МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ «НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ»

Алексеева Ирина Александровна – Воспитатель МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад №177» г. Краснодар
Дата поступления работы на конкурс: 20.06.2019г.

«Нетрадиционные техники рисования»

Методическая разработка в образовательной области

«Художественно – эстетическое воспитание в ДОУ»

Методическая разработка адресована педагогам дополнительного образования по изобразительной деятельности, руководителям кружковой работы, а также воспитателям дошкольных организаций

Данная методическая разработка адресована специалистам по изобразительной деятельности, руководителям кружковой работы, а также воспитателям дошкольных организаций для ознакомления детей старшего и подготовительного дошкольного возраста методам и приёмам нетрадиционного рисования.

Предложенная методическая разработка является вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержаний и форм занятий, времени прохождения материала. Она содержит методические рекомендации к использованию нетрадиционных техник в изобразительной деятельности в виде тематического планирования, диагностического инструментария, подбора игровых упражнений к различным нетрадиционным техникам рисования.                       

В основу моей методической разработки легли методические рекомендации Т. Н. Дороновой, Р. Г. Казаковой, И. А. Лыковой, Г. Н. Давыдовой, А.А. Фатеевой и мой личный опыт работы с детьми дошкольного возраста.

Методическая разработка прошла апробацию и в детском саду. Дети изъявили большой интерес к нетрадиционным приёмам рисования, с желанием самостоятельно создавали маленькие шедевры изобразительного искусства.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка
2. Цели и задачи разработки
3. Содержание методической части
4. Актуальность
5. Педагогическая целесообразность
6. Учёт возрастных особенностей детей в содержании и организации образовательного процесса
7. Структура занятий
8. Техническое оснащение
9. Планирование работы
10. Учебно-тематический план занятий с детьми 5-6 лет
11. Учебно-тематический план занятий с детьми 6-7 лет
12. Игры и упражнения
13. Заключение
14. Список используемой литературы

Пояснительная записка

Дошкольный возраст – наиболее целесообразный период для эстетического и художественного развития, т. к. именно в этом возрасте дети обладают большим потенциалом фантазии, творчества, основанного на самовыражении, саморазвитии, сотрудничестве, сотворчестве.

Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей в силу их индивидуальных особенностей. Но каждый ребёнок способен творить ярко и талантливо, только нужно создать благоприятную среду, основанную на доверии и понимании.

Мир маленького человека красочный, эмоциональный. Уже в самой сути ребёнка заложено стремление узнавать и создавать. Работа с разными материалами расширяет сферу возможностей ребёнка, обеспечивает его раскрепощение, развивает воображение, фантазию. Ежедневный массаж кисти, пальчиковые упражнения ускоряют развитие речи, что очень важно для детей логопедической группы.  Двигательная активность кисти увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию, формирует грамматически правильную речь, развивает память, способствует автоматизации звуков и подготовке руки к письму.

«Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев.  От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли.  Другими словами, «чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», — утверждал В. А. Сухомлинский.

В истории педагогики проблема творчества всегда была актуальной во всех видах деятельности, в том числе и изобразительной. По мнению педагогов и психологов, (таких как Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Т.С. Комарова) дети дошкольного возраста обладают значительными потенциальными возможностями для понимания и эмоциональной отзывчивости на произведения искусства.

Детство можно рассматривать как   период становления физиологических и психических функций.  И рисование здесь выступает как один из путей выполнения программы совершенствования организма.

Большинство специалистов – психологов и педагогов сходятся во мнении: детское рисование – это один из видов аналитика – синтетического   мышления.   Рисуя, ребёнок как бы формирует объект или мысль заново, оформляя   при   помощи рисунка своё знание, изучая закономерности, касающиеся предметов и людей вообще, «вне времени и пространства».  Ведь дети, как правило, рисуют не конкретный образ, а обобщенное знание о нём, обозначая индивидуальные черты   лишь   символическими   признаками, отражая   и упорядочивая свои знания о мире, осознавая себя в нём.  Вот почему, по мнению учёных, рисовать ребёнку также необходимо, как и разговаривать.  Ведь неслучайно Л.С. Выготский называл рисование «графической речью».

Рисование – большая и серьёзная работа для ребёнка.   Даже каракули содержат для маленького художника вполне конкретную информацию и смысл.  Определённое достоинство рисования по сравнению с другими видами деятельности в том, что этот вид творчества требует согласованного участия многих психических функций.

Рисование    не    просто    способствует    развитию   каждой    из   этих функций, но и связывает их между собой, помогает ребёнку упорядочить бурно усваиваемые знания, оформить и зафиксировать   модель   всё   более усложняющегося представления о мире.

Я работаю в дошкольном учреждении несколько лет и уже убедилась в том, что изобразительная деятельность приносит маленькому ребёнку большую радость. В начале моей педагогической практики я, как и многие педагоги – дошкольники, в основном придерживалась стандартного набора изобразительных материалов и традиционных способов передачи полученной информации.  И порой, сама того не желая, ограничивала проявление творческих способностей воспитанников. Традиционных подходов часто   недостаточно для   развития творчества у современных детей. 

Необходимостью систематизировать методику работы с детьми по нетрадиционным художественным техникам, так как возникал вопрос: «Почему техники называются нетрадиционными, если они уже вошли в практику работы многих детских учреждений?»

Во-первых, эти техники не получили достаточно широкого распространения и не «укоренились», они являются скорее экспериментальными.

Во-вторых, педагогический опыт применения данных техник пока не систематизирован, не обобщён и не представлен (в должной степени) в современных образовательных программах.

В-третьих, нетрадиционные художественные техники только начинают в педагогике искусства свою историю, хотя известны много лет.

В-четвёртых, в способах изображения (достаточно простых по технологии) нет жёсткой заданности и строгого контроля. Зато есть творческая свобода и подлинная радость. Результат обычно очень эффектный и почти не зависит от умелости и способностей.

