РАЗРАБОТКА ДЕТСКОЙ ИГРЫ «РУКОВОДСТВО ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Приказчикова Ирина Александровна – Воспитатель МОУ детский сад №90 г. Волгоград
Дата поступления работы на конкурс: 10.04.2022г.

СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

«РУКОВОДСТВО ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Аннотация

Целью работы по «Руководству игровой деятельностью детей младшего дошкольного возраста» является раскрыть методы, формы, приёмы и создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства через игровую деятельность; поделиться опытом с педагогами ГМО.

Форма проведения: выступление на ГМО.

В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. В первые семь лет ребёнок проходит большой путь развития. Дошкольнику предстоит многое узнать и многому научиться за этот период. От того, как освоит ребёнок эти знания об окружающем его мире, о себе самом, зависит успешность ребёнка в дальнейшей жизни.

Игра – доступная и привлекательная для ребенка деятельность. Она способствует сохранению его душевного равновесия, дает ощущение психологического комфорта, доставляет радость и удовольствие. Однако все это не происходит само по себе. Воспитателям надо помогать детям и участвовать в игре наравне с ребенком. Руководство творческими играми — один из самых сложных разделов методики дошкольного воспитания. Педагог не может заранее предвидеть, что придумают дети, и как они будут вести себя в игре. Но это не значит, что роль воспитателя в творческой игре менее активна, чем на занятиях или в играх с правилами. Однако своеобразие детской деятельности требует и своеобразных приемов управления.

Важнейшее условие успешного руководства играми — умение завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это достигается только в том случае, если педагог относится к игре серьезно, с искренним интересом, понимает замыслы детей, их переживания. Такому воспитателю ребята охотно рассказывают о своих планах, обращаются к нему за советом и помощью.

Сюжетно-ролевая игра – подлинная социальная практика ребёнка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Именно в сюжетно-ролевых играх ребёнок имеет уникальную возможность реализовать себя как активный участник происходящей деятельности, кроме того в игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребёнка, его эмоциональность, активность.

На этапе становления ролевой игры ребенок имеет еще смутное представление о различных профессиях. Поэтому внимание детей привлекают взрослые, профессия которых выразительным атрибутом: белый халат, милицейская фуражка. Играя с детьми в хорошо знакомые игры («в бельчат», «в цветочки»), воспитатель в удобный для этого момент дает образец вхождения в образ взрослого: обозначает себя представителем какой-либо профессии, используя для этого выразительный атрибут, и показывает 2-3 игровых действия. А вот детей последовать своему примеру воспитатель не побуждает, т.к. это было бы преждевременным.

На четвертом году жизни, дети переходят от отобразительной игры к «сюжетно-ролевой», от одиночной к совместной. Однако ребенок этого возраста не всегда может объяснить свои действия товарищу по игре, самостоятельно договориться с ним. Опыт показывает, что нельзя пускать на самотек развитие игры как деятельности. Важно, чтобы воспитатель постоянно изучал игровые интересы детей, уровень детских взаимоотношений и игровой деятельности в группе и в соответствии с этим осуществлял руководство ею.

В основе работы по руководству играми детей четвертого года жизни остается идея «обучения игре». Педагогическая работа включает четыре направления:

– продолжение работы по подготовке детей к принятию роли;

– обогащение индивидуальной ролевой игры ребенка;

– расширение диапазона принимаемых ролей;

– подготовка ребенка к ролевому взаимодействию.

При подготовке детей к принятию роли педагог организовывает наблюдения детей за профессиональными действиями взрослых с целью продемонстрировать социальную значимость ряда профессий, систему присущих им целей, и наблюдает за самостоятельными играми детей. Воспитатель помогает ребенку соотносить известные ему игровые действия с названием роли и ее внешним обозначением, осознавать себя носителем определенной роли. Для решения этих задач можно использовать игровые приемы, побуждающие ребенка принять роль взрослого. Например, вы видите, что малыш держит в руках трубочку и бесцельно ходит по группе. Попытайтесь, не отвлекая других детей, помочь малышу принять роль. «Денис, очень нужен врач с трубкой, чтобы послушать куклу Катю. Она сильно кашляет. А может, ты и есть врач? Тогда вот тебе халат и шапочка с красным крестиком. Обогащение ролевого поведения ребенка новыми игровыми целями осуществляется через принятие взрослым параллельной роли и введением в игру новых атрибутов. Взрослый с разрешения ребенка принимает такую же роль, какую уже принял и разыгрывает малыш. Играя рядом в такой же роли, он получает возможность скрыто влиять на игру ребенка, обогащать ее новыми игровыми целями, новыми сюжетными ситуациями и при этом сохранять ее самостоятельный характер

В период становления ролевого взаимодействия важно, кто является непосредственным носителем взаимосвязанной роли – кукла, сверстник или взрослый. Кукла уже сыграла свою роль. Сверстник в качестве партнера пока еще тоже не устроит ребенка, поскольку сам не владеет ролевым взаимодействием. Остается взрослый. Именно ему надлежит быть таким партнером в игре, который не только учтет его возможности, интересы и желания, но и сумеет отобрать типы существующих в реальной жизни отношений, не только доступные пониманию малыша, но и способные вызвать у него активный интерес, побудить к воспроизведению их в игре и еще доставить удовольствие от общения с взрослым. Воспитатель в таких играх выступает как бы в роли «консультанта» – врача, продавца, который сам практически не выполняет никаких игровых действий, но зато много говорит.

Первые сюжетно-ролевые игры в младшей группе связаны с рядом условий:

– наличие разнообразных впечатлений об окружающем мире;

– накопление предметно-игровых действий;

– наличие игрушек;

– частота общения со взрослыми.

Перед каждым из нас стоит задача: создать дружный организованный коллектив, научить детей играть. Надо научить ребёнка жить общими интересами, подчиняться требованиям большинства, проявлять интерес к сверстникам.

В своей работе мы поставили такие задачи:

  • научить ребёнка играть, содействовать объединению детей в игре;
  • тактично руководить выбором игры;
  • приучать детей соблюдать во время игры правила;
  • воспитывать чувство доброжелательности.

Каждый педагог, знающий индивидуальные и возрастные особенности детей, способен сделать сюжетно-ролевую игру увлекательным процессом, в ходе которого дети вовлекаются в сплочённые группы и могут реализовывать себя, с желанием участвовать в игровых действиях.

Для этого необходимо создавать развивающую предметно-пространственную среду, которая способствует развитию самостоятельной игровой деятельности.

В нашей группе оформлены центры игровой активности: «Больница», «Кухня», «Магазин», «Салон красоты» и др.

Для формирования у детей ролевых действий необходимо перевоплощаться. С этой целью нужно использовать костюмы, атрибуты (фартук для мамы, которая готовит обед; белый халат для врача и многое другое). Играя с детьми, необходимо создавать проблемные ситуации. Это побуждает обсуждать замысел, подбирать необходимые материалы для игровой деятельности. Играя с детьми, надо принимать позицию играющего партнёра. Кроме этого стараемся создавать доброжелательную атмосферу. В совместной игре с детьми не допускаем принуждённости, навязывания тем, игровых ролей. Начинать играть с детьми в такие игры лучше с каждым индивидуально. Наиболее подходящее время – утренние и вечерние часы, когда детей в группе немного и можно уделить ребенку время.

В данный момент наши дети играют утром, между занятиями, после дневного сна. Они разнообразно действуют с игрушками: катают, кормят, укладывают спать, лечат и т.д. Для того, чтобы дети сохраняли желание ещё раз вернуться к данной игре, по завершению можно использовать разные фразы: «Магазин закрывается на перерыв», «Гости поехали домой» и др. В свободное время полезно проводить беседы о том, в какие игры играли сегодня, кто кем был. С этой целью мы проводим наблюдение за работой няни, врача, повара, дворника. Во время наблюдения обращаем внимание детей на то, что приготовил повар на завтрак, обед, ужин. Впоследствии, играя, дети не просто ставят кастрюлю на плиту, а «варят» суп, каши, компот и другие блюда.

Очень часто мы используем такой приём, как введение куклы Кати в повседневную жизнь детей. Они готовят для неё, её лечат и многое другое. Также стараемся играть вместе с детьми. Благодаря этому в ходе игры дети чувствуют радость и удовлетворение от реальной ценности свершённых в игре действий. Это помогает формировать нравственную личность ребёнка.

Также мы размещаем в родительском уголке советы и рекомендации по игровой деятельности:

– «Как играть с ребёнком»;

 –  «Играем везде»;

–  «О пользе детской игры»;

–  «Роль игры в жизни дошкольников»;

–  «Играем вместе с детьми».

Работа в нашей группе по развитию навыков общения средствами сюжетно-ролевой игры будет продолжена дальше.

Литература:

1. Под редакцией Н.Е Веракса. «От рождения до школы». Примерная основная образовательная программа дошкольного образования.

2. Н.Ф. Комарова. Комплексное руководство сюжетно – ролевой игрой в детском саду.

3. Н.В. Краснощёкова. Сюжетно – ролевая игра для детей дошкольного возраста.

4. Н.А. Михайленко. Н.А. Корткова. «Организация сюжетно – ролевой игрой в детском саду».

5. Б.П. Никитина. «Развивающие игры».

6. Интернет ресурсы.

Вам также может понравиться...
15417