Статья «Народная культура в системе занятий с челябинскими дошкольниками: природа – жизнь – человек»

Перовская Елена Анатольевна – Воспитатель МАДОУ «ДС №74 г. Челябинска» город Челябинск
Дата поступления работы: 07.11.2024г.

Народная культура в системе занятий с челябинскими дошкольниками:
природа – жизнь – человек
Popular culture in the system of training
with Chelyabinsk preschoolers: nature – life – people

В статье раскрываются приемы организации краеведческой работы с детьми дошкольного возраста. Автор показывает, что наряду с вниманием к природным особенностям родного края важное место в деятельности педагога отводится традиционной народной культуре, народным праздникам, играм, с помощью которых у детей естественным образом формируется любовь к своей стране и малой родине.

Ключевые слова: детство, традиционная народная культура, малая родина, народный праздник, воспитание.
Keywords: childhood, traditional folk culture, little homeland, national holiday, education.

Работая с дошкольниками, анализируя их творческие работы, мы отмечаем, что понятие Родины тесно связано с их представлениями о том, что им близко и дорого, что они видят и чем интересуются ежедневно. Поэтому одна из главных задач педагога – помочь дошкольнику увидеть и почувствовать красоту родной земли и человека, живущего на этой земле.

Взаимодействие педагога с детьми направлено на формирование и развитие в них нравственных качеств, на приобщение их к истокам национальной культуры, воспитание чуткого отношения к природе родного края, чувства сопричастности к окружающему миру.

Раскроем, при помощи каких средств и приемов решаются эти важные задачи в детском саду.

Одним из условий формирования у старших дошкольников, перечисленных выше качеств является создание в группе предметной среды. Экологическая составляющая включает в себя набор природного материала (коллекция семян, уральских камней и минералов, гербарии, комнатные растения и оборудование для ухода за ними), географические карты, макеты, мини-лабораторию с материалами для экспериментов [Виноградова 1982].

На площадках для прогулок в детском саду высажены деревья и кустарники, растущие на Урале, на огороде созданы лекарственные островки. Воспитатель обращает внимание на особенности природы родного края, сопровождая свой рассказ строками из стихотворений, например,  Л. Владимировой:

Красавица береза у нас в лесу живет.
Ей не страшны морозы –
Она, как мы, растет.
С годами выше станет,
Кудрявей и стройней
Все люди на Урале
Приходят в гости к ней.

В детском саду для работы с детьми создана постоянно пополняемая экспозиция «Жилища народов Урала». Здесь проходят выставки совместных работ детей и родителей из природного материала, связанные с краеведческой или народной тематикой. Помимо этого, организована так называемая «Полочка для любознательных», на которой размещена библиотечка книг и журналов, коллекции фотографий, предметов изобразительного искусства, видео- и аудио материалы, книжки-самоделки о природе родного края.

Дети лучше воспринимают эту информацию, если она преподносится им с привлечением поэтических текстов, например:
Я родился на Урале,
Здесь живу я и расту.
Лучше края я не знаю –
Урал мне дарит красоту!

Для инсценировки экологических сказок силами педагогов и родителей в детском саду подготовлены наборы костюмов, масок и других необходимых атрибутов.

Особое внимание воспитатель уделяет организации народных игр, проведению праздников в русле традиционной народной культуры [Голованов, 2003]. Из праздников зимне-весеннего цикла дети хорошо воспринимают рождественские игры и песни, крещенские игры со снегом, праздник Масленицы.

Особенностью праздников весенне-летнего цикла является то, что они органично сливаются с детским восприятием весеннего пробуждения природы, ожиданием теплого лета. 17 марта, в праздник прилета птиц [Круглый год, 1996], педагог вместе с детьми раскатывает тесто и готовит печенье. 24 июня отмечается праздник Ивана Купалы. Воспитатель рассказывает дошкольникам, что это день летнего солнцеворота: ночь с 23 на 24 июня самая короткая в году, а день 24-го – самый длинный. Природа в это время в зените роста, все травы и растения – в цвету. Это праздник радости жизни. По традиции, в этот день собирали душицу, тысячелистник, вереск, иван-чай. Девушки рвали полынь, вплетали ее в венки и носили на себе – чтобы отпугнуть нечистую силу.

Воспитатель рассказывает легенды о чудесном цветке папоротника, который расцветает ночью накануне Ивана Купалы. Кто его увидит – обретет счастье. На Урале верили, что цветок раскрывает тайну подземных кладов [Голованов, 2014]. В день Ивана Купала купаются, обливаются водой, жгут купальские костры.

Из осенних праздников народного календаря педагог вместе с детьми отмечает Кузьминки. Праздник получил название в честь кузнецов-ремесленников, Кузьмы и Демьяна, которые исцеляли больных, помогали выполнять самую трудную работу в хозяйстве и не брали за нее денег. Это праздник мастерового люда, праздник кузнечного искусства и женского рукоделия. В этот день принято было готовить особое угощенье – курники (пироги с куриной начинкой, а также с картофелем, говядиной, свининой, почками). Каждая хозяйка стремилась к тому, чтобы ее курник был самым высоким, самым вкусным [Лазарев, 2005].

Отдельное внимание педагог уделяет традиции проведения народных вечерок, когда молодые девушки и парни собирались вместе, девушки пряли, ткали, осенью солили капусту, пели песни, шутили. Эта традиция совместной работы глубоко укоренилась и на Урале.

Таким образом, через интерес к народному творчеству, народной культуре у детей естественно формируется любовь к родному краю, к своим истокам.

Список литературы

  1. Виноградова, Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой [Текст] / Н.Ф. Виноградова. – М.: Просвещение, 1982.
  2. Голованов, И.А. Константы фольклорного сознания в устной народной прозе Урала (XX–XXI вв.) [Текст] / И.А. Голованов. – 2-е изд., исправл. и доп. – М.: Флинта: Наука, 2014. – 296 с.
  3.  Голованов, И.А. Концепция создания школы народной культуры [Текст] / И.А. Голованов // Вторые Лазаревские чтения: материалы Всероссийской научной конференции. – Челябинcк, 2003. – С. 358–361.
  4. Круглый год: Русский земледельческий календарь [Текст] / сост. А.Ф. Некрылова. – Челябинск: Вариант-книга, 1996. – 463 с.
  5. Лазарев, А.И. Народоведение: Русские праздники [Текст] / А.И. Лазарев. – Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 2005. – 336 с.

Сведения об авторе
Перовская Елена Анатольевна – воспитатель высшей категории МАДОУ «ДС №74 г. Челябинска» СП1

Вам также может понравиться...
16204