Необычные техники напоминают игру, в которой раскрываются огромные потенциальные возможности детей.

Использование нетрадиционных техник рисования помогает овладению универсальными предпосылками учебной деятельности. Ведь для того, чтобы ребенок справился с работой, он должен уметь работать по правилу и по образцу, слушать педагога и выполнять его инструкцию. А в процессе работы с использованием нетрадиционных техник рисования создаются благоприятные условия для развития эмоциональной отзывчивости ребенка. Новые материалы, красивые и разные, возможность их выбора помогают не допустить в детской изобразительной деятельности однообразия и скуки. Затратив усилие и получив одобрение, ребенок испытывает радость, поднимается его настроение. Это способствует развитию эмоциональной отзывчивости.

Даже самая традиционная техника может превратиться в оригинальную, если применяется на основе нетрадиционных материалов.

В основе данного подхода – естественное и непринуждённое приобщение детей к миру прекрасного, развитие активного интереса к изобразительному искусству. Разнообразие способов рисования, необычные методики изобразительной деятельности рождают у детей оригинальные идеи, развивают фантазию, воображение. Каждая из существующих нетрадиционных техник – это маленькая игра.

Цель и задачи разработки

Целью данной разработки является развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники изобразительной деятельности.

На основе данной цели определены следующие задачи:

·      расширять представления о многообразии нетрадиционных техник рисования;

·      обучать приемам нетрадиционных техник рисования и способам изображения с использованием различных материалов;

·      развивать художественно – творческие способности детей;

·      формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования;

·      создать условия для свободного экспериментирования с нетрадиционными художественными материалами и инструментами;

·      приумножать опыт творческой деятельности, формировать культуру творческой личности (самовыражение ребёнка);

·      развивать творческое воображение, фантазию, мышление дошкольников через занятия по освоению нетрадиционных техник рисования;

·      развивать цветовосприятие и зрительно – двигательную координацию, чувство композиции и колорита;

·      подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.

Содержание методической части

Разработка рассчитана для детей старшего и подготовительного дошкольного возраста, включает занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования, включает предметное, сюжетное, декоративное рисование, рисование по замыслу, включает необходимое оборудование.   

Методика организации работы детей дошкольного возраста по изобразительной деятельности основывается на принципах дидактики:

·      систематичность;

·      последовательность;

·      доступность;

·      учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Качество детских работ зависит от:

·      грамотного методического руководства со стороны взрослых;

·      уровня умственного развития ребенка, развития представлений, памяти, воображения (умения анализировать образец, планировать этапы работы, адекватно оценивать результат своего труда и т. д.);

·      степени сформированности у детей конкретных практических навыков и умений работы с материалом;

·      развития у ребенка таких качеств как настойчивость, целеустремленность, внимательность, любознательность, взаимопомощь и др.                                                                                                                                             

Основные этапы работы:

1 этап «Создание интереса».

На данном этапе педагог обращает внимание детей на средства выразительности разных материалов, с помощью которых можно передать состояние природы, придать новый образ знакомым предметам, расширяет кругозор детей, содействует познанию новых свойств, качеств знакомых материалов, проявляет интерес к новым техникам изображения.

2 этап «Формирование практических навыков и умений».

Этот этап предусматривает работу по развитию основных практических навыков с различными исходными материалами, над развитием замыслов детей, формирование умения создавать образ и композицию по образцу, предложенному педагогом. Роль взрослого на этом этапе – создать условия для дальнейшего развития интереса, не лишая детей свободы и разнообразия в выборе средств.

3 этап «Собственное творчество».

Задача педагога: создать условия для самостоятельности в творчестве, формировать умение самостоятельно придумывать и создавать композицию, экспериментировать с разными техниками и материалами.

Актуальность

Актуальность данной разработки в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных, как в теоретическом, так и в практическом отношениях. Ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления.

Художественно – творческая деятельность – это ведущий способ эстетического воспитания, основное средство художественного развития детей. Данная разработка воплощает новый подход к художественно – творческому развитию дошкольников через обучения нетрадиционным техникам рисования. Важным периодом для развития художественно-творческих способностей детей является дошкольный возраст. Именно в этом возрасте ребенок выражает все свои переживания, фантазии, впечатления об окружающем мире через рисунок.

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики. На современном этапе изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.

Педагогическая целесообразность

Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно, развивают речь.

Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изобразительных технологий. Все занятия в программе носят творческий характер. Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник по этой разработке, развивает уверенность в своих силах. Способствует снятию детских страхов. Учит детей свободно выражать свой замысел. Побуждает детей к творческим поискам и решениям. Учит детей работать с разнообразными художественными, природными и бросовыми материалами. Развивает мелкую моторику рук. Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии. Во время работы дети получают эстетическое удовольствие. Воспитывается уверенность в своих творческих возможностях, через использование различных изобразительных техник.

Учёт возрастных особенностей детей в содержании и организации

образовательного процесса

Данная методическая разработкарассчитана на два года обучения (для детей с 5 до 7 лет), содержит перспективное планирование, которое представлено помесячно, включает занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования, включает предметное, сюжетное, декоративное рисование, рисование по замыслу, включая необходимое оборудование.

Организационно-методические пояснения по проведению занятий с детьми 5-6 лет

Занятия с детьми проводятся в специально отведённом кабинете или в группе.  Педагог учитывает возможность вариативности в организации обстановки, в которой протекает работа с детьми. Продумывается расстановка рабочих столов (они могут быть расположены и полукругом, и буквой “П”, и составлены в ряд). Все необходимые материалы (подбор которых педагог тщательно продумывает заранее, ещё до начала занятия) рационально размещены на столах и доступны каждому ребёнку. Предусматривается и некоторый запас материалов, на случай, если что-то будет испорчено, который располагается на одном из рабочих столов взрослого. Второй стол педагога, интерактивная доска (при наличии), как и школьная доска, используются для демонстрации наглядности, для показа приёмов изображения, презентаций, тематических видео материалов. Дети рассаживаются за столы свободно. Курс занятий по рассчитан на 1 раз в неделю. Занятия проводятся по подгруппам из 10-12 человек. Продолжительность занятий: с детьми 5-6 лет — 25 минут. Общее количество занятий в год составляет: 36 занятий.

