МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ «СБОРНИК ТРЕНИНГОВ И СЕМИНАРОВ – ПРАКТИКУМОВ С РОДИТЕЛЯМИ»

Сайфутдинова Татьяна Александровна – Педагог – психолог МБДОУ Детский сад «Солнышко» ЯНАО г. Губский
Дата поступления работы на конкурс: 09.09.2017г.

Сборник тренингов и семинаров – практикумов с родителями.

Методическая разработка.

Содержание

  1. Психологическая готовность к школе
  2. По дороге в школу
  3. Почему учиться трудно или что такое адаптация к школе?
  4. Тренинг «Бумеранг родительского гнева»
  5. Детско – родительский тренинг «Связующая нить»
  6. Тренинг «Мир детский и мир взрослый»
  7. Секреты здоровья детей раннего возраста
  8. Игрушки детей раннего возраста
  9. В царстве упрямства и капризов
  10. Игра в жизни ребёнка
  11. Приложения.

Тема «Психологическая готовность к школе»

Задачи: познакомить родителей с содержанием психологической готовности; повысить компетентность родителей в использовании игр и игровых упражнений по развитию познавательных процессов ребёнка.

Материалы: книга, мяч.

  1. Приветствие.

Родителям нужно назвать своё имя и продолжить фразу «Моё настроение похоже на…»

  1. Упражнение «Цветок».

Что нужно цветку, чтобы он распустился? Здоровое семя, крепкие корни, плодородная почва, которую необходимо поливать и удобрять, свет, тепло. При таких условиях цветок вовремя распуститься, будет радовать глаз и даст плоды. Иногда в почве может оказаться червячок, который погрызёт корни. Тогда болеет весь цветок.

Ведущий: То же самое происходит и с ребёнком, когда он поступает в школу. Ошибочное мнение, что чем лучше интеллектуально подготовлен ребёнок, тем успешен он будет в школе. Часто упускается из виду развития самих психических процессов, необходимых дляосуществление учебной деятельности: память, внимание, логическое мышление, воображение, пространственная ориентация, воля, развития мелкой моторики руки, мотивация. Изобразив эти процессы в виде корня цветка, можно предположить, что при сильных здоровых корнях (хорошо развитых психических процессах) и благоприятной почве (обучение) цветок всё равно распуститься (ребёнок быстро научиться читать и писать, решать задачи). Но состояния цветка зависит ещё и от качества листьев, через которое тоже идёт питание (уровень саморегуляции и уровень психического развития детей). Червячок, который может оказаться в почве – это кризис семи лет, когда у ребёнка формируется самооценка, когда он уже умеет скрывать свои истинные чувства от взрослых. И не заметив этого червячка, мы можем столкнуться с дезадаптацией.

  1. Мини – лекция «Психологическая готовность к школе».

Часто под готовностью к обучению подразумевают только определённый уровень знаний, умений и навыков ребёнка, что само по себе тоже важно. Самое главное при переходе на новую ступень – психологическая готовность к учебной деятельности.

  1. Прежде всего – это желание учиться – это мотивационная готовность, которая включает в себя стремление идти в школу, его интерес к школе, желание познавать новое…Можно задать ребёнку вопросы:
  • Хочешь ли ты идти в школу?

Что в школе самое интересное?

Если бы ты не ходил в детский сад, чем бы ты занимался.

Ответы на эти вопросы помогут понять характер представлений о школе. И если недостаточно у ребёнка представлений о школе, то их надо развивать.

Но и это ещё не всё. Существует огромная пропасть между «хочу в школу» и «надо» учиться. Без осознания этого «надо» ребёнок не сможет успешно учиться, даже если перед школой он умеет читать писать и считать.

  1. У ребёнка должен быть сформированы волевые качества, без которых он не сможет выполнить задания учителя, не отвлекаться на уроке. Волевая готовность считается сформированной, если ребёнок умеет ставить цель, принимать решения, намечать план действий, принимать усилия для его реализации, преодолевать препятствия. Обратите внимание, умеет ли ваш ребёнок сосредоточенно заниматься каким – либо делом? (рисовать, лепить, мастерить). Для развития у детей волевых качеств и совершенствование всех действий произвольной саморегуляции наиболее эффективно конструирование (например, ребёнок должен поставить цель: строить дом в соответствии с образцом, соблюдать порядок сборки, сверять свою постройку с эталоном).
  2. Социально – психологическая готовность. Этот компонент включает в себя формирование качеств, благодаря которым ребёнок может общаться с другими детьми и учителями. Ребёнок приходит в школу, где дети занимаются общим делом и ему необходимо обладать гибкими способами установления взаимоотношений с другими людьми. Необходимы умения: войти в детское общество, действовать совместно с другими, уступать, защищаться. Он должен себе ясно представлять, что придётся обходиться какое – то время без мамы и в этот период самостоятельно решать все возникающие проблемы. А если самому справиться не удастся, нужно попросить о помощи других детей или учительницу. Поэтому обратите внимание, как ваш ребёнок умеет общаться, легко ли вступает в контактсо взрослыми и детьми.
  3. Важна также для успешного обучения в школе умственная готовность. Она предполагает:
  • дифференцированное восприятие;
  • аналитическое мышление: способность постижение основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец;
  • логическое запоминание;
  • интерес к знаниям, к процессу их получения за счёт дополнительных усилий;
  • овладения на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов;
  • развития тонких движений руки и зрительно – двигательных координаций.

Сформированности представлений о пространстве и времени, о животном, растительном мире, об общественных явлениях.

Побеседуйте с ребёнком, знает ли он, что такое «слева», «справа», «внизу», «вверху». Разбирается ли он в отличии «вчера», от «сегодня» и «завтра». Дайте ему предмет, имеющий сложное строение, понаблюдайте, умеет ли он выделять главные части, делать умозаключения.

Кроме этого, ребёнку, поступающему в школу, необходимо знать:

  • своё фамилию, имя, отчество;
  • свой возраст (желательно дату рождения);
  • свой домашний адрес;
  • город, где живёт, достопримечательности, страну;
  • фамилию, имя, отчество родителей, их профессию.
  • времена года, последовательность месяцев.

Ведущий: Стимулировать умственную деятельность позволяют упражнения, которые вы можете выполнять вместе с детьми.

Гимнастика мозга (выполнять совместно с родителями)

«Уши». Цель энергетизация мозга. Расправить и растянуть внешний край каждого уха одноименной рукой в направлении вверх – наружу от внешней части к мочке уха (5 раз). Помассировать ушную раковину.

«Колечко» – поочередно перебираем пальцы рук, соединяя их в кольцо с большим пальцем.

«Кулак, ребро, ладонь» – сначала правой, затем левой, затем вместе 2 руками.

«Ухо – нос» – левой рукой взяться за кончик носа, правой за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки, хлопнуть в ладоши и поменять положение.

«Симметричные рисунки» – рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинить лучше с одного предмета, круглого, яблока). Можно и на бумаге. При выполнении этого упражнения расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличивается эффективность работы всего мозга

«Лягушка» – Одна рука сжата в кулак, другая лежит на столе ладошкой. Одновременно менять положение рук.

«Лезгинка» – Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прикасается к мизинцу левой. После этого меняет положение рук.

  1. Умение учится – пятый компонент психологической готовности к школьному обучению. Он включает в себя умение слушать и слышать взрослого, подчиняться его указаниям, планировать, контролировать и оценивать свою деятельность, если в любой ситуации, ответит на вопросы: «Что ты будешь делать? Как ты будешь делать? Какие предметы тебе понадобятся? Как ты сделал хорошо или плохо?

