КОНСПЕКТ НОД «ОСЕННЯЯ МОЗАИКА»

Мирошниченко Антонина Витальевна – Воспитатель МБДОУ – д/с №17 х. Гречаная Балка, Калининский район, Краснодарский край
Дата поступления работы на конкурс: 28.11.2016г.

Конспект образовательной деятельности «Осенняя мозаика»

Образовательная область «Познавательное развитие»

Старшая группа (5-6 лет)

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей об осенних явлениях в природе (короткие дни и длинные ночи, моросящие затяжные дожди, листопад, слякоть, снижение температуры воздуха).

Конкретизировать представления детей о диких животных осенью, и подготовке зверей к зимовке (изменение цвета и характера шерсти, утепление жилища).

Обогащение словаря: живописная, багряный, моросящие, листопад, перелетные, зимующие и т.д.

Воспитывать гуманные отношения к обитателям природы, желание любоваться красотой осенних пейзажей, окружающего мира.

Предварительная работа:

·       Наблюдения за живой и неживой природой.

·       Экскурсии по экологической тропинке детского сада.

·       Рассматривание картин и репродукций об осени.

·       Чтение художественной литературы.

·       Заучивание стихов, отгадывание загадок.

Ход образовательной деятельности.

Воспитатель.  Ребята слышите музыку?  Давайте послушаем ее.

Дети: Да.

Воспитатель.  Ребята какое впечатление вы получили от прослушанной музыки? Грустное или радостное?

Что представляли, слушая музыку?

Ходит осень по Кубани

С красками и кистью,

Чтоб деревьям и кустам

Дать окраску лисью.

Осень красок не жалей,

Радуй ярким цветом!

Мы под музыку дождей

Провожаем лето.

Воспитатель  вносит  картину  с  изображение  осеннего  леса

Воспитатель.   Лес  точно  терем  расписной

Лиловый, золотой , багряный

Веселой, пестрою  стеной

Стоит  над  светлою  поляной

Посмотрите  на  картину. Какое  время года  художник  изобразил  на  картине?  Какое  чувство  рождает  у  вас  пейзаж?  А  какие  стихи  вспоминаете  вы,  рассматривая  картину?

Есть две осени. Одна – радостная, пышно убранная цветами, листвой, богатая урожаем.  Другая –  неприглядная собой, в лоскутьях опадающей листвы, грустная, с тихим плачем мелкого дождя, с тяжелыми тучами на небосводе. Это поздняя осень.

И к каждой осени у нас особая любовь.

 – Давайте подберем слова к золотой осени. (Прекрасная, золотистая, разноцветная, пышная, роскошная, щедрая, богатая урожаем, тихая, прохладная и т.д.).

 – Послушайте, как красиво написал об осени поэт Ф.И. Тютчев:

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…

Воспитатель: Какие осенние месяцы   вы знаете?

Дети: сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель: Сентябрь – первый осенний месяц. Это бархатный месяц, румянец осени. Как его еще называют в народе?

Дети: златоцветом, рябинником, птичьей стаей (дети объясняют, почему так называют).

Воспитатель: одна из первых примет осени – желтые пряди в листве. Появились золотые пряди на березах, багряно-красные на рябинах, закружились в воздухе опадающие листья.

. В сентябре синица просит осень в гости. Холоден батюшка- сентябрь, да кормить горазд.

Воспитатель: Дети, чем богат сентябрь?  (Овощами, фруктами, грибами, ягодами, на полях собирают урожай зерновых культур).

А давайте пойдем в огород и урожай соберем.

ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «Урожай»

В  огород  пойдем

Урожай  соберем

Мы  моркови  натаскаем
Мы  картошки  накопаем

Срежем  мы  кочан  капусты, круглый сочный

Очень  вкусный

Щавеля  нарвем  немножко  и  вернемся  по  дорожке

Воспитатель: А  теперь  посмотрим,  что  же  мы  принесли   в  своей  корзинке.

Конкурс «Угадай-ка».
1. Лето целое старалась – одевалась, одевалась…
А как осень подошла, нам одёжки отдала,
Сотню одежонок сложим мы в бочонок… (Капуста)
2. Кругла, рассыпчата, бела
На стол она с полей пришла.
Ты посоли её немножко,
Ведь правда, вкусная… (Картошка)
3. Круглое, румяное я расту на ветке:
Любят меня взрослые и маленькие детки… (Яблоко)
4. Заставит плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а… (Лук)
Воспитатель.  Ушел сентябрь, а вслед за сентябрем пришел октябрь – месяц мокрый, хмурый. Как его называют?

Дети. Листопадом.

Воспитатель. Ушел  незаметно  сентябрь

Поблекла  небесная  синь

За   окнами  бродит  октябрь

Средь  голых  берез  и  осин

«В октябре семь погод на дворе». Почему так говорят про октябрь?