Организационно-методические пояснения по проведению занятий с детьми 6-7 лет

   Занятия с детьми проводятся в форме совместной партнёрской работы. Пособия и оборудование находятся на видном месте. В процессе работы дети свободно передвигаются по мастерской, берут тот или иной материал, тихо общаются между собой и с любым вопросом обращаются к педагогу. Курс занятий рассчитан на 1 раз в неделю. Занятия проводятся продолжительностью 30 минут с детьми 6-7 лет, по подгруппам (10-12 человек). Общее количество занятий в год: 36 занятий.

Структура занятий

Мотивация детей.

С учётом возрастных особенностей дошкольников доминирует сказочно – игровая форма преподнесения материала. Сказочное повествование, игровые ситуации, элементы пантомимы, игры – путешествия, дидактические игры, погружение ребёнка то в ситуацию слушателя, то в ситуацию актёра, собеседника придают занятиям динамичность, интригующую загадочность.  Педагог может выступать в роли Художницы, прекрасной Волшебницы, которая творит видимый человеком мир по законам красоты и гармонии.

Пальчиковая гимнастика.

Известно, что отсутствие элементарных изобразительных навыков затрудняет проявление художественного творчества. Одним из эффективных способов решения данной проблемы является проведение специальной пальчиковой гимнастики перед началом творческого процесса с использованием художественных текстов. Разминка суставов кисти и пальчиков способствует подготовке неокрепших рук к движениям, необходимым в художественном творчестве. Позволяет детям уверенно обрабатывать различные материалы (бумагу, пластилин, глину), без усилий использовать инструменты.

Художественно-изобразительная деятельность.

Связана с содержанием конкретного занятия и включает задания, связанные с использованием выразительных возможностей материалов, техник исполнения. Предусматривает использование синтеза видов искусств и художественных видов деятельности. Литературные произведения помогают формированию у детей умения сравнивать, сопоставлять различное эмоционально-образное содержание произведений изобразительного искусства, настроение живой природы.   Музыкальное сопровождение побуждает дошкольников через пластические этюды, импровизации    передавать эмоции, чувства в практической деятельности: рисовании, лепке, аппликации. Ребёнок способен «превратиться» в цветок, показать, как он растёт; почувствовать себя птицей, хрупкой веточкой, узнать себя в звуках и красках. На занятиях используются игровые персонажи – Акварелька, Вредина, Клякса, которые делают ошибки, допускают неточности, путают. Дети с удовольствием придут на помощь, почувствуют радость, уверенность в себе. Дети учатся проектировать свои эмоции и переживания в красках, изобразительных материалах, замечать необычное в обыденном, в неказистом – выразительное.

Презентация работ.

Соединение индивидуальных и коллективных форм работы способствует решению творческих задач. Выставки детского изобразительного творчества, индивидуальные вернисажи, совместное обсуждение работ являются хорошим стимулом для дальнейшей деятельности. Позитивный анализ результатов всех воспитанников кружка с позиций оригинальности, выразительности, глубины замысла помогает детям ощутить радость успеха, почувствовать значимость своего труда.

                                                Техническое оснащение

Материально-техническое оснащение кабинета: наличие необходимого освещения, рабочих мест (мольбертов), водоснабжения, инструментов и материалов, используемых в процессе обучения, специализированная мебель для их хранения, школьная настенная и интерактивная доска, рамы различного размера для оформления работ и проведения выставок.

В качестве дидактического материала необходимо иметь:

1. Наглядные пособия, схемы, чертежи.

2. Тематические образцы изделий.

3. Методическая литература по изготовлению поделок, сувениров.

4. Детская литература с иллюстрациями художников.

5. Фотографии диких и домашних животных.

6. Литература по искусству.

7. Психолого-педагогическая литература

Применяемые средства, инструменты и расходные материалы

Для проведения теоретических и практических работ по темам разработки используются разнообразные инструменты и материалы. 

ИнструментыМатериалы
ластик;точилка для карандашей;ножницы;кисти “Белка”, “Щетина”, “Пони” №№ 1- 12 плоские и круглые;палитра;емкости для воды;стека;предметы, дающие фигурный оттиск на готовом изделии;пластиковые дощечки разного формата;полиэтиленовые пакеты для хранения теста;сито;бесцветный лак;оргалит;мольберты;рабочие столы;магнитная доска;муляжи и макеты для постановки натюрмортов;простой карандаш;альбом для рисования;бумага для рисования акварелью;бумага для рисования гуашью;цветные карандаши;простые карандаши;акварель художественная;гуашь художественная;пластилин;цветная бумага;цветной картон;мука;соль;клей – карандаш;восковые и масляные мелки, свеча;ватные палочки;поролоновые печатки;коктейльные трубочки;палочки или старые стержни для процарапывания;зубные щётки;

Планирование работы по использованию нетрадиционных техник в изобразительной деятельности ДОУ.

При планировании работы по обучению детей рисованию через нетрадиционные техники я учитывала, что ребёнок должен приобретать опыт художественной деятельности, знакомиться с новыми техниками рисования, развивать ручную умелость. Для работы по методической разработке составлено годовое учебно- тематическое планирование:

1. Учебно-тематическоепланирование / старшая группа 5-6 лет

2. Учебно-тематическоепланирование / подготовительная группа 6-7лет

Учебно-тематический план занятий с детьми 5-6 лет.