Итак, мы видим, готовность к обучению не может оцениваться лишь по тому умеет ли ребенок читать и писать. Подготавливая ребенка к школе необходимо его учить слушать, наблюдать, запоминать, перерабатывать информацию. Кроме этого необходимо в ребенке развивать самостоятельность и ответственность. В детском саду огромное внимание уделяется подготовке детей к школе, но ваша помощь в развитии своего ребенка просто неоценима. Так как ребенок в любом возрасте нуждается еще и в общении с близким человеком, внимании, любви.

  1. Упражнение «Взрослые и дети».

Ведущий вызывает 3 – 6 участника, создаёт команды по 3 человека в каждой. Каждой команде даёт книгу. Каждая команда берётся одной рукой за угол книги. Ведущий кладёт мячи на книгу и просит участников донести мяч до стула (доски и т.п.), преодолевая препятствия (стулья, расставленные в хаотичном порядке).

Вопросы к игрокам: легко ли им было выполнить задание? Что мешало и почему? Был ли в команде человек, который взял ответственность за всех? Как группа описывает ощущения?

Вывод: была смоделирована ситуация, напоминающая процесс подготовки ребёнка к школе. Каждого «ребёнка» – им был мяч – вели к цели (подготавливали к школе) взрослые: родители, воспитатели, учителя. На пути ребёнка встречались препятствия (моральные и физические), которые он должен был преодолеть с помощью взрослого. Успех сопутствовал той группе, которая сумела наладить взаимодействия и выработать единую стратегию.

  1. Практические рекомендации: «Как развивать будущих первоклассников».

Определенные знания и умения будущему школьнику, конечно нужны. Но еще важнее развить то, что поможет ему, учится: мышление, речь, внимание, восприятие, память, познавательный интерес. Это – фундамент, который можно и нужно закладывать с рождения.

С фантазией.

Как же развивать эти самые познавательные функции? Ничего сложного тут нет! Играйте с малышом, разговаривайте, рассказывайте сказки, обсуждайте все, что видите вокруг себя. К сожалению, у работающих мам времени на это немного. И дети часами остаются наедине с любимыми мультяшками, которые разговаривают междометиями. При поступлении в школу таких «теледеток» сразу отличишь по недоразвитой речи. В дальнейшем они испытывают трудности на уроках чтения, русского языка, плохо понимают условия задач. Но не огорчайтесь, очень занятые мамы и папы, выход есть! Вот несколько полезных игр, которые можно использовать на прогулке или по дороге в магазин.

Удивительное – рядом.

Попробуйте найти вокруг себя что – нибудь необычное: дерево с кривым стволом, голубя с белыми пятнами, странное пятно на асфальте или облако в виде жирафа…Кто больше интересного заметит – вы или ребенок? Игра развивает наблюдательность и восприятие, стимулирует творческое мышление.

Найди отличие. Поищите вместе с малышом разницу между двумя предметами. Сравните, например, две машины или двух собак. Кто обнаружит больше отличий? Задание посложнее – отыскать наоборот, сходство. Что общего у вороны и у кошки? Ответы: оба они хищники, у каждого два глаза, когти, хвост. Здорово, если удастся придумать что – то смешное. Например, они разговаривают, похоже: кошка – «мур»!, а ворона – «карр!». Вы удивитесь, но такая незамысловатая игра развивает наблюдательность и мышление, расширяет представление об окружающем мире.

Смотри в оба.

Считаем ворон. Предложите малышу по дороге сосчитать что – либо: скамейки, собак, велосипедистов и т.п. Кроме счетных навыков будут развиваться наблюдательность, внимание, память (надо все время держать в уме предыдущую цифру). Дошколятам можно усложнить задачу – вести учет сразу несколько предметов, например, березок и елок или собак и ворон. Это замечательный способ тренировки объема памяти, измеряйте шагами расстояние, например, между подъездом и скамейкой, качелями и песочницей. Потренируйтесь в обратном счете: идете от клумбы к елочке – считаете «один – два – три – четыре –пять», обратно – «пять – четыре – три –два –один»

Цвет и форма.

По очереди называйте предметы определенного цвета или формы, те, что видите вокруг. Например, зеленая елка, зеленая машина, зеленое платье у девочки. Или треугольные крыша, качели, горка. Можно также отыскивать предметы, похожие на буквы. Горка – как Л, качели – П, карусель – О…Закрепляются необходимые знания, тренируются внимание и наблюдательность.

Вилами на воде.

Мелкую моторику для письма развивают, рисуя мелом на асфальте, палочкой на песке и даже на воде, а также прямо в воздухе. В двух последних случаях может родиться интересная игра. Малыш нарисует в воздухе букву или один предмет, а вы отгадайте, что это. Потом поменяйтесь ролями. Так между делом, ребенок тренирует зрительное восприятие.

Где были и что делали?

Вернувшись, попросите детей рассказать домашним о том, что интересного видели, кого встретили…

  1. Рефлексия: Предлагаю вам выразить свое отношение к занятию и пожелание на следующее занятие…
  2. Прощание: «Я желаю тебе…»

Уважаемые родители! Я предлагаю вам попрощаться и высказать пожелания друг другу.

Тема «По дороге в школу».

семинар – практикум

Задачи: помочь родителям овладеть способами личностно – ориентированного взаимодействия. Транслировать положительный образ ребенка.

Материалы: стулья по количеству участников, шарфы (6 штук).

1. Упражнение «Психологическая скульптура».

Инструкция: Участникам надо поделиться на пары. Один из них встает на стул, а другой садится на пол. Начать вести беседу, при этом зафиксировать, что видит каждый из них. Затем надо поменяться местами, поделиться чувствами.

Провести рефлексию, обратить внимание на то, что наилучший и продуктивный контакт происходит тогда, когда собеседники занимают позицию «глаза в глаза».

2. Упражнение «Дистанция общения».

Инструкция: Участникам предлагается начать вести диалог, сидя напротив друг друга, а затем необходимо отодвинуться друг от друга на расстояние не менее четырех метров и продолжать вести беседу.

Провести рефлексию, поделиться чувствами, подвести к выводу о том, что если физическая дистанция велика, то и контакт между участниками бывает затруднен и вряд ли возможен.

3. Упражнение «Пространство общения».

Инструкция: Повернитесь, пожалуйста, друг другу спиной и начните беседу. Затем поделитесь чувствами о том, получился ли продуктивным разговор.

Информация о том, чтобы получилось содержательным общение, чтобы обеспечить ребенку чувство психологической защищенности, чувство доверия к миру, надо взаимодействовать с ребенком не «рядом» и не «над», а вместе. Очень важным является безусловное, положительное отношение к ребенку.

2. Упражнение «Ребенок статуя».

Что значит принимать ребенка безусловно? Это значит любить его просто потому, что он есть, ведь когда он родился, родители ничего от него не требовали и не ждали. Они просто хотели, чтобы он был здоровеньким и счастливый, улыбались ему, качали его, обращали на него внимания всякий раз, когда это было ему необходимо.

            А сейчас он подрос, и отношения к нему меняется – это верно. Но бывает настолько, что трудно поверить, что он для родителей в радость.

            Я предлагаю родителям разыграть сценку, которая называется «Статуя ребенка», с тем, чтобы насколько и в какой мере изменяются тон голоса и содержание слов, произносимых родителями.

