Москалюк Ирина Владимировна – Воспитатель МДОУ д/с комбинированного вида №42 муниципального образования г.о. Люберцы, Московская область
Дата поступления работы: 17.10.2018г.
Экологическое занятие в подготовительной группе на тему:
«Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды».
Цели: Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды. Активизировать их знания о различных природных явлениях (дождь, роса, снег, иней и т. д.). Показать разнообразие состояний воды в окружающей среде, обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного.
Задачи:
1. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды: без цвета, без запаха, без вкуса, без формы и т. д.;
2. Дать представление о круговороте воды в природе, закрепить знания детей о значении воды в жизни человека;
3. Развивать речь, мышление, любознательность, наблюдательность. Вовлекать детей в общую беседу, стимулировать проявление активности в беседе; формировать у детей умение вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на вопрос, слушать пояснения педагога;
4. Развивать способность делать умозаключение, анализировать, сравнивать, классифицировать. Обобщать умение устанавливать причинно-следственные зависимости, учить делать выводы.
Ход занятия:
Тема сегодняшней нашей встречи «Экология нашей планеты».
Ребята, сегодня мы с Вами отправимся в страну исследователей, но прежде чем попасть туда, мы с вами посмотрим фильм.
(Просмотр фильма.)
Ребята, вы уже догадались, о чем мы сегодня будем беседовать? (о воде).
Викторина о воде
1. Вопросы о природе.
1. Роль воды в жизни человека?
2. Где можно встретить воду?
3. Почему в некоторых водоемах вода грязная?
4. Какие животные живут в воде?
5. Как мы можем помочь природе?
6. Почему на зиму животные опускаются на дно?
2. Загадки
1. На траве она лежит,
Хоть вода, но не бежит.
Не ручей, и не река,
И не дождик в облаках!
Точно! Не дождинка! –
Ведь это- роса.
2. На дворе горой,
А в избе водой. (Снег)
3. И вот чудо из чудес –
Море хлынуло с небес
(Ливень)
4. Зимою замерзают
И с крыш они свисают,
На солнце засверкают,
Весна придет-растают.
(сосульки)
5. Из-под снега побежал,
Заворчал и зажурчал.
Я кораблик смастерю,
И ему я подарю.
В блеске солнечных лучей
Унесет его…(ручей)
6. Глядятся в него молодые рябинки,
Цветные свои примеряя косынки.
Глядятся в него молодые березки,
Свои перед ним поправляя прически.
И месяц и звезды-
В нем все отражается…
Как это зеркало называется? (озеро)
7. Книзу летит капельками,
А кверху – невидимкою.
(Вода)
8. Как над речкой, над рекой
Появился вдруг цветной
Чудо мостик подвесной.
(Радуга)
9. Без пути и без дороги
Ходит самый длинноногий,
В тучах прячется во мгле,
Только ноги на земле (дождь).
10. Говорю я брату:
– Ох, с неба сыплется горох!
– Вот чудак, — смеётся брат, –
Твой горох ведь это. (Град)
11. Молоко над речкой плыло —
Ничего не видно было.
Растворилось молоко —
Стало видно далеко. (Туман)
12. Зимой в поле лежал,
А весной в речку побежал (снег).
13. В голубенькой рубашке
Бежит по дну овражка (ручеёк).
14. Все обходят это место:
Здесь земля как будто тесто;
Здесь осока, кочки, мхи…
Нет опоры для ноги (болото).
15. Сели детки на карниз
И растут всё время вниз (сосульки).
3. Свойства воды
(Слайд)
Вот так наша планета выглядит из космоса. По некоторым подсчетам, около 71% всей поверхности Земли занимает вода. Она представлена океанами, реками, морями, озерами, болотами, айсбергами. Отдельно считаются подземные воды, а также пары атмосферного воздуха
Какая бывает вода?
(теплая, горячая, холодная, соленая, пресная, прозрачная, газированная и т. п.).
Для чего вода нужна человеку? (пить, мыться, купаться, готовить еду, стирать, поливать растения, мыть посуду и т. п.).
Молодцы ребята, Вы правильно ответили на мои вопросы, а теперь мои юные исследователи давайте начнем наши эксперименты.
Опыт 1. Какой формы вода?
Воспитатель спрашивает у детей, имеет ли форму вода?
(ответы детей: да, нет)
Для того чтобы подтвердить или опровергнуть выдвинутые гипотезы воспитатель предлагает взять узкую баночку и наполнить ее водой, потом перелить эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.
Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы.
Опыт 2. Какого цвета вода?
Обратите внимание у меня в руках два стаканчика, скажите мне, что в них находится (молоко, вода)
Чем они отличаются друг от друга (цветом, вкусом)
Молоко, какого цвета (белого), а вода – (бесцветная)
Скажите мне, если мы добавим в воду краску, она изменит цвет или нет? (ответы детей: да, нет)
А Вы точно уверены, что вода поменяет цвет?
(ответы детей)
Давайте проведем небольшой опыт и узнаем точный ответ. Воспитатель берет (2-х человек) и предлагает им смешать краску с водой. Потом интересуется полученным результатам.
Теперь скажите, изменила ли вода цвет? (ответы детей, скажите, что будет, если я еще раз перелью воду (она опять поменяет цвет))
Вывод: Вода прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Итак, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость.
Опыт 3. Вода – растворитель.
В двух стаканах налита вода. Возьмем кусочек сахара и ложку соли. Положим в стаканы, размешаем. Сахар и соль растворились.
Выводы: вода не имеет формы и цвета, она прозрачная, на ее свойства влияют компоненты, которые в нее попадают, то есть если я положу в воду сахар она будет сладкой, соль соленой и т. д.
4. Состояние воды
Мой следующий вопрос:
Какие три состояния воды вы знаете? (Жидкое, твердое, газообразное).
(Показ слайдов).
Назвать состояние воды, отгадав загадку
1.Течет, течет-не вытечет,
бежит, бежит-не выбежит. (река)
2. Зима. Мороз мосты кует,
А мы коньками режем (лед)
3. С неба облако спустилось
И у речки поселилось.
Как причудливо, красиво
Было сказочное диво.
Это утренний обман
Называется (туман)
1. А теперь ответьте, вода в реке находится в каком состоянии? (отвечают команды по очереди)
Дети. В жидком.
2. Какое состояние принимает вода, когда превращается в лёд?
Дети. Твёрдое.
3. Какое состояние имеет вода, когда мы видим её в виде тумана?
Следующий вопрос. Как люди используют воду?
(Ответы детей)
4. Вода бывает не только полезной, но и опасной для человека.
(Слайды: Цунами, шторм, лавина, туман).
5. И в завершении нашей беседы мы посмотрим фильм: что может произойти с нашей планетой, если мы ее будем загрязнять …
«Советы фиксиков»
Рефлексия:
1. В каких трех состояниях бывает вода в природе?
2. Какими свойствами обладает вода?
3. Как называется движение воды по кругу?