ТемаЗадачи
Сентябрь
Чудесные бабочкиУпражнять в рисовании по-сырому (предметная монотипия). Использование пятна, цвета, горизонтальной симметрии как средств выразительности образа бабочки.
Цветочная полянкаЗакрепление приёмов рельефной (полуобъёмной) лепки; знакомство с техникой пластилинографии, показать некоторые способы её выполнения (налеп, растяжка). Выполнение выразительной композиции цветущей полянки на цветном картоне.
В садах поспели яблокиУчить рисовать яблоки на ветке крупным планом, закреплять умение наносить один слой краски на другой. Продолжать обучение детей технике тычкования полусухой жёсткой кистью.
Золотая рыбкаЗнакомство с техникой мозаичного рисования ватными палочками. Учить заполнять контуры рыбки цветными точками, оставляя между ними просветы тёмного фона (эффект выложенной мозаики).
Октябрь
Дымковский коврикУкрашение квадратной формы в технике рельефной лепки и пластилинографии по мотивам дымковской росписи. Развитие цветовосприятия.
Золотая осень(коллективная работа)Познакомить с техникой печатания засушенными листьями – «эстамп». Создание в данной технике картины осеннего пейзажа. Развивать умение выполнять работу сообща, коллективно.
Гирлянда из осенних листьев(коллективная работа)Развивать технические навыки смешивания красок на палитре. Формировать творческие способности, чувство цветосочетания.
Скатерть-самобранкаЗнакомство с жанром живописи — натюрмортом.Учить рисовать овощи, фрукты различными изобразительными средствами (восковыми мелками, пастелью, фломастерами).
Ноябрь
Волшебная бумага (зеркало)Знакомство с фольгой и с техникой рисования на ней путём выдавливания рисунка («гравирование», или «чеканка»). Украшение узором рамки зеркала. Развитие чувства ритма, эстетического вкуса.
Стройная соснаПередача в рисунке красоты и особенностей внешнего вида хвойного дерева (высокий ствол, крона в верхней его части). Тампонирование хвои губкой.
Выпал первый снег(рисование лесного пейзажа)Вызвать у детей радостные переживания от встречи с первым снегом, скорым приближением зимы.Закреплять умение рисовать акварелью деревья, кусты, композиционно располагая их на листе бумаги.
Выпал первый снег(рисование снега в воздухе)Натирание бумаги свечой, изображение падающего снега в технике набрызга.Развитие аккуратности.
Декабрь
Зима пришла Развивать интерес к технике «эстамп»: печатание засушенными листьями лесного пейзажа. Использование белого цвета и темного фона как средств выразительности образа заснеженного леса.Дорисовка дополнительных деталей кистью.
Снежинка – балеринкаРазвивать у детей навык тампонирования губкой по трафарету, продолжать знакомство с техникой набрызга. Развивать чуткость к восприятию красоты зимних явлений.
В лесу родилась ёлочка(коллективная работа,1-е занятие)Выполнение изображения ели способом объёмной аппликации.
Нарядим ёлку шариками (коллективная работа,2-е занятие)Продолжать знакомство с нетрадиционной техникой рисования на фольге («гравюра», или «чеканка»).Сочетание рисования с аппликацией: украшение узором силуэтов ёлочных шариков и наклеивание их на изображение ели, выполненное на предыдущем занятии.
Январь
В гостях у СнегурочкиИспользование белого цвета как выразительного средства передачи сказочной «снежной» атмосферы и колорита (рисование белой гуашью снежных домиков в царстве Снегурочки и их хозяев). Развитие творческой фантазии и воображения.
Морозные узорыЗакреплять умение рисовать свечой и акварелью, использовать простой карандаш для выполнения предварительного наброска. Развивать творческую инициативу.
Снегири прилетелиУточнить представления детей о характерных особенностях внешнего вида снегирей; вызвать эмоциональный отклик на произведения поэзии, описывающие зимних красавцев.Рисование снегирей на ветках в технике «батик».
Полярное сияниеПередача образа красивого природного явления путём комбинирования приёмов и средств изображения: яркие сполохи полярного сияния — пастелью; снега, льды на поверхности земли — в обрывной аппликации. Использование цветового контраста как средства выразительности.Развитие мелкой моторики рук.
Февраль
Еловые шишки на веткеПередача в рисунке строения ветки ели с шишками, прорисовка контуров простым карандашом. Закрепление навыка раскрашивания изображения тычкованием полусухой жёсткой кистью.
Берёзки, опушённые инеем(ознакомительное; рисование фона)Рисование неба и снега не только голубым и белым цветом, но и оттенками (розоватым, желтоватым…), смешивая краски на палитре и создавая полутона. Вызвать у детей эмоциональные переживания, связанные с наблюдениями за опушёнными инеем деревьями.
Берёзки, опушенные инеем(рисование берёзки в инее)Обратить внимание на способы передачи характерных особенностей внешнего вида берёзы (серо-белый ствол, ниспадающие тонкие ветви).Рисование инея на веточках жёсткой кистью точечным приемом.
Весёлый снеговикЗакреплять знакомые приёмы работы в технике пластилинографии, показать способы смешивания пластилина разных цветов для получения необходимых оттенков.Формировать цветовосприятие, аккуратность, развивать мелкую моторику рук.
Март
Красивые цветы в подарок маме(планируется 2 занятия) 1. Выполнение композиции различными изосредствами, сочетая рисунок и аппликацию.Закрепление техники тампонирования губкой по трафарету (цветы).
2. Доведение работы до логического завершения: вырезывание симметричной формы из бумаги, сложенной вдвое (ваза), украшение её узором при помощи цветных карандашей.
Волшебный карандаш Познакомить с техникой рисования штрихом. Учить передавать выразительный образ весеннего явления (звонкая капель) зигзагообразной штриховкой. Закреплять навыки рисования карандашом, развивать умение регулировать силу нажима.
Солнечный зайчикСоздание выразительного образа персонажа путём комбинирования приёмов изображения: прокатывание по трафарету поролоновым валиком; рисование кистью.Развитие творческой фантазии, воображения.
Апрель
Букет цветов в вазе(планируется 2 занятия)1. Изображение цветочного букета в технике предметной монотипии.Развитие навыков рисования гуашью, акварелью; «оживление» цветов фломастерами.
2. Использование шаблона и простого карандаша для контурного изображения вазы к цветочному букету. Раскрашивание и роспись силуэта вазы пастелью.
Лети, ракета, к звёздам!Передача образа космического пространства в технике печати по трафарету (звезды в космосе); рисование ракеты кистью.
Подводный мирСовершенствовать умение детей рисовать в технике «батик». Изображение различных водорослей, медуз, рыб разной величины. Создание созвучного тона восковому рисунку с помощью акварели.
Май
После дождяСоздание пейзажа в технике «батик» (радуга в небе, молодая травка, цветы, порхающие бабочки…). Развитие творческой фантазии, воображения.
Праздничный салют ПобедыЗнакомство с приёмом рисования в технике «граттаж» (процарапывание рисунка заострённой палочкой). Развитие творческой фантазии, самостоятельности.
«Пушистые одуванчики, белые сарафанчики…»Передача выразительного образа одуванчиков через использование различных изотехник: набрызг по трафарету (пушистые шарики семян), рисование ватными палочками (стебли одуванчиков). Дорисовка деталей кистью или пастелью (зубчатые листья цветов, травяная лужайка и т. п.).
Сказочные цветыСоздание выразительного образа фантастического сказочного цветка в мозаичной технике рисования на темном картоне.

