СТАТЬЯ «СТАНОВЛЕНИЕ ФОНЕТИЧЕСКОЙ И ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОН РЕЧИ В НОРМЕ»

Кукленкова Наталья Александровна – Учитель – логопед МДОУ «Детский сад №194» г. Саратов

Дата поступления работы: 08.06.2023г.

Становление фонетической и фонематической сторон речи в норме

Содержание

Введение

1. Понятие фонема и фонематический слух в норме

2. Нормы становления фонетической и фонематической сторон речи

Заключение

Список источников

Введение

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Усвоение ребенком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей. Для того чтобы понять патологию речи, необходимо четко представлять весь путь последовательного речевого развития детей в норме, знать закономерности этого процесса и условия, от которых зависит его успешное протекание. [Волкова 1993:1]

        Выдающиеся педагоги и психологи показали важность раннего возраста, охватывающего сензитивные периоды целого ряда функций в психическом развитии ребенка, т. е. те периоды, когда определенная функция особенно чувствительна к внешним воздействиям и особенно бурно развивается под их влиянием.

       Одной из важнейших задач является развитие фонематической стороны речи. В дошкольном возрасте больше внимания уделяется формированию навыков правильного произношения звуков и развитию речевого слуха. В книге «Воспитание у детей правильного произношения» М. Ф. Фомичева подчеркивает, что восприятие и воспроизводство звуков родного языка – это согласованная работа речеслухового и речедвигательного анализаторов, где хорошо развитый фонематический слух позволяет выработать четкую дикцию – подвижность и тонкую дифференцированную работу артикуляционных органов, обеспечивающих верное произношение каждого звука. [Фомичева 1989:2]

         Под фонематической стороной речи понимают способность различать и дифференцировать фонемы родного языка. Фонематическая сторона речи обеспечивается работой речеслухового анализатора. Периферический отдел его располагается в кортиевом органе и осуществляет прием слуховой информации, в том числе и речевых звуков.

     Овладение фонематическими процессами имеет большое значение для речевого развития, потому что они представляют собой ту основу, на которой строится овладение языком как основным средством общения.

       Фонематические процессы человека включают в себя фонематический слух и фонематическое восприятие, при этом первое включают простые и сложные формы фонематического анализа, фонематический синтез и фонематические представления.

 1. Понятие фонема и фонематический слух в норме

      Долгое время учёные считали, что звуковая сторона речи состоит только из ряда различных элементов и комбинаций. Фонетика опиралась на физиологическую природу речи и артикуляцию. Развитие речи рассматривали через призму развития моторики, мелких артикуляционных движений. Единственным источником развития звуковой стороны речи считалось развитие моторики. При этом не было уделено достаточного внимания значению восприятия речи.

         Но в 30-х годах прошлого века Л. С. Выготский, ввёл такое понятие, как «фонема»: он доказал, что фонема является единицей развития детской речи. С точки зрения этой новой фонетики, развитие детской речи происходит путём развития системы фонем, а не путём накопления отдельных звуков.

       Фонема – не просто звук, а имеющий значение звук. Л.С. Выготский обратил внимание на восприятие фонем. Согласно его точке зрения, «всякая фонема воспринимается и воспроизводится как фонема на фоне фонем, т.е. восприятие фонем происходит только на фоне человеческой речи».

Основной закон восприятия фонем – закон восприятия звучащей стороны речи.

Л. С. Выготским был введён термин «фонематический слух», включающий в себя три речевые операции:

– способность слышать есть данный звук в слове или нет;

– способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности;

– способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.

       Фонематический слух – сенсорная основа нашей речи. В отличие от музыкального или звуковысотного слуха, направленного на различение звуков разной высоты, фонематический слух «занимается» различением фонем частей слова, имеющих «смысл», содержание, обладающих значением.

         Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Фонематический слух, являясь частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами, которые хранятся в памяти человека в «решетке фонем».

       Фонематическое восприятие – это сложное умственное действие по дифференциации фонем и установлению связи между звуковой стороной слова и его значением; действие по звуковому и звукослоговому составу слова. Фонематическое восприятие — это совокупность деятельности двух процессов: фонетического и фонематического слуха. [Филичева 2010:5]

       При этом большую роль играют первичные формы аналитико-синтетической деятельности, благодаря которым ребенок обобщает признаки одних фонем и отличает их от других. Посредством аналитико-синтетической деятельности происходит сравнение ребенком своей несовершенной речи с речью старших и формирование звукопроизношения.

       Недостаточность анализа или синтеза сказывается на развитии произношения в целом. Однако, если наличия первичного фонематического слуха достаточно для повседневного общения, то его недостаточно для овладения чтением и письмом.

       В. И. Бельтюков, А. Н. Гвоздев, Г. М. Лямина, Н. Х. Швачкин доказали, что необходимо развитие более высоких форм фонематического слуха, при которых дети могли бы делить слова на составляющие их звуки, устанавливать порядок звуков в слове, то есть производить анализ звуковой структуры слова.

Фонематическая сторона речи обеспечивается работой речеслухового анализатора. Его периферический отдел располагается в кортиевом органе и осуществляет прием слуховой информации, в том числе и речевых звуков передает информацию к коре головного мозга, частично её анализируя, при этом определяя направление и отдаленность источника звука. Данная функция обеспечивается большим количеством передаточных звеньев (8 пара черепно-мозговых нервов, продолговатый мозг, мозжечок, средний мозг, медиальное коленчатое тело и слуховое сияние). Уже в 1874 году Э. Вернике установил, что в коре головного мозга в левом полушарии на границе височной и теменной долей имеется зонасенсорной речи, в ней осуществляется анализ звучащей речи: контроль наличия звука в слове, особенности его позиционного звучания, порядок и количество звуков в слове, различение близких по акустическим параметрам звуков. При её поражении человек слышит слова, но не понимает их смысла, так как в ней хранятся звуковые образы слов. В честь великого учёного эту часть головного мозга назвали зоной Вернике. [Хватцев 2010:6]

       Под фонетической стороной речи понимают произнесение звуков как результат согласованной работы всех отделов речедвигательного аппарата. Периферическим отделом речедвигательного анализатора является речевой аппарат, куда входят:

– дыхательный аппарат, обеспечивающий энергетическую основу речи (диафрагма, легкие, бронхи, трахея, гортань);

– голосообразовательный аппарат, обеспечивающий образование звука (гортань с голосовыми складками);

– артикуляционный аппарат, преобразующий звук, возникающий в гортани, в разнообразные речевые звуки (ротовая и носовая полости).

       В проводниковый отдел анализатора входят три пары черепно-мозговых нервов (языкоглоточный, возвратный, подъязычно-язычный), подкорковые образования, обеспечивающие проведение информации к коре.

2. Нормы становления фонетической и фонематической сторон речи

         Речь не является врожденной способностью человека. Она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка, то есть в процессе его онтогенеза.

Онтогенез – индивидуальное развитие организма с момента его зарождения и до конца жизни.

         В онтогенезе развитие и становление фонетической и фонематической сторон речи происходит постепенно.

         В овладении речью главная роль принадлежит слуху. Одновременно с развитием слуха у ребенка появляются голосовые реакции: разнообразные звуки, различные звукосочетания и слоги. В 2— 3 месяца у ребенка возникает гуление, в 3 — 4 месяца — лепет. В данном возрасте происходит первичное развитие фонематического слуха: ребенок прислушивается к звукам, отыскивает источник звука, поворачивает голову к говорящему.

         К 6 месяцам в лепете ребенка появляются четкие звуки, но они еще недостаточно устойчивы и произносятся в коротких звукосочетаниях. Среди гласных ясно звучит звук «а», среди согласных — п, б, м, к, т. В это время ребенок хорошо понимает интонацию взрослого и реагирует на тон голоса.

К году ребенок хорошо произносит простые по артикуляции звуки: гласные — а, у, и и согласные — п, б, м, н, т, д, к, г.

       Развитие и становление произношения у всех детей происходит в разные сроки. Одни дети произносят большее число звуков и более отчетливо, а другие — меньшее и менее четко. Качество произношения зависит от состояния и подвижности органов артикуляционного аппарата, который еще только начинает активно функционировать. Об этом не раз писал в своих работах А.И. Максаков. На втором году жизни дети начинают активно произносить звуки э, ы, и, но твердые согласные у них звучат как мягкие — ть, дь, сь, зь. У них возрастает способность к подражанию речи взрослых, интенсивно развивается понимание речи других. К этому времени ребенок начинает активно и самостоятельно употреблять в речи простые по структуре слова.

       На третьем году жизни подвижность артикуляционного аппарата повышается, но произношение ребенка еще не соответствует норме. В этом возрасте ребенок пытается приблизить свое произношение к общепринятому, трудные по артикуляции звуки он заменяет простыми. Например, звук ц заменяется звуком ть или сь, звуки ч и щ — звуками ть и сь соответственно, звуки л и р — звуком ль или й, шипящие и твердые свистящие — ть, дь. К трем годам четко оформляется артикуляция губно-зубных: ф, ем, фь, вь. Фонематическое восприятие в это время уже хорошо развито: дети почти не смешивают слова, близкие по звучанию, и пытаются сохранить слоговую структуру слова. [Филичева 2000:5]

         На четвертом году жизни происходит дальнейшее укрепление артикуляционного аппарата, движения мышц становятся более координированными. В речи появляются твердые согласные, шипящие звуки, правильно произносятся слова со стечением нескольких согласных. В это время дети отмечают ошибки в произношении других, легко различают близкие по звучанию звукосочетания и слова, то есть у них происходит дальнейшее развитие фонематического восприятия.

         На пятом году жизни у детей увеличивается подвижность артикуляционного аппарата. Большинство детей правильно произносят шипящие звуки, сонорные — л, р, ръ, у некоторых из них остается неустойчивым произношение свистящих и шипящих звуков, они взаимозаменяются. В простых словах дети четко произносят данные группы звуков, а в сложных и малознакомых — заменяют. [Цейтлин 2000:7]

       Фонематические процессы у детей к пяти годам совершенствуются: они узнают звук в потоке речи, могут подобрать слово на заданный звук, различают повышение или понижение громкости речи и замедление или ускорение темпа.

К шести годам дети способны правильно произносить все звуки родного языка и слова различной слоговой структуры. Хорошо развитый фонематический слух позволяет ребенку выделить слоги или слова с заданным звуком из группы других слов, дифференцировать близкие по звучанию фонемы.

       Произносительная сторона речи ребенка седьмого года жизни максимально приближается к речи взрослых, с учетом норм литературного произношения.

       К моменту поступления в школу у ребенка с нормальным речевым развитием сформировано звукопроизношение, хорошо развиты все стороны речи.

       Действительно, к концу дошкольного возраста ребенок приобретает обширные навыки в звуковой действительности языка: он правильно слышит каждую фонему, не смешивает ее с другими фонемами, овладевает связной речью и чистым произношением. Но, как пишет Д. Б. Эльконин, этого недостаточно для перехода к обучению грамоте. Чтобы ребенок успешно овладел письмом и чтением, он должен уметь анализировать звуковой состав слова, т.е. слышать каждый отдельный звук в слове, четко отделять его от рядом стоящего и знать, из каких звуков состоит данное слово. Только такие умения могут явиться предпосылкой для правильного обучения грамоте. [Журова 1963:3]

               В ряде исследований, подчеркнуто, что фонематическое восприятие – первая ступень в поступательном движении к овладению грамотой, звуковой анализ – вторая. Ещё один фактор: фонематическое восприятие формируется в период от года до четырёх лет, звуковой анализ – в более позднем возрасте. И наконец, очень важно для развития речи развитие речеслухового и речедвигательного анализаторов – сложных первичных нервных механизмов, производящих тончайший анализ всех раздражителей, воспринимаемых организмом высших животных и человека из внешней и внутренней среды.

         Речь ребенка развивается по подражанию. Поэтому-то так важно, чтобы окружающая речевая среда была вполне полноценной, то есть и родители, и воспитатели говорили четко, правильно и понятно. К пяти годам (старшему дошкольному возрасту) активный словарь у детей увеличивается до 2500 – 3000 слов. Фраза увеличивается и усложняется, улучшается произношение. При нормальном ходе речевого развития к пяти – шести годам ребенок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи. В любом языке существует определенное количество звуков, которые создают звуковой облик слова. Звук вне речи не имеет значения.

Заключение

     Таким образом, в онтогенезе развитие и становление фонетико – фонематической стороны речи происходит постепенно. До речевого периода является подготовительным по отношению к собственно речевой деятельности. Ребенок практикуется в артикуляции отдельных звуков, слогов и слоговых комбинаций, отрабатываются интонационные структуры родного языка, формируются предпосылки для развития фонематического слуха, без которого невозможно произнесение самого простого слова. Овладение звуками речи происходит в определенной онтогенетической последовательности: губные раньше, чем язычные, взрывные – раньше, чем щелевые. В онтогенезе реакции на звуковые раздражения отмечаются уже у новорожденного ребенка. Формирование правильного произношения зависит от способности ребенка к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. от определенного уровня развития фонематического слуха. Фонематическое восприятие звуков речи происходит в ходе взаимодействия поступающих в кору слуховых и кинестетических раздражений. Постепенно эти раздражения дифференцируются, и становится возможным вычленение отдельных фонем. При этом большую роль играют первичные формы аналитико-синтетической деятельности, благодаря которым ребенок обобщает признаки одних фонем и отличает их от других.

     К концу дошкольного периода дети должны владетьразвернутой фразовой речью, фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной. Уровень развития фонематического слуха позволяет им овладеть навыками звукового анализа и синтеза, что является необходимым условием усвоения грамоты в школьный период. Как отмечал А. Н. Гвоздев, к семи годам ребенок овладевает речью как полноценным средством общения (при условии сохранности речевого аппарата, если нет отклонений в психическом и интеллектуальном развитии, если ребенок воспитывается в нормальном речевом и социальном окружении).

Список источников

1.Волкова Г.А. Психолого – логопедическое исследование детей с нарушениями речи (3-я часть). – СПб.: Изд – во РГПУ им. А.И. Герцена, 1993. – 394с.

2. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 03.08 Дошк. воспитание. –– М.: Просвещение, 1989, – 239 с.: ил

3. Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1963. – С.213-227.

4. Пережигина, Н.В. Развитие детской речи: проблемы нормы и патологии / М-во образования и науки Рос. Федерации, Ярослав. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. – Ярославль: Ярослав. гос. ун-т, 2004. – 98 с.

5. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста / Монография. – М., 2000. – 314 с.

6. Хватцев М.Е. Логопедия. – М.: Мдицина. – 2010.

7. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 240 с.

Вам также может понравиться...
15417