            Для этого нужен один желающий, который сыграет роль ребенка.

            Когда вызвавший родитель выходит сыграть роль ребенка, ему предлагают выбрать среди присутствующих любого человека, в котором он увидит поддержку. Затем прося встать поддерживающего за спиной «моего ребенка», приложить руки к его спине и ни в коем случае не отпускать их во время всего действия.

            «Ты –  моя маленькая дочь. Мы с тобой спешим домой или в садик, нам надо успеть на автобус. А ты очень энергичный ребенок, очень любознательный, задающий кучу вопросов, даже в тот момент, когда мы вприпрыжку идем к автобусу. Я беру тебя за руку, и мы побежали.

            – Мама, а что там такое, посмотри! – говоришь ты.

            – Некогда, смотри под ноги, вечно спотыкаешься! Что ты крутишь головой? Смотри на дорогу! Перестань глазеть! – я тебе отвечаю.

            И в этот момент, как только я произношу подобную фразу, ребенок может воспринять ее буквально – он закрывает глаза, как приказала мама (Я достаю шарфик и завязываю дочери глаза.) и мы дальше спешим домой. Забегаем в автобус, и я встречаю там свою подругу, начинаю с ней обсуждать прошедший день. Дочь внимательно слушает, а потом говорит:

            – Мама, мама, ты слышала, как пропела птичка? А кто такой дядя Юра?

            – Ты что вмешиваешься во взрослый разговор? И вообще, ты чего уши развесила, как не стыдно подслушивать! Закрой быстро свои уши!

            (После этой фразы я завязываю девочке уши шарфиком.) Мы выходим из автобуса, распрощавшись с моей подругой, и бежим по дороге. При этом я постоянно поглядываю на часы, чтобы не опоздать.

            – Ой какой сегодня день, будет здорово! Мам, меня Машка ждет, я ей пообещала принести ластик, тот, что…

            – Отстань! Ты что разболталась, некогда сейчас, мы опаздываем. Да ты можешь в конце концов, помолчать! Быстро рот закрой!

            (Я завязываю рот еще одним шарфиком.)

            Хватаю ребенка за руку, и мы двигаемся дальше. Девочка уже молчит, но начинает поднимать на ходу какую – то веточку. Я бью ее по рукам и говорю, какая она не послушная:

            – Что у тебя за руки, что ты все время их куда – то суешь, не можешь без этого! Выброси, я тебе сказала! Убери руки!

            (Завязываю руки шарфиком.) Но тут дочь начинает скакать, задирать ноги. Я в ужасе кричу на нее:

            – Ты где этому научилась? Это еще что такое? Перестать дрыгать ногами! Стой смирно!

            (И в этот раз я завязываю ноги.) Я смотрю на часы, нервничаю, что мы не успеваем, и начинаю подгонять ребенка:

            – Что ты тянешься, копуша, делай шаг шире, ты что ходить разучилась? Иди быстрее! Дай руку. Не руки, а крюки – ни писать нормально, ни держать ничего не умеют! Гляди на дорогу, не спотыкайся, ты что как слепец идешь! Да не молчи ты, я с тобой разговариваю, глухомань!

            Ребенок начинает хныкать. Я уже почти ору на нее:

            – Что ревешь?! Что ты плачешь, я тебя спрашиваю, ворона. Нечего реветь! Позоришь только меня! Я кому сказала – перестань реветь, ты слышишь меня!

            (На этих словах я очень сильно перевязываю живот.) И продолжаю пилить свою дочь за то, что она ничего не умеет.

            Я недовольна всем, что она делает, забыв о том, что сама же все ей завязала, да еще хочу, чтобы у нее все получалось, и причем обязательно хорошо. Затем я спрашиваю у дочери, что ей хочется развязать. Чаще всего это живот, так как он туго перевязан, и это самое «больное место». Ей все запретили, да еще и плакать нельзя, то есть наложили запрет на чувства. Ребенку это труднее всего перенести. Каждый имеет право чувствовать то, что он чувствует. Но родители часто способны отобрать это право.

            Спрашиваю, что являлось поддерживающим моментом в сценке, что помогало вынести несправедливые слова матери? Оказывается, тот человек, который стоял сзади и все время поддерживал.

            Потом я спрашиваю о мыслях и чувствах этого человека. Предлагаю поблагодарить его за оказанную помощь тому, кто ее получал на протяжении всей сценки. «Ведь очень часто в жизни это бывает посторонний человек. И хорошо, что он оказывается рядом в нужный момент. А каково тому ребенку, у которого даже такой поддержки нет?»

            Я благодарю «поддержку» и прошу занять место в зале, а затем беру за руку того родителя, который исполнял роль ребенка и говорю: «Вот в такое состояние мы вгоняем своего родного мальчика или девочку и при этом преследуем благородные цели воспитания. Ребенку невыносимо слышать такие слова от родных мамы и папы, но ведь бывает и так, что такие слова он слышит не от родных, а от чужих людей: от прохожих, от друзей, от соседей. Что тогда делать? Как себя вести? Что предпринять?»

3. Рефлексия. Прощание.

Тема «Почему учиться трудно, или что такое адаптация к школе?»

семинар – практикум.

Задачи:

  • Познакомить родителей с проблемами первоклассников (в период адаптации к школе) их причинами и способами коррекции.
  • Вовлечь родителей в процесс анализа возможных трудностей их детей.
  • Вооружить практическими советами и рекомендациями по подготовке ребенка к школе.

Материалы: мяч, лист с заранее нарисованными фигурами.

1. Игра-ассоциация «Школа это…»

Давайте поиграем. Подумайте, с каким словом у вас ассоциируется слово «школа»? Например, учеба. (Упражнение выполняется по кругу, родители передают мяч друг другу).

После упражнения делается анализируются предъявляемые ассоциации. Делается вывод: получена многообразная палитра ощущений, связанных представлениями о школе. Они определяются опытом школьного обучения и адаптации к школе.

2. Мини – лекция «Адаптация к школе».

Что такое адаптация? Какие трудности ожидают первоклассников и их родителей на первом году обучения? Как помочь ребенку преодолеть этот нелегкий период в его жизни? Об этом мы и поговорим сегодня.
Адаптация – период приспособления к новым условиям. Другими словами, от того, как пройдет период адаптации, сможет ли ребенок «вжиться» в новые условия, зависят его дальнейшие успехи в обучении.

Приспособление (адаптация) ребенка к школе происходит не сразу. Как правило, индикатором трудности процесса адаптации к школе являются изменения в поведении детей. Это могут быть чрезмерное возбуждение и даже агрессивность, а может быть, наоборот, заторможенность, депрессия. Может возникнуть и чувство страха, нежелание идти в школу. Все изменения в поведении ребенка, как правило, отражают особенности психологической адаптации к школе.
Наблюдение за школьниками первого класса, показали, что социально – психологическая адаптация детей к школе может проходить по-разному. Значительная часть детей (их обычно 50 – 60%) адаптируются в течение двух – трех месяцев обучения. Это проявляется в том, что ребенок привыкает к коллективу, ближе узнает своих одноклассников, приобретает друзей. У детей, благополучно прошедших адаптацию, преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу, добросовестно и без видимого напряжения выполнять требования учителя.
Другим детям (их примерно 30%) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу выполняют требования учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, жалуются, плачут). У этих детей встречаются трудности и в усвоении учебных программ.
И, наконец, в каждом классе есть примерно 14% детей, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной (до одного года) адаптации. Такие дети отличаются негативными формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно с этими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, задираются, мешают проводить урок и прочее.
Почти у всех детей в начале школьных занятий наблюдается двигательное возбуждение или заторможенность, жалобы на головные боли, плохой сон, снижение аппетита. Эти отрицательные реакции бывают тем боле выражены, чем резче переход от одного периода жизни к другому, чем меньше готов этому организм вчерашнего школьника.
Большое значение имеют такие факторы, как особенности жизни ребенка в семье (насколько резко отличался привычный для него режим от школьного).