Учебно-тематический план занятий с детьми 6-7 лет.

ТемаЗадачи
Сентябрь
«Цветное коромысло над рекою повисло…»Рисование речного пейзажа (небо, берег, река) в технике пейзажной монотипии. Изображение радуги веерной кистью.
Бабочка на лужайке(рисование бабочки)Передача в нетрадиционной технике «эстамп» внешнего вида насекомого. Дорисовывание деталей тонкой кистью (тельце, головка, усики).
Бабочка на лужайке(рисование лужайки)Доведение работы до логического завершения (изображение цветущей лужайки). Передача выразительности рисунка путём комбинирования различных изоматериалов (кисть, восковые мелки, пастель).
Узор из ягод и веток рябиныСоздание растительного узора: рисование ягод губкой, последующая прорисовка деталей (пользование точкой, мазком, линией).
Октябрь
Осенний натюрмортРисование в жанре живописи — натюрморт.Использование техники «батик» (восковые мелки+акварель), выделение в рисунке особенностей фруктов (форма, цвет, величина).
Берёза в золотом нарядеРисование пейзажа кистью и губкой. Развитие умения работать с палитрой, использование определённой цветовой гаммы в соответствии с настроением и временем года.
«Листик, листик вырезной, солнышком окрашенный…»Использование шаблона кленового листа. Закрепление навыка аккуратного закрашивания предмета, не выходя за контуры; развитие умения выразительно сочетать тёплые тона, использование приёма вливания цвета в цвет. Прорисовка прожилок тонкой кистью.
Яблоневый сад осеньюЗакрепление представлений о пейзаже.Подготовка фона для будущего рисунка в технике «кляксография». Выбор средств для изображения пейзажа (кисть, пастель, сангина, уголь).
Ноябрь
Осенний пейзажЗакреплять представления о приметах осени. Использование техники тычкования для рисования осенней листвы. Формировать умение композиционно располагать предметы, используя приём «ближе-дальше».
Вечерний городРисование многоэтажного дома в технике «батик». Развитие умения передавать в рисунке архитектурное строение здания.Формирование чувства цветосочетания
Ёжик в ельникеРазвивать умение рисовать штрихами: хвою молодой ёлочки — короткими отрывистыми, иголки ежа — неотрывными зигзагообразными в несколько рядов. Учитывать пропорцию между предметами.
Первый снегРисование дерева без листьев у берега замерзающего озера в технике пейзажной монотипии. Выбор приёмов и материалов для изображения снега (кисть, губка; техника «набрызг»), а также их сочетание. Развивать чувство композиции.
Декабрь
Аленький цветочекЭкспериментирование с цветной пряжей: создание образа сказочного сверкающего цветка из обрезков ниток на бархатной бумаге.Развитие мелкой моторики рук.
Белая пушинка-ажурная снежинкаРазвивать интерес детей к такому виду бумажной пластики, как оригами. Активизировать детей к созданию узорных форм при помощи ножниц.
Новый год в лесу(по мотивам стихотворения«Заячье новогоднее»)Изготовление в технике пластилинографии пейзажной композиции (пушистые зелёные ёлочки в зимнем наряде). Способствовать развитию силы кисти руки. Закреплять представления детей о приметах зимы.
Хлопушка-новогодняя игрушкаЗакрепление умения работать с фольгой (техника гравирования): рисование узора на силуэте хлопушки по соственному замыслу.Развитие творческого воображения.
Январь
«Что такое снеженика?»Передача образа фантастического растения гуашью белого, «золотого», «серебряного» цветов, используя приёмы рисования разными материалами (веерная и тонкая кисти, ватные палочки, губка).Развитие творческого воображения.
Ветка ели с шишкамиПередача выразительного образа заснеженной ветки ели в технике пластилинографии.Развитие мелкой моторики рук. Аккуратности.
Пингвины на льдинеЗакреплять умение использовать простой карандаш для рисования контурного эскиза. Раскрашивание методом тычкования.Развитие представлений детей об обитателях Антарктиды.
В циркеРисование фигуры человека в одежде в технике пальчиковой палитры, передача его пропорций. Свободный выбор материалов для печатания (катушки из-под ниток, пробки, пластиковые колпачки…). Создание выразительной композиции клоуна-жонглёра.
Февраль
«Дремлет лес под сказкой сна…»Закреплять навыки рисования в технике «граттаж» (процарапывание). Развивать умение выстраивать композицию пейзажа, передавать колорит вечернего (ночного) зимнего леса.
Жар-птица(коллективная работа)Закрепление навыков работы с фольгой: украшение перьев Жар-птицы в технике гравирования.
«Сказка о золотой рыбке…»(море)Воспитание интереса к книге и книжной графике. Выбор материалов для придания образу моря большей выразительности (губка, зубная щетка).
«Сказка о золотой рыбке…»(рыбка)Передача образа сказочной рыбки в рисунке и аппликации (вырезывание рыбки из бумаги, используя шаблон; расписывание и наклеивание силуэта рыбки на фон — море).Развитие творческой фантазии, воображения.
Март
Портрет моей мамыДать детям знания о портрете как жанре изобразительного искусства. Учить отображать особенности внешности (цвет волос, глаз, причёска). Развивать навыки рисования восковыми мелками, пастелью.
Кружевные шляпыПознакомить детей с искусством ажурного вязания и плетения. Учить передавать в рисунке особенности ажурного узора, сочетая плотные его части с лёгкой воздушной сеткой. Развивать навыки рисования фломастерами, гелиевыми ручками.
Царевна-лебедьЗакреплять навык тычкования щетинистой кистью. Учить передавать образ сказочной птицы (величавая поза, гордый изгиб шеи, корона).
Расцвели подснежникиРисование подснежников восковыми мелками и пастелью, обращая внимание на склонённую головку цветка. Развитие цветовосприятия.
Апрель
«Уж верба вся пушистая…»Упражнять в рисовании «по-сырому», развивать технический приём работы с гуашью путём вливания цвета в цвет. Передача выразительного образа веточки вербы с мохнатыми почками.
Космические корабли(ознакомительное)Знакомство с книжной графикой, изображающей форму, строение космического корабля, образ звёздного неба. Подготовка фона для будущей композиции в технике кляксографии.
Космические корабли(продолжение)Самостоятельность в выборе изобразительных средств (акварель, цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры). Развивать творческие способности и фантазию в изображении разных конструкций космических кораблей.
Морское царствоЦветной «граттаж». Упражнять в передаче формы и пластики обитателей моря.Развивать фантазию, творческую инициативу.
Май
Весеннее настроениеПродолжать учить рисовать пейзаж, передавая строение деревьев, создавать многоплановую композицию. Совершенствовать умение пользоваться различными изоматериалами для создания выразительного образа цветущего сада (восковые мелки, пастель, поролон, жёсткая кисть).
Праздничный салют в городеСовершенствование навыков рисования в технике «батик» (восковые мелки+акварель). Передача в рисунке строения городской улицы и выразительного образа салюта в вечернем небе.
Одуванчики в травеЗакреплять навыки рисования штрихами полусухой жёсткой кистью: прямыми — при рисовании жёлтой головки цветка, и короткими вертикальными («выбивание») – при изображении пушистой белой головки одуванчика. Передавать образ цветка в соответствии с его описанием в стихах поэтов.

