Методическая разработка программы «Программа компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития и тяжелыми нарушениями речи посредством изобразительной деятельности в условиях кружковой работы «КАПЕЛЬКА»

Дворцова Маргарита Алексеевна – Воспитатель МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад №177» Краснодарский край, город Краснодар
Дата поступления работы: 23.05.2024г.

Программа компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития и тяжелыми нарушениями речи посредством изобразительной деятельности в условиях кружковой работы «КАПЕЛЬКА»

Вступление

В настоящее время проблеме воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) уделяется значительное внимание, как в сфере науки, так и практики. Это обусловлено тенденцией к увеличению количества детей с проблемами в развитии.

Дети с ЗПР — многочисленная категория, разнородная по своему составу. Часть из них имеет негрубые нарушения со стороны центральной нервной системы, вследствие ее раннего органического поражения. У других детей ЗПР возникает на фоне функциональной незрелости ЦНС. Соматическая ослабленность, наличие хронического заболевания также могут стать причиной отставания в нервно-психическом развитии. Неблагоприятные микросоциальные условия, психотравмирующие ситуации являются еще одной причиной ЗПР у детей.

Своевременная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обусловливающим успешную социальную адаптацию и реабилитацию проблемного ребенка. На сегодняшний день в научных исследованиях содержатся убедительные данные, подтвержденные практикой, о том, что наибольшие педагогические возможности для преодоления недостатков в развитии ребёнка имеются в период раннего и дошкольного детства, т. к. в этот период психика наиболее пластична.

Проводимое в течение последних четырех десятилетий клиническое и психолого-педагогическое изучение феномена задержки психического развития у детей, позволило получить ценные научные сведения о причинах возникновения, клинических формах ЗПР, психологических особенностях данной категории детей. Это позволяет оказать своевременную помощь детям.

Сейчас уже накоплен определенный опыт работы по организации коррекционно-педагогической помощи дошкольникам с ЗПР.

В многочисленных методических пособиях, рекомендациях говорится о большом значении изобразительной деятельности в коррекции и развитии западающих функций у детей с проблемами в развитии, и практически везде вся работа сводится к занятиям изобразительной деятельностью воспитателем. Думаю, этого недостаточно.

Из года в год я веду наблюдение за тем, как самореализуются на занятиях изобразительной деятельностью в условиях кружка дети с проблемами в здоровье. Практически все дети любят рисовать, а рисование помогает формированию многих функций. Это  и моторика, и восприятие, и зрительная память, и внимание, и другие необходимые для нормального развития функции.

В работе с детьми, у которых проблемы в здоровье гораздо чаще сталкиваешься с нарушенными и несформированными функциями, такими как:

  1. Малая для своего возраста база конкретно-предметных образов и понятий, что затрудняет восприятие материала.
  2. Трудности в работе со словесной информацией ведут к искажению представлений , затрудняет самостоятельную деятельность по словесной инструкции, описанию.
  3. Несформированность представлений о плоскости, рельефе и объеме, симметрии, диссиметрии и ассиметрии, что затрудняет понимание многих законов живой и неживой природы, а затем и общественно-социальных процессов.
  4. Отсутствие способности к переработке и трансформации одного вида информации в другой (изобразительной в вербальную — и наоборот) приводят к трудностям в развитии интеллекта и к проблемам работы со знаковыми системами.
  5. Малая эмоциональная отзывчивость к художественному образу (изобразительному, музыкальному, поэтическому и т.д.). Во многом связаны с недостаточным развитием чувства ритма, что осложняет понимание других людей и затрудняет процессы социализации ребенка.
  6. Слабое развитие цветового видения и насыщения цвета эмоциями рождает цветовое безвкусие и индифферентность к окружающей природе.
  7. Недостаточное развитие способностей к синтезу и анализу, к классификации явлений окружающей действительности затрудняет процесс познания в целом.
  8. Нечеткая ориентация на листе (вверх-вниз, вправо-влево, центр-край, диагональное направление), неумение компоновать элементы композиции на листе ведут к непониманию закономерностей компоновки на листе.
  9. Отсутствие чувства формата листа и трудности при смене формата листа говорят о слабой гибкости мыслительных процессов.
  10. Неразвитые способности к конструированию на плоскости ведут за собой непонимание конструктивного построения .
  11.  Неумение расчленять объект на составные части блокирует его правильное изображение.

12. Слабое чувство вертикали и горизонтали ведет к сползанию текстовой строки вниз или поднятию ее вверх, к разному наклону букв.

13. Неразвитое чувство масштабности приводит к неграмотной компоновке изображения.

14. Регуляция нажима на пишущий инструмент зависит от мышечного тонуса кисти руки, слитком зажатая рука или расслабленная в равной степени приводят к быстрой утомляемости ребенка, к излишнему напряжению в работе и притуплению внимания. При слабом тонусе также быстро наступает утомляемость, ребенок испытывает трудности с координированием своих движений.

15. Недоразвитая мелкомышечная моторика тормозит многие функции, необходимые в процессе обучения.

Уже доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. А сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ установили, что развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. Тесную связь пальцевой моторики с работой речевых зон подтверждает и тот факт, что переучивание левшей в дошкольном возрасте нередко является одной из причин возникновения у них заикания.

Дети с проблемами в здоровье и развитии, безусловно, особенные. И подход к ним должен быть соответствующий, иначе говоря, индивидуальный. Об индивидуальном подходе очень много говорится и пишется. Но очень мало конкретной информации о том, как организовать индивидуальный подход.

На базе экспериментальной площадки разработана «Модель работы с детьми с проблемами в здоровье и развитии в условиях кружковой работы на занятиях изобразительной деятельностью».

Особенностью модели является составление индивидуальных программ конкретно каждому ребенку. Индивидуальная программа – это ядро всей модели. Все составные части работают на индивидуальную программу. Прежде всего это диагностический пакет. Только после проведения диагностики можно приступать к планированию кружковых и индивидуальных занятий. Для составления индивидуальной программы также необходимы рекомендации специалистов центра: врача, дефектолога, логопеда, психолога. В пособии определены общие программные задачи, которые используются при составлении индивидуальных программ с учетом особенностей и потребностей каждого ребенка. Многие задачи в силу своего комплексного характера могут и решаются в процессе подгрупповых занятий. Но какие-то задачи решаются только в индивидуальном порядке на индивидуальных занятиях. Поэтому при составлении расписания занятий необходимо учитывать и индивидуальную работу, которая также имеет большое значение в работе с этими детьми.

Данная модель также ставит своей задачей выявление и развитие специальных способностей ребёнка, раскрытие и активизацию его творческого потенциала и скрытых возможностей. Одной из важнейших задач пособия является создание у ребенка «зоны успеха». Через развитие работающих функций корригировать западающие или воссоздать отсутствующие. А главное дать возможность каждому ребенку реабилитироваться в обществе благодаря своим успехам в изобразительной деятельности.

Экспериментальная работа по данной модели велась под наблюдением педагогов и медицинских работников центра.

Занятия проводились в условиях экспериментальной площадки на базе учреждения по данной теме.

Модель была апробирована в группах ТНР и ЗПР, а также с детьми посещающими массовые группы и имеющие проблемы в развитии.

Средствами реализации модели являются подгрупповые и индивидуальные занятия, на которых репродуктивная деятельность переходит в частично поисковую, а также в поисковую и творческую самостоятельную работу с помощью педагога. Во время этих занятий решаются задачи, определяемые индивидуальными программами. Данная модель предусматривает интегративный подход к организации работы с детьми с проблемами в развитии. В развитии и коррекции западающих функций каждого ребенка задействованы практически все специалисты учреждения. Занятия в процессе обучения направлены не только на развития ребенка но и на коррекцию запаздывающих психофизических функций ребенка. Причем коррекция носит не агрессивный авторитарный характер, а как бы исходит от желаний и потребностей самого ребенка. Незаорганизованная, раскрепощенная структура занятий открывает каждому ребенку путь к самостоятельному творчеству. Творчество – это мыслительный процесс. Мыслящий ребенок в состоянии овладевать необходимыми знаниями и умениями.

