Валентеева Виктория Александровна – Воспитатель МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад №177» г. Краснодар
Дата поступления работы: 16.03.2021г.
Конспект НОД по нравственному воспитанию старших дошкольников
«Путешествие в страну добрых дел»
Программные задачи:
– Формировать представление о том, что доброта, вежливость, есть проявление красоты души.
– Подвести детей к пониманию доброты как основы взаимоотношений между людьми.
– Показать, как приятно дарить добро и красоту мира.
– Расширять запас слов, обозначающих название действий, признаков, вводить в словарь детей антонимы («добрый» – «злой», «веселый» – «грустный»).
– Учить детей самостоятельно, выразительно передавать содержание литературного текста, использовать в пересказе выразительные средства, характерные для произведения.
Предшествующая работа:
– Чтение: Т. Лепихина: «Город цветов», «Искорка добра»
– Русская народная сказка: «Крошечка-Хаврошечка»
– Игры-забавы: «Яблонька наклонись» «Ступеньки доброты»
Материал к занятию:
Настенное панно: березы, дикие животные, птицы, солнышко. Для драматизации сказки: костюмы для Красной шапочки, бабушки, волка, волчонка, медведица, медвежонок, корзинка с яблоками, яблоня, логово волка, домик бабушки, клумбы с цветами.
Ход занятия:
Сюрпризный момент. Воспитатель в одежде феи Доброты здоровается с детьми.
Фея: Здравствуйте девочки и мальчики. (Раскрытие понятий «добро», «добрый»).
Фея: Я – фея Доброты из страны добрых дел. Эта страна совсем уже близко, но что бы попасть к ее жителям, нужно быть очень добрым, вежливым и внимательным. Вы часто слышите слово «добрый». Обычно так говорят о человеке.
– А какого человека вы назвали бы вы добрым? Добрый человек, это такой человек, который всегда помогает другим: товарищам, родным, младшим. Он делится игрушками, сладостями, выручает тех, кто попал в беду. Добрый человек любит птиц, животных, заботится о них.
Воспитатель: Давайте вспомним пословицы о доброте.
Пословицы о добре
– Доброе дело два века живет.
– «Доброму» везде добро.
– Добро – не лихо бродит тихо.
– Добро не горит, не тонет.
– Добро творить – себя веселить.
– Добро не умрет, а зло пропадет.
– Добро того учит, кто слушает.
Фея: Ах, мои маленькие друзья, вы меня очень порадовали, и поэтому я приглашаю вас в добрую сказку.
«Сказка о доброте»
Красная Шапочка и добрый Волк
Действующие лица: Красная Шапочка, бабушка, волк, волчонок.
Действие происходит в лесу.
Красная Шапочка (напевает).
– Здравствуйте, горы вот такой вышины!
– Здравствуйте, реки – вот такой глубины!
Навстречу ей идет волк.
Волк (очень грустно).
Красная Шапочка (прячась за дерево, испуганно).
– Волк, прошу тебя, уходи … Ой-ой-ой!
Волк
– Не бойся меня.
Красная Шапочка.
– Легко сказать «не бойся»! Ты ведь мою бабушку и меня чуть не съел, хорошо, что охотники подоспели, а то…
Волк
– Прости меня. Красная Шапочка. Я многое понял после того случая… Я понял, что «злому» тяжело жить на свете. Вот я и решил, что теперь буду добрым. Не бойся меня!
Красная Шапочка
– А ты меня не обманываешь?
Волк
– Нет, нет! Я говорю правду, честное-пречестное слово даю.
Красная Шапочка (появляется из-за дерева, робко приближается к волку).
– Ну, если «честное-пречестное…» Что ж, я рада, что ты все понял. Я теперь с тобой дружить буду.
Волк (грустно вздыхая).
– И я рад, что ты мне поверила…
Красная Шапочка
– Конечно, помогу. А что случилось?
Волк
– У меня есть маленький сын, добрый и послушный волчонок. Вчера он бежал по лесу и угодил в капкан. Лапку повредил, скулит… Что я только ни делал, какие только лечебные травы ни прикладывал к больному месту, ничего не помогает.
Красная Шапочка
– Надо срочно показать волчонка врачу.
Волк (машет лапами).
– Что ты, что ты! Стоит нам появится на людях, как они сразу же позовут охотников…
Красная Шапочка
– Вот видишь, как плохо жить в постоянной вражде. Что же делать? Придумала! Я приведу сюда мою бабушку, она все знает, все умеет.
Волк
– Милая Красная Шапочка, беги скорей за бабушкой, помоги бедному волчонку.
Девочка убегает. Происходит смена декорации: вместо леса – волчье логово.
