Бочарова Ирина Ивановна – Воспитатель дошкольной группы ГБОУ Школа №887 г. Москва
Дата поступления работы на конкурс: 18.11.2017г.
Конспект занятия по художественно-эстетическому воспитанию
(аппликация)
Тема: «Рыжая лисичка»
Цель: обучение навыкам работы с бумагой (техника «оригами»)
Задачи:
- Формировать у детей умения мастерить поделки в технике оригами, используя поэтапные схемы изготовления животного(лисицу);
- Учить четко выполнять инструкции педагога;
- Закрепить умение складывать квадрат в разных направлениях; закреплять навыки декоративного украшения готовой фигурки; умение правильно размещать изготовленную фигуру на панно;
- Заинтересовать детей изготовлением поделок из бумаги в технике оригами; помочь каждому ребенку добиваться желаемого результата и доводить начатое дело до конца;
- Развивать память, внимание, логическое внимание, мелкую моторику рук, способствовать развитию конструктивных и творческих способностей ребенка;
- Воспитывать усидчивость, самостоятельность, аккуратность, умение работать в коллективе.
Тип занятия: усвоение новых знаний
Форма занятия: игра
Продолжительность: 30 минут
Участники: дети 5-7 лет (подготовительная группа)
Оборудование и материалы:
Демонстрационный: Царь-картон (игрушка-самоделка), панно леса с различными видами птиц, зверей, рыб, деревьев, выполненных в технике оригами, схемы поэтапного складывания животного – лисицы
(Приложение 1);
Раздаточный: на каждого ребенка бумажные квадраты оранжевого цвета (10*10) –для изготовления туловища животных, (8*8) –для головы животных, кусочки черной, белой бумаги для глаз, носа, лап; ножницы, клей, клеенки, салфетки.
Предварительная подготовка: подготовка демонстрационного и раздаточного материалов.
Методы и приемы работы с детьми: наблюдение, игровой, словесный методы, метод повышения познавательной активности и др.
Структура занятия:
Этапы занятия | Содержание | Время |
1. Вводная часть | – Вводное слово воспитателя- Воспитатель читает сказку «Мальчик и Царь-Картон» | 3 минуты |
2. Основная часть | – Беседа по прочитанному- Рассмотрение детьми фотографий- Рассмотрение готовых фигурок животных, выполненных в технике «Оригами»- Показ и объяснение выполнения «работы» – «Рыжая Лисичка»- Физкультминутка «Хитрая лиса»- Дети выполняют «работу» | 23 минут |
3. Заключительная часть | – Обобщение воспитателя- Оценивание выполненных работ | 4 минуты |
Ход занятия:
1. Воспитатель:
– Ребята, а вы сказки слушать любите?
– Дети: да
Воспитатель:
– Сегодня я расскажу вам сказку об одном мальчике и царе Картоне.
Сказка.
Воспитатель:
Жил-был маленький мальчик, добрый, веселый. Он очень любил делать игрушки своими руками и радовать подарками своих друзей. Однажды ему приснился сон…В некотором царстве, Бумажном государстве правил царь Картон. Все было в этом царстве-государстве из бумаги: и горы высокие, и леса дремучие, и реки глубокие, и дворцы красивые и сады цветущие.Счастливы были жители этой страны, пока не узнали, что живут в других странах звери, птицы и рыбы. Опечалился царь Картон, снарядил он корабли в заморские страны, чтобы привезли они зверей, птиц и рыб.Долго ли, коротко ли плавали корабли по морям и океанам, по дальним странам, но ни с чем домой вернулись. От тоски-печали заболел царь, загрустили жители Бумажного государства.Проснулся мальчик и стал думать – гадать, как помочь жителям Бумажного царства. Думал он, думал и придумал: сделать зверей, птиц и рыб из цветной бумаги. И закипела работа. Уже вечером волк, лиса, заяц, петух и многие другие животные, всевозможные рыбы, птицы заполнили весь стол.Очень усталый, но довольный мальчик уснул прямо за столом. И снова ему приснился сон…Пришел к нему в гости опять царь Картон, поблагодарил за замечательные поделки, произнес волшебное заклинание – и все бумажные звери, птицы и рыбы очутились в садах цветущих, в лесах дремучих, реках глубоких. Обрадовались жители сказочного царства – государства, не было у них теперь ни горя, ни печали. И зажили они по-прежнему весело и счастливо…
В хорошем настроении проснулся мальчик. Видит – на столе нет ни одной поделки, только листы цветной бумаги и письмо от царя Картона: «Спасибо тебе, наш юный друг, ты вернул счастье и покой нашей стране. Но у меня есть небольшая к тебе просьба. В нашем дремучем лесу очень мало лисиц. Пожалуйста, сделай нам этих животных и засели их в нашем сказочном лесу. А на память высылаю тебе фотографию – панно нашего красивого леса».