Темы занятий находятся в определенной ритмической последовательности, повторяясь, они расширяют сюжетный спектр и дают возможность детям связать разрозненные впечатления в единое целое – представление о явлении или предмете.

Тематические блоки и календарно-тематическое планирование составлены на базе существующей программы «По формированию творческого потенциала детей на занятиях изобразительной деятельностью «РАДУЖКА». Дополнительно в работу включены занятия по цветотерапии, изотерапии, арттерапия и другие виды коррекционного и стимулирующего воздействия на формирование психических процессов ребенка. Используются ставшие уже традиционными методы воздействия на организацию деятельных процессов музыкой. Организация рабочего места, использование различных традиционных и нетрадиционных техник и изобразительных материалов направлено на стимуляцию и поощрение потребности в творчестве. Как правило дети, пассивно посещающие подгрупповые занятия, очень скоро проявляют активность к самостоятельности.

Очень эффективным сочетанием является соседство изостудии и живого уголка. На первых этапах работы это соседство может носить отвлекающий для детей характер. Но вместе с этим это релаксация, снятие психического дискомфорта. Впоследствии дети привыкают к поющим птичкам и обращают свое внимание на жителей живого уголка после завершения самостоятельной деятельности. Одновременно живой уголок носит терапевтический характер на оздоровление детской психики и являет собой богатейший материал для формирование зрительной базы у детей, находящуюся всегда под рукой наглядность для изображения с натуры.

На занятиях кружка большое внимание уделяется нетрадиционным техникам изобразительной деятельности, так как они являются опорным элементом в организации коррекционной работы. Они более доступны детям с ослабленными функциями, способны вызвать наибольший интерес со стороны ребенка. Но невозможно строить всю работу по коррекции только на нетрадиционных технологиях, потому что их доступность иногда может вызывать тормозящий эффект. При планировании занятий учитывался комплексность изобразительной деятельности. Не исключался не один из его видов. Последовательность занятий носит традиционно-планомерный характер: от простого к сложному. но для большей эффективности усвоения материала и профилактики переутомляемости достаточно легкие по нагрузке задания включены в середине и носят закрепляющий характер.

На занятиях используются все доступные средства выразительности и изобразительные материалы

Работа с различными материалами не только позволяет оценить специфику их выразительных возможностей, но и позволяет корректировать работу с мышечным тонусом кисти руки, что важно для подготовки ребенка к школе.

Развитие мелкой моторики кисти руки и коррекция движений глаз являются столь же важными, как и развитие способности к образному мышлению, поэтому каждое занятие сопровождается пальчиковой гимнастикой и физкультурой, связанной с художественными образами.

Темы и сюжеты тематического планирования интегрируясь с другими направлениями, образуют единое информационное поле, позволяющее детям без напряжения на уровне подсознания систематизировать знания об окружающем мире.

Как показали исследования, у тех детей, с которыми занимались по этому пособию, исчезали агрессивность, закомплексованность и стеснительность, они становились свободными в движениях, увереннее в своих возможностях, улучшилась их речь, качественно улучшались графические навыки. Имеет место прогресс во всех остальных видах деятельности. У многих детей наблюдаются улучшения в формировании западающих функций психомоторных процессов.

ОБЩИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

1.        Развивать творческие способности детей посредством изобразительной деятельности. С этой целью:

  1. формировать сенсорные способности;
  2. формировать целенаправленное аналитико-синтетическое восприятие изображаемого предмета, явления;
  3. формировать обобщенное представление об однородных предметах и сходных способах их изображения;
  4. обучать техническим приемам и способам изображения в разных видах изобразительной деятельности;
  5. формировать способность оперировать представлениями и преобразовывать их на основе накопленных знаний, опыта и воображения для создания самостоятельных изобразительных работ творческого характера, вносить инициативу в замысел, содержание, форму изображаемого.
  6. обучать сознательному подходу к выбору изобразительных средств и графических материалов в зависимости от образной задачи.

2.       Развивать познавательную активность детей. С этой целью:

  1. воспитывать стремление к овладению знаниями и способами действия, умение делать волевые усилия для достижения поставленной цели;
  2. поддерживать взаимосвязь между изобразительными занятиями и занятиями по ознакомлению с окружающим миром;
  3. в подготовку к занятиям изобразительной деятельностью включать помимо наблюдений работу с книжными иллюстрациями, репродукциями картин, малыми формами скульптуры, предметами народно-прикладного искусства, использовать дидактические игры.

3.       Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества. Для этого:

1)           создавать благоприятный эмоциональный климат на занятиях;

  • организовывать процесс обучения по подгруппам, а также на индивидуальных занятиях, с тем, чтобы осуществлять индивидуальный подход к детям и иметь возможность общаться с каждым ребенком;
  • вовлекать детей в активное обсуждение предстоящей деятельности на занятиях и возможностей использования их готовых работ в повседневной жизни;
  • развивать способности восприятия художественных образов в произведениях изобразительного искусства и их соотношения с реальной действительностью.
  • создавать условия для совместной изобразительной деятельности детей, обучать правилам и средствам общения, позволяющим вступать в контакты;

воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности друг друга, умение замечать затруднения сверстников и оказывать им помощь.

4.         развивать сферу образов – представлений. Для этого:

  1. формировать мыслительную деятельность, мыслительные операции, стимулировать мыслительную активность, развивать наглядные формы мышления (наглядно- действенного и наглядно-образного), конкретно-понятийного (словесно-логического), и в том числе, элементарного умозаключающего мышления;
  2. развивать абстрактно-логическое мышление с выявлением причинно-следственных связей в явлениях природы и жизнедеятельности людей. Развивать ассоциативно – образное мышления средствами различных видов искусств, образующих интегративные межпредметные связи (художественная литература, графика, музыка, лепка, выразительные движения).
  3. развивать пространственный гнозис и конструктивный праксис;
  4. формировать пространственно-временные представления;
  5. развивать умственные способности через овладение действиями замещения и наглядного моделирования в различных видах деятельности;
  6. Развитие у ребенка способностей к художественному образному мышлению.
  7.    Помочь ребенку в формировании базы предметно-конкретных образов, отражающих разнообразные явления действительности.

5.  Развивать и корригировать психомоторные функции детей (через сформированные процессы восполнять и восстанавливать западающие). Для этого:

  1. развивать зрительно-моторную координацию и формировать графо-моторные навыки.
  2. развивать умения и навыки работы над графическими, живописными и скульптурными композициями разной степени сложности.
  3. развивать навыки работы с разными инструментами и материалами.
  4. развивать способности к восприятию формы и содержания в различных композициях.
  5. развивать мелкую моторику кистей рук.
  6. компенсировать западающие функции, через сформировавшиеся психомоторные процессы.
  7. Создавать благоприятную психологическую атмосферу во время занятий для творческого процесса.

Среди детей с проблемами в развитии, с задержкой психического развития очень много рисующих детей. Они легче и быстрее воспринимают зрительную информацию. На этих особенностях детского организма и строится вся работа по коррекции и развитию психических процессов. Древний человек для общения вначале использовал рисунок, а уж потом постиг, например, письменность и т.д. развивая изобразительные навыки у детей, педагог готовит каждого ребенка к обучению. Последнее время появился термин «необучаемый ребенок». В этом пособии ставится главная задача: снять этот ярлык с каждого ребенка, сформировать необходимую базу для обучения ребенка в школе.

