СТАТЬЯ «ЗНАЧЕНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОЗДАНИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ РЕЧЕВОЙ СРЕДЫ»

Пелевина Ирина Александровна – Учитель начальных классов МБОУ СОШ №90 г. Нижний Тагил, Свердловская область
Дата поступления работы на конкурс: 26.01.2018г.

Значение внеурочной деятельности в создании развивающей речевой среды

Аннотация

В статье обосновано содержание речевой развивающей среды, представлена характеристика основных направлений организации внеурочной деятельности в создании развивающей речевой среды. Ключевые слова Речевая развивающая среда, речевые компетенции детей младшего школьного возраста.

                                                    «Не мыслям надобно учить, а учить мыслить»   

                                                                                  Эммануил Кант 

Проблема эффективной речи особенно важна сегодня, когда растёт значение правильного, убедительного слова. Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Цель не в том, чтобы ученик знал, как можно больше, а в том, чтобы он умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях. Приоритетные средства для этого – культура речи и культура общения. Овладение языком, речью – необходимое условие формирования социально активной личности. Научиться ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения учащихся считаю развитие речевой деятельности.

Когда мы слышим, как ученики разговаривают свободно, гладко, красиво, то восхищаемся их речью и говорим: «Как развита речь. Умница!» Да, логически четкая, образная устная и письменная речь ученика – показатель умственного развития. И успехи учащихся в связной речи обеспечивают и в большей мере определяют успех в учебной работе по всем предметам. 

Именно с целью обеспечения интенсивного речевого развития младших школьников пятый год   веду курс «Школа развития речи».                                                                                                                                                                                    

Одним из нейтральных вопросов организации внеурочной деятельности по русскому языку и литературе является определение ее содержания. В соответствии с принципом связи внеклассной работы с уроками русского языка и литературе оно соотносится с содержанием языкового и речевого материала, изучаемого по программе. Наряду с этим на внеурочной деятельности можно рассматривать и такие вопросы, которые непосредственно не связаны с программой по русскому языку и литературе, но которые интересуют учащихся и способствуют расширению их лингвистического кругозора [Федоренко, 2008, c. 56].

Содержание внеурочной деятельности по русскому языку составляют два круга вопросов: –  вопросы, связанные с программным материалом, направленные на углубление знаний, учащихся по русскому языку и способствующие привитию практических навыков русской речи; –  вопросы, не связанные с учебным материалом, предусмотренные программой, способствующие расширению общего кругозора учащихся, представляющие дополнительный материал для речевой тренировки.

Первый круг вопросов достаточно широк. Он охватывает все разделы школьного курса русского языки. Тематика их в основном соответствует темам, изучаемым на уроках, но в целях пробуждения у учащихся интереса к ним формулируются они несколько иначе, например: “Сколько слов в русском языке?”  “В мире слов”, “В музее слов” (беседы о происхождении слов), “Как рождаются новые слова?”, “Кладовые слов” (беседы о словарях). “Можно ли сломать язык?” (беседа об артикуляции русских звуков), “Звуковые законы” (беседа об орфоэпических нормах русского языка), “Пульс слова” (беседа о словесном ударении). “Молчаливые буквы” (беседа о функциях букв Ъ и Ь), “Можно ли усвоить правописание всех слов?” (беседа об орфографическом словаре), “Как делаются слова?” (беседа о способах словообразования в русском языке), “Кто или что?” (беседа о существительных одушевленных и неодушевленных), “Все растет из корня” (беседа об однокоренных, или родственных, словах) и др.  Беседы на перечисленные и подобные темы сопровождаются выполнением упражнений и задания, способствующих привитию практических навыков употребления рассматриваемого языкового материала в речи [Ладыженская, 2000, c. 42].