Каковы же признаки успешной адаптации?

Первый — удовлетворенность ребенка процессом обучения. Ему нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страха.

Второй — насколько легко ребенок справляется с программой. Если школа обычная и программа традиционная, а ребенок испытывает затруднения при обучении, то необходимо поддержать его в трудный момент, не критиковать излишне за медли­тельность, а также не сравнивать с другими детьми.

Если программа сложная, да еще и предполагает изучение иностранного языка, то учителю начальных классов, учителю иностранного языка и родителям необходимо внимательно следить, не является ли такая нагрузка для ребенка чрезмерной. Лучше ее вовремя откорректировать, иначе последует множество проблем, в частности, проблема со здоровьем. Может быть, в другом классе, с меньшей нагрузкой, ребенок почувствует себя комфортнее?

Важно на первых порах вселить в первоклассника уверенность в успехе, не дать ему поддаться унынию, свыкнуться с мыслью: «У меня ничего не получается», иначе бороться с апатией придется очень долго.

Третий признак успешной адаптации — степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после предпринятых им попыток выполнить задание самому. Часто родители слишком усердно помогают ребенку, что вызывает порой противоположный эффект: ученик привыкает к совместному приготовлению уроков и не хочет делать их в одиночку. Здесь необходимо сразу обозначить границы помощи и постепенно уменьшать их.

Но самым важным признаком того, что ребенок освоился в школьной среде, является его удовлетворенность межличностными отношениями с одноклассниками и учителем.

Нередко родители ругают ребенка за то, что он поздно возвращается из школы, что ему часто звонят друзья «не по делу», что слишком много времени у него уходит на прогулки. Однако хорошо бы помнить, что в этот период первоклассник активно уста­навливает контакты, ищет свое место в детской среде, учится сотрудничать с другими детьми и принимать их помощь в свой адрес. И ему необходимо помочь в этом непростом деле! От того, какую нишу займет ребенок при распределении социальных ролей, зависит, насколько удачно пройдет его обучение в школе. Вспомним, как тяжело избавиться от имиджа «жадины» или «всезнайки», как много проблем появляется в подростковом возрасте именно потому, что когда-то малышу не удалось проявить себя должным образом.

Особо остановимся на отношениях с учителем.

Первый учитель — важный человек не только в жизни ребенка, но и всей семьи. Родителям хорошо бы сразу установить тесный контакт с педагогом, согласовать требования, чтобы ребенок не пострадал от разногласий, прислушаться к советам, предложить помощь в организации праздников и общих дел — любое участие взрослых в школьной жизни пойдет на пользу ребенку, и тогда сын или дочь будут иметь повод гордиться своими родителями. Если родителей не устраивает или им непонятна методика обучения, то нужно попросить учителя разъяснить ее особенности и преимущества перед другими способами обучения. Любой учитель сделает это охотно, так как он заинтересован видеть в родителях помощников, а не критиков.

3. Игровое упражнение «Инструкция».

Ваша вера в успех, спокойное ровное отношение помогут ребенку справится со всеми трудностями. Одной из этих трудностей может стать выполнения домашних заданий. И как важно найти правильные точные слова, чтобы объяснить первокласснику непонятную задачу или правило по русскому языку? Данное упражнение поможет осознать это.

      Из группы выбирается ведущий. Ему дается лист с заранее нарисованными фигурами задача родителя – в течении одной минуты дать четкие словесные характеристики фигуры, в результате каждый участник должен воспроизвести описанную фигуру с листа ведущего. Затем ведущий просит всех родителей поднять листы с выполненным заданием и, пройдя по кругу, сверяет их с эталоном. После выполнения упражнения участники обсуждают, точно ли ими была выполнена инструкция ведущего. Далее группа причины неточного выполнения и формулирует точную инструкцию.

4. Как помочь адаптироваться будущему первокласснику.

  1. 1.Теперь давайте поговорим о том, как вы, родители можете помочь своему ребенку преодолеть, в первую очередь проявите максимум терпения и доброжелательности к своему чаду:

– будите ребенка спокойно: проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос;

– придя с ребенком в школу, постарайтесь обойтись без нравоучений, так как они ничего, кроме утренней усталости, не дают;

– встречая ребенка в школе после уроков, порадуйтесь вместе с ним тому, что он сумел потрудиться самостоятельно, без вас, целых три часа. Терпеливо выслушайте его, похвалите, поддержите и не в коем случае, не ругайте – ведь пока еще не за что.

  1. 2.Что же делать, если появились первые трудности?

– будьте щедры на похвалу, для первоклассника сейчас это очень важно. Замечание   должно быть конкретным, а не касаться личности ребенка. Он не неряха, просто сейчас у него в тетради маленький беспорядок. Не делайте ребенку несколько замечаний сразу;

– не в коем случае не сравнивайте

5. Рефлексия. Прощание.

Тренинг «Бумеранг родительского гнева».

Задачи: формирование положительных установок во взаимоотношениях ребенка и взрослого, дать рекомендации родителям по вопросам позитивного общения с детьми; заострить их внимание на эмоциональном мире детей, ознакомить родителей с особенностями формирования личности, развить умения семейного воспитания.

Материалы: лист с нарисованным циферблатом и темами для бесед, альбомные листы по количеству участников, цветные карандаши.

1. Ритуал приветствия.

Цель – сплочение группы, выработка механизмов эмпатии.

«Встаньте в круг, возьмите друг друга за руки. Приветливо посмотрите друг на друга, улыбнитесь и поздоровайтесь»

Информирование родителей о цели тренинга. Сегодня мы с вами поговорим о воспитании детей, о том, как наши эмоции сказываются на их психологическом здоровье, уделим внимание вопросам регулирования собственного гнева.

2. Игра-активатор «Час общения»

Цель – снятие эмоционального напряжения при общении.

  1. 1.У каждого из вас лист с нарисованным циферблатом (приложение 1). Сейчас вам предстоит назначить друг другу встречи. Чтобы не забыть о встречах (во сколько и с кем вы встречаетесь) вы будете их записывать в бланк. На одно и тоже время можно назначить встречу только с одним человеком. Время назначения встреч ограничено, поэтому действуйте быстро и организованно. Ваша задача – назначить как можно больше встреч. Время пошло. (1 мин.)
  2. 2.Всем спасибо. Сейчас вторая часть игры. Я буду называть час, вы встречаетесь с тем, с кем у вас назначена встреча и беседуете на предложенную мною тему. Например, я объявляю «час», вы встречаетесь, я говорю: «Тема – погода», вы беседуете (приложение 2).

Для беседы отводится 60 сек.

Вопросы родителям:

–  Легко ли было справиться с 1 частью игры и смогли ли вы назначить 12 встреч? Как это происходило: вы сами назначали встречу или к вам подходили? Приходилось ли отказывать или назначать другое время? Смогли ли вы сразу начать беседу по заданной теме, и кто был инициатором? Что вызвало затруднения?

