СТАТЬЯ «ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Валентеева Виктория Александровна – Воспитатель МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад №177»
Дата поступления работы: 09.03.2021г.

Воспитание толерантности через игровую деятельность

Дошкольное детство — это время достижений и проблем не только одного маленького человечка, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Они положительно влияют на человека, преображают его, возвышают, возвращают в более гармоничное состояние.

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни человека. Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Игры существуют разные. Одни развивают мышление и кругозор, другие – ловкость и силу, третьи – конструкторские навыки детей. Все они нужны и по – своему полезны детям.

Игра не возникает сама собой, она передается от одного поколения детей к другому – от старших к младшим. Но в настоящее время эта связь прервана. Дети растут среди взрослых, а взрослым некогда играть. В результате игра уходит из жизни ребенка, а вместе с ней и само детство. Весьма печально.

Мои наблюдения показывают, что современные дошкольники не умеют организовывать свою деятельность, наполнить ее смыслом. У большинства детей не развито воображение, они творчески безынициативны, не умеют самостоятельно мыслить.

Дошкольный период – оптимальный период для формирования личности, поэтому не стоит питать иллюзий, что способности эти разовьются сами по себе в более зрелом возрасте.

Проблема толерантного воспитания подрастающего поколения сегодня особенно актуальна. В нашем городе проживают люди разных национальностей, их дети посещают детские сады. Поэтому в одной группе соседствуют разные мировоззрения, разные культурные традиции, разные языки. Детям необычайно интересно знакомиться с тем, что отличается от привычного для них. А перед педагогом стоит непростая задача: как в интересной форме рассказать детям о разных народах и их культуре. Универсальным помощником педагогу в этом становится игра.

Для того, чтобы вся работа в детском саду по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, задействуем большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников: проведение праздников, и других массовых форм, с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира; театрализованную деятельность дошкольников по сценариям, в основе которых сказки народов мира; сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия; русские народные подвижные игры; знакомство детей с традициями народов разных стран; игры-занятия, созданные на материалах различных сказок, с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях; сочинение сказок и историй самими детьми; инсценировки сказок.

Воспитание симпатии, дружеского отношения к другим народам происходит в процессе подвижных игр, с использованием национальных атрибутов. В своих играх дети отражают всё, что их волнует в окружающей жизни. Игра, больше чем какой – либо другой вид деятельности даёт возможность насыщать её социальным содержанием, поэтому она является важным средством воспитания. Воспитательное воздействие игры зависит от её содержания. Она может стать средством воспитания дружеских чувств к людям других национальностей, лишь в том случае, когда дети овладевают знаниями о национальностях, одновременно проявляя положительное отношение к их представителям. Заинтересовавшись народными играми, дети нашей группы стали проявлять интерес к самому народу, его быту, искусству, национальным обычаям, фольклору.

Бедность и примитивность игры пагубно отражаются и на коммуникативном развитии детей – ведь общение происходит в основном в совместной игре. Играя и выполняя различные роли, дети учатся видеть события и интересы других, соблюдать нормы и правила.

В результате, дети знают, что все люди отличаются друг от друга внешностью и поведением, но обладают и схожими чертами (строение тела, эмоции); им знакомы способы эмоциональной поддержки сверстника, взрослого; они понимают, что причинами конфликта могут быть противоположные интересы, чувства, взгляды, и имеют представление о возможных способах разрешения конфликтов. Дети могут понимать друг друга, осознавать собственную ценность и ценность других людей; проявлять эмпатию и толерантность; сознавать, какое чувство испытывают другие по отношению к их поступкам; выражать свои чувства и понимать чувства другого; находить конструктивное решение конфликта.

Детский сад сегодня – это модель будущего общества. В современном детском саду могут быть представители разных религий и культур, с разным цветом кожи, одетые в традиционную или современную одежду, ребенок привыкает к тому, что разнообразие мира – норма. Детям, начинающим узнавать свой город, свою страну с дружбы со сверстниками и взрослыми, говорящими дома на ином, чем русский, языке, легко познакомиться с разными сказками, легендами, видами искусств и ремесел, привычками питания, свойственными калейдоскопу культур, проходящему у них перед глазами. Для них естественно и непреложно видеть в другом человеке товарища, с которым можно делать что-то интересное вместе. Новые обычаи рождаются на глазах, трансформируются вековые стереотипы, начавшие мешать новому витку отношений между современными диаспорами.

Вам также может понравиться...
15405