Черницына Светлана Алексеевна – Учитель русского языка и литературы МАОУ гимназия №21 г. Тюмень
Дата поступления работы: 04.08.2022г.
Сценарий литературного вечера
«Пришла и говорю…» Белла Ахатовна Ахмадулина
Участники – все в костюмах шестидесятых
Ведущие (1-6)
Белла
Чтецы (1-3)
Певцы
Юноша из шестидесятых
1. Шестидесятые. Оттепель. Сегодня трудно представить, как была популярна в те далекие годы поэзия. Настоящий поэтический бум! Молодежь идет слушать поэтов. Заполняет огромные залы и стадионы. Это было время такое, когда можно было сказать: Булат – и все знали, что Булат Окуджава. Андрей – значит Андрей Вознесенский. Белла, конечно, Белла Ахмадулина.
2. Повесьте где-нибудь в стороне маленький листочек, вырванный из тетради, и напишите четыре фамилии – да одну даже из этих – Евтушенко, Вознесенский, Ахмадулина, Рождественский – и будет заполнен стадион через 2 дня, и не достанете билета.
3. Какие мы были? Мы были тощие и уже тогда ничего не боялись. Жили взахлеб. Жили как дышали. И дышали как жили. Вот это дыхание, которое шло по всей жизни нашей, оно согревало и очищало жизнь. Это мы надышали эту оттепель, и Роберт, и Белла, и Булат, и Андрей, все мы надышали эту оттепель.
Белла. Я родилась в апреле 37-го и во мне объединилась русская, татарская и итальянская кровь. Моя мать была помешана на Испании и придумала для меня имя Изабелла. Но я рано спохватилась и сократила все это до Белла.
4. Она не была похожа ни на одно земное существо. Ее раскосые не то что азиатские, а некие инопланетные глаза глядели как будто, не на самих людей, а сквозь них на нечто никому не видимое. Она лихо ездила на автомобиле, носила яркие брюки и красила свои темные волосы в ослепительно рыжий цвет. Красавица-белочка – так называли ее все мы.
5. Нас много. Нас может быть четверо.
Несёмся в машине как черти.
Оранжеволоса шоферша.
И куртка по локоть – для форса.
6. Ах, Белка, лихач катастрофный,
Нездешняя, ангел на вид,
хорош твой фарфоровый профиль,
как белая лампа горит!
1. Люблю, когда, выжав педаль,
хрустально, как тексты в хорале,
ты скажешь: «Какая печаль!
права у меня отобрали…
2. Обязанности поэта
не знать километроминут,
брать звуки со скоростью света,
как ангелы в небе поют.
3. Жми, Белка, божественный кореш!
И пусть не собрать нам костей.
Да здравствует певчая скорость,
убийственнейшая из скоростей!
Белла. После окончания школы с треском провалилась на вступительных экзаменах на журналистский факультет МГУ – не смогла ответить на вопрос о главной советской газете «Правда», которую никогда не читала. И из Литературного института, куда поступила двумя годами позже, изгонялась за отказ участвовать в травле Бориса Пастернака.
4. В ней было столько смелости, мужества, твердости, столько такого мужского характера. Она подписывала письма, когда надо было защитить тех, кого несправедливо изгоняли из союза писателей, кто должен был уехать, кого преследовали, и она не боялась поддерживать их, ничего не боялась. Вообще это присуще только настоящим людям с высокой душой, настоящим талантливым людям…
Чтец 1
Предутренний час драгоценный
спасите, свеча и тетрадь!
В предсмертных потемках за сценой
мне выпадет нынче стоять.
Взмыть голой циркачкой под купол!
Но я лишь однажды не лгу:
бумаге молясь неподкупной
и пристальному потолку.
Какой бы мне жребий ни выпал,
никто мне не сможет помочь.
Я знаю, как Грозен мой выбор,
когда восхожу на помост.
О, только б хвалы не восстраждать,
вернуться в родной неуют,
не ведая – дивным иль страшным –
удел мой потом назовут.