Дети имеют различные проблемы в здоровье, соответственно и различные нарушения в развитии. Поэтому и работа с такими детьми ведется по индивидуальным программам. Задачи подбираются для каждого ребенка соответственно его потребностям. Некоторые задачи носят комплексный характер, некоторые индивидуальный. Поэтому занятия с детьми проводятся по подгруппам и индивидуально. Диагностические обследования в начале и конце года, построение соответствующих графиков помогают определить динамику развития функций ребенка, определяет постановку дальнейших задач. Эти задачи определены согласно возрастным особенностям и программному материалу. Главной задачей ставится выравнивание ребенка с проблемами в здоровье и развитии с нормально развивающимися сверстниками. Индивидуальное программное содержание обновляется ежеквартально. Для определения задач второго квартала проводится фронтальный срез усвоения детьми программного материала. В первом и втором кварталах определяются развивающие, формирующие и коррекционные задачи. В третьем заключительном квартале учебного года, как правило, выставляются задачи закрепляющего характера.

ЗАДАЧИ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДЕТЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ В ЗДОРОВЬЕ И РАЗВИТИИ.

Средний возраст:

  1. Различать и изображать предметы овальной и круглой формы.
  2. Изображать предметы, у которых основная часть овальной формы.
  3. Изображать в лепке, рисунке и аппликации из готовых частей предметы, состоящие из частей овальной и круглой формы.
  4. Формировать композиционные умения:

а)           располагать предметы на всей плоскости листа бумаги;

б)           в лепке располагать персонажи друг за другом, в зависимости от заданного сюжета, который выражен опосредованно через разные предметы;

г)            реализовывать в рисунке один из двух предложенных вариантов расположения персонажей: напротив друг друга или друг за другом.

  • Учить детей передавать несложные движения персонажей в лепке, рисовании и аппликации из готовых частей.
  • Развивать воображение и формировать обобщенные представления о предметах сходной формы, учить на их основе решать задачи творческого характера («Дорисуй, кого хочешь», «Возьми картинку-загадку и нарисуй отгадку», «На кого похожа клякса?»).
  • Воспитывать у детей интерес к использованию своих изобразительных работ для игр, выставок.
  • Сформировать у детей обобщенное представление о дереве и способах его изображения («Рассматривание деревьев», рисование на тему «Дерево с желтыми листьями»и др.).
  • Сформировать представление об изменении внешнего вида деревьев в различные периоды осени, научить отражать эти изменения в предметных и сюжетных рисунках («Дерево с разноцветными листьями», «Падают, падают листья…», «Облетели с деревьев последние листочки»).
  • Учить передавать в сюжетных рисунках существенные различия в величине предметов.
  • Развивать творческие способности детей, учить делать дополнения в рисунках, расширять их содержание на основе имеющихся представлений и ранее освоенных умений, самостоятельно выбирать содержание рисунка на предложенную.
  • Формировать навыки рисования концом кисти тонких линий (тонкие ветки дерева), наклонных линий с постепенным их удлинением (ветки); закреплять прием вертикального мазка (листва деревьев).
  • Формировать умение различать близкие цвета: красный и оранжевый, светлые и темные оттенки одного цвета. Формировать первоначальные представления о колорите ясного осеннего дня и пасмурного.
  • Учить различать и изображать предметы прямоугольной и квадратной формы в рисунках и аппликации.
  • Учить разрезать узкие и широкие полосы на прямоугольники и квадраты, показать различия в способах разрезания узких и широких полос.
  • Помочь детям освоить в рисовании формообразующие движения для изображения квадратных и прямоугольных объектов и предметов, состоящих из частей прямоугольной и квадратной формы.
  • Закреплять навыки закрашивания изображений карандашами и красками в одном направлении, не выходя за контур, сформировать умение различать способы закрашивания красками и карандашами (отрывный и безотрывный).
  • Формировать умения различать и использовать в изобразительных работах два оттенка одного цвета.
  • Учить нарядно украшать в декоративной аппликации предметы одежды и быта с помощью ритма, чередования цвета и симметричного расположения элементов узора, самостоятельно выбирать один из вариантов узора и цвет элементов в зависимости от цвета изделия.
  • Побуждать детей вносить в рисунки дополнения, обогащающие их содержание.
  • Развивать чувство симметрии при изображении построек. Учить на основе полученных знаний и сформированных навыков самостоятельно выбирать содержание своей работы и находить пути ее выполнения .
  • Продолжать воспитывать у детей желание использовать свои изобразительные работы для игровой деятельности.
  • Познакомить детей с одним из видов изобразительного искусства — скульптурой малой формы, учить понимать ее содержание и выразительные средства.
  • Формировать умения замечать характерные особенности разных животных и отражать их в лепке и рисунке.
  • Учить придавать образам животных выразительность через изображение несложных движений и их позу («Зайчик», «Игрушечный мишка», «Белочка с грибком» и др.).
  • Развивать у детей интерес к совместной деятельности — объединять индивидуальные работы в общий сюжет, работать вместе на большом формате.
  • Развивать самостоятельность в подборе разных деталей при изображении отдельных предметов, содержания для сюжетных рисунков, изобразительного материала («Снеговик», «Мы вылепили разных снеговиков», «Снег, снег кружится…» и др.).
  • Научить способам изображения треугольных форм в аппликации и рисовании.
  • Учить использовать цвет как средство выразительности.
  • Формировать умение обогащать образ посредством орнамента.
  • Оказать влияние на содержание рисунков детей и на их представления о сказочных персонажах путем ознакомления с иллюстрациями к русским народным сказкам и прикладной графикой.
  • Научить изображать человека в разной длинной одежде: зимней шубке, наряде Снегурочки, в сарафане.
  • Продолжать формировать у детей представления о цвете красок, которые можно объединить в одну группу (холодные цвета, теплые цвета).
  • Помочь детям овладеть приемами вырезания округлых форм: полукругов из прямоугольников и кругов из квадратов.
  • Учить составлять композицию из нескольких предметов, располагая их в соответствии с заданным содержанием.
  • Развивать воображение детей – учить самостоятельно составлять из кругов и полукругов фигурки животных, передавать в них характерные особенности того или иного реального животного.
  • Воспитывать желание по-своему выполнять задание, выбирать содержание своей работы, использовать большое количество разнообразных форм для изображения.
  • Развивать мелкую моторику, посредством лепки, штриховки и других видов деятельности.
  • Учить изображению по памяти и с натуры.

Старший возраст:

  1. Развивать целенаправленное аналитико-синтетическое восприятие при рассматривании овощей и фруктов, умение замечать сходство и различия в их форме и цвете.
  2. Воспитывать умение видеть связь между исходной формой и формой изображаемого фрукта или овоща в лепке, рисовании и аппликации.
  3. Учить достижению выразительности в рисовании, лепке и аппликации через более точную передачу формы, цвета, величины предметов и изображение мелких деталей у овощей и фруктов: черешков, чашелистиков и ботвы.
  4. Совершенствовать умения в аппликации (плавное вырезывание округлых форм, вырезывание предметов с использованием всей поверхности исходных форм).
  5. Развивать цветовое восприятие — способность различать оттенки цветов, представления о том, что одинаковые фрукты (яблоки, груши, виноград) могут быть разного цвета.
  6. Развивать композиционные умения — начиная от равномерного расположения предметов на листе бумаги в рисовании и аппликации до составления натюрмортов в лепке и аппликации с осознанным сочетанием предметов по форме, цвету и величине.
  7. Учить на основе сформированных обобщенных представлений об однородных предметах и их характерных различиях выполнять работу творческого характера.
  8. Познакомить детей с одним из жанров живописи — пейзажем. Развивать умение замечать средства художественной выразительности: колорит, композицию, чувствовать настроение, переданное художником в картине.
  9. Помочь в овладении способом изображения предметов в сюжетном рисунке на широкой полосе земли ближе и дальше.
  10. Учить передавать в рисунках и аппликации колорит осеннего пейзажа в разную погоду.
  11. Формировать умение использовать в сюжетных рисунках рациональные способы рисования однородных предметов.
  12. Помочь овладеть в аппликации приемом парного вырезывания одинаковых частей предметов.
  13. Учить использовать знания о колорите для декоративных работ.
  14. Продолжать формировать у детей способы согласованных действий на коллективных изобразительных занятиях, умение распределять работу между участниками.
  15. Учить различению разных оттенков цветов по степени яркости (ярко-оранжевый, темно-коричневый, светло-желтый и др.).
  16. Знакомить детей с видами народно-прикладного искусства, с особенностями росписи.
  17. Учить расписывать декоративные игрушки и предметы быта, самостоятельному составлению узоров.
  18. Учить группировать цвета: яркие, темные и светлые, использовать эти знания при рисовании узоров.
  19. Формировать навыки совместной работы.
  20. Познакомить детей с художественной керамической посудой и разными способами ее украшения: росписью и рельефом,
  21. Дать представление о том, что композиция узора на посуде связана с ее формой. Учить самостоятельно придумывать узоры для украшения вылепленной посуды.
  22. Воспитывать умение объяснять способы лепки изделий сложной формы, состоящих из нескольких частей, определять исходную форму для каждой части.
  23. Развивать умение на основе полученных знаний и навыков лепить по словесному описанию., по заданной теме.
  24. Познакомить детей с малыми формами скульптуры — статуэтками, изображающими людей в разных позах. Дать представление о том, какими средствами скульпторы достигают устойчивости фигурок.
  25. Познакомить с одним из жанров живописи — портретом. Объяснить, что портрет — это изображение конкретного человека, его душевных качеств и настроения.
  26. Учить в лепке, рисунке, аппликации изображать человека в разной одежде. Передавать движения человека; использовать схемы, («палочные человечки», модели из цветной бумаги) для передачи движений.
  27. Формировать умение передавать в рисунках настроение (веселое, грустное) и выражение лица (удивленное, испуганное и др.).
  28. Продолжать развивать композиционные умения (принимать активное участие в обсуждении композиции в коллективных работах, составлять композицию по предложенному эскизу, придумывать свое содержание в сюжетной лепке в пределах темы).
  29. Учить использовать разный нажим карандаша для получения разного по интенсивности цвета.
  30. Научить использовать штрихи разного характера для изображения меха и хвои елки (короткие отрывистые штрихи и неотрывные наклонные).
  31. Формировать представление о холодных и теплых цветах, умение определять их.
  32. Познакомить детей с различной архитектурой многоэтажных зданий. Научить различению по характерным признаками жилых зданий и общественных: школ, магазинов, театров и др. Формировать представление о том, что архитектура каждого здания зависит от его назначения.
  33. Учить изображать разные по архитектуре здания в рисунках и аппликации.
  34. Учить располагать разные по величине и форме здания и транспортные средства в сюжетном рисунке на широкой полосе земли ближе и дальше, слегка загораживая один предмет другим; понимать условные обозначения зданий и автомобилей и располагать предметы на рисунке согласно предложенной схеме.
  35. Учить самостоятельно изображать дома разной архитектуры на основе приобретенных умений и знаний.
  36. Продолжать формировать у детей навыки коллективной работы (распределять работу между собой, участвовать в совместном обсуждении композиции).
  37. Формировать умение представления детей о назначении орнамента как средства для украшения предметов быта. Познакомить с разными способами украшения деревянных, фарфоровых, керамических, стеклянных предметов: резьбой, аппликацией из соломки, росписью, рельефом и др.
  38. Помочь овладеть приемами симметричного вырезывания из бумаги, сложенной вдвое (посуда, фигурки людей), дать представление об осевой симметрии (цветок с четырьмя лепестками).
  39. Развивать пространственное воображение — умение узнавать целый предмет по его половине.
  40. Совершенствовать точность движений при работе с ножницами — умение вырезать по нарисованному контуру предметы сложной формы.
  41. Учить группировке цветов на светлые и темные, использованию знаний о цветах при декоративном украшении изделий , рисовании по заданной теме и с натуры.
  42. Развивать наблюдательность. Учить концентрировать внимание на поставленной задаче, выполняемой работе.

Подготовительный возраст:

  1. Познакомить детей с жанром живописи — натюрмортом, его содержанием, средствами выразительности.
  2. Обучать детей составлению композиции натюрморта (выделение в нем композиционного центра, расположение предметов на широкой поверхности «ближе» и «дальше», передача частичной загороженности предметов).
  3. Учить изображать в лепке, аппликации и рисовании более сложные по форме овощи, фрукты, грибы, ягоды (гроздья, кисти), использовать при закрашивании нужные оттенки цвета (репа и лимон, огурец и горох и др.).
  4. Продолжать развивать аналитико-синтетические способности детей через использование приема сравнения при обследовании предметов и рассматривании картин.
  5. Предоставлять детям возможность выбора разного содержания для изображения в рисунках и аппликации однородных предметов (кисть ягод смородины, гроздь рябины, гроздь винограда).
  6. Развивать дружеское и деловое общение детей в совместных работах.
  7. Научить детей использовать двухцветный мазок для изображения осенних листьев с оттенками.
  8. Познакомить детей с одним из жанров изобразительного искусства пейзажем, учить при рассматривании выделять такие средства выразительности, как композиция и колорит. Учить передавать в рисунках и аппликации характерные особенности деревьев разных пород: березы, клена, ели и др., различать деревья по силуэту и кроне, изображать деревья, склоненные под ветром.
  9. Формировать умение изображать пейзажи, отображающие разные периоды осени и разную погоду.
  10. Развивать умение в аппликационном изображении осенней природы сочетать два способа работы: вырезывание и обрывание.
  11. Продолжать формировать навыки совместной работы, предоставлять детям на выбор разные способы ее выполнения.
  12. Учить использованию нескольких цветов акварельных красок при изображении вечернего или утреннего неба, путем размыва и вливания красок другого цвета.
  13. Развивать умение различать в оттенках цвета его составные: желто-зеленый, желто-оранжевый, красно-оранжевый, зелено-синий и др.
  14. Учить использованию разных приемов рисования щетинной кистью для изображения листвы, травы, хвои.
  15. Познакомить детей с одноцветной книжной графикой, с ее средствами выразительности (линии разной толщины, штрихи разного характера и др.).
  16. Научить детей в карандашных рисунках изображать оперение птиц штрихами разного характера, разным нажимом.
  17. Сформировать обобщенное представление о внешнем облике птиц, понимание, что все птицы сходны по строению несмотря на различия в окраске, форме и величине частей.
  18. Формировать умения передавать в рисунках и аппликации характерные особенности разных птиц: воробьев, синиц, снегирей, ворон, сорок и др. и изображать птиц в разных позах, движении (сидит, летит, клюет, оглядывается).
  19. Помочь в аппликационном изображении птиц овладеть способом частичного наклеивания одной детали на другую для достижения передачи пластичности форм.
  20. Продолжать формировать навыки коллективной работы (распределение работы между собой, согласовывание общей композиции, оказание помощи друг другу, применение своего изобразительного опыта для изготовления настольных игр).
  21. Формировать у детей понимание необходимости обследования предметов и явлений перед их изображением.
  22. Развивать у детей навыки самоанализа, необходимые для оценки собственной работы.
  23. Сформировать у детей представление о народных игрушках части как части культуры русского народа, связанной с окружающим миром, природой, традициями в изготовлении игрушек.
  24. Продолжить знакомство с одним из видов народно-прикладного искусства — дымковскими игрушками, с характерными особенностями дымковской росписи, ее элементами и их сочетанием, композицией и цветосочетанием.
  25. Учить использовать при лепке разные способы: конструктивный, ленточный, скульптурный.
  26. Учить детей использовать знания и умения, полученные на занятиях, для изготовления полуобъемных персонажей для игр и настольного, театра.
  27. Продолжать знакомить детей с архитектурой, учить различать здания разного назначения — жилые в общественные, представление о том, что различия в архитектуре зависят от их назначения. Дать некоторые представления о работе архитекторов. Познакомить через иллюстративный материал с архитектурой известных зданий родного города, родной страны, и их архитектурными деталями: колоннами, фронтоном, башнями, арками, шпилями и др.
  28. Учить детей в рисунках и аппликации изображать здания архитектуры — жилые и общественные, самостоятельно составлять «проект» придуманного здания и изображать его.
  29. Учить по предложенной схеме из геометрических фигур, составлять изображение, композицию. Показывать перекрываемость предметами друг друга.
  30. Продолжать знакомить с особенностями и видами транспорта, включать их изображения в сюжетные рисунки и аппликацию.
  31. Упражнять детей в изображении в сюжетных рисунках вечернего неба разными цветами, плавно переходящими друг в друга. Закрепить прием рисования неба при закате или восходе солнца акварельными красками «по-мокрому».
  32. Совершенствовать умение работать гуашевыми красками, тонирование, сюжетное рисование.
  33. Добиваться знания цветов спектра в последовательности, сформировать умение делить их на теплые и холодные, использовать звания о цветах в рисунках .
  34. Продолжать формировать навыки совместной работы (выбор для изображения одного из предложенных вариантов, распределение работы среди партнеров).
  35. Учить пользоваться простым карандашом для создания вспомогательных рисунков; применять различный нажим карандаша при рисовании и закрашивании.
  36. Продолжать развивать аналитико-синтетические способности детей: умения оценивать результаты своей работы в соответствии с поставленными в начале занятия задачами.
  37. Познакомить детей с произведениями книжной графики к русским народным сказкам и сказкам А. Пушкина.
  38. Учить изображать людей в традиционной кубанской одежде (русском народном костюме).
  39. Помочь овладеть композиционными умениями построения сюжетных рисунков:

а)  изображать место действия, располагая предметы на широкой поверхности земли, удаленные предметы рисовать меньшей величины;

б)   передавать взаимосвязь персонажей через их расположение относительно друг друга и передачу движений;

в)  передавать время года и суток через определенный колорит;

г) придавать выразительность сказочным образам через передачу характерной формы, подбор цвета, подчеркиванием тех или иных особенностей.

40. Учить изображать старинные русские постройки терема, дворцы, передавать характерные особенности их внешнего вида, старинные архитектурные детали.

41. Закрепить знания детей о холодных и теплых цветах, умение осознанно использовать их в рисовании.

42. Познакомить детей с жанром изобразительного искусства – графикой, дать представления о том, какие произведения относятся к графике, в чем ее отличие от живописи. Углубить знания о книжной графике и о художниках-иллюстраторах.

43.    Учить приемам карандашного штрихового рисунка при изображении растений, зверей, птиц. Помочь овладеть рисованием штрихов разного характера: прямых, наклонных, отрывных, неотрывных и др.; учить располагать их в разном направлении.

44. Формировать представления о том, что характер штрихов, расположение и направления зависят от внешнего вида и фактуры предмета.

45. Учить использовать штрихи, нанесенные полусухой жесткой кистью, для изображения разной поверхности предметов их частей. Отличать технику рисования прямых штрихов техники рисования вертикальных («выбивание») и осознанно применять тот или иной способ в зависимости от фактуры предметa (желтая головка одуванчика и белая — пушистая).

46.     Формировать представление, что выразительность рисунка зависит от удачного выбора штрихов того или иного характера и их расположения.

47.     Продолжать развивать композиционные умения детей в сюжетных рисунках, учить сочетать в них разную технику (штрихи и тушевка) и использовать разный изобразительный материал (карандаши, мелки, фломастеры, тушь и др.).

48.       Дать детям обобщенное представление о декоративно-прикладном искусстве, его значении в жизни людей. Закрепить знания о народных промысловых росписях. Тренировать детей в технических навыках при выполнении росписей.

49. закреплять умения детей рисовать кистью различными способами («кончиком», «торцом», «плащмя» и т.д.).

50.Учить детей изображать в рисунке и аппликация цветы, передавать их характерные особенности.

  • Закрепить умение строить композицию натюрморта.
  • Учить использовать полученные умения для изготовления настольной игры, работать с наглядной моделью — схемой расположения элементов на карточках.
  • Формировать умения передавать в сюжетных рисунках природный колорит, колорит времен года, разное содержание в композицию.
  • Учить составлять сложный цвет из нескольких оттенков.
  • Учить создавать аппликацию приемами многократного сгибания бумаги по окружности (лучевая симметрия) для передачи повторяющихся частей (лепестков нарцисса и т.д.)
  • Совершенствовать скульптурные навыки. Формировать мышечную моторику посредством лепки, штриховки и т.д.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Отбор содержания коррекционно-развивающей работы происходит на основе комплексного изучения ребенка. Обучение и воспитание детей с задержкой психического развития осуществляется с позиции индивидуально-дифференцированного подхода. Следовательно, с одной стороны, учитываются индивидуальные особенности и образовательные потребности каждого ребенка, а с другой подгруппы в целом. Возникает необходимость в разработке и реализации тематического планирования для работы по подгруппам, что позволяет оптимизировать коррекционно-педагогический процесс.

В условиях детского сада общеобразовательные и коррекционные задачи решаются в комплексе, развести их достаточно сложно. Многие задачи коррекционно-развивающей работы решаются в процессе традиционных для дошкольного воспитания форм и видов деятельности детей за счет применения специальных технологий и упражнений. В то же время в структуре педагогического процесса выделяются специальные коррекционные занятия (групповые и индивидуальные).

Основой грамотного построения коррекционно-педагогического процесса является знание закономерностей формирования высших психических функций и закономерностей развития личности в онтогенезе.

На начальных этапах работы (преимущественно с детьми среднего дошкольного возраста) ставятся задачи формирования психологического базиса (предпосылок) для развития высших психических функций, что предполагает:

  • стимуляцию познавательной активности и совершенствование ориентировочно-исследовательской деятельности;
  • развитие общей и ручной моторики;

развитие и коррекцию психомоторных функций и межсенсорных связей;

  • обогащение сенсорного опыта ребенка и развитие всех видов восприятия;
  • развитие и коррекцию простых модально-специфических функций, таких как:

выносливость к непрерывному сосредоточению ни задании (работоспособность) ,

скорость актуализации временных связей и прочность запечатления следов памяти на уровне элементарных мнемических процессов,

способность к концентрации и к распределению внимания;

–        готовность к сотрудничеству со взрослым; стимуляцию речевого развития ребенка.

На последующих этапах работа осуществляется в нескольких направлениях:

  • -развитие и коррекция недостатков эмоционально-волевой сферы и формирующейся личности;
  • – развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;
  • развитие речи и коммуникативной деятельности;
  • формирование ведущих видов деятельности (их мотивационных, ориентировочно-операционных и рефлекторных компонентов).

При решении задач развития изобразительных способностей детей активно используются модели, алгоритмы, схемы и конструкции, развивающие игры для естественного освоения процесса изображения. Каждая работа оценивается только положительно, корректные критические замечания возможны лишь в индивидуальной форме. Это создает положительный эмоциональный фон для развития творчества. Педагогу удобно объединить несколько видов деятельности одной общей темой, при этом можно играми разнообразить содержание для деятельности детей во время специальных занятий. Предлагаемое содержание педагогической работы, условия, формы его реализации позволяют решать в единстве коррекционно-развивающие задачи, т.е. физическое и моторное двигательное, эмоциональное, сенсорное, эстетическое, умственное, социально-личностное, коммуникативное, речевое развитие ребенка.

Все направления коррекционно-образовательной работы являются взаимосвязанными, а задачи коррекционного общения решаются комплексно во всех используемых формах его организации.

У детей с 3ПP недостаточно сформирована способность к эстетическому восприятию окружающего мира. Они не замечают красоты окружающей природы, не проявляют выраженной заинтересованности при восприятии музыкальных, литературных и художественных произведений. Эти особенности обусловлены недостатками внимания, восприятия, мышления и эмоционального развития.

Задачи эстетического воспитания реализуются в процессе:

  • музыкального воспитания;
  • изобразительной деятельности;
  • театрализованной деятельности;
  • ознакомления с художественной литературой и произведениями изобразительного искусства.

Формирование и развитие основных видов деятельности детей дошкольного возраста

Игровая деятельность:

  • сюжетно-ролевые игры,
  • театрализованные игры, игры-драматизации,
  • дидактические игры,
  • подвижные игры.

Изобразительная и продуктивная деятельность:

  • лепка,
  • аппликация,
  • рисование,
  • комбинированная изобразительная деятельность с использованием бросового материала.

Конструирование и моделирование:

  • из строительного материала,
  • с использованием LEGO и.других видов конструкторов,
  • пространственное моделирование (игры с кукольной комнатой, изготовление планов и карт),
  • оригами, бумагопластика.

Реализация задач воспитательно-образовательной блока осуществляется на занятиях, включенных в учебный план. Большинство занятий имеет интегрированный характер, что позволяет решать целый комплекс задач. А также дает возможность сформировать у детей с ЗПР запас представлений об окружающей действительности, знаний, умений и навыков, необходимых для усвоения школьной программы. Важным условием подготовки к школе является формирование общей способности к учению и компонентов учебной деятельности.

Занятия элементарным конструированием дают возможность осмыслить детям такие понятия как плоскость, рельеф, объем, сложная комбинированная форма — именно в такой последовательности идет работа над внешней формой изделий, в результате чего дети учатся складывать, вырезать, склеивать, конструировать из бумаги книжечки, альбомы, сумочки, коробочки и др.

Таким образом дизайнерский подход к композициям связан с внешней и внутренней формой детских работ, что приучает ребенка различать конструктивные и информационные элементы в изобразительной деятельности.

Развитие образного мышления, идущее параллельно с формированием графических, живописных, скултьптурных навыков и освоением элементарного конструирования, с привлечением знаний по композиции, цветоведению и материаловедению, как специфических средств изобразительного искусства, позволяет идеальные невидимые образы мыслеформ сделать материальными, видимыми. В таком комплексном подходе к работе с образным мышлением и с изобразительно-выразительными средствами заложена возможность развития у детей проектного мышления, так необходимого в жизни человека; объемного, а не линейного сознания, позволяющего ему активно, творчески действовать в разных ситуациях.

Рисование — это продуктивная деятельность универсального характера, позволяющая гармонично и всесторонне развить как психическую, так и физиологическую сторону личности ребенка.

Использовании методов артпедагогики (педагогика, средствами обучения в которой является изобразительное искусство), целенаправленное развитие способностей к осмыслению взаимосвязи образного мышления с возможностями выразительных средств изобразительного искусства, в частности линейной графики и элементарного формообразования при подготовке детей к освоению грамоты, позволяет им в дальнейшем без особых проблем воспринимать условность словарно-буквенного обозначения и осваивать письмо печатным и письменным шрифтом и при этом затрачивать меньше физических сил и психической энергии, которые им так пригодятся во время школьного обучения.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для позитивных и эффективных изменений в развитии личности ребенка с задержкой психического развития.

Особый интерес при осуществлении коррекционно-развивающей работы со старшими дошкольниками с задержкой психического развития представляет достаточно новый в настоящее время метод коррекции и работы с ребенком при помощи искусства (арттерапия).

Таким образом, особую актуальность приобретает психокоррекционная работа с детьми с задержкой психического развития средствами арттерапии.

Организуя занятия с детьми с особыми образовательными потребностями, специалист реализует следующие функции:

  • Эмпатическое принятие ребенка.
  • Создание психологической атмосферы и психологической безопасности.
  • Эмоциональная поддержка ребенка.
  • Постановка креативной задачи и обеспечение ее принятия ребенком.
  • Тематическое структурирование задачи.
  • Помощь в поиске формы выражения темы.
  • Отражение и вербализация чувств и переживаний ребенка, актуализируемых в процессе рисования и опредмеченных в его продукте.

Арттерапевтический метод психокоррекционного воздействия – это метод, построенный на использовании искусства как символической деятельности и основанный на стимулировании креативных творческих процессов. Арттерапия представляет собой совокупность психокоррекционных методик, имеющих различия и особенности, определяющиеся как жанровой принадлежностью к определенному виду искусства, так и направленностью, технологией психокоррекционного лечебного применения.

Цель арттерапии – гармонизация развития личности ребенка через развитие способностей самовыражения и самопознания в искусстве (через создание эстетических продуктов, объективирующих в себе чувства, переживания и способности ребенка).

Применение арттерапевтического метода незаменимо в случаях тяжелых эмоциональных нарушений, несформированности у ребенка коммуникативной компетентности, а также при низком уровне развития игро­вой деятельности и отсутствии у ребенка игровых мотивов и интереса к игре. Арттерапия предоставляет ребенку широкие возможности для эмоционального реагирования социально приемлемым способом.

В случае трудностей общения – замкнутости ребенка, низкой заинтересованности в общении со сверстниками или в излишней его стеснительности – арттерапия позволяет объединить детей в группу при сохранении индивидуального характера их деятельности, облегчить процесс их коммуникации, опосредовать процесс общения детей общим творческим процессом и его продуктом.

Арттерапевтический метод позволяет педагогу как нельзя лучше объединить индивидуальный подход к ребенку и групповую форму работы. Как правило, арттерапевтические методы работы присутствуют в любой программе игровой коррекции, дополняя и обогащая развивающие возможности игры.

Занятия по изотерапии педагог может проводить наряду с занятиями по лепке, конструированию, ручному труду, аппликации и рисованию. В отличие от рисования, изотерапия более направлена на самовыражение ребенка, на формирование у дошкольника с ЗПР абстрактного мышления, что наиболее актуально именно в данный возрастной период.

Изотворчество. Для выполнения данной технологии необходимо взять краски, подготовить музыку и листы бумаги, сначала на каждого участника готовится один отдельный лист, а на последующих занятиях готовится один лист на двоих, на четверых, на восьмерых и т.д. участников группы (каждый раз с увеличением группы увеличивается лист, на котором рисуют все вместе, без границ и без слов, общаясь только красками). Перед началом рисования ведущий проводит определенный психологический настрой, и затем все участники начинают рисовать, ничего не планируя и ни о чем не думая никакого реализма! (К этому должен подготовить их ведущий, или к этому надо стремиться, если дети еще малы и не понимают полностью установки, в этом суть данной технологии – отвлечься на абстрактное.) Это должна быть абстракция, участники рисуют то, что они увидели, почувствовали во время психологического настроя. Выбор красок ограничен лишь их наличием. Краски наносятся на бумагу, и участник старается рисовать, ни о чем не думая, не спрашивая себя: «Что бы это значило, для чего это, что это означает и т.п.».

Во время рисования обязательно должны выполняться два условия:

1) можно рисовать в любой части листа, любыми красками, дорисовывать рисунок другого человека;

2} нельзя запрещать другому человеку рисовать там, где он хочет, не впускать на свой рисунок другого человека,

Изотворчество выполняется в технологии развивающейся кооперации, группа, как правило, доводится до 12 человек, но объединение возможно и дальше.

