Токарева Екатерина Альбертовна – Учитель – логопед ГБОУ Школа №806, ДО №4,5 г. Москва
Дата поступления работы на конкурс: 09.03.2017г.
Логопедический досуг для детей старшего дошкольного возраста
«В мире слов», посвященный международному Дню родного языка
Цели: Познакомить детей с «Международным днем родного языка». Воспитывать уважение и любовь к родному языку, а также к другим языкам.
Задачи:
– формировать понятие «родной язык», воспитывать у детей интерес к языкам;
– упражнять детей в образовании новых слов;
– актуализировать у детей словарь синонимов, антонимов, многозначных слов;
– обогащать речь детей пословицами о языке;
– развивать языковое чутье на примере нахождения скрытого смысла во фразеологизмах;
– через участие в досуге помочь детям раскрепоститься, приобрести опыт публичных выступлений, обогатить воспитанников новыми эмоциями, доставить удовольствие;
– формировать интегративные качества: любознательность, активность, самостоятельность.
Место использования мультимедийного материала. Презентация может быть использована педагогами дошкольных учреждений для проведения досуга к Международному дню родного языка.
Целевая аудитория: дети старшего дошкольного возраста (подготовительные группы).
Оборудование: слайдовая презентация «День родного языка», карточки, магнитная азбука, 2 магнитные доски.
Практическая значимость. Данная презентация позволяет:
– привлечь внимание дошкольников к родному языку;
– решать коррекционные и развивающие задачи;
– внедрять в коррекционно-образовательный процесс ДОУ мультимедийные технологии.
– разнообразить формы и методы коррекционно-педагогического воздействия.
Ход логопедического досуга:
1 слайд – Международный день родного языка.
Приветствие логопеда:
Есть у каждого язык,
Что родной навеки,
Без родного языка
Нету человека!
Мы поём им, говорим,
С самого рожденья,
И к родному языку
Есть большое рвенье.
2 слайд – Россия, русские, русский язык.
В конце февраля каждый год в стране отмечается Международный день родного языка. В мире существует очень много языков.
– А в какой стране мы живём? (В России)
– Как называют жителей нашей страны? (русские).
– Ребята, на каком языке мы с вами говорим? (на русском).
– Как вы думаете, почему он называется русским? (говорят на нем русские)
А на каком языке говорят:
украинцы – украинском;
белорусы – белорусском;
поляки – польском;
немцы – немецком.
3 слайд – Я предлагаю вам поучаствовать в досуге «В мире слов».
В ней участвуют 2 команды: команда группы № 3 и команда группы № 4. Команды, представьтесь (по очереди называются).
4 слайд – 1 задание. «Разминка» – зарядка для ума. Отвечать надо быстро. Задание каждому представителю команды.
«Калинка-малинка».
1.Что такое звук? (то, что мы слышим и произносим)
2.Назови последний звук в слове «дом» (М)
3.Назови первый звук в слове «кино» (Кь)
4.Назови первый весенний месяц (март)
5.Какой сегодня день недели? (вторник)
6.Сколько слогов в слове «пенал»? (2)
7.Чем отличаются слова «мышка», «мишка»? (звуки «И», «Ы»)
8.Назови гласный звук в слове «танк»? (А)
9.Сколько весенних месяцев? (три)
10.Сколько звуков в слове «снег» (4).
«Грамотеи»
1.Что такое буква? (то, что мы видим и пишем)
2.Назови первый звук в слове «сани» (С)
3.Назови последний звук в слове «день» (Нь)
4.Сколько слогов в слове «мышь» (1)
5.Назови последний зимний месяц? (февраль)
6.Какой последний день недели? (воскресенье)
7.Назови гласный звук в слове «дочь» (О)
8.Чем отличаются слова «день», «тень»? (согласные звуки Дь и ТЬ)
9.Сколько месяцев в году? (12)
10.Сколько звуков в слове «волк» (4)
5 слайд – 2 задание Игра «Слова – друзья» (слайды 6-9).
Вопрос каждой команде. Назови по-другому:
1.Конура – будка (слайд 6)
2.Врач – доктор (слайд 6)
3.Школьник – ученик (слайд 7)
4.Еда – пища (слайд 7)
5.Грустный – печальный (слайд 8)
6.Храбрый – смелый (слайд 8)
7.Красивая – прекрасная (слайд 9)
8.Трусливый – пугливый (слайд 9)
10 слайд – 3 задание «Замени букву» (МУЗЫКА). Время – 1 мин.
Вызываются 2 команды. Перед ними слово: ТОЧКА. Прочитайте его. Замените первый звук в этом слове, чтобы получились новое слово.
11 слайд – проверка. Слова: ДОЧКА, ПОЧКА, БОЧКА, МОЧКА, КОЧКА.
12 слайд – 4 задание Игра «Скажи наоборот»
Я буду говорить вам различные слова, а вы должны назвать слово, наоборот, то есть противоположное.
1.Большой дом – маленький дом.
2.Широкий ремень – узкий ремень
3.Толстый шарф – тонкий шарф
4.Горячий чай – холодный чай/напиток/сок
5.Длинный ремень – короткий ремень
6.Высокий забор – низкий забор
7.Громкий плач – тихий плач/звук
8.Веселый ребенок – грустный ребенок
9.Птицы летят далеко – птицы летят близко
10.Идет вперед – идет назад
13 слайд – 5 задание «Многозначные слова». (МУЗЫКА).
Ребята, посмотрите, что на экране изображено? Лук – растение и лук – оружие. Как называется слово, которое обозначает разные предметы? (многозначное слово).
Задание: для вас на столах разложены картинки, встаньте в круг. Когда будет звучать музыка, вы бежите, как музыка заканчивается – берите картинку, найдите свою пару и объясните свой выбор. (Например, коса – прическа у девочки, коса – предмет, чтобы косить траву).
14 слайд – 6 задание Конкурс капитанов. (МУЗЫКА). Время – 1 мин.
Из каждой команды приглашается капитан. На 2 досках написано по 1 слову. Задание: зачеркните одну букву в этом слове, и получится новое слово.
Слова: КРОТ – РОТ, ГРОЗА – РОЗА.
15 слайд – 7 задание «Пословицы».
Велик и могуч наш русский язык. Много в нем пословиц и поговорок, в которых отражена мудрость русского народа. Давайте проверим, знаете ли вы русские пословицы о языке. Я начну, а вы договаривайте:
1.Язык до Киева …. (доведёт)
2.Ешь пирог с грибами, а … (а язык держи за зубами)
3.За словом в карман… (не полезет)
4.Языком не спеши, …. (спеши делом/ а делом не ленись)
А теперь вы назовите пословицы о русском языке. Игра между командами.
16 слайд – 8 задание «Фразеологизмы».
Ребята, в русском языке много выражений, когда мы говорим одно, а имеем в виду совершенно другое. Такие выражения называются фразеологизмы. Например, что означает, когда мы говорим: «Прикуси язык?» – замолчи, «Живут как кошка с собакой?» – ссорятся, «Как кот наплакал?» – мало.
Задание: посмотрите на экран и послушайте (чтение стихов с экрана), что означают выражения.
1.«Бежать сломя голову» – очень-очень быстро;
2.«Глаза разбежались» – про человека, который не может выбрать что-то одно из многого;
3.«Считать ворон» – бездельничать, смотреть по сторонам, отвлекаться;
4.«Наврать с три короба» – очень много говорить, пообещать, наврать;
5.«Намотать на ус» – запомнить то, что может пригодиться в будущем;
6.«Все в руках горит» – у человека все получается легко, без особых усилий.
Итоги: Ребята, вы показали сегодня хорошие знания о родном языке. Пока жюри подсчитывает баллы, давайте дружно споем алфавит.