2. Воспитатель:
– Ребята, понравилась вам сказка? А вы хотите научиться делать фигурки из бумаги? А вы хотите помочь мальчику заселить лес царя Картона лисицами?
– Дети принимают просьбу педагога и соглашаются помочь мальчику и царю.
Воспитатель:
– Давайте откроем свою школу Волшебников и попробуем освоить искусство оригами. Сегодня мы научимся мастерить лисиц. Посмотрите на фотографию – панно, которую передал мальчику царь Картон. (Воспитатель обращает внимание детей на готовые фигурки волка, медведя, зайца, мышки, выполненные в технике оригами).
– Дети рассматривают фотографии.
Воспитатель:
– Что общего у этих животных?
Дети:
– Туловище и голова сделаны из картона.
Воспитатель:
– Правильно, правильно туловище и голова у этих животных сделаны из квадрата.
Воспитатель:
– А чем отличаются квадраты для изготовления головы и туловища?
Дети:
– Размером.
Показ и объяснение.
Воспитатель обращает внимание детей на схемы поэтапного складывания туловища и головы лисицы.
Воспитатель:
– Внимательно смотрите и запоминайте, как мы будем делать лисицу.
1. Берем большой квадрат – это будет туловище лисицы. Кладем квадрат на столе углом к себе (сопровождаю показом на образце).
2. Сгибаем его от себя ровно пополам по диагонали так, чтобы точно совпали углы и стороны противоположных частей квадрата.
3. Проглаживаем сгиб от середины к краям с одной и с другой стороны, придерживая заготовку рукой.
4. Разворачиваем квадрат и поворачиваем его углом к себе.
5. Развернутые его и прилегающие друг к другу стороны квадрата согнуть по диагонали. Угол, который выступает, загнуть вверх от себя.
Воспитатель:
– Получилось туловище животного.
Воспитатель:
– Теперь берем маленький квадрат – это будет голова.
1. Кладем квадрат так, чтобы уголок смотрел вам в живот.
2. Складываем квадрат по диагонали к себе. Получился треугольник.
3. Теперь стороны треугольника загибаем к центру с одной и другой стороны. Хорошо проводим линию сгиба.
4. Получилась мордочка лисы. Голову и туловище животного необходимо склеить между собой и приклеить носик, глаза и лапки.
Воспитатель:
– Вы внимательно все прослушали, а теперь выйдем на ковер и немного поиграем.
Физкультминутка: «Хитрая лиса» (пальчиковая гимнастика)
Знают все ее приметы,
Хвост какой у ней, смотри!
Мы найдем лису по следу,
Как, плутовка, не хитри!
Видишь, уши навострила.
Чтоб на ферму не ходила,
Не таскала кур, гусей.
Рыжий хвост мелькнул в кустах
И пропал в лесу,
Очень трудно увидать
Хитрую лису.
Дети выполняют пальчиковую гимнастику.
Воспитатель:
– А теперь вернемся за столы и еще раз вспомним, как мы будем работать.
-Дети называют этапы работы, опираясь на схемы и приступают к работе.
В ходе занятия воспитатель оказывает помощь затрудняющимся детям, делает напоминания.
Далее, дети размещают сделанных лисиц на панно-фотографии, которое подарил царь Картон.
3. Воспитатель:
– А теперь посмотрите, сколько красивых у нас получились лисиц. Царь Картон обрадуется, что в его лесу теперь будет много жить лисиц.
Дети закрывают глаза, воспитатель произносит волшебные слова и фотография – панно с лисицами отправляется в страну царя Картона.
Использованная литература:
1. Афонькин С. Игрушки из бумаги. — СПб.: Литера: Виан, 2008.
2. Афонькин С. Игры и фокусы с бумагой. — М.: Рольф: АКИМ, 2010.
3. Дегтева В. Методическое пособие «Оригами с детьми 3-7 лет», – М.: Мозайка-Синтез, 2012.
Приложение 1.