После окончания рисования рисунок обязательно подписывается (или ребенком, или ведущим педагогом-воспитателем): пишется номер опыта (первый опыт – это рисунок наедине с собой, второй опыт – в паре, третий опыт – в четверке, четвертый опыт – в восьмерке, пятый опыт – двенадцать человек и т.д.), название работы (по усмотрению автора или со слов ребенка), количество человек, выполнивших работу, или авторский знак авторов (подписывает воспитатель).

После окончания работы обязательно (!) проводится рефлексия работ -разговор по вопросам:

1. Как удалось передать свои чувства, состояние, цвет, форму, движение?

2. Что чувствовал каждый из участников во время ри­сования?

3. Какие ощущения испытал каждый от работы в группе?

4. Что мешало рисовать, что помогало рисовать?

5. Какая из работ особенно нравится, почему?

6. Как изменилось внутреннее состояние после рисования?

Процесс и результат рисования анализируются по следующим критериям: скорость заполнения листа, характер линий и форм, изображенных на рисунке, и преобладающие цветовые тона. Например, темные цвета могут быть отголоском внутренних проблем человека. Яркие краски – творческое начало, позитивное эмоциональное состояние, преобладание пастельных тонов – свидетельство, чувствительности человека. Цвета, их расположение, игра красок — это свой особый индивидуальный язык, здесь нет никаких установленных правил, это больше рисунок души, ее состояния, поэтому чем светлее, ярче, «веселее» рисунок, тем светлее душа, тем чище «человеческое начало» в человеке, и наоборот. Чем быстрее заполняет участник изотворчества лист красками, чем больше запас его творческих духовных сил и наоборот. Чем пластичнее, округлее, плавнее на рисунке линии, тем пластичнее, гибче психика человека, тем он более приспособляем к окружающим условиям, и наоборот.

Свободное рисование. Каждый ребенок рисует то, что хочет нарисовать на заданную тему. Рисунки выполняются индивидуально, а разговор после рисования происходит в группе. На рисование выделяется примерно 30 мин, затем рисунки вывешиваются и начинается беседа о работах. Сначала о рисунке высказываются члены группы, а потом – автор.

Коммуникативное рисование. Группа объединяется в пары, у каждой пары свой лист бумаги, каждая пара совместно рисует на определенную тему, при этом, Как правило, вербальные контакты исключаются, они общаются с помощью образов, красок, линий. После окончания рисования воспитатель выходит на беседу о работах. При этом анализируются не художественные достоинства произведений, а те мысли, чувства по поводу

процесса рисования, которые возникли у детей, и их отношение друг к другу в процессе работы.

Совместное рисование. Несколько человек (или вся группа) молча рисуют на одном листе. По окончании рисования анализируется участие каждого члена группы, характер его вклада и особенности взаимодействия с другими детьми в процессе рисований. Воспитатель анализирует работу детей, наблюдая за их процессом рисования, то, как каждый ребенок выстраивает отношения с другими детьми, как он начинает рисовать, сколько места на листе занимает и т.д. Затем возможна консультация воспитателя у психолога о стиле взаимоотношений ребенка в группе и о той позиции, которую он занимает по отношению к себе и другим детям.

Дополнительное рисование. Каждый ребенок, начав рисовать на своем листе, передает затем свой рисунок по кругу, и его сосед продолжает этот рисунок и.что-то дополняет на лежащем перед ним чужом рисунке. Таким образом, каждый ребенок дополняет каждый раз рисунок другого ребенка. Рисунок должен побывать у каждого члена группы и прийти к своему «хозяину»..

Анализ детьми общего рисунка начинается с рассказа о том, что они хотели нарисовать, как они рисовали, что у них получилось, что они выра­зили на рисунке, какие чувства у них вызывает рисунок.

Затем автор рисунка говорит, что он хотел нарисовать и что в результате общей работы на его рисунке получилось. Особый интерес представляет расхождение в понимании и интерпретации рисунка детской группы и автора рисунка. Расхождения могут быть обусловлены как наличием в рисунке не осознаваемых автором элементов, так и проекцией проблем других детей.

Способы работы с готовыми рисунками

Однозначно и категорично нельзя анализировать ни один детский рисунок, так как на его качество влияет и внутреннее состояние ребенка на момент занятия, и его взаимоотношения в детском коллективе, и его отношение к данному воспитателю, и личное отношение воспитателя к конкретному ребенку, и взаимоотношения внутри его семьи, и его психофизиологическое здоровье, а также многие другие факторы. Поэтому рисунок ребенка-это, в первую очередь, не результат диагностики, а процесс коррекции развития ребенка, и относиться специалисту к детским работам надо мобильно, чутко и профессионально.

Демонстрация всех рисунков одновременно, просмотр и сравнение, нахождение совместными усилиями общего и совместного содержания.

Анализ каждого рисунка отдельно (он переходит из рук в руки, и участники высказываются о том, что им нравится в этом рисунке, а что они бы изменили).

В целом изотерапия способствует самопознанию, взаимопониманию и активизации группового процесса. В интерпретации рисунков внимание обращается на содержание, способы выражения, цвет, формы, композит ции, размеры, повторяющиеся в различных рисунках одного ребенка специфические особенности.

В изотерапии находят отражение непосредственное восприятие ребенком той или иной ситуации, различные переживания, часто не осознаваемые и не вербализуемые.

Для правильной интерпретации значения рисунков детей необходимо учитывать следующие условия:

  • Уровень развития изобразительной деятельности ребенка, для чего необходимо просмотреть рисунки, выполненные им ранее.
  • Особенности самого процесса рисования (выбор содержания, соответствующего теме, сохранение темы на протяжении процесса рисования или ее трансформация; последовательность выполнения отдельных частей рисунков; спонтанные речевые высказывания; характер эмоциональных реакций; наличие пауз в процессе рисования и т.д.).

Динамику изменения рисунков на одну и тут же тему (например, по изотворчеству) либо рисунков близкого содержания на протяжении одного коррекционного занятия или в ходе коррекционного процесса {в течение года). Даже стереотипное воспроизведение ребенком одного и того же рисунка на протяжении одного или нескольких занятий становится активной ориентировкой и исследованием конфликтной аффектогенной ситуации, то есть представляет значительный шаг вперед.

В рисунке ребенка могут преобладать различные типы изображения, отражающие не только возрастную динамику изобразительной деятельности, но и индивидуальные особенности личностного переживания ребенком своих отношений с сами собой, другими людьми и миром в целом на момент создания рисунка. Имеет значения также анализ активности ребенка и способов использования художественных материалов.

Детский рисунок рассматривается в первую очередь как проекция личности ребенка, как символическое выражение его отношения к миру. В этой связи очень важно отделять в детском рисунке те его особенности, которые отражают уровень умственного развития ребенка и степень овладения им техникой рисования, с одной стороны, и особенности рисунка, отражающие личностные характеристики, с другой.

Так, каракули, бесформенные штрихи и линии, являясь более начальной стадией детского рисования, характерные для раннего возраста, могут быть расценены, с одной стороны, как признаки задержки умственного развития, с другой – как индикаторы переживаемого ребенком чувства одиночества и беззащитности, свидетельства негативизма ребенка по отношению к окружающему миру или проявления гиперактивности.

Изотерапия предполагает использование цветных мелков, карандашей, фломастеров или красок (по возможности или по усмотрению воспитателя), лишь изотворчество предполагает использование только красок (лучше – гуаши). При анализе рисунков уровень изобразительных умений во внимание не принимается. Речь идет о том, как с помощью художественных средств (цвета, формы, размера и т.д.) передаются эмоциональные переживания ребенка.

Анализируя все сказанное, можно отметить, что в настоящее время особое внимание в педагогической теории и практике уделяется проблеме образования и коррекции развития детей с особыми образовательными потребностями, детей с задержкой психического развития, детей с замедленным темпом развития и т.п. Система коррекционно-развивающего обучения дошкольников данной категории требует дальнейшего развития, совершенствования и модификаций, гибко реагирующих на требования общества к общему уровню образования детей.

Цель предлагаемого программно-методического пособия – систематизация, обобщение и обогащение содержания коррекционно-развивающего образования детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в условиях дополнительного образования на занятиях кружка по изобразительной деятельности.

Одна из важных задач настоящего пособия заключается в разработке и уточнении модели взаимодействия всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей.

Работа с родителями

Модель предполагает тесное взаимодействие с родителями воспитанников, в рамках которого им предоставляются консультации, совместная деятельность с детьми во время занятий, участие в конкурсах и выставках, проводимых в рамках учреждения. Родителям малышей также даются рекомендации по оптимизации детско-родительских отношений.

Программное содержание осваивается детьми особенно продуктивно, если со стороны родителей встречается понимание, что связано с их педагогической грамотностью, и оказание помощи в педагогическом процессе. Виды работы педагога с родителями:

  • Лекции об особенностях стилистики детского рисунка, о психофизиологическом развитии детей 5—7 лет, об особенностях и своеобразии детского образного мышления, об образной выразительности произведений искусства.
  • Беседы о народном творчестве. Выполнение небольших домашних заданий родителями вместе с детьми.
  • Совместное участие взрослых и детей в праздниках, конкурсах, викторинах, в которых предлагается совместная деятельность взрослых и детей.
  • Совместные прогулки на природу и выходы в музеи.
  • Разучивание стихов и песен для осуществления междисциплинарных связей, для лучшего понимания детьми сюжетно-образных заданий по изобразительной деятельности.
  • Устройство выставочных работ детей и их родителей.
  • Организация выставок с детскими работами для родителей.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КОНСПЕКТАМ ЗАНЯТИЙ.

Каждое занятие строится по плану и имеет свое тематическое содержание и технические задачи.

  1. Название отражает тему занятия. При выборе темы педагог учитывает особенности детского мышления (анимизм, любопытство ко всему новому, необычному). Тема тесно связана с сюжетом и включает только те образы, которые ребенок может понять и воплотить в рисунке. Иногда тема занимает несколько занятий. Всякий раз она преподносится ребенку с неожиданной стороны, чтобы поддержать в нем интерес к изобразительной деятельности.

3.      Цель смысл занятия, то, к чему направлены все усилия педагога, формирование изобразительных навыков, развитие психолого-физиологических сторон личности ребенка, коррекционные задачи. Педагог ставит перед собой цель целенаправленно и последовательно, опираясь на анализ предшествующих достижений планировать и ставить задачи для реализации и  достижения цели. Задачи делятся на познавательные, развивающие и воспитательные. Исходя из цели занятия, педагог определяет, что ему нужно сделать и о чем рассказать ребенку. Синтез всех задач ведет к формированию цельности мышления у детей.

4.       Материалы к занятию включают, во-первых, средства, необходимые педагогу для проведения занятия. Они делятся на дидактические, натурально-наглядные и оборудование. Во-вторых, это средства, необходимые ребенку для работы на занятиях для создания композиций.

Подготовка к занятию в основном проводится на литературно-музыкальном материале. Необходимо также постоянное пополнение базы зрительных образов. Знакомство детей с темой предстоящего занятия происходит заранее, в рамках предварительной работы, которая рекомендуется педагогом по ИЗО и осуществляется совместно с воспитателем в условиях группы.

  • Ход занятия состоит из следующих этапов:
  • Вводная часть. Объявление темы занятия и объяснение. Может проходить в игровой манере.
  • Изобразительная деятельность занимает основную часть занятия.
  • Подведение итогов. Анализ и самоанализ работ. Организация выставок.

Кроме формирования изобразительных навыков у детей, модель предполагает решение на занятиях изобразительной деятельностью и другие задачи, необходимые для развития личности ребенка:

  1. Осознание себя как личности, принятие себя и понимание собственной ценности как человека.
  2. Осознание своих взаимосвязей с миром и своего места в окружающей действительности.
  3. Творческая самореализация.

Решение этих задач и приводит к развитию навыков саморегуляции или, по-другому, к расширению возможности управлять эмоционально-волевыми процессами.

Осознавать — значит, чувствовать, что с тобой происходит в данный момент: что ощущает твое тело, какие эмоции ты испытываешь, о чем думаешь… Поэтому на занятиях по изобразительному искусству дети учатся чувствовать, делиться своими чувствами посредством изображения, передавать в рисунках своё настроение, раскрываться и самореализовываться через свое творчество. Для осуществления этого аспекта работы используются изотерапия, цветотерапия и т.д. В процессе обучения педагог использует свои знания о физиологическом воздействии того или иного цвета на человека, а также в тесном взаимодействии с психологом учреждения может проводить цветодиагностирование детских работ. Иногда это позволяет определить внутренний дискомфорт ребенка, оказать ему своевременную помощь. Ведь дети с проблемами в развитии особо ранимы и очень редко в состоянии поделиться своими тревогами.

В воспитательной работе с детьми, которые имеют определенные проблемы в развитии и здоровье мало воспитать и обучить ребенка. Параллельно необходимо решать и реабилитационные задачи, которые помогут малышу самоутвердиться в сообществе взрослых и сверстников.

Содержание работы с детьми определяется коррекционными, коррекционно-развивающими, адаптационными, реабилитационными методиками, основная особенность которых – комплексный подход к ребенку с ограниченными возможностями.

Модель предполагает осуществление помощи компенсирующей направленности во всех направлениях психолого-педагогического процесса, взаимодействие всех социальных и педагогических служб центра по основным принципам:

  1. Принцип системного подхода предполагает понимание, во-первых, человека как целостной системы, а во-вторых, самого человека как элемент целостной системы «человек-мир». Ограниченные возможности здоровья не могут носить изолированный характер. Развитие на дефектной основе приобретает характер дизонтогенеза и протекает по своим особым законам.
  2. Принцип комплексного подхода. Психолого-педагогическая и медико-социальная помощь может быть эффективна только в том случае, когда она имеет комплексный характер и направлена не только на коррекцию и развитие психологических функций и качеств, но и на общее укрепление и развитие ребенка: его соматического здоровья, двигательной сферы, расширение круга его знаний и представлений об окружающем мире, обогащение его эмоционального мира,  укрепление и обогащение его связей с другими людьми, сформированность знаний, умений и навыков.
  3. Принцип единства диагностики и коррекционно-развивающей работы. Только на основе тонкой дифференциальной диагностики возможен выбор правильных коррекционных воздействий.
  4. Принцип учета закономерностей возрастного развития. Необходимо строить коррекционное воздействие так, чтобы оно соответствовало основным линиям развития в данный возрастной период, опиралось на  свойственные данному возрасту  особенности и достижения.
  5. Принцип деятельностного подхода означает опору коррекционно-развивающей работы, на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту, а также его целенаправленное формирование, так как только в деятельности происходит развитие и формирование ребенка.
  6. Принцип индивидуально-дифференцированного подхода означает необходимость учета индивидуальных особенностей каждого ребенка, нуждающегося в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

Не боюсь повториться о необходимости исходить в работе компенсирующей направленности из интегративного подхода к оказанию помощи детям, имеющим ограниченные возможности здоровья. Не одна модель, программа или методическое руководство, однопредметного характера, не способна осуществить необходимую помощь и оказать грамотную поддержку ребенку с проблемами в здоровье и развитии. Уж слишком сложен и взаимосвязан процесс формирования психического развития ребенка. Только совместная работа (в условиях «одной команды») психологов, педагогов, логопедов, медицинских  специалистов может дать реальный результат.

Вам также может понравиться...
16025