Нефедова Татьяна Геннадьевна – Воспитатель МОУ детский сад №5 «Олимпия» г. Волгоград
Дата поступления работы: 23.11.2022г.
Тема: «Разговор о птицах».
Задачи:
Обучающие задачи:
• Учить образовывать множественное число существительных в именительном и родительном падежах.
• Продолжает закреплять и систематизировать знания о птицах,
• Учить делить на перелётных и зимующих птиц;
Развивающие задачи:
• Продолжать формировать у детей такие умственные умения, как сравнение, анализ, сопоставление, обобщение;
• Развивать познавательный интерес, память, внимание, мышление;
• Развивать речевую активность детей;
• Развивать умение узнавать, называть, сравнивать разных птиц.
Воспитывающие задачи:
• Воспитывать интерес к занятию, доброжелательные взаимоотношения;
• Воспитывать доброе, заботливое отношение к пернатым друзьям;
• Воспитывать коммуникативные качества в процессе игровой деятельности.
Предварительная работа с детьми:
• наблюдение за птицами во время прогулок.
• чтение художественной литературы С. Городецкий «Как птицы учились строить гнёзда».
• загадывание загадок.
• рассматривание дидактических материалов, книжных иллюстраций.
Наглядный дидактический материал:
• Картинки с различными видами птиц.
• Маски птиц;
• Карточки с птицами;
• Презентация «Как улетают птицы»;
• Видеоклип «Скворушка прощается»;
• Схемы-модели насекомых и птиц.
Основные части непосредственно-образовательной деятельности:
I. Вводная часть:
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости.
Поздоровайтесь с ними.
Дети: Здравствуйте!
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель: Различаемся мы цветом,
Встретишь нас зимой и летом
Если крыльями взмахнем, будем в небе голубом.
Мы умеем щебетать, каркать, петь и ворковать.
Нас зимою подкормите,
Дети, кто мы? Назовите?
Дети: Птицы.
Воспитатель: Правильно, ребята.
II. Основная часть:
Воспитатель: Сегодня мы поговорим о птицах. Ребята, а помните ли вы, чем отличаются птицы от других животных? Давайте поиграем в игру «Выбери правильно». Вам нужно будет правильно разложить схемы-карточки на две группы.
Детям даются схемы-модели из 2 групп: насекомые и птицы.
Воспитатель: Ребята, найдите сходство между этими животными.
Дети: У птиц и насекомых есть крылья, голова и т.д.
Воспитатель: А, теперь, найдите различия между этими животными.
Дети: У птиц есть перья, у насекомых – нет. У птиц 2 ноги, у насекомых – 6.
Воспитатель: Молодцы ребята, правильно справились с заданием.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на мольберт. Сколько птиц здесь изображено?
На мольберте представлено 10 птиц и утконос.
Дети: 10 птиц.
Воспитатель показывает карточку утконоса
Воспитатель: А как вы догадались, что это не птица? Кто же это?
Дети: У него нет перьев, у него четыре лапы, а не две. У него нет крыльев.
Воспитатель: Правильно, это животное называется утконос. Ребята, а сейчас мы с вами поиграем в игру и выясним, как называются эти птицы. Я начинаю, а вы продолжаете: «Не сорока, не вороне и не чайка, а какая это птица отвечай-ка».
Д/и «Не сорока, не ворона и не чайка, а какая это птица отвечай-ка» -угадывание птиц по иллюстрациям.
Дети: Синица, воробей, сорока, голубь, дятел, утка, ласточка, скворец, кукушка, аист.
Воспитатель: Посмотрите внимательно на птиц. Может кто-то знает, почему птицы распределены по разным стайкам?
Дети: Одни птицы улетают на юг, а другие остаются с нами.
Клип скворушка прощается.
Воспитатель: Ребята, почему прощается скворушка?
Дети: Он улетает в теплые края.
Воспитатель: А зачем ему лететь в теплые края?
Дети: Ему нечего кушать.
Воспитатель: Мы уже знаем, что осенью многие насекомые исчезают: или погибают, или прячутся. Значит, если птицы питаются насекомыми…
Дети: Им зимой нечем прокормиться.
Воспитатель: А каких насекомоядных птиц вы знаете? Как их отличить? По клюву: он прямой, удлинённый, заострённый, чтобы удобнее было ловить насекомых.
Подвижная игра «Птицы зимующие и перелетные»
Воспитатель: Ребята у меня есть маски зимующих и перелетных птиц. Я вам их сейчас раздам. Посмотрите внимательно, какая птичка у вас: зимующая или перелетная. По сигналу перелетные птицы полетят к солнышку, а зимующие – к снежинке.
Птицы на мольберте разделены на две группы.
Воспитатель: Ребята, с нами останется зимовать много птиц. Давайте, вместе их посчитаем.
Д/ и «Весёлый счёт»
Дети: 1 ,2,3,4,5. (синица, воробей, сорока, голубь, дятел)
Воспитатель: А сколько птиц улетит от нас в теплые края?
Дети: 1, 2, 3, 4, 5. (скворец, аист, ласточка, кукушка, утка.)
Воспитатель: Ребята, в какой стайке оказалось больше птиц?
Дети: Одинаково.
Воспитатель: Молодцы, А теперь скажите, какой по порядку стоит дятел? (ласточка, аист и т.д.)
Дети: Второй. (пятая, третий и т.д.)
Воспитатель: Молодцы. Перелётных птиц много, но нам редко удаётся увидеть, как, собравшись в стаи, они улетают, почему? Они летят в основном ночью: так безопаснее. А знаете вы, что во время перелёта многие птицы придерживаются строгого порядка? Причём у разных птиц этот порядок свой: журавли летят клином, гуси и цапли – шеренгой, крылом к крылу, утки выстраиваются в прямую линию или образуют дугу. Скворцы, дрозды и другие маленькие птички порядка не любят: летят, как попало.
Показ презентации «Как улетают птицы».
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, не улетели наши птички? Нет, здесь. Тогда мы с вами поиграем в игру. Я вам буду говорить название птиц, а вы мне скажите, как их правильно назвать, если их будет много. Например: скворец – много скворцов.
Д/и «Один – много». (Игра с мячом.)
Ворона – много ворон,
Сорока – много сорок,
Синица – много синиц,
Дятел – много дятлов,
Воробей – много воробьёв.
Физминутка:
Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем – это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем – крылья сложим назад.
Игра «Фотограф».
Воспитатель: Ребята, как-то раз один мальчик, которого звали Миша, ходил гулять, и увидел… Кого он увидел вы мне сами назовете.
Например, Миша увидел, (я буду показывать, сколько птичек он увидел (цифрой), и каких (картинку), а вы мне будете называть).
Дети: 5 аистов
2 скворца
4 ласточки
3 кукушки
1 голубь
Воспитатель: Молодцы ребята, сосчитали птичек.
В конце занятия читается стихотворение Е. Благининой «Улетают, улетели…»
Воспитатель: Наступил последний месяц осени. Скоро придет зима, перелетные птицы улетят от нас. Послушайте, как об этом пишет в своем стихотворении Елена Благинина:
Скоро белые метели
Снег подымут от земли.
Улетают, улетели,
Улетели журавли.
Не слыхать кукушки в роще.
И скворечник опустел.
Аист крыльями полощет –
Улетает, улетел.
Осыпаясь, пожелтели
Солнца редкие лучи.
Улетают, улетели,
Улетели и грачи.
III. Заключительная часть.
Воспитатель: Ребята, а сейчас мы с вами сделаем птичек из бумаги (техника оригами).