Второй круг вопросов отличается от первого своей новизной и информативностью. Сюда входят такие сведения, с которыми учащиеся на уроках не встречаются. Поэтому ученики младших классов с интересом слушают беседы на темы: “Как люди научились говорить?”, “Почему люди говорят на разных языках?”, “Русский язык на земном шаре”, “Как люди научились писать?”, “Языки и народы”, “Говорят ли животные?” и др. Учителю важно помнить, что в выборе и подаче этого разнообразного материала должно быть чувство меры, диктуемое возрастными особенностями учащихся. Сведения по некоторым темам могут быть даны в несколько приемов, в разных классах. В таком случае каждая последующая информация будет шагом вперед в раскрытии содержания рассматриваемого вопроса. Например, беседы из циклов “В мире слов”, “В музее слов”, “Почему мы так говорим?”, “Правильно ли мы говорим?” могут проводиться во всех классах и не один раз в каждом классе, но содержание этих бесед каждый раз должно быть новым. Содержание внеурочной деятельности не является чем-то изначально данным и неизменным. Отбирая материал для занятий во внеурочное время, исхожу из общих целей и задач обучения русскому языку, указанных в учебной программе, из целей и задач внеклассной работы по данной дисциплине, принимая во внимание специфику русского языка как учебного предмета, отношение к нему школьников, их запросы, а также направленность лингвистических интересов, учитывая конкретные условия работы школы и особенности работы класса. Вот почему для внеклассной работы по развитию речи не может быть какой-то универсальной программы, предлагающей определенное содержание и регламентирующей работу по возрастным группам учащихся [Приступа, 2000, c. 41].

Учащиеся, постоянно посещающие внеурочные занятия «Школа развития речи», под руководством оборудуют уголок культуры речи. Это периодически обновляемый и красочно оформленный стенд, на котором могут быть показаны творческие работы детей (например, рисунки многозначных слов), помещены интересные факты о языке, фразеологизмы, задания для учащихся, которые затем будут разобраны на занятии. Стенд оформляем в виде газеты, выходящей один раз в месяц. Предлагаю следующие рубрики газеты: «Произноси правильно!», «Почему мы так говорим?» (о фразеологизмах и образных выражениях), «Соблюдайте ударение», «Подбери синоним (антоним)», «Мы играем». В организации уголка и подборе материалов первостепенная роль отводится учителю. Младшие школьники могут подбирать интересный материал о языке, иллюстрировать многозначные слова, придумывать задания и игры. В этом им поможет обращение к дополнительной литературе, умение пользоваться справочниками и словарями, посещение библиотеки и, главное, желание узнать и научиться новому. В оформлении стенда, выпуске газеты или журнала большая роль отводится учителю, его желанию и умению организовать работу учеников, заинтересовать их, научить работать самостоятельно. Уголок (газета) культуры речи должен иметь заголовок, по мнению Н. Н. Ушакова, «выразительный и броский» [Ушаков ,2006, с. 124]. Предлагаю такие варианты названий: «Знакомьтесь: слово русское!», «Сокровища родного языка», «Живой, как жизнь», «О слово русское, родное…» [Ушаков,2006, с. 124]. 

Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь. Человек всю свою жизнь совершенствует свою речь, овладевает богатствами языка, усваивает его нормы, правила, основные требования, к которым относятся: правильность, логичность, содержательность, владение механизмами языка, выразительность, точность. Для того, чтобы речь была грамотной, эмоциональной, нужно начинать ее развитие с раннего периода, а именно в начальной школе. Поэтому главной задачей учитель младших классов в этот период является создать благоприятную речевую среду, условия для получения наилучшего результата. Немаловажна и работа в системе, наличие разнообразных упражнений, и в процессе чтения, и в процессе беседы, и в игре на любом уроке и на внеурочной деятельности в начальной школе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аверьянова, А. П. Как образуются слова/А.П. Аверьянова.– изд.,– М.: Просвещение, 2008. – 270с.

2.  Баранникова, Л. И. Основные сведения о языке/ И. Л. Баранникова. – М.: 2008. – 128с.

3. Грызлова, М. Л. Внеклассная работа по русскому языку/ М.Л. Грызлова. – М.: Учпедгиз, 2003. – 189с.

4. Жинкин, Н. И. Коммуникативная система человека и развитие речи в школе/ Н. И. Жинкин //  Проблема совершенствования содержания и методов обучения русскому языку. – 2006. – С. 34-39.

5.  Жинкин, Н. И. Психологические основы развития речи/ Н. И. Жинкин // В защиту живого слова. – 2005. – С. 42-48.

6.  Купалова, А. Ю.  Интеграция двух начал в обучении/ А. Ю. Купалова  // Сов. Педагогика. – 2003, – № 3. – С. 71-79.

7.  Приступа, Г. Н. О методических принципах обучения правописанию/ Г. Н. Приступа // Русский язык в школе. – 2000. – С. 47-59.

8. Приступа, Г. Н. Теория и практика русского языка в 3-х частях/ Г. Н. Приступа. – Рязань, 2007. – 320с.

9. Ушаков. Н. Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. Пособие для учителей/ Н. Н. Ушаков. – 2-е изд., М.: Просвещение, 2006. – 163с. 

Вам также может понравиться...
15392