Кибкало Наталья Евгеньевна – Воспитатель, АНО ДО «Планета детства «Лада» д/с №188, г. Тольятти
Дата поступления работы на конкурс: 17.07.2018г.
Картотека игр для дошкольников 4-5 лет с нормой развития
по теме «Пространственные представления»
Формирование математических представлений у младших дошкольников с использованием развивающих игр Воскобовича (авторская разработка)
Кладовочки для мышек
Задачи игры: развивать внимание, мышление; считать предметы (в пределах 4), ориентироваться на плоскости, определять положение предмета по отношению к себе (слева, справа, вверху, внизу).
Материалы и оборудование: «Фиолетовый лес», мышки, веревочки («Разноцветные веревочки 1»), кружки.
Ход игры:
На зеленой полянке Фиолетового леса жила-была мама Мышь со своим Мышонком. Как-то раз мама Мышь говорит своему Мышонку, что скоро наступит зима и нужно делать запасы. А для этого нужны кладовочки – одна в верхней части зеленой полянки, а другая в нижней части полянки.
Задание педагога: ребята, давайте поможем мышкам построить кладовочки из цветных веревочек и оставим открытым вход в верхнюю кладовочку с правой стороны, а в нижнюю кладовочку с левой стороны.
А сейчас помогите мышонку отнести в верхнюю кладовку три зернышка, а в нижнюю – на одно зернышко больше. Сосчитайте сколько зернышек в нижней кладовке? (4) Сколько зернышек в верхней кладовке? (3). На сколько больше зернышек в нижней кладовке?
Фиолетовое дерево
Задачи игры: продолжать знакомить детей с окружающим миром (времена года, природные явления); считать предметы (в пределах 5); устанавливать равенство между группами предметов; обозначать словами положение предметов по отношению к себе (слева, посередине, справа).
Материалы и оборудование: «Фиолетовый лес», дерево (фиолетовый ствол), листья красные, желтые, голубые (не зависимо от размера).
Ход игры:
Росло в Фиолетовом лесу большое фиолетовое дерево. На этом дереве были разноцветные листья. Справа росли красные листья, слева желтые листья, а вверху на макушке дерева росли голубые листья. Пришла осень. С дерева начали опадать листья. Справа от дерева на землю упало пять красных листьев. Слева от дерева на землю упало 4 желтых листа. А с макушки дерева к его подножью посередине упало 3 голубых листа.
Задание педагога: разложите листья около дерева. Сколько листьев справа (слева, посередине)? Где больше листьев справа или слева? На сколько больше? Где листьев меньше слева или посередине? На сколько меньше?
Золотые плоды для друзей
Задачи игры: закрепить знание о цифре 1, знакомить с цифрой 2; соотносить цифру с количеством предметов; различать понятия далеко, близко; развивать речь детей.
Материалы и оборудование: «Фиолетовый лес», набор карточек «забавные цифры» из игрового комплекса «Коврограф Ларчик», два листа кувшинки.
Ход игры:
Ежик Единичка и Зайка Двойка гуляли по Фиолетовому лесу и пришли к озеру Айс. На озере они увидели 2 листа кувшинки, которые плавали около правого берега озера. Давай соревноваться! Кто дальше сумеет отплыть от берега на этих листьях, того ждет приз. Ему достанутся все золотые плоды, которые созрели на дереве около озера Айс.
Задание педагога: ребята, определите, кто дальше, а кто ближе от правого берега Ежик Единичка или Зайка Двойка? (то же от левого берега). Сосчитайте, сколько золотых плодов созрело на дереве?
Друзья решили сорвать столько плодов с дерева, сколько обозначают их цифры вместе. Сколько это?
Чтобы никому не было обидно, Ежик Единичка и Зайка Двойка каждый взял себе столько плодов, сколько обозначает их цифра. Сколько золотых плодов взял Ежик Единичка? Сколько золотых плодов взял Зайка Двойка?
Мышка Тройка и овалы
Задачи игры: ознакомление с цифрой 3, закрепление знание о цифре 2; соотнесение цифры с количеством предметов; закреплять знания о геометрической фигуре овал; формировать представление, что овалы могут быть разного размера; формировать правильное понимание и употребление предлогов с пространственным значением (в, под, на).
Материалы и оборудование: «Фиолетовый лес», разноцветные веревочки, персонажи Зайка Двойка, Мышка Тройка.
Ход игры:
Зайка Двойка гулял по Фиолетовому лесу и увидел, что среди крон деревьев мелькает Мышка Тройка.
– «Давай поиграем» – крикнул Зайка Двойка Мышке Тройке.
– «Мне некогда, я занята»,- ответила Мышка Тройка.
– «А что ты делаешь?»
– «Я познакомилась с геометрической фигурой овал. Сама соорудила разноцветные овалы и расположила их в Фиолетовом лесу. Если ты найдешь мои овалы, ты тоже узнаешь какие они».
Задание педагога: найди все овалы, скажи, где они расположены (на дереве, в дупле, под кустом); назови цвет и размер овалов; сосчитай сколько всего овалов.
Прогулка Крыски Четверки и Пса Пятерки
Задачи игры: закрепить правильное понимание и употребление предлогов с пространственным значением (в, под, на, между, около); ознакомление с цифрой 5; соотнесение цифры с количеством предметов; закрепление знаний о цифре 4; сравнение смежных цифр.
Материалы и оборудование: «Фиолетовый лес, птичка, лягушка, мышка, еж, змейка; персонажи Крыска Четверка, Пес Пятерка.
Ход игры:
Пес Пятерка и Крыска Четверка гуляли по Фиолетовому лесу.
– «Что-то в нашем лесу очень тихо. Как будто он стал необитаемым» – грустно сказал Пес Пятерка.
– «А вот и неправда» – возразила Крыска Четверка – смотри внимательнее. Вон на дереве сидит птичка.
– «А в озере квакает лягушка» – подхватил Пес Пятерка.
– «Под разноцветным деревом шуршит мышка» – весело сказала Крыска Четверка.
– «А около дерева с фиолетовым стволом чем-то занят еж» – продолжил Пес Пятерка.
– «Между полянками по тропинке ползет змейка» – не унималась Крыска Четверка.
Задание педагога: расположите обитателей Фиолетового леса там, где их увидели Пес Пятерка и Крыска Четверка, расскажите где вы их располагаете. Сколько обитателей Фиолетового леса встретили Пес Пятерка и Крыска Четверка, сосчитайте. Какой цифрой обозначить количество встреченных обитателей? Одного из обитателей Фиолетового леса больше не видно, сколько их стало? Какой цифрой обозначить оставшееся количество зверушек? Когда их было больше, на сколько?
Ехали машины по дорожке
Задачи игры: определять и обозначать положение предмета относительно себя (влево, вправо); закреплять знания о числах и цифрах 4 и 5; соотносить цифры с количеством предметов; понимать соотношения между числами 4 и 5.
Материалы и оборудование: «Фиолетовый лес», 5 легковых машин, 4 грузовых машины.
Ход игры:
По дорожке Фиолетового леса ехала колонна машин, которая состояла из легковых и грузовых автомобилей.
Задание педагога: предложить детям разделить колонну машин: грузовые автомобили отправить влево, легковые автомобили отправить вправо. Сколько машин поехало влево? Сколько машин поехало вправо? Какой цифрой обозначить количество грузовых автомобилей? Какой цифрой обозначить количество легковых автомобилей? Каких машин больше? На сколько? Каких машин меньше? На сколько?
Что где находится
Задачи игры: формировать умение ориентироваться на плоскости: верхний правый угол, нижний правый угол, верхний левый угол, нижний левый угол; сравнивать предметы разных размеров по величине; развивать речь, внимание детей.
Материалы и оборудование: «Фиолетовый лес», образные пространственные карточки «ЛеВ-ПаВлин», ель2, снежинки большие и маленькие.
Ход игры:
В Фиолетовом лесу в правом верхнем углу поселился ПаВлин, а в левом верхнем углу обосновался ЛеВ.
– «У меня есть большие снежинки» – похвалился ЛеВ.
– «А у меня есть маленькие снежинки» – отозвался ПаВлин.
– «Мои снежинки обсыпали большую голубую ель, которая растет в правом нижнем углу Фиолетового леса» – продолжал беседу ПаВлин.
– «А мои снежинки засыпали с макушкой голубую ель, которая растет в левом нижнем углу Фиолетового леса» – прорычал ЛеВ.
Задание педагога: ребята, расположите ЛьВа, ПаВлина, ели и снежинки так, как вы услышали в этой истории.
Что где находится 2
Задачи игры: формировать умение ориентироваться на плоскости (нижний левый угол, нижний правый угол, середина, левый, правый); сравнивать предметы разных размеров по величине, обозначать словами положение предметов; развивать речь, внимание детей.
Материалы и оборудование: «Фиолетовый лес», ель 2, озеро, снежинки (большие и маленькие).
Ход игры:
В Фиолетовом лесу в правом нижнем углу стояла большая голубая ель, обсыпанная маленькими снежинками. В левом нижнем углу росла маленькая голубая ель, с макушкой засыпанная большими снежинками. А в середине Фиолетового леса появилось озеро. Вдруг подул сильный ветер, он подхватил все снежинки и понес их к озеру. Все большие снежинки легли на правый берег озера. Все маленькие снежинки легли на левый берег озера.
Задание педагога: расположите ели, озеро и снежинки так, как вы услышали в этой истории.