Игры и упражнения

При организации образовательного процесса по «Художественному творчеству» я использую через игры и упражнения, следующие нетрадиционные техники изображения:

Игры детей дошкольного возраста различаются по содержанию, характерным особенностям, по тому, какое место они занимают в жизни ребёнка, в его воспитании и обучении

 А если учесть, что игра и рисование являются самыми любимыми видами деятельности детей, то можно сделать вывод, что игровая деятельность способствует развитию целостной личности. Становится ясно, что между игрой и рисованием нет противоречий.

Игра – вид деятельности, мотив которой заключается не в результате, а в самом процессе, а в рисование ребёнок учится ставить и определять цель и добиваться конкретных результатов.

 Разграничивать игру и детское рисование, особенно в нетрадиционных техниках, не стоит, они дополняют друг друга

 Выгорский Л.С. писал: «В игре ребёнок всегда выше своего возраста, выше своего обычного повседневного поведения, он в игре как бы на голову выше сам себя. Игра в конденсированном виде содержит в себе …все тенденции развития, ребёнок в игре как бы пытается сделать прыжок над уровнем своего обычного поведения»

·      Граттаж –  суть этой техники, которая издавна использовалась в России и называлась рисование по восковой прокладке, – в процарапывании.

 Описание техники:

Данную технику начинаем использовать только со старшего возраста. – — Сначала наносим цветной фон акварелью и подсушиваем бумагу.

–  Далее весь фон полностью затрём воском.

–  Нальём в розетку чёрной гуаши и добавим немного шампуня, тщательно перемешаем.

–  Затем покроем этой смесью парафиновый лист.

–  А теперь возьмём заострённую палочку и начнём процарапывать рисунок.

Чем не гравюра!

Надо иметь ввиду, что эту технику можно осваивать только тогда, когда у ребёнка достаточно хорошо развиты глазомер и координация движений.

 Упражнения:

«В рождественскую ночь» Яркие звёзды и тонкий месяц процарапываем аккуратно.

«Что за звёздочки такие…» Процарапываем снежинки. Ни одна снежинка не похожа на другую.

«Ночной мотылёк» Яркий фонарь показался ночному мотыльку солнцем.

«Салфетка для мамы» Она может быть различной формы и с любым рисунком.

«Волшебная поляна» Кто – то злой закрасил всю поляну чёрной краской. Ничего страшного. Вот      появилась бабочка, а вот цветок.

«Дворец для Снегурочки» Ночь. И вдруг сказочный терем, в котором живёт Снегурочка.