3. Мини-лекция «Мир детства» (приложение 3)

Практический блок.

Сегодня мы постараемся побыть нашими детьми, прочувствовать их чувства и эмоции, проанализировать свои действия и поступки.

4. Упражнение «Цветок».

Цель – способствовать формированию позитивной позиции по отношению к имени ребенка, своему собственному.

Перед Вами лист бумаги. Нарисуйте в середине листа круг – это сердцевина цветка. Вспомните, как вы выбирали имя своему ребенку, как трепетно вы к этому относились.

Напишите имя своего ребенка в сердцевине. Напишите чувства, которые вы испытываете, когда читаете, слышите имя своего ребенка.

У каждого цветка есть лепестки и у нашего цветка тоже будут лепестки. Количество лепестков соответствует количеству имен-обращений к вашему ребенку. Постарайтесь вспомнить все имена обращения, не только те с которыми вы обращаетесь, но и другие члены семьи, друзья и знакомые вашего ребенка. Впишите в каждый лепесток имя-обращение. Напишите чувства, которые вы испытываете, когда слышите то или иное имя-обращение к своему ребенку. Если вам не нравится какое-либо имя-обращение, то заштрихуйте этот лепесток.

У цветка есть стебель. Вспомните, как вы обращаетесь к ребенку в порыве гнева, раздражения – подпишите это имя-обращение около стебля. Напишите, что вы чувствуете, когда вспоминаете свою интонацию при данном разговоре.

А сейчас задумайтесь, что нужно цветку, чтобы благоухать и радовать наш глаз? Конечно, ему необходимо питание, а получает он его через стебель.

А теперь посмотрите, какое питание получает ваш цветок, какие чувства его подкрепляют? Не зря говорят: «Ложка дегтя способна испортить бочку с медом». Так и мы порой своим обращением перечеркиваем все то, что для этого долго и упорно создавали. Даже если это имя, произнесенное с другой интонацией.

У цветка есть лист. Подпишите его тем именем-обращением, которое больше всего нравится вашему ребенку. Напишите свои чувства. Как вы думаете, совпадают ли ваши чувства с чувствами ребенка? Постарайтесь обращаться к нему так, как он любит.

5.Мини – беседа «Колобок и стрелы гнева».

Цель – активизировать членов группы, отреагирование чувств.

Представьте себя в образе «колобка». Вспомните, как начинается ваше утро.

Звук будильника,
«уже вставать», легкое раздражение,
надо принять душ, все входит в свое русло;
пора будить ребенка,
в ответ: «не хочу, еще чуть-чуть»;

«Я опаздываю, а ты снова со своими капризами», снова появляется раздражение, и т.д. и т.п. (Даете описание всего дня, при этом заостряете внимание там, где появляется раздражение.Потом вы говорите, что раздражение – это стрелы гнева, сначала полученные извне, а потом обратно выпущенные). И вот наш милый колобок превратился уже в колючего ежика. (Обсуждение)

6. Упражнения: «Кулачки», «Ежики».

Цель – осознание неконструктивных способов выражения агрессии.

Сейчас мы разделимся на две команды – яблоки и груши. (Работа в парах) «Яблоки» сжимают правую руку в кулак. Сожмите очень сильно, а «груши» должны разжать кулак, при этом старайтесь не причинить физическую боль. (потом меняются)

Обсуждение: кому удалось разжать кулак? Какие приемы вы использовали? Трудно ли было выполнить задание?

Аналогично проводится упражнение «Ежики». Один в паре сворачивается в клубок (кладет голову на колени и закрывает ее руками), а другой должен развернуть клубок.

А сейчас все сожмите все правую руку в кулак, сожмите очень крепко, а я пройду посмотрю. Когда убедитесь, что все выполнили ваше задание, просите: «Уважаемые родители, разожмите, пожалуйста, кулачки. Посмотрите на свои прекрасные добрые руки». Родители непроизвольно разжимают кулаки. А ведущий подводите итог: «оказывается не надо применять силу, манипулирование, угрозы – порой достаточно доброго, ласкового слова и все поменяется вокруг».

7. Беседа «Конструктивные способы разрядки гнева и агрессии».

Цель – расширение знаний родителей по сдерживанию нарастающей агрессии (приложение № 4).

Рефлексия.

8. Упражнение «Дерево».

Цель – закрепление основ правил воспитания.

Инструкция: «Нарисуйте дерево, таким каким вы его представляете». Обсуждение: (корни – питание, ствол – ребенок, солнце – любовь «любви не может быть много, но она не может быть слепой и не видящей проблем», дождь – проблемы, человек «привить к яблоне грушу»).

9. «Обратная связь»

10. «Прощание «Я желаю тебе…»

 «Связующая нить».

Детско – родительский тренинг.

Задачи: развития партнёрства и сотрудничества родителя с ребёнком, коррекция детско – родительских отношений, формирование чувства близости между родителями и детьми.

Материалы: клубок шерсти, шнурки (веревки) 50 см, цветные карандаши, пейджики, альбомные листы, ватман, повязки на глаза (шарфы, платки), стулья по количеству участников, столы (один стол на одну пару).

1. Упражнение «Связующая нить».

Участники становятся в круг. Ведущий, держа в руках клубок, здоровается со всеми и передаёт клубок соседу. Тот, кому попал клубок, приветствует всех и передаёт его следующему игроку, оставляя ниточку у себя. И так далее по кругу. Когда клубок возвращается к ведущему, все, оказывается, «связаны» одной нитью. Ведущий делает вывод: «Слегка натяните ниточку и почувствуйте, что мы – единое целое в этом мире».

2. Упражнение «Знакомство».

Дети и родители сидят в кругу.  Родители и дети рассказывают друг о друге по очереди. Каждый родитель представляет своего ребёнка и говорит, что он любит, какой у него характер. Дети подтверждают или опровергают слова родителей. В свою очередь, дети рассказывают о своих родителей, которые подтверждают или опровергают слова детей.

Вывод: в суете дней мы даже не замечаем, что дети уже выросли и многое о нас знают и замечают наши изменения. Некоторые с удивлением заметили, как изменились интересы у его ребёнка, у некоторых вызвало замешательство, так как обнаружилось, что они совсем не знают свою дочь или сына.

3. Упражнение «Узелок».

Каждый участник прячет одну руку за спину. Перед партнёрами находиться шнурок (верёвочка).

Инструкция: «У каждого из вас сейчас может работать одна рука. Вам вдвоём нужно завязать узелок на верёвочке».

Ведущий в ходе выполнения упражнения наблюдает за стилем общения между родителями и детьми и реакциями родителе на ошибку ребёнка, а также реакция детей на порицания и замечания со стороны родителя.

Обсуждение:

– Удалось ли вам выполнить задание?

–  Какие чувства вы испытывали? Почему?

– Что для вас было трудным? Лёгким?

– Какие выводы вы для себя сделали?

4. Упражнение «Машины».

Участники группы разбиваются на пары (родитель и ребёнок). Ребёнок в роли «машины», а родитель в роли «мойщика» машины. У мойщика глаза закрыты или завязаны. В течении 5 минут «машину» приводят в порядок: моют, протирают, полируют, проговаривая свои действия, используют как можно больше ласковых слов. Затем родители меняются с детьми ролями.

Обсуждение:

– Какие чувства испытывали при выполнении задания?

