СТАТЬЯ «СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ СЮЖЕТНО-РОЛЕВУЮ ИГРУ»

Кукушкина Наталия Геннадьевна – Воспитатель ГБОУ Школа №1387 г. Москва
Дата поступления работы: 20.12.2018г.

Социализация детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру.

           Социализация детей предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном им социальном окружении через окружающую действительность в игре. Через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. В игре ребёнок воплощает свой взгляд, свои представления, своё отношение к тому событию, которое разыгрывает, моделирует через призму своего сознания окружающий его мир. Если с ребёнком не играют, он действует примитивно. В результате всё чаще место сюжетно-ролевой игры, даже у старших дошкольников, начинает занимать манипуляция с игрушками: бесцельный бег с рулём, катание куклы в коляске. Чтобы ребёнок выработал своё отношение к жизни, необходимо с детства формировать умение адекватно ориентироваться в социальном окружении, научить детей играть в сюжетно-ролевую игру, которая в последующем становится режиссёрской, творческой.

           К сожалению, в наше время дети мало играют. Игре, как таковой, родители уделяют очень мало времени. Они стараются отдать детей в различные секции и кружки. Учат писать, читать. Наша задача, как педагога, донести до родителей значимость игры в жизни ребёнка. Этой теме посвящены собрания, проводятся консультации, оформляются специальные информационные уголки, где родители могут познакомится с интересующим их материалом.

           Ребёнок социализируется в процессе разнообразной деятельности, в том числе игровой. Игра – сильнейшее средство социализации ребёнка, включающее в себя как социально контролируемые процессы целенаправленного воздействия на становление личности, усвоение знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу или группе сверстников, так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на личностное развитие. Поэтому задача игровой деятельности определена в ФГОС в образовательной деятельности «Социально-коммуникативное развитие».

           Игры дают возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессивности, учат разнообразию эмоций в восприятии всего сущего. Игры хранят этнокультуру, являясь банком духовных, общечеловеческих ценностей. Многообразные символические особенности детской субкультуры – возрастная лексика, временные представления, возрастные стереотипы поведения, ценности и признаки детской общности – наиболее полно проявляются в игровой сфере (Т.И. Бабаева).

           Для работы по формированию сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста педагогами в детском саду составлены проекты по обучению детей сюжетно-ролевой игре. Проектный метод позволит создать условия для планомерной и эффективной работы. Подбирая тематику игр для проекта, учитываются возрастные особенности детей, их интересы. Дошкольников необходимо научить играть в игру «Семья». Именно в семье человек впервые сталкивается со всем многообразием полоролевых отношений, создающих его нравственные устои. Педагогами детского сада созданы проекты по темам: «Водители», «Кафе», «Ателье», «Банкомат», «Почта» и т.д. Осваивая социальную роль в игре, дети приобретают более полный жизненный опыт, насыщенный новыми яркими эмоциями и содержанием, закрепляют знания новых форм общения и взаимодействия, расширяют словарный запас, приобретают социальные навыки, достигают нового положительного эмоционального состояния.

На первом этапе проекта знакомят с деятельностью человека, рассказывают о взаимодействиях с другими людьми для того, чтобы вызвать положительное эмоциональное отношение к действительности взрослого человека. Для этого проводятся экскурсии, детям читают художественную литературу, рассматривают иллюстрации, наблюдают за трудом взрослых. Всё это соответствует замыслу игры. Игра легко возникает, и дети содержательно играют, отражая в игре полученные знания. На втором этапе проекта дети с интересом начинают отражать накопленные знания об окружающем в конструировании и изобразительной деятельности, что способствует формированию игровых умений. На третьем этапе проекта, используется приём – обыгрывание игровых ситуаций, где все участники, используя уже накопленный опыт, вводят новые сюжетные события, развивающие выбранную тему. Поскольку события предлагаются в разных вариантах, у детей есть новые «идеи» для игры, но нет готового сюжета, который остаётся только разыграть, выбирая тот или иной вариант, включая новые роли. Условиями возникновения игрового замысла и его реализации является своевременное изменение игровой среды. Поэтому на четвёртом этапе проекта, учитывая практический и игровой опыт детей, предлагается им самостоятельно сконструировать обстановку для игры с помощью собственных поделок. С одной стороны, это способствует закреплению полученных ребёнком впечатлений при ознакомлении с окружающим, а с другой стороны – развитию его самостоятельности и творчества в поиске разных способов воздействия действительности, повышает интерес к игре. На следующем этапе проекта создаются условия для игры, а дети уже самостоятельно организовывают игровое пространство, развивают сюжетную линию, комбинируя предложенные участникам игры события в общем сюжете. Постепенно игра детей становиться более продолжительной, а в длительной игре у ребёнка вырабатываются навыки и привычки коллективной жизни, ребёнок проявляет больше самостоятельности, творчества в выборе действий, при распределении ролей. Такая игра учит ориентироваться в общественных событиях, проигрывать разные варианты выхода из трудных ситуаций, пока только придуманных в воображении детей. В сюжетно-ролевой игре ребёнок удерживает в сознании не только смысл конкретного игрового действия, но и его включенность в сюжет, его смысловые связи с другими эпизодами игры.

         Таким образом, детский опыт сюжетно-ролевых игр является шагом на пути последующей личностной самостоятельности человека. В сюжетно-ролевой игре успешно развиваются личность ребёнка, его интеллект, воля, воображение и общительность. Но самое главное – эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. Целесообразно организованная педагогами предметно-пространственная развивающая среда детского сада полноценно обеспечивает развитие индивидуальности дошкольника, готовит его к новому социальному качеству.

Список литературы:

1. Михайленко Н.Я., Педагогические принципы организации сюжетной игры/Н.Я. Михайленко, Н. А. Коротков // Дошкольное воспитание. – 1989. – №4.

2. Голованова Н.Ф., Социализация и воспитание ребёнка./ Н.Ф. Голованова. – СПб.: Речь, 2004 – 272 с.

3. Деркунская В.А., Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. -М.: Центр методического образования., 2012. -144 с.

4. Солнцева О.В., Дошкольник в мире сюжетно-ролевых игр./ О. В. Солнцева. – М.: ТЦ Сфера, 2010 г.

Вам также может понравиться...
15392