Дети. Октябрь капризный месяц. За день погода может поменяться несколько раз: то солнышко     ярко светит, то надоедливый дождик моросит.

Воспитатель Все приметы осени когда-то были подмечены народом на основе постоянных наблюдений за жизнью природы. Давайте с вами вспомним народные приметы.

Поздний листопад – к суровой продолжительной зиме.

Паутина стелется по растениям – к теплу.

Если  листопад  пройдет  быстро-ожидайте  крутую  зиму.

Если  во  время  листопада  лист  ложится  на  землю «лицом»  вверх-зима  будет  холодной,  «изнанкой»  вверх-теплой

Появление комаров поздней осенью – к мягкой зиме.

Воспитатель  предлагает детям рассмотреть букет из осенних листьев.

 – Осень, словно искусный художник. Выбрала самые яркие краски для украшения природы. Посмотрите, какое чудо!

                          Воспитатель раздает листья детям в руки.

 – Какими цветами раскрасила осень листья деревьев? (красным, жёлтым, багряным, коричневым, и т.д.)

 – Подберите много – много слов, чтобы рассказать о листьях, какие они. (Красивые, большие, маленькие, легкие, резные, волшебные, прозрачные, красочные, сказочные, осенние, цветные, разноцветные, пестрые, веселые, радостные, и т.д.)

И вдруг подул осенний ветерок. Давайте покажем, как кружатся осенние листья.

ФИЗМИНУТКА

Листопад, листопад

Листья  желтые  летят

Кружатся  красивые  желтые  листочки

Кружатся  красивые   красные  листочки

Сели,  посидели

Прилетел  легкий  ветерок

Подул, поднялись  листочки

Разлетелись  в  разные стороны

Закружились, закружились

Листопад, листопад

Листья  по  ветру  летят!

Воспитатель: Соберем прекрасный букет из осенних листьев и поставим в вазу. Пусть он радует нас своей красотой.

Воспитатель: – Где трудятся люди осенью? (В полях, садах и огородах)

 – Какую работу люди выполняют в поле? (Хлеборобы, комбайнеры убирают хлеб. Животноводы заготавливают корм для скота. Трактористы пашут землю после уборки урожая.)

 – Овощи заготовили, травы собрали, зерно  убрали. Больше нечего делать человеку осенью?

 – Работы еще много.  Люди окапывают деревья и кустарники, обрезают сухие ветви, белят деревья специальным садовым раствором, чтобы защитить кору от вредных грызунов и морозов.

Осенний период благодатен для пересадки многолетних кустарников и цветов.

Дидактическая игра «Подбери признак».
Осень… – щедрая, золотая, дождливая, хмурая, урожайная, багряная.
Погода… – осенняя, хмурая, сырая, дождливая, пасмурная, ветреная, ненастная.
Дождь… – холодный, сильный, проливной, моросящий, затяжной.
Ветер… – холодный, пронизывающий, порывистый.
Небо… – хмурое, пасмурное, дождливое, серое, облачное, низкое.
Туча… – тёмно-серая, чёрная, дождевая, огромная.
Листья… – осенние, ярко-золотые, золотисто-жёлтые, летящие,
тёмно-красные, увядающие, осыпающиеся

Воспитатель.  Ноябрь – последний месяц осени. Грустный и задумчивый месяц. Он соединяет глубокую осень с зимой.

Какая  хмурая  погода

То  дождь, то слякоть  во  дворе

И кажется  сама  природа

Грустит  о  чем-то в ноябре.

Воспитатель. Если раннюю осень называют «золотой», то позднюю осень – «серебряной». Почему?

Дети. В ноябре звонко хрустит молодой лед на лужах, звенят на ветру ветви деревьев, и все как будто в серебре.

Воспитатель.  Чем занимаются лесные жители в ноябре?

Дети. Лесные животные прячутся в своих домиках и кушают запасы. А зайка дрожит от страха, потому что шубку поменял на белую, а снег еще не выпал.

Воспитатель. Работы в саду, на полях, на огородах закончились. Люди отдыхают, женщины и бабушки вяжут теплые носочки.

Воспитатель. Ребята, с давних пор на Кубани повелся такой обычай: как заканчивались полевые работы – собирали урожай, а хлеб в закрома засыпали. Сено косили, в стога метали, и по грибы в лес ходили, а как только солнышко клонилось к вечеру, приходили за околицу красивые девицы, да добрые молодцы, чтобы хороводы водить да добрым словом перемолвиться, так и коротали они осенние вечера вместе.  А  давай  и  мы  встанем  в хоровод да  песню  веселую  споем.

ХОРОВОД   «На  горе то калина»

Воспитатель. Ребята, а какая осень вам больше нравится?

– Давайте  сохраним золотую осень в наших работах. Из  осенних  листьев  мы  выложим  аппликацию.

Дети  под  музыку  работают

Вам также может понравиться...
16351