Кикоть Мария Юрьевна – Воспитатель МДОУ Кубринский детский сад с. Кубринск, Пере-славский район, Ярославская область
Дата поступления работы на конкурс: 04.12.2019г.
Конспект НОД в старшей группе по теме «ОСЕНЬ»
(рисование нетрадиционным способом)
Цель: формирование способности детей к образному восприятию красоты природы и её передачи с помощью цвета, формы, композиции.
Задачи:
Обучающие:
- учить детей рисовать в нетрадиционной технике: спонж, самостоятельно выбирать нужные цвета.
- продолжать расширять словарный запас детей.
- закреплять знания о признаках времен года.
Развивающие:
- Развивать у детей образное мышление, восприятие, фантазию, формировать чувство цвета, творчество.
- Закрепить знания детей об осени, её признаках, особенностях, уметь понимать приметы осени.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к природе, умение восхищаться красотой осенней природы.
Оборудование: емкости с гуашью на каждый стол, спонжи по количеству детей, салфетки, разноцветные листья, корзина, волшебный сундучок, альбомный лист с нарисованным стволом дерева, готовый образец.
Словарная работа:
Спонж, крона.
Методы и приёмы:
Словесный – беседа, указание, вопросы, художественное слово, поощрение (похвала).
Наглядный – показ, рассматривание.
Практический – игра, рисование, физминутка.
1. Организационный момент:
Воспитатель с детьми заходят в группу, где на ковре лежат красные и желтые листья.
Актуализация знаний детей
Дидактическая игра «Правильные слова»
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это на нашем ковре?
Ответ детей: Это листья.
Воспитатель: Правильно, это осенние листья, а какие они по цвету, по форме, а сколько желтых листьев, а красных?
Ответы детей: Они красные, желтые, красивые, разные.
Воспитатель: А как вы думаете, почему эти листья красные и желтые? Как они попали к нам в группу?
– Потому что сейчас осень, листья опадают с деревьев, падают на землю, ветер их занес к нам…
Воспитатель: Я предлагаю вам поднять эти красивые осенние листья один красный и один желтый лист, посмотреть на них. Красный лист, с какого дерева упал?
Ответ детей:
Воспитатель: А желтый? Молодцы, ребята.
Дети встают полукругом.
Воспитатель: Давайте поиграем с этими листья. Дети поднимают листья (у каждого ребенка красный и желтый лист). Я буду задавать вопросы, если ответ на вопрос «Да», поднимите красный лист и скажите «да», если ответ «нет», поднимите желтый лист и скажите «нет», например: осенью листья зеленеют?
Игра «Да или нет»
Осенью растут грибы?
Тучи солнце закрывают?
Холодный ветер прилетает?
Туманы осенью плывут?
Ну, а птицы гнезда вьют?
А насекомые прилетают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Достаем ли сапоги?
Солнце светит очень жарко?
Можно осенью загорать?
Ну, а что же надо делать,
Куртки, шапки надевать?
Ребята, вы правильно сказали, что сейчас на улице осень. Это время года, когда меняется природа, погода, животные и птицы ведут себя по-другому.
Ребята, а какие приметы осени вы знаете?
Ответ детей:
Ребята вы всё правильно сказали: осенью собирают урожай, птицы улетают на юг, люди одеваются теплее, и с деревьев опадают листья. А давайте мы с вами превратимся в осенние листья.
Физкультминутка «Осенние листья»
Мы листья осенние,
На ветках сидим (присесть)
Дунул ветер – полетели,
Мы летели, мы летели (легкий бег по кругу)
И на землю тихо сели (присесть)
Ветер снова набежал
И листья все поднял (легкий бег по кругу)
Закружились, полетели
И на землю тихо сели (присесть)
Воспитатель: Ну, что листочки, поиграли, полетали, превращаемся снова в детей. А листья соберём в эту корзину. Ребята скажите, а корзина какого цвета?
Ответ детей:
Воспитатель: Ребята у меня для вас подарок (взяла сундучок). Посмотрите, это волшебный сундучок.
Жила – была волшебница, и звали ее Осень. Была она могущественной и капризной. Часто меняла свое настроение.
Вот в этом волшебном сундучке хранит она свою главную волшебную кисточку, именно эта волшебная кисточка помогает ей творить множество чудес, раскрашивать осенний лес разноцветными красками.
Ребята, а какие цвета использует осень?
Ответы детей:
Воспитатель: Молодцы. Давайте посмотрим на волшебную кисточку осени.
Ребята, волшебной кисточки нет (показывает пустой сундучок), как же осень будет осенний лес раскрашивать. Давайте мы ей поможем и возьмем свои кисти. (Меняем сундучки).
Дети кистей нет.
Воспитатель: Ребята идите сюда скорей, посмотрите что-то в мешочке лежит.
(Дети достают сами)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что это такое?
Ответ детей:
Воспитатель: Это спонж, его можно использовать для рисования вместо кисти. Давайте с вами повторим новое слово – спонж. Ещё раз спонж.
Дети: Спонж
Воспитатель: Ребята я вам предлагаю пройти к рабочим столам и помочь осени раскрасить осенний лес.
Посмотрите, ребята, на картине только силуэты деревьев, а кроны нет. Что нам нужно сделать?
Ответ детей:
Воспитатель: Обратите внимание на образец. А что это за дерево? Для того чтобы у нас получилось такое красивое осеннее дерево, мы будем использовать спонж. Возьмите его в руки. И пока без краски повторяйте движения за мной.
Спожик наш пошёл тычком, застучал он каблучком,
А потом по кругу ходит, как девица в хороводе.
Вы устали? Отдохнём! И опять стучать начнём.
Мы рисуем ещё раз, всё получится у нас.
Ребята, только есть одно волшебное правило, работы со спонжем, не опускать его в краску слишком глубоко.
Ну что ж приступаем к раскрашиванию нашего леса.
Во время рисования вести с детьми беседу (цвета какие используем, какие деревья ты знаешь, а чем ты рисуешь, вспомни новое слово, приметы осени). Можно вставить пальчиковую гимнастику.
Рисовали, рисовали
Наши пальчики устали
Руки дружно мы встряхнём
Рисовать опять начнем.
Воспитатель: Посмотрите, сколько красивых деревьев у вас получились. Давайте создадим свой осенний лес. И вывесим наши рисунки на стенд.
Ребята, какой лес у нас получился?
Как вы думаете, волшебнице Осени понравится наш осенний лес?
А почему понравится, какие цвета вы использовали?
– Ребята я слышу какой–то шум, мне кажется к нам кто-то идёт… (в группу входит осень)
Осень: Здравствуйте, ребята! Спасибо вам за такой красивый лес.
– А при помощи чего мы нарисовали такой красивый лес?
– Когда сегодня вы придёте домой, научите своих родителей рисовать с помощью спонжа.
Воспитатель: Дорогая осень побудь у нас в гостях, мы для тебя приготовили музыкальный подарок (Песня «Осень», танец «Зонтики»)
Осень: Спасибо, и у меня тоже для вас есть угощение (раздаёт конфеты детям).