– Что для вас было неожиданностью?

– В какой роли больше понравилось быть? Почему?

Комментарии ведущего: как часто в отношениях между родителями и детьми не хватает поглаживаний, которые выражаются как в физическом прикосновении, так и вербальном (ласковые слова). Подумайте, как изменяться ваши отношения, если такие поглаживания будут частыми.

5. Упражнение «Один карандаш».

Родитель и ребёнок сидят рядом. Перед ними альбомный лист и один карандаш.

Инструкция: «нарисуйте вдвоём картинку, на которой обязательно должен быть дом и дерево. Рисовать надо вдвоём держась за один карандаш. Придумайте для рисунка названия и напишите также одним карандашом».

Обсуждение:

– Удалось ли прийти к общему мнению между родителем и ребёнком? Как?

– Кто в паре больше предлагал, а кто рисовал?

6. Рисование «Несуществующее животное».

Вся группа совместно на ватмане рисует несуществующее животное.

7. Рефлексия.

Вопросы родителям:

1.Что нового в поведении ребёнка вы заметили?

2.Что показалось вам важным и полезным в такой работе?

3.Что вы сами приобрели в процессе тренинга?

Вопросы детям:

Что вам больше всего понравилось?

Общий вопрос:

– Что бы вы пожелали друг другу и себе?

Тренинг «Мир детский и мир взрослый».

Задачи: осознание разницы между миром ребёнка и взрослого, что выражается в особенностях восприятия, эмоциональных переживаниях, приобретения навыков анализа причин поведения ребёнка, исходя из позиции самого ребёнка.

Материалы: клубок шерсти, альбомные листы, ручки.

1. Знакомство.

В руках у ведущего клубок шерсти: «у меня в руках волшебный клубок. Почему «волшебный», потому что тот участник, у кого он оказывается в руках, представляется, приветствует всех присутствующих». Ведущий показывает образец приветствия, а затем передаёт клубок дальше. Таким образом, клубок должен обойти всех участников.

2. Упражнение «Какая рука у соседа».

Участники берутся за руки.

Инструкция: «Сейчас, в течении несколько секунд, вам нужно почувствовать какая рука у вашего соседа».

3. Упражение «Билль о правах».

Часто родителям кажется, что дети их не слушаются и не соблюдают те правила и требования, которые они просят. Так ли это на самом деле? Давайте проверим.

Ведущий делит группу на две половины. Одна группа представляет детей, а другая – родителей. Задача каждой группы заключается в составлении списка своих прав (15 – 20 минут).  После того как каждая группа закончила подготовку такого списка «родители» и «дети» начинают поочерёдно предъявлять эти права друг другу, причём каждое права должно быть внесено в окончательный список только тогда, когда оно принято другой стороной. Каждая сторона имеет возможность отклонить какое – то право или настаивать на его изменение. На обсуждении каждого пункта отводиться 3-5 минут.

Комментарии ведущего: мы часто исходим из положения, что дети должны нас и окружающий мир понимать так же как взрослые, но это заблуждение. Дети делают свои выводы, учитывая при этом не толь то, что мы говорим, но и то, что мы при этом делаем, как ведём себя с другими людьми. Наш личный пример является подчас более воспитывающим, чем нравоучения.

4. Рефлексия.

Вопросы родителям:

1.Что нового в поведении себя и ребёнка вы узнали?

2.Что показалось вам важным и полезным в такой работе?

3.Что вы сами приобрели в процессе тренинга?

5. Прощание.

Тема: «Секреты здоровья детей раннего возраста!»

семинар для родителей раннего возраста.

Цель: помочь родителям понять своих детей; способствовать проявлению заботы о психологическом здоровье своего ребенка.

Материалы: мяч, листы, ручки по количеству участников.

1. Приветствие: игра – ассоциация «Здоровье – это…».

Родителям нужно продолжить предложение: с чем у них ассоциируется «здоровье»

Комментарий: в конце игры ведущий делает вывод, что здоровье бывает не только физическое, но и психическое, о котором часто забывают.

3. Профилактика вирусных заболеваний (медицинская сестра).

4. Мини-лекция «Профилактика речевых нарушений у детей» (учитель – логопед).

5. Мини – лекция «Вредные привычки»

   Патологические привычки – это навязчивые, фиксированные действия, похожие на ритуал, отрицательно сказывающиеся на поведении ребенка. Его физическом и психическом развитии.

     Выделяют следующие привычки:

 ·  онанизм (мастурбация),

 ·  сосание пальца, предметов,

 ·  кусание и грызение ногтей (онихофагия)

 ·  выдергивание или выщипывание волос (трихотилломания)

 ·  ритмическое раскачивание головой и туловищем (яктация).

     Данные привычки часто являются выражением нервности и трудно поддаются коррекции. Поэтому их относят к патологическим. Родители и педагоги могут помочь детям избавиться от этих привычек. Но для этого они должны хорошо знать их природу и действовать осмотрительно.

    Патологические привычки уменьшают переживания ребенка и снимают эмоциональное напряжение. Подавив одну привычку можно получить взамен другую. Дошкольники не желают отказываться от них и активно сопротивляются, когда взрослые воюют с приятными для них действиями.

Патологические привычки имеют, как общие, так и специфические черты.

Онанизм.

     Рассмотрим причины его возникновения. Привычка чаще всего проявляется у девочек, которые не играют в куклы и выбирают общение с мальчиками. И также у мальчиков с ярко выраженными мальчишескими чертами поведения. Часто онанизм встречается у ребенка, с неукротимым темпераментом и повышенной потребностью в разрядке накопившегося психического напряжения.
     К онанизму может привести излишняя строгость, многочисленные запреты и физические наказания, которые способствует приливу крови к генитальной области и действует раздражающим образом.   

     Недостаток ласки, ранний выход матери на работу, передача ребенка родственникам и няням. Такие дети скрывают свои чувства и переживания. Они живут в своем воображаемом и закрытом мире, в котором восполняют нехватку тепла и любви со стороны родителей.

     Причиной может быть насильное кормление. Встречается у детей с невропатией, со сниженным весом. Удовольствия от пищи дети не испытывают, а процесс еды часто сопровождается с тошнотой и рвотой. А область рта рефлекторно связана с генитальной.

     Клинической предпосылкой онанизма, как и всех патологических привычек, является повышенный уровень возбудимости, проявление невропатии. Еще проявлением невропатии является затрудненное засыпание, беспокойный и прерывистый сон. Потливость, чрезмерное укутывание, диатез с зудом, трение тесной одежды.

Рекомендации.

     Не ругать и не стыдить ребенка при всех. Ближе узнать его, уделять ему больше внимания и терпеливо разобраться в причинах онанизма. Нельзя физически наказывать ребенка, проверять каждый шаг, не доверять его словам, подвергать унизительным допросам и осмотрам.

    Больше искренности и доверительности в отношениях, двигательной активности – подвижные и спортивные игры, прогулки перед сном. Благоприятно воздействие водных процедур – купание, душ, обтирание.

     Если попытки данной привычки все же есть, нужно обратиться к гинекологу или урологу (в зависимости от пола) или обратиться за консультацией к невропатологу.

Сосание большого пальца.

      Сюда же относится сосание соски до 3-4 лет.

     Сосание большого пальца восполняет нереализованный инстинкт сосания и уменьшает беспокойство, успокаивает, убаюкивает, смягчает тяжесть одиночества, приглушает физическую боль. Начинает появляться у ребенка около 6 месяцев. Чаще бывает у детей с флегматичным темпераментом. 