Волчонок (плачет, стонет, охает).
– Как же мне больно!
Волк
– Потерпи, сынок. Недолго осталось ждать: добрые люди помогут.
Волчонок
– Люди? Какие люди? Охотники?
Волк
– Нет, нет! Красная Шапочка и ее бабушка.
Волчонок
– Те самые, которых ты чуть не съел?
Волк
– Да, именно они. (Вздыхает.) Злым я был, глупым… Зачем хороших людей обижал? Добрым надо быть. За добро всегда добром воздается.
Появляется Красная Шапочка и бабушка.
Бабушка (щупает волчонку лоб).
– Миленький мой, как же это тебя угораздило в капкан попасть? (Осматривает волчонка). Ну, потерпи, потерпи немного. Я тебя вылечу.
Волк (виновато).
– Прости меня, бабушка, прости. Я многое понял после нашей последней встречи. Теперь я хочу быть добрым и сына тому же учу.
Бабушка (бинтует лапу волчонку).
– Вот и хорошо, что ты все понял. Добрым и на свете живется легче. Доброму каждый помочь старается. Ну, вот, лапка забинтована, скоро все заживет… Люди и звери должны жить в дружбе и помогать друг другу.
Волк
– И я так думаю. А ты сынок слышал, что сказала бабушка? Запомни ее слова.
Волчонок
– Слышал, папа! Даю тебе слово быть добрым. Спасибо тебе, Красная Шапочка, за отзывчивость. Спасибо тебе, бабушка, мне уже стало легче, лапа меньше болит.
Волк
– Спасибо!
Бабушка
– На здоровье! Поправляйся, волчонок, скорей, а ты Красная Шапочка, найди охотников и попроси их убрать из леса все капканы.
Красная Шапочка (убегая).
– Надо поторопиться, а то вдруг еще кто-нибудь пострадает.
Волк
– Чем я могу вам помочь?
Бабушка
– А ты уже помог. Сам добрым стал и сына тому же учишь… Ну что ж, пора домой. До свидания.
Волк
– До свидания! Приходите к нам мы всегда рады вам! Большое тебе спасибо, бабушка, за корзину с яблоками. А яблочки в корзинке не простые, наливные, с волшебной яблоньки (выставляю яблоню с яблоками). Знает она о вас ребята, о вашей доброте, давайте поиграем с ее веточкой. (Становимся в круг, у каждого картинка с героем из сказки).
Дети идут по кругу говорят: «Яблонька, яблонька, наклонись, к доброму, хорошему потянись. А от злого, от плохого отвернись, отвернись».
Оценивание сказочных героев.
Ведущий останавливается около ребенка, называет героя сказки. Если герой положительный – ребенок входит в середину, если отрицательный – остается на месте.
И так образуется два круга: внутренний – положительные герои, наружный – отрицательные герои.
Ступеньки доброты.
Воспитатель: Ребята давайте наших героев (картинки с изображением героев; персонажей), распределим по ступенькам доброты.
Вывешивается панно с цветными полосами.
Воспитатель: На красную, оранжевую, желтую дети выставляют положительных героев; на голубую, синюю, фиолетовую – отрицательных героев.
Как только дети закончат выставлять картинки, начинает звучать музыка. (Танцевальная деятельность).
Воспитатель: Я предлагаю вам под эту веселую музыку потанцевать. Но с окончанием музыки вы должны застыть в определенной позе: кто из вас будет гладить собачку, кто-то кормить птичку, кто-то протирать листочки, т.е., делать доброе дело.
Прочтение стихов.
Фея Доброты вносит шарик. К кому шарик попадает, тот стихи читать начнет (дети читают стихи).
«Размышления про добро».
Воспитатель: Давайте поразмышляем: кому жить легче, тем, кто дарит доброту другому, или тому, кто прячет ее в сундук? А как люди дарят друг другу добро?
Воспитатель: Давайте наши руки попробуем сделать добрыми, теплыми.
Упражнение «Передача добра».
Дети стоят по двое гладят ладони соседа.
Разворачиваются в круг. Поглаживание ладони соседа по кругу.
Воспитатель: Мне очень приятно, что вы научились, дарит друг другу добро. Вы чувствуете, как между ладонями вспыхнула маленькая искорка, маленькое, маленькое, маленькое солнышко. Оно не обжигает, а согревает, вспыхивает в ваших глазках. Я знаю, что вы иногда ссоритесь, но как только в чьих – то глазах мелькнет злость, положите ему на плечи руки, и добро растопит злость без следа.
Песенка о добре.
Воспитатель: А на прощание давайте споем песенку о доброте.