – узкий ремень

3.Толстый шарф – тонкий шарф

4.Горячий чай – холодный чай/напиток/сок

5.Длинный ремень – короткий ремень

6.Высокий забор – низкий забор

7.Громкий плач – тихий плач/звук

8.Веселый ребенок – грустный ребенок

9.Птицы летят далеко – птицы летят близко

10.Идет вперед – идет назад

13 слайд – 5 задание «Многозначные слова». (МУЗЫКА).

Ребята, посмотрите, что на экране изображено? Лук – растение и лук – оружие. Как называется слово, которое обозначает разные предметы? (многозначное слово).  

Задание: для вас на столах разложены картинки, встаньте в круг. Когда будет звучать музыка, вы бежите, как музыка заканчивается – берите картинку, найдите свою пару и объясните свой выбор. (Например, коса – прическа у девочки, коса – предмет, чтобы косить траву).

14 слайд – 6 задание Конкурс капитанов.  (МУЗЫКА). Время – 1 мин.

Из каждой команды приглашается капитан. На 2 досках написано по 1 слову. Задание: зачеркните одну букву в этом слове, и получится новое слово.

Слова: КРОТ – РОТ, ГРОЗА – РОЗА.

15 слайд – 7 задание «Пословицы».

Велик и могуч наш русский язык. Много в нем пословиц и поговорок, в которых отражена мудрость русского народа. Давайте проверим, знаете ли вы русские пословицы о языке. Я начну, а вы договаривайте:

1.Язык до Киева …. (доведёт)

2.Ешь пирог с грибами, а … (а язык держи за зубами)

3.За словом в карман… (не полезет)

4.Языком не спеши, …. (спеши делом/ а делом не ленись)

А теперь вы назовите пословицы о русском языке. Игра между командами.

16 слайд – 8 задание «Фразеологизмы».

Ребята, в русском языке много выражений, когда мы говорим одно, а имеем в виду совершенно другое. Такие выражения называются фразеологизмы. Например, что означает, когда мы говорим: «Прикуси язык?»  – замолчи, «Живут как кошка с собакой?» – ссорятся, «Как кот наплакал?»  – мало.

Задание: посмотрите на экран и послушайте (чтение стихов с экрана), что означают выражения.

1.«Бежать сломя голову» – очень-очень быстро;

2.«Глаза разбежались» – про человека, который не может выбрать что-то одно из многого;

3.«Считать ворон» – бездельничать, смотреть по сторонам, отвлекаться;

4.«Наврать с три короба» – очень много говорить, пообещать, наврать;

5.«Намотать на ус» – запомнить то, что может пригодиться в будущем;

6.«Все в руках горит» – у человека все получается легко, без особых усилий.

Итоги: Ребята, вы показали сегодня хорошие знания о родном языке. Пока жюри подсчитывает баллы, давайте дружно споем алфавит.

Вам также может понравиться...
16063