«Полёт в космос» Космонавтов встречают холодные звёзды, незнакомые планеты.

«Вечерний город» Как красиво, когда зажигаются огни в окнах домов и уличные фонари!

«Ветер по морю гуляет» Летит кораблик на всех парусах по водной глади.

· Монотипия – эта техника, развивающая у детей воображение, фантазию, чувство цвета, формы.

Описание техники:

Данной техникой мы предлагаем заниматься детям со средней группы.

Для работы понадобится гуашь разных цветов и согнутый пополам лист бумаги.

– Нарисуем половину круга на правой от сгиба стороне листа, затем левую половинку листа прижмём к правой и разгладим сложенный таким образом лист. Раскроем и посмотрим, что получилось. Мяч? А может быть солнце? Тогда дорисуем лучи.

– Нанесём яркие пятна на одну половинку листа бумаги, прижмём другую. Что получилось?

Упражнения:

«В стране Двуляндии» Необычная страна, в ней ничего не бывает по одному.

Детям предлагается нарисовать на одной половине листа всё, что им хочется, а затем…

«Каких я видела бабочек» На бумагу наносятся различные цветные пятна. А затем бумагу можно складывать в разных направлениях.

«Осенний парк» Дорогу и небо нарисуем в технике монотипия, сложив лист по «линии горизонта». А потом по небу полетят облака разной формы, а на дороге мы увидим лужи и опавшие листья.

«Я и мой портрет» Нарисуем себя и посмеёмся.

«Город на реке» Нарисуем город, согнём бумагу по «линии горизонта». Намочим вторую половину бумаги и прижмём к первой – город отразиться в воде.

«Белый пароход» Согнём лист бумаги по «линии горизонта». Нарисуем рисунок в верхней части листа, а затем, намочив нижнюю часть, сложим лист. Пароход отразиться в волнах моря.

«Гномы – близнецы» Нарисуем одного гномика. Сложим лист пополам, разгладим. Вот и брат.

·      Печатка  техника, позволяющая многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции.

Описание техники:

Для начала нужно изготовить «печатку». Печатки изготовить несложно самим: надо взять ластик, нарисовать на торце рисунок и срезать всё ненужное. «Печатка» готова!

Прижимаем её к подушечке с краской, а затем к листу бумаги. Получается ровный и чёткий отпечаток. Составляй любую композицию!

Упражнения:

Для детей младшей группы можно предложить нарисовать:

– цветы для пчёлки;

– бабочек, порхающих над лугом;

– грибы на полянке;

– овощи в корзинке;

– фрукты в вазе и т.п.

В средней группе дети могут использовать «печатки» с геометрическим рисунком и меняться ими в процессе работы:

– открытки;

– пригласительные билеты;

– платки;

– салфетки

В старших группах используем приём дорисовывания недостающих деталей предметов к готовым «печаткам», составление композиций из разных «печаток»

– букет цветов;

– закладки;

– букет из рябиновых веток.

·      Рисование по сырой бумаге – своеобразная техника рисования.

Описание техники:

Начинать осваивать эту технику можно уже в младших группах. Для рисования в этой технологии нам понадобиться влажная салфетка и ёмкость с водой. Намочим бумагу и разместим её на влажной салфетке (чтобы бумага не высыхала).

Возьмём акварельный мелок или кисточку с акварельной краской и начнём рисовать.

Упражнения:

Средняя группа.

«Плывут по небу облака» Проведём плавную линию, и она волшебным образом превратиться в … А на что похожи наши облака?

«Аквариумные рыбки» Встретились две дуги… А получилась рыбка. Подрисуем ей глаз, рот, чешуйки. А теперь проведём вертикальные линии – заколыхались в воде водоросли.

«Зайцы на поляне» Провели короткую линию, а увидели серенькую, пушистую шубку непоседы.

Старшая группа.

«Летний дождь» Мокрые дорожки, блестящие от капель деревья, мелькает чей – то зонтик.

«Воробышки зимой» Холодно птахам, нахохлились они, распустили пёрышки. Ничего скоро весна!

«Когда меня обижают» Каким тогда нам кажется мир? Всё расплывается от слёз, становится грустным и серым. Нарисуй, так чтобы мы погрустили вместе.

«Мой пушистый маленький друг» Я люблю его. Он всё понимает и радуется, когда я с ним играю. А как приятно прижаться к его пушистой мордочке!

 Подготовительная группа.

«На дне морском» Покажем, как меняется море в зависимости от погоды.

«Последний лист» Поздняя осень. Пронизывающий ветер гонит по земле пожухлые листья, клонит стволы деревьев. И только один лист ещё трепещет на ветке. Но вот опять подул ветер. И летит вниз последний лист…

«В метель» Порыв ветра, ещё один, ещё… Снег колит лицо. он то вьётся змейкой, то взлетает веером, то мчится в бешенном хороводе, превращая тебя в невидимку.

«В подводной лодке» Что ты видишь сквозь толщину воды? Водоросли. солнечные лучи, маленьких рыбок, больших рыб…

«Радуга – дуга» Цвета расположены в определённой последовательности, смотри не перепутай. Мокрая бумага позволяет добиться результата плавного перехода одного цвета в другой.

·      Кляксография – игры с кляксами помогают развить глазомер, координацию и силу движений, фантазию и воображение.

Описание техники:

 Кляксографию используем в качестве игр и развлечений.

– Поставим большую, яркую кляксу. Возьмём трубочку для коктейля и осторожно подуем на каплю…, побежала она, вверх оставляя за собой след. Повернём лист и снова подуем.

– А можно сделать ещё одну кляксу, но другого цвета. пусть встретятся.

А на что же похожи их следы?

Упражнения:

 «Волшебная поляна» Поставим на листе разноцветные капли и раздуем их в разные стороны. Дорисуем стебли листья.