     Беспокойство проявляется и у плода, если мать волнуется, устает или болеет при беременности. На снимках видно, как плод в этом случае сосет палец.

     Причиной является нежелание матери иметь ребенка. Это неблагоприятно отражается как на самой беременности, и на грудном вскармливании.

    Вследствие отсутствия грудного вскармливания, раннего перехода к бутылке с соской с широким отверстием, в результате чего ребенок слишком быстро поглощает пищу и не успевает насосаться настолько, насколько ему хочется.

     Недостаток материнской ласки, теплого обращения, передача малыша на воспитание родственникам и няне, в круглосуточное ДОУ.

Рекомендации.

     Нельзя наказывать и стыдить за такую привязанность. Говорить об этом, подчеркивать и закреплять патологическую привычку постоянными напоминаниями. Отбирать любимый предмет, который сосет ребенок.

     Наилучшей тактикой предупреждения и устранения этой привычки является не борьба, а установление доверительного контакта с ребенком, своевременное успокоение и снятие беспокойства.

     Наполните жизнь ребенка новыми впечатлениями, помогите ему найти настоящего друга.

     Разумно пользуйтесь соской, покачивайте кроватку, убаюкивайте, пойте колыбельную. Подумайте об отсутствии лишних ограничений и чрезмерной активности детей. Регулярно пополняйте багаж совместных положительных впечатлений и эмоций.

Кусание или грызение ногтей.

     Кусание и грызение ногтей, как и сосание пальца, возвращает ребенка в период младенчества. Грызение ногтей – легко возникающая привычка, которая носит непроизвольный характер и избавиться от нее чрезвычайно трудно.

     Дети обкусывают не только выступающие части ногтей, но и частично и прилегающие участки кожи. Это может приводить к воспалительным процессам. Обкусывание ногтей сопровождается их проглатыванием.

     Вовремя грызения ногтей у ребенка происходит выход агрессии и напряженности, психологического дискомфорта и раздражения. Он просто получает удовольствие. Если ребенок не выражает свои переживания и отрицательные эмоции, то они копятся у него и находят такой выход.

Рекомендации.

     Нельзя интеллектуально перегружать ребенка в ущерб другим сторонам психического развития. Запрещать и наказывать его за эту патологическую привычку. Говорить ребенку о грызение ногтей, тем самым фиксируя словами в сознании эту привычку.

      Необходимо научить ребенка адекватным способам выражения агрессии. Позволяйте ребенку свободно и адекватно выражать свою агрессию и накопившийся гнев. Учитесь понимать, что происходит с ребенком, переключайте и отвлекайте его внимание в момент грызения ногтей.

     Уменьшите чрезмерные требования к ребенку. Необходимо настроиться на длительный период затухания этой привычки, который приблизительно равен периоду ее протекания.

Ритмическое раскачивание головой и туловищем.

     Причины появления -трудности засыпания (ребенок сам себя укачивает); недостаточная эмоциональная и материальная среда.

    Органическое поражение центральной нервной системы, выражающееся в завышенном пороге восприятия, то есть ребенку постоянно нужны новые яркие впечатления. Не получая их, он испытывает внутренний дискомфорт, который внешне проявляется в навязчивых действиях, в частности в раскачивании.

      Данная причина требует специального медицинского лечения и коррекционных мероприятий.

Рекомендации.

      Важно выяснить, снятся ли ребенку кошмары, боится ли он темноты и может ли оставаться один в комнате. Не фиксировать внимание на привычке.

     Доверительное, эмоциональное и теплое общение родителей с ребенком. Пополнить материальную среду. Можно перед сном заняться с ребенком спокойным интересным делом. Например, почитать книгу, принять расслабляющую ванну, послушать классическую музыку.
     Итак, патологические привычки являются признаком нервности и достаточно трудно поддаются коррекции. Взрослые могут и должны помочь детям преодолеть их притяжение.

6. Обратная связь.

7. Прощание

Тема «Игрушки детей раннего возраста».

семинар – практикум для родителей.

Цель: показать значение игрушки в жизни детей, её развивающие функции.

Материалы: мяч, кукла Барби, пирамидка, пупсик, робот, плюшевый мишка, динозавр.

1. Приветствие – упражнение «Игрушка моего детства».

В руках у ведущего мяч. Он бросает его каждому из родителей, родители должны вернуть мяч ведущему, после того как продолжать предложение: «игрушка моего детства – это…».

Вывод: игрушки разные по функциональности, но они оставили у нас в памяти сои воспоминания: помним какая она была на ощупь, какие чувства у нас вызывала.

Мы знаем, что игрушки нам нужны детям, но для чего. Какая роль игрушки в жизни детей? (вопрос родителям).

2. Мини – лекция «Роль игрушки в жизни детей».

Игрушка для ребёнка – инструмент познания. Манипулируя игрушками, дети познают мир, мыслят, развиваются. И от того что именно будет предложено в этих самых манипуляциях, зависит и в каком направлении будет развиваться его мышление.

Дети интересуются со всем другими сторонами игрушки, им не интересно знать о её самоценности. Совершенно неважно какая перед ними кукла или машинка – коллекционная или серийная из обычного магазина, их значительно больше занимает вопрос: что с ней можно сделать.

Ребёнок в процессе развития воссоздаёт и изображает ту реальность, которую он наблюдает и в которой непосредственно принимает участие. Основные типы игрушек для раннего возраста:

1. Пирамидки

Пирамидка – очень полезная игрушка для малышей. Начиная с раннего возраста, пирамидка может использоваться для сериационных игр (соотнесения деталей по размеру и цвету), в результате которых формируются соответствующие сенсорные эталоны.

От 1 г. 5-6 мес. можно учить складыванию так называемой гладкой пирамиды. У такой пирамидки края колец скошенные, так, что сложенная правильно (от большего кольца к меньшему), эта игрушка на ощупь гладкая.

Для детей третьего года жизни пирамидка может состоять из 6-7 колец разного цвета. В этом возрасте с помощью пирамидки можно учиться различать не только размеры, но и цвета.

Вкладыши

Вкладыши – это специальные игрушки, предназначенные для развития наглядно-действенного мышления малыша. Набор вкладышей представляет собой несколько (от 3 до 12) полых предметов одинаковой формы и разного размера. Это могут быть кубики, стаканчики, цилиндры, мисочки, половинки шара, убывающие по величине или даже матрешки. Вкладывая меньший предмет в больший, дети учатся соотносить величину предметов, координируя действия руки и глаза. Эти игрушки очень полезны для развития восприятия и мышления ребёнка второго года жизни. К вкладышам также относят коробки для форм и предметных изображений. Это специальные пособия с прорезями или углублениями различной формы и размера, в которые вкладываются соответствующие предметы или картинки. Такие игровые пособия способствуют развитию восприятия формы и размера.

Детям от 1,5 лет подойдут наборы, состоящие из 5 и более предметов. Лучше, если это будет 5 и более местная матрешка и, соответствующий ей по количеству предметов и размеру, набор мисочек или кубиков. Выбирая плоскостной вкладыш или коробку для форм для детей более старшего возраста, следует выбирать такие, в которых само действие по вкладыванию предметов различной формы включено в какой-то игровой сюжет. Подойдут вкладыши с изображениями разных предметов, ориентируясь на форму которых ребенок должен найти соответствующее окошко, особенно хороши такие, где предметные картинки являются частями большой сюжетной картины. В этом случае можно будет разыгрывать ситуации с развитием какой-нибудь сказки, истории.

Транспортные игрушки.

Транспортные игрушки – это игрушки, отображающие различные виды транспорта. Это могут быть машины (легковые и грузовые, машины скорой помощи и милиции и пр.), железнодорожный, авиа – или водный транспорт, приспособления для механической транспортировки – тачки, коляски, кареты, тележки и пр. Игрушечный транспорт служит развитию детской моторики, воображения, эмоционально-личностной и познавательной сферы. Хорошая машинка или поезд обогащает сюжетную игру за счет возможности перемещения персонажей и предметов, помогает малышу освоить различные социальные роли, реализовать познавательные интересы.

В возрасте от одного года до трех лет ребенок впервые знакомится с разными видами и типами транспорта, их названием и функциональным назначением. Соответственно, транспортная игрушка для этого возраста должна обладать узнаваемым обликом и иметь хорошие динамические свойства – быть устойчивой, легко и ровно передвигаться.  В этом случае игрушечный транспорт будет отражать действия самого ребенка и сможет служить материалом для экспериментирования.

Для детей от 1,5 лет первым игрушечным транспортом станет «игрушка-каталка». Причем вначале лучше купить каталку на палочке – яркую бабочку или птичку, которую малыш будет приводить в движение, толкая ее перед собой. С ее помощью он научится связывать движения предметов с собственными действиями. Кроме улучшения координации, такая игрушка способствует развитию познавательной активности ребенка – ведь так интересно понять, каким образом, откуда вдруг возникает движение игрушки. Позднее, когда малыш хорошо освоит пространство перед собой, ему можно предложить каталку на веревочке.

Одновременно можно начать знакомить малыша с различными видами транспорта. Для этого понадобятся:

– небольшой паровозик с крупными деталями (особенно хороши для этого возраста паровозики с дополнительными функциями конструктора или пирамидки);

– легковой или грузовой игрушечный автомобиль – он должен быть достаточно крупным, чтобы малыш мог катать в нем любимых персонажей (хорошо также, если у него будут открываться дверки или багажник и будет пружинный механизм – это позволит в полной мере реализоваться исследовательской активности малыша);

– кораблик или лодочка пригодятся для игр в ванной (при выборе следует обратить внимание, чтобы они хорошо держались и не заваливались на воде)

– небольшой легкий самолет, удобный для руки ребенка, должен вмещать в свою кабину маленькую матрешку или любого другого персонажа.

Мозаики.

Мозаика – способ создания изображения или узора из мельчайших кусочков (цветных камней, керамических плиток и т.д.). Сегодня существует очень много разнообразных наборов мозаики для детей. Собирание мозаики очень важно для психического развития ребенка. Во-первых, в нем участвует мелкая моторика рук, развивается образное мышление, воображение. Во-вторых, создавая изображение с помощью мозаики, у ребенка развивается целеполагание и целенаправленная деятельность, волевая регуляция поведения (произвольность). В-третьих, мозаика развивает художественный вкус ребенка, позволяет проявить ему творческую активность и служит особым средством познания мира.

Как выбирать.

Мозаики для малышей около 1 года обычно не имеют поля, на котором можно строить изображение и представляют собой довольно крупные фигурные фишки до 8 см, соединяющиеся друг с другом прорезями и выступами. Эту мозаику можно раскладывать на любой горизонтальной поверхности: полу, столе и др. За счет крупного размера деталей ребенку удобно держать их в руках. Кроме того, такие фишки соответствуют и познавательному развитию ребенка – их можно просто соединять между собой, создавая, таким образом, доступные для ребенка изображения: дорожку, кружок, который может быть солнышком, цветочком и т.д. Однако важно отметить, что такому маленькому ребенку интересно не столько построение изображения, сколько изучение принципа соединения деталей, рассматривание формы и цветов фишек, а также цветовое соотношение, получающееся при создании чего-то целого. Этот вид мозаик может прослужить долго, вплоть до 4-5 лет. Необходимо будет только позаботится о том, чтобы количество деталей росло вместе с малышом.

Для малышей в возрасте 1-3 лет хороши пособия, в которых ножки (штырьки) имеются на поле, а не на фишках. Обычно такие мозаики тоже делаются крупных размеров, благодаря чему их удобно держать в руках и нет опасности, что малыш может нечаянно проглотить деталь. Часто этот вид мозаики можно встретить в варианте с вертикальным полем, достигающем метрового размера. Для малышей этот вариант замечателен тем, что не ограничивает его движений. Кроме того, иногда такие поля уже раскрашены, т.е. имеют какое-то изображение (например, бабочку), что позволяет малышу, соотнося цвета фишек и выступов на поле, создавать такие сложные рисунки, а ведь это так здорово – чувствовать себя создателем!

Детям от двух лет можно предложить штырьковую мозаику. Лучше, если детали будут не меньше 1 см в окружности, – такие мозаики способствуют развитию мелкой моторики рук. Малышам нравится просто втыкать фишки, по-разному располагая их на поле.

3. Упражнение «Продавец игрушек».

Родителям предлагается выбрать на свой вкус игрушку и прорекламировать её так, чтобы купили.  Игрушки: кукла Барби, пирамидка, пупсик, робот, плюшевый мишка, динозавр.

Вывод: в современном мире много встречается так называемых «антиигрушек», в которой содержится идея самообладания, а не радостного постижения мира. Черепашки – ниндзя, трансформеры – роботы, Бетмен, Человек – паук – эти игрушки способствуют накоплению агрессивных фантазий ребёнка, часто реализуемые в жизни по отношению к более слабым – животным и маленьким детям. А почему Барби – «антиигрушка»? Современные Барби, имея различные имена, очень похожи друг на друга. Ребёнок оказывается на путях стереотипов и навязывания определённого образа жизни и мировоззрения. Барби вызывают у девочек стойкое недовольство своей фигурой – комплекс неполноценности, приводящий к неврозу. Не все игрушки полезны.

4.Обратная связь.

5. Прощание «Я желаю…»

Тема “Игра в жизни ребенка”.

семинар-практикум для родителей.

Задачи: познакомить родителей с особенностями игры детей раннего возраста. Подвести родителей к осознанию важности игры в жизни ребёнка. Вовлечь родителей в игровую деятельность.

Материалы: маркер, ватман (доска), листы с незаконченными предложениями.

1. Игра с родителями “Комплимент“.

Родители сидят в кругу. Каждый участник представляется и, передавая соседу мяч, говорит комплимент.

2. Обсуждение по кругу “Зачем нужна игра?”

Родители по очереди высказывают своё мнение по поводу значения игры в жизни их ребёнка. Воспитатель на доске записывает эти высказывания. После обсуждения воспитатель подводит итог, говоря об игре как ведущей деятельности, с помощью которой развиваются все психические функции ребёнка

3. “Закрытое анкетирование”.

Ведущий раздаёт карточки с первыми словами предложения, а родители должны его продолжить:

-Мой ребёнок любит играть…

-Дома мы с детьми играем в игры…

-Эти игры могут научить ребёнка…

4. Дискуссия “Нужно ли руководить играми детей?”

–  Как вы считаете, нужно ли руководить игрой ребёнка?

Ведущий делает вывод, если не играть, не руководить игрой малыша в раннем возрасте, то у него не сформируется умение играть как самостоятельно, так и с другими детьми.

5. