Токарева Любовь Георгиевна – Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 8» г. Алапаевск, Свердловская область
Дата поступления работы: 25.06.2018г.
«Подготовка ребенка к школе»
Развивающая образовательная ситуация «Игра-путешествие по городам страны «Всезнание»
Подготовка ребенка к школе – работа сложная, требующая терпения, системности в проведении занятий, а также совместной заинтересованности в ее результате ребенка и воспитателя.
При подготовке детей к школе необходимо искать новые формы работы, приносящие элементы новизны, занимательности, пробуждающие развитие познавательных интересов, как необходимое условие готовности детей к школе. А воспитывая стремление к знаниям, мы формируем личность маленького человека, умеющего мыслить, сопереживать, творить и созидать.
Успешному освоению знаний детьми способствует комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса. Насыщенное образовательное содержание соответствует познавательным интересам современного ребенка. Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволяют развивающие образовательные ситуации.
В течение учебного года в ДОУ на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста используются методы проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, решение кроссвордов, головоломок, математических расшифровок и т.д. Это интересно для ребенка, эмоционально захватывает его, развивает умственную активность, умение самостоятельно выражать свои мысли.
Для закрепления полученных знаний и умений детей в конце учебного года проводится непосредственно образовательная деятельность,
позволяющая выявить результативность в развитии познавательных, творческих способностей детей и их коммуникативных навыков. Особый интерес на этих занятиях представляет интегрированный метод обучения по единому проекту, в основе которого лежит определенная проблема,
требующая решения. Для проведения итогового занятия в ДОУ накануне была подготовлена подготовительная группа. В группе на окнах появились картинки с изображением сказочных героев, на стенах – яркие цветочки разного цвета, на полу и стендах – стрелки-указатели, макеты сказочных деревьев. Созданию необходимой атмосферы помогли рисунки детей на «сказочную» тематику, сделанные силуэты бабочек из картона желтого цвета. Совместно с детьми были изготовлены жетоны красного и синего цвета, а также использовались мнемотаблицы, карта, логические задания, стихи доступные и понятные детям, которые помогали в решении поставленных задач, направленных на развитие познавательной сферы детей.
Решение игровых проблем в предложенной образовательной ситуации считаю, что оказало влияние на эмоциональное состояние детей, пробудило любопытство и интерес, помогло им быстрее и легче включиться в игровую деятельность.
(Приложение)
Тема: Игра-путешествие по городам страны «Всезнание».
Возрастная группа: старший дошкольный возраст
Форма совместной деятельности: развивающая образовательная ситуация.
Форма организации: подгрупповая.
Средства:
Зрительный ряд: карта; стрелки-указатели; бумажная игрушка – Гном; мнемотаблица; весенняя полянка (ткань зеленого цвета); игрушка – бабочка; 10 цветков разного цвета; кубики- «камушки»; картинки с изображением сказочных героев; буквы – С, К, А, З, К, И; 2 «сказочных» дерева; иллюстрации сюжетов из разных сказок; конверт с письмом от сказочных героев.
Музыкальный ряд: аудиозапись « Голоса весеннего леса», слушание музыки П. И. Чайковского « Детский альбом».
Литературный ряд: книга-путеводитель, подборка стихов о родном городе, чистоговорка.
Мультимедийный ряд: магнитофон, телевизор, плеер, слайд-фильм «Наш город», фотоаппарат.
Раздаточный материал: листы с логическим заданием «Соедини цифры»; простые карандаши; бумажные, желтые бабочки (для выполнения задания в парах); декоративные маркеры-кисти; жетоны красного и синего цвета; листы-прописи с логическими упражнениями.
Цель: развивать познавательную активность и интеллектуальную инициативу детей в разных видах деятельности.
Задачи:
– обучающие: расширять познавательные представления детей об изменениях в природе весной, о сказках, о достопримечательностях родного города.
– развивающие: развивать познавательный интерес к сказкам, природному миру, обогащать представления об историческом прошлом родного города; искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предложения. Развивать внимание, логическое мышление, наблюдательность, воображение в процессе путешествия по городам страны « Всезнание»; развивать самостоятельность детей в активной продуктивной деятельности.
– воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к природе, родному городу, доброжелательное отношение между детьми.
Планируемый результат:
– имеют представления о весенних изменениях в природе, о сказках и сказочных героях, о родном городе.
– интересуются окружающим миром, задают вопросы, добиваются решения познавательных задач.
– с удовольствием участвуют в совместной продуктивной деятельности, стараются действовать согласованно, выражают интерес к общему результату.
– эмоционально реагируют на красоту окружающего мира, достопримечательности родного города.
– способны к планированию своих действий, направленных на достижение результата своего труда.
– Ребята, посмотрите какую большую, необычную книгу я принесла в группу.
– Вы хотите узнать, как она называется? Эта книга называется -путеводитель. – А вы знаете, почему она так называется? (предположения детей) Правильно. В ней указан путь, с помощью этой книги можно отправиться в путешествие.
– Ребята, вы любите путешествовать?
– Я тоже люблю путешествовать.
– Сегодня я приглашаю вас в путешествие по необычной стране «Всезнание». – Вы хотите там побывать? Чтобы вам не заблудиться, я буду вашим экскурсоводом. Эта необычная страна Всезнание состоит из нескольких городов, в каждом городе есть свои сказочные обитатели. Им очень нравится загадывать гостям свои загадки и давать интересные задания. Я думаю, что это путешествие будет для вас увлекательным и интересным.
– Чтобы отправиться в путь, нам надо сказать волшебные слова:
– Хо-хо-хо, Ха-ха-ха (2раза) – начинается игра,
– Хо-хо-хо, Хи-хи-хи (2 раза) – путешествие начни.
– И еще посмотреть в путеводитель. (дети смотрят в книгу). Посмотрите, в путеводителе – карта. На ней указаны города страны «Всезнание».
– Сколько их? (4) Посмотрите, вот наш детский сад, куда указывает стрелка дальше? (дети рассматривают карту). Вы к книге-путеводителю все прикоснитесь и в первом городе все окажитесь. (дети закрывают глаза и представляют движение)
– Ребята, первый город называется «Город Загадок и Небылиц».
Вот и первая загадка: Шорох, шептание,
Шумок под окном,
Шлепанье легкое –
Кто это? Гном. (сидит бумажный гном на пеньке)
Стоит бумажный домик, В нем жил бумажный гномик,
Простой бумажный домик, Простой бумажный гномик,
Совсем бумажный домик, Совсем бумажный гномик,
С бумажною трубой. И говорил с собой:
– Как грустно быть бумажным,
Как скучно быть бумажным,
Без дома очень плохо
И это вам не пустяки!
– Ребята, почему гномику скучно? (да, потому что у него нет дома)
– И вот однажды, проснувшись на мокрой кочке, гном твердо решил строить свой дом. Сначала он долго думал, как ему дом построить, сделал чертеж. Он начал делать чертеж в понедельник, а закончил в пятницу.
– Сколько дней он делал чертеж? (5)
– В выходные он решил отдохнуть. В какие дни недели отдыхал гном? (субботу и воскресение)
– Строить дом очень трудно, он сделал чертеж, расставил цифры, но не знает, как их соединить. Вы поможете гномику построить дом? Соедините точки, начиная с цифры 1 и до точки с цифрой 10.
- Логическое упражнение «Соедини цифры».
– Вот дом и готов. Гном решил поставить к правой стенке дома – кровать,
К левой стенке – зеркало,
К верхней стенке – повесить люстру,
К нижней стенке – телевизор,
В нижний левый угол – стол поставить,
В правый верхний угол – картину повесить.
(дети показывают карандашом)
Посмотрите, гном стал веселый и хочет поиграть с вами в игру «Веселый гном».
- Игра « Веселый гном»
Жил – да был веселый гном – дети поднимают руки над головой,
изображая колпачок
С круглыми ушами – описывают руками большие круги
вокруг ушей
Он на сахарной горе – руки в стороны
Спал под воротами – приседают, руки под щеку
Вдруг, откуда ни возьмись
Великан явился – руки высоко подняты над головой
Слопать гору он хотел – руки подняты ко рту
Только подавился – дети смеются.
Ну, а что ж веселый гном? – дети изображают
Так и спит глубоким сном – спящего гнома.
– Вот такой он город Загадок и Небылиц. Пора отправляться дальше, посмотрите куда показывает стрелка – на 2-й город.
– Вы к книге-путеводителю все прикоснитесь и во втором городе окажитесь! Вот мы с вами и оказались во втором городе – «Весенних превращений».
– Какое сейчас в этом городе время года? (весна) Скажите, сколько всего времен года? (4). Перечислите.
– Ребята, расскажите, что же бывает весной. В этом вам поможет моя подсказка. (рассказ детей по мнемотаблице)
– Давайте прогуляемся вокруг полянки, осторожно перешагивая через каждый камушек. Послушайте, как щебечут птицы весной. (дети идут, перешагивая через кубики под аудиозапись «Голоса весеннего леса»)
– Посмотрите, какие красивые цветы растут на этой полянке. (картина из разного цвета цветов, приклеенных к стенке)
– Сколько здесь цветов? (счет до 10)
– Какой по счету синий цветок? (первый)
– За каким по счету цветком растет коричневый цветок? (за вторым)
– Перед каким по счету растет красный цветок? (перед шестым)
– Между какими по счету растет зеленый цветок? (между 3-м и 5-м)
– Который по счету растет оранжевый цветок? (десятым)
– Сосчитайте цветы, начиная с десятого? (обратный счет) Молодцы!
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел –
Он вспорхнул и улетел. Кто же это был? (бабочка)
– Распустились весной на полянке цветы и прилетели первые бабочки.
– Вы узнали, ребята, эту прекрасную незнакомку? Конечно, это бабочка.
- Пальчиковая гимнастика « Бабочка».
Бабочка, давай дружить! – взмахи пальцами, соединенных рук.
Веселее в дружбе жить. – руки вытянуты вперед, круговые
движения пальцев рук от себя.
На полянке есть у нас цветы – пальцы рук соединены в бутон цветка.
Полетай над ними ты! – руки скрестили, взмахи пальцами.
Бабочка: Дружбе рада я всегда,
Но у меня дела.
В лапках я ношу пыльцу,
От цветка лечу к цветку. (дети выполняют гимнастику для глаз)
– Мои подружки – бабочки очень красивые насекомые, у них яркие крылышки, на которых удивительный рисунок. Они весело порхают на полянке весной, перелетая с цветка на цветок. Но недавно прошел первый весенний дождик, и все они попрятались под листочками цветов на полянке, потому что он смыл с их крылышек чудесные рисунки.
– Помогите моим подружкам-бабочкам! ! !
– Ребята, мы сможем украсить крылья бабочек узором? Тогда встаньте парами вокруг каждого листочка. Под зеленые листочки все загляните, необычные цветные маркеры- кисточки возьмите на крылья бабочек узор нанесите. (дети берут цветные маркеры-кисточки, украшают крылья бабочек узором)
– Какие разные стали по окраске бабочки. Посадите их на цветы и листочки, теперь будто вспыхнули разноцветные огоньки. Как красиво здесь! Сфотографируемся среди бабочек на весенней полянке? (дети фотографируются на полянке).
Вдали виден еще один город. Посмотрите на карту, какой по счету этот город? (третий)
– Вы к книге-путеводителю все прикоснитесь и в третьем городе – «Необычных героев» все окажитесь!
Ребята, чтобы узнать в какой город мы прибыли, нужно отгадать загадки и составить слово по первым буквам отгадок.
Загадки: Красна девица грустна, На сметане мешан,
Ей не нравится весна. На окошке стужен.
Ей на солнце тяжко, Круглый бок, румяный бок ,
Слезы льет бедняжка. Покатился . . . (Колобок) 2.
(Снегурочка) 1.
Всех излечит, исцелит Она красива и мила,
Добрый доктор. . .(Айболит)3 А имя ее – от слова «зола».
(Золушка)4
Толстяк, живет на крыше,
Летает он всех выше. (Карлсон) 5
В сказках он всегда простак,
Все зовут его дурак.
Но ум еще покажет свой,
Этот сказочный герой. (Иванушка) 6.
(дети по первым буквам отгадки составляют на магнитно-маркерной доске слово С К А З К И)
– Кто живет в сказках? (сказочные герои, чудеса, волшебные предметы)
Сказочные герои хотят с вами познакомиться. Для этого нужно сказать свое имя по слогам, чтобы они вас поняли. (например, Ксю-ша, в моем имени 2 слога)
Теперь все вместе познакомимся со сказочными героями.
– Как можно вас всех назвать одним словом? Ребята. Произнесите это слово по слогам, чтобы сказочные герои вас поняли.
Какие здесь растут необычные деревья. В городе « Сказки» некоторые ваши любимые сказочные герои заблудились. И попали не в свою сказку. Подскажите, в какую сказку они попали. Вы к деревьям подойдите, на картинки посмотрите и назовите сказку (дети выполняют задания по подгруппам)
– Где написаны эти сказки? (в книгах).
– Давайте и мы посмотрим в книгу-путеводитель на карту маршрута.
– Куда нам дальше идти? Ждет четвертый «город нашего детства» впереди (смотрят на карту)
– Вы к книге-путеводителю все прикоснитесь в четвертом городе окажитесь.
– Какая приятная музыка звучит в этом городе. (звучит музыка П.И. Чайковского «Детский альбом»)
– Хотите узнать в каком мы городе?
Я предлагаю вам посмотреть фильм о достопримечательностях этого города (просмотр слайд-фильма «Наш город»)
– Как называется город, о котором был фильм? (город Алапаевск)
– Вы жители какого города? (г. Алапаевска)
– Ребята, вы любите наш город? Расскажите о нем.
Мой город. Алапаевск.
Я город свой люблю, Велик, прекрасен город мой,
И всю любовь ему дарю. Над Нейвою рекой.
Люблю по улицам гулять, И самый лучший он для нас
Прыгать, бегать и скакать. Родной и дорогой.
Обойди хоть сто дорог,
Обогни планету,
Невелик мой городок,
Но дороже нету.
– Сейчас мы узнаем, знаете ли вы свой город Алапаевск. Давайте разберемся:
– если мое высказывание кажется вам верным – покажите круг красного цвета; если не верным – синего цвета.
Вопросы:
– Наш город называется Алапаевск? +
– В городе Алапаевске находится площадь Победы? +
– В нашем городе есть метро? –
– Композитор П.И. Чайковский жил в нашем городе? +
– В городе Алапаевске работает зоопарк? –
– В нашем городе много десятиэтажных зданий? –
– Дети нашей группы посещают «Детский сад № 8» города Алапаевска? +
– Ребята, как называется город нашего детства? (г. Алапаевск)
– Посмотрите на карту, чтоб не заблудиться в пути. Куда нам дальше идти. Мы по стрелочкам все шли и в детский сад пришли.
– Ребята, какие поступки мы совершали во время путешествия? (добрые) Давайте построим «Пирамиду добра».
- Игра « Пирамида добра»
(дети становятся в круг, воспитатель протягивает правую руку ладонью вверх и говорит слова: «Я желаю вам быть добрыми». Затем дети по очереди накладывают свою ладошку на ладонь воспитателя, произнося тот же самый речевой образец, добавляя слово-характеристику: умными, самостоятельными и т.д. Когда все дети протянут руки и скажут свои пожелания, воспитатель раскачивает полученную «пирамиду», и все проговаривают волшебные слова: «Раз, два, три – добро твори!»
– Вам понравилось путешествовать по разным городам страны
«Всезнание»?
– Что вас удивило в путешествии?
– Может что-то огорчило?
-Может вы чему-нибудь обрадовались?
-Я тоже была очень рада путешествовать вместе с вами!
– Ребята, пока мы путешествовали, к нам в группу пришло письмо. (воспитатель показывает конверт) – Как вы думаете, от кого оно? (предположения детей)
– Вы хотите узнать, кто написал это письмо? (читают, что написано на конверте).
Куда: Детский сад № 8 « Солнышко»
Кому: Ребятам и гостям старшей группы.
От кого: Жителей «Солнечного города».
– Незнайка за помощью к вам обратился. Сюда же приехать, он не решился. Текст письма: Я, ребята, отправил вам задания непростые. Справиться с ними мне помогите! Задания решите, и в «Солнечный город» письмом их пошлите!
Ваш Незнайка
(дети и гости по выбору берут листы с заданиями из конверта и выполняют просьбу Незнайки)