«Букет цветов» Нарисуем вазу, стебли, листья. а цветы сделаем из клякс. Вот какие астры получились.

«Волшебная лампа» Нарисуем сказочную лампу. Капнем кляксу – загорелся в лампе свет. А чтобы ярко горел и светил всем добрым людям, раздуем каплю.

·      Набрызг – непростая техника.

 Описание техники:

Её суть в разбрызгивании капель с помощью приспособленной для этого зубной щётки и деревянной лопатки (стеки). Держа в левой руке зубную щётку наберём немного краски, а стекой будем проводить по поверхности щётки – быстрыми движениями по направлению к себе. Брызги полетят на бумагу. Вот и всё. Лучше осваивать эту технику летом на прогулке так как сначала капли краски летят не только на бумагу.

 Упражнения:

«Салфетки» Сделаем набрызг разными красками и полюбуемся эффектом.

«Снегопад» По цветному тону делаем набрызг белой краской.

Кружатся в танце белые снежинки.

«Закружила золотая осень» Цветной краской (золотой) набрызгать листву. Кисточкой прорисовать стволы деревьев, ветки кустов. Получается красивый осенний лес.

·      Печать от руки – очень интересная техника.

Описание техники:

Обмакиваем всю ладонь или её часть в краску и оставляем отпечаток на бумаге.

Можно «раскрасить» ладонь в разные цвета и оставляем отпечаток на бумаге. В таком случае мы краску не только видим, но и чувствуем.

К отпечаткам ладоней можно добавить отпечатки одного или нескольких пальцев в разных комбинациях.

Упражнения:

Предложите детям представить:

«Потеряли перчатки по дороге котятки…» Раскрасим левую руку и приложим её к листу бумаги – одна перчатка нашлась! А теперь раскрасим правую руку (поучимся рисовать левой) и приложим отпечаток рядом. Обе перчатки нашлись!

«Чьё лицо?» Отпечаток одной ладони без пальцев похож на чьё – то лицо. Может быть к нам в гости пришёл домовёнок Кузя? Или Гном? Осталось взять кисточку и добавить необходимые детали.

«Наши птицы» Отпечаток руки может превратиться и в утку, и в лебедя, и в любую волшебную птицу, и в важного индюка, задиристого петуха, гадкого утёнка.

«Цветы» Отпечаток всей ладони, приложенный к нарисованному цветочному горшку может быть кактусом или ещё каким – нибудь цветком.

«Животные» С помощью данной техники можно изобразить и испугавшихся животных, у которых шерсть встала дыбом.

«Ежи» Прекрасная ежиная семья может выйти на прогулку, если прикладывать отпечатки разных по размеру ладошек.  

Заключение

Работа по данной методической разработке даёт положительную динамику в развитии у детей навыков рисования. Использование нетрадиционных техник позволяет развить у детей цветовое восприятие, умение видеть средства выразительности, яркость цвета, некоторые его оттенки. В рисовании дети передают сходство с реальным объектом, обогащают образ выразительными деталями.  Дети, уже в первый год знакомства с нетрадиционными техниками, научились проявлять творческую активность в соответствии с требованиями к возрасту, умело пользоваться материалами и инструментами.  Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что выбранные нетрадиционные методы и приёмы помогают решать поставленные мною задачи. А выполнение поставленной цели подтверждает, что нетрадиционные техники успешно помогают в развитие у дошкольников навыков рисования.

А в целом, если работа ведётся планомерно, в системе с другими занятиями, в групповой и индивидуальной деятельности, во взаимодействии с родителями, тогда выполняется поставленная цель и решаются поставленные задачи.

Главное в моей работе, да и в работе любого педагога, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, – это будет подкреплять его уверенность в собственные силы.

Самая большая для меня радость, когда я слышу детский вопрос: «А мы ещё будет так рисовать?». Значит, ребёнку понравился процесс рисования, и он хочет   продолжения этой деятельности.

Список используемой литературы

1. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М. Просвещение, 2006. – 192с.

2. «Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду», под редакцией М.А.Васильевой.

3. Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – М: «Лист», 1998. – 144с.

4. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К˚», 1998.– 256с.

5. Ветрова Т.Н. ТРИЗ в изодеятельности. – Наб. Челны.  2007. – 80с.

6. Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л.. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.

7. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – С.-Пб.: «Детство Пресс», 2004. – 128с.

8. Казанова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2004 – 128с.

9. Колдина Д.Н. «Лепка и рисование с детьми 2-3 лет», М, издательство «Мозаика-Синтез», 2007г.

10. Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий./Под ред. Грибовской А.А.– М: ТЦ «Сфера», 2005. – 192с.

11. Колль М.-Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е.А. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 256с.

12. Колль М.-Э., Поттер Дж. Наука через скусство. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 144с.

13. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.

14. Колль, Мери Энн Ф. Рисование. – М: ООО Издательство «АСТ»: Издательство «Астрель», 2005. – 63с.

15. Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду», М, издательство «Мозаика-Синтез», 2006г.

16. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: «Карапуз – Дидактика», 2006. – 108с.

17. Микляева Н.В. Комментированное рисование в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128с.

18. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – СПб.: КАРО, 2007. –  96с.

19. Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. – Москва, 2001.

20. Страунинг А. «Триз в развитии изобразительной деятельности».

21. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М: Издательство «ГНОМ и Д», 2001. – 64с.

22. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.

23. Фиона Уотт. Я умею рисовать. – М: ООО Издательство «РОСМЭН – ПРЕСС», 2003.– 96с.

24. Штейнле Н.Ф. Изобразительная деятельность. – Волгоград: ИТД «Корифей». 2006. – 128с.

25. Лыкова И. А. учебно-методические пособия по возрастам к программе «Цветные ладошки», Москва, Карапуз – Дидактика 2006.-108с.

26. Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет «Цветные ладошки»» 2006. -108с. 

Вам также может понравиться...
15417