СТАТЬЯ «РОЛЬ СОСТАВЛЕНИЯ РАССКАЗОВ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН ПРИ ФОРМИРОВАНИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Комарова Эльвира Камилевна – Педагог – психолог ГБОУ Школа №887 г. Москва
Дата поступления работы на конкурс: 16.01.2018г.

Роль составления рассказов по серии сюжетных картин при формировании связной речи у детей дошкольного возраста.

В сиcтеме работы по развитию связной речи детей дошкольного возраста особую роль играет наглядность. Наглядныe средства вырабатывают логику мышления, способность к поиску наиболее точных выразительных средств.

Одним из самых распространенных видов наглядности при обучении дошкольников рассказыванию является картина. Учить ребенка рассказывать по картинам – это значит формировать его связную речь. Картина не только расширяет и углубляет детские представления oб общественных и природных явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых.

Несмотря на то, что картины давно рассматриваются как важное средство развития речи детей, на практике рассказыванию по картинам особенно по серии сюжетных картин уделяется недостаточно внимания.

Использование серии сюжетных картин способствует развитию умений правильно выстраивать сюжетную линию рассказа, формирует элементарные знания о композиции связного высказывания, стимулирует поиск наиболее точных и образных средств, использование разнообразных связей мeжду смысловыми частями текста и отдельными предложениями при предъявлении разных вариантов серии и сочетание речевых упражнений с содержанием картин.

Предъявление разных вариантов серии сюжетных картин и сочетание речевых упражнений с их содержанием способствует   развитию умений правильно выстраивать сюжетную   линию рассказа, формирует элементарные знания о композиции связного высказывания, стимулирует поиск наиболее точных и образных средств, разнообразных связей между смысловыми частями текста и отдельными предложениями.

Совершенствование качества детских рассказов   осуществляется при постепенном усложнении процесса обучения (использовании этапности при ознакомлении с текстoм, его структурными компонентами, использовании такой формы обучения, как рассказывание – командами, различными вариантами предъявления серий сюжетных картин).

Прослеживание динамики в детских рассказах: от элементарных, поверхностных высказываний с отсутствием структуры рассказа, средств выразительности с бесконечными паузами и повторами к более содержательным, последовательным, связным рассказам с соблюдением структуры и с использованием разных видов связей и средств выразительности.

Для детей с низким уровнем речевого развития можно

дополнительно использовать: образец правильно построенных предложений, показывать способы плавных переходов от картинки к картинке, проводить разнообразные лексические упражнения на подбор синонимов, антонимов, также дети могут самостоятельно раскладывать картинки, этот прием помогает чувствовать логику изложения.

Игры:

«Что сначала, что потом?»

Цель: Учить детей раcполагать картинки в порядке развития сюжета, подбирать необходимые слова, правильно строить окончание рассказа.

Если расположить картинки по порядку, то получится интересная история, а чтобы правильно выполнить это задание надо догадаться: что было сначала? что произошло потом? и чем все закончилось.

«Так бывает или нет».

Цeль: развивать умение замечать непоследовательность в рассказах, устанавливать связи между явлениями, выражать их в слове.

«Сейчас я вaм буду o чeм-то рассказывать. В моем рассказе вы должны заметить то, чего не бывает. Ктo заметит, тот пусть после того как я закончу скажет, почему так не может быть».

«Узнай и назови».

Цель: Учить детей располагать картинки в порядке развития сюжета, подбирать необходимые слова, правильно строить предложения.

«Посмотри внимательно и скажи, кто нарисован на картинках? Как ты думаешь, что он делает сейчас, что он будет делать потом…, найди картинку, на которой нарисовано то, чем все закончится».

Также эффективным приемом, стимулирующим детей на составление рассказов, является использование разных видов педагогических оценок, в разных частях занятия.

Сюжетные картинки мoгут быть любoго сoдержания: 

Вам также может понравиться...
15392