Слепова Елена Игоревна – Воспитатель МБДОУ «Детский сад №1» Челябинская область, г. Трёхгорный
Дата поступления работы: 21.10.25г.
«Зайка и его помощники»
Конспект занятия по технологии деятельностного метода для детей второй младшей группы 3–4 лет.
Образовательная область: «Художественное творчество» (лепка)
Тема: «Зайка и его помощники»
Образовательные задачи:
– учить детей определять на ощупь знакомые предметы (овощи), закреплять знание детей о месте произрастания овощей;
– закреплять умение лепить способом на основе цилиндра: раскатывать прямыми движениями ладоней столбики; закрепить приёмы оттягивания;
– развивать речь, воображение, творческие способности, тактильное восприятие, мелкую моторику пальцев рук;
– воспитывать самостоятельность, аккуратность и последовательность в выполнении своей работы;
– воспитывать доброе отношение к животным, желание сделать для них что-то хорошее.
Демонстрационный материал:
– овощи;
– игрушка Заяц;
– «волшебный мешочек»
Раздаточный материал: пластилин (желтый и красный).
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в ситуацию
Дидактические задачи:
1) создать психологически комфортную атмосферу;
2) мотивировать детей на включение в игровую деятельность
Воспитатель собирает детей около себя. (Громкий плач)
– Ребята, к нам в гости пришёл заяц, и у него случилась беда! Зайка просит вас о помощи.
Заяц: Ребята, у меня закончились запасы на зиму, помогите мне, пожалуйста, пополнить мою кладовку вкусной морковкой!
– Ребята, поможем зайцу? Как вы думаете, сможем мы ему помочь?
2. Актуализация знаний
Дидактические задачи:
1) актуализировать знания детей об овощах;
2) развивать речь, мышление, воображение, тактильное восприятие
Дидактическая игра «Волшебный мешочек»
– Ребята, я нашла мешочек. Давайте, посмотрим, может в нем найдутся запасы для зайца. (Дети пытаются на ощупь определить то, что находится в мешочке. Все правильно названные предметы складывают на отдельный стол).
– Посмотрите, как много всего лежало в мешочке, это и -, и – … Давайте назовем все эти предметы одним словом? (Овощи). Вы знаете, где растут овощи? (Овощи растут на грядке, в огороде).
– Ребята, но в мешочке мы нашли всего одну морковь. Как вы думаете, этого хватит зайцу пережить зиму? Я предлагаю вам сделать для Зайца морковку. Хотите? Сможете? А сначала давайте немного разомнемся: (Пальчиковая гимнастика)
Зайка, зайка, где твой хвост? хлопки
– Вот, вот, вот! руки за спиной
Зайка, зайка, где твой нос? хлопки
– Вот, вот, вот! показать нос
Зайка, зайка, лапы где? хлопки
– Вот, вот, вот! показать руки
Зайка, зайка, ушки где? хлопки
– Вот, вот, вот! показать ушки
– Тогда проходите за столы, приступим к изготовлению морковки из пластилина для нашего зайчика. (Дети садятся за стол)
3. Затруднение в ситуации
Дидактическая задача:
1) сформировать опыт фиксации затруднения под руководством воспитателя.
– Какого цвета бывает морковь? (оранжевая морковь). Какого цвета пластилин лежит у вас на столах?
Воспитатель предлагает детям слепить морковь оранжевого цвета.
Дети пытаются, но не могут этого сделать, возникает затруднение.
– Смогли вы помочь Зайчику – слепить из пластилина оранжевую морковь? (Нет.)
– Почему не смогли? (Не знаем, как слепить из пластилина оранжевую морковку).
4. «Открытие» нового знания (способа действия)
Дидактические задачи:
1) формировать представление о новом способе смешивание пластилина;
2) формировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия;
3) развивать творческие способности.
– Как же слепить из пластилина оранжевую морковку?
– Что нужно сделать, если чего-то не знаешь, но очень хочешь узнать?
После высказываний детей воспитатель предлагает попробовать догадаться самим.
– Посмотрите внимательно, какого цвета пластилин лежит у нас на подносах? (красного, желтого.)
– Верно, у вас 2 кусочка пластилина красного цвета и желтого цвета. Давайте отщипнём от каждого по маленькому кусочку.
Дети выполняют вместе с воспитателем.
– Что дальше сделаем, чтобы получился оранжевый кусочек? (Смешаем.)
– Правильно, давайте попробуем их смешать.
Воспитатель демонстрирует способ, дети выполняют по образцу.
– Посмотрите на полученный кусочек пластилина: какого он цвета? (оранжевого.)
– Да, он оранжевый! Получилось? Молодцы!
– А как же теперь из этого кусочка сделать морковку?
После ответов детей воспитатель уточняет знакомые приемы лепки (раскатывание, оттягивание…) и способ получения формы моркови.
Дети вместе с воспитателем формируют из полученного оранжевого куска пластилина морковку.
– Какая морковка у вас получилась? (Оранжевая.)
– Что вы сделали с пластилином, чтобы морковь получилась оранжевой? (Смешали пластилин двух цветов)
5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка
Дидактические задачи:
1) формировать умение детей самостоятельно применять усвоенные способ действия.
2) закреплять умение раскатывать пластилин между ладонями прямыми движениями и оттягивать, придав форму моркови.
Чтобы немного отдохнуть, Зайчик предлагает вам поиграть:
Зайка беленький сидит.
И ушами шевелит.
Вот так, вот так
Он ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть:
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Скок-скок, скок-скок,
Надо зайке поскакать.
Воспитатель предлагает детям из оставшегося пластилина еще слепить морковку.
Воспитатель вместе с детьми проговаривает алгоритм выполнения задания:
– Что делаем сначала? (отщипнем маленькие кусочки пластилина разных цветов)
– Что делаем с разными маленькими кусочками? (перемешиваем)
– Что делаем с оранжевым куском пластилина? (вылепливаем морковку – раскатаем столбик – прямыми движениями «туда-обратно»; оттягиваем один конец.)
Дети самостоятельно выполняют задание.
Воспитатель проводит индивидуальную работу на местах: помогает жестами, приемом «рука в руке», советами, индивидуальным показом, следит за осанкой и поддерживает творческую инициативу детей.
6. Осмысление
Воспитатель собирает около себя детей, и рассматривают, полученные морковки.
– Кому мы сегодня помогали?
– Как помогли? (Сделали морковки)
– Мы смогли помочь Зайцу, потому что научились смешивать пластилин, сделали много моркови и спасли Зайца и его зайчат от голода.
Заяц благодарит ребят за помощь и прощается с ребятами.