Очнуться живою на свете,
где будут во все времена
одни лишь собаки и дети
бедней и свободней меня.
5. Но на сцене и в душе Белла была чистый лирик, писала о вечном и личном. Ее голос волшебно переливался и околдовывал. И ее слушали, затаив дыхание. Этой особостью, женственностью она объединяла нас, своих собратьев по перу. Она была воплощением артистизма в каждом жесте и движении – так выглядел лишь Борис Пастернак. Только он гудел, а Белла звенела…
Сценка-монолог юноши из шестидесятых + Белла
Это было в сентябре 1982 года. Белла Ахмадулина выступала на географическом факультете МГУ. Я уже окончил университет – только что окончил. Но свой студенческий не сдал, потому что хотел приходить в универ, а без него в ГЗ не пускали. И все было более-менее нормально. Но в тот самый вечер, когда выступала Ахмадулина, зоркий мент углядел, что мой студенческий просрочен и с каким-то прямо-таки сладострастием разорвал мой старенький студбилет. И меня выставил из проходной.
Я был близок к отчаянию. Но не мог же я не попасть на Ахмадулину. Ясно не мог. Я побрел вокруг универа, не очень представляя, что же предпринять, и вышел к боковым воротам под аркой – они на моей памяти никогда не отпирались, и потому ментов там не было. Ворота высоченные – метров, наверное, семь, а то и выше – витые железные. Дальше кадр из Эйзенштейна: штурм Зимнего – рабоче-крестьянские массы прямо через похожие витые ворота лезут во дворец. Ну и я рискнул.
Заняло все это меньше минуты – прямо по железной конструкции я взлетел на ворота и спустился уже в университетский двор. То, что я могу сорваться в расчет не принималось – беспокоило только одно – вдруг меня заметят зоркие менты и с треском выставят вон. А то ведь и в шестое отделение могут препроводить. Но мне повезло. Никто меня не заметил.
Я пронесся по университету и поднялся на 28-й этаж. У дверей аудитории внимательный молодой человек потребовал плату, но меня ничто не могло остановить – я пошел напролом и вывалился на сцену прямо под ноги Белле.
Поточная аудитория была набита битком. Концерт уже начался. Ахмадулина читала.
Ахмадулина остановилась: «Вот хотят прочитать стихи. Читайте». Она отошла к стене и опустила голову. Так она и простояла, пока я, заикаясь и тужась вспоминал свои виршы. Они посвящены Ахмадулиной, но все равно никакие. Смысл был простой как грабли: сегодня гениев нет, зато есть мастера: Ахмадулина, Вознесенский, Евтушенко и Окуджава. Каждый из них – мастер, а вместе они – гений. Я чувствовал, как мое лицо заливает краска стыда за то, что она принуждена слушать такую глупость. Когда я наконец протиснулся в зал, Ахмадулина, никак не комментируя мое выступление – буквально не сказав ни слова, продолжала читать. В этом было подлинное достоинство – без комментариев.
Когда Ахмадулина закончила и вышла из аудитории ее окружила толпа. Ей протягивали книги. Немного. Ее книги были очень большой редкостью. У меня не было ни одной – все ее стихи я или переписывал от руки, или перепечатывал на машинке.
Я не рискнул к ней приблизиться. Я смотрел на нее, и во мне звенел голос. Я весь был как резонатор, усиливающий единственный чистый звук. Так я и ушел.
6. Мне кажется, что любовь была не просто темой ее творчества – она была атмосферой, в которой Белла дышала. Ахмадулина жила любовью, окружала себя любовью и писала о любви.
Чтец 2
Дождь в лицо и ключицы,
и над мачтами гром.
Ты со мной приключился,
словно шторм с кораблем.
То ли будет, другое…
Я и знать не хочу –
разобьюсь ли о горе,
или в счастье влечу.
Мне и страшно, и весело,
как тому кораблю…
Не жалею, что встретила.
Не боюсь, что люблю.
Певцы – романс «Прощание» («А напоследок я скажу…»)
1. Казалось бы неразделенная любовь- традиционная тема женской поэзии. Но, если другие поэтессы, обращаясь к ней, сознательно или подсознательно рассчитывают на читательское сострадание, то лирическая героиня Беллы Ахмадулиной остаётся в своём страдании, одинокой, но твёрдой и благородной. У неё хватает сил не осуждать возлюбленного, она даже предлагает ему свою помощь.
Застенчивый герой – отрывок из фильма Э. Рязанова «Служебный роман»
2. Стихи Б. Ахмадулиной были на редкость мелодичны, поэтому композиторы сочиняли на них музыку. Песни на слова Беллы Ахмадулиной звучали в популярных кинофильмах и становились любимыми и наиболее часто исполняемыми на концертах, по радио, с телевизионных экранов.
Певцы – «Романс о Петербурге»
Музыка Б. Окуджавы «Давайте восклицать…»
3. У Беллы был редкий талант дружбы. Она умела дружить, и мы отвечали той же самой дружбой проникновенной, верной, высокой.
Белла. Я невольно следую пушкинским привычкам, поэтому особенно люблю воспевать друзей, обожать их, поднимать заздравные тосты или писать посвящения в альбомы, записные книжки или на салфетках.
4. Василий Шукшин, Владимир Высоцкий, Булат Окуджава… список друзей поэтессы можно продолжать и продолжать…
Белла. Во время съемок в фильме «Живет такой парень» мы сдружились с Шукшиным. И дружили потом очень долго. Я его примиряла с Москвой, водила везде. На его гонорар от фильма купили ему костюм, галстук, туфли. Помню, тогда же выкинули в мусоропровод его кирзовые сапоги, в которых он неизменно ходил. Он был замечательный и в то же время всегда несчастный.
5. Она говорила, что Булат Окуджава был другом и братом ее души.
Белла. Я не могу смириться с тем, что его нет, и мысленно часто советуюсь. Такая дружба — награда человеку…
6. Высоцкий будучи, как всегда, «на нерве», вносил в общую жизнь особое напряжение. Белла была тоже заряжена громадным нервным напряжением.
Белла. Между нами происходило нечто, похожее на вольтову дугу. Когда мы встречались, перенапряжение в маленькой квартирке било через край, и наступала гроза с громом и молниями.
Музыка обрывается
Я вовсе не боюсь за себя. Но мне знаком страх за товарищей. Смерть за смертью, отъезд за отъездом. Володя Высоцкий умер (мне запретили выступать на его похоронах), Аксёнова выслали, в конце года — Войновича. Мне очень не хватает Жоры Владимова.
Как безжалостно сжимается круг друзей…
Певцы – «По улице моей…»
1. Ее не стало 29 ноября 2010 года.
2. Её стихотворения отличимы от чьих бы то ни было мгновенно.
3. У неё никогда не было поэтических соперниц. Белла поражала, как случайно залетевшая к нам райская птица…
4. Я все время угадываю в ней начало нашей классической, той великой поэзии от Пушкина, которая прошла через Лермонтова, Тютчева и дальше.
5. Беллу бог наградил очень щедро, она была красива во всем. И внутренне, и внешне.
6. Heужто больше не будет Беллы?
Какую, я чувствую, Боже, пропажу –
как после елабужского гвоздя…
Чтец 3
Кто знает – вечность или миг
мне предстоит бродить по свету.
За этот миг иль вечность эту
равно благодарю я мир.
Что б ни случилось, не кляну,
а лишь благославляю легкость:
твоей печали мимолетность,
моей кончины тишину.
Белла
Что еще вам сказать?
Я не знаю, я одобрена вами
иль справедливо и бегло охаяна.
Но проносятся пусть надо мной
ваши лица и ваши слова.
Написала все это Ахмадулина
Белла Ахатовна…
* В сценарии использованы стихи и воспоминания Е. Евтушенко, А. Вознесенского, В. Аксенова, И. Шевардина
В ходе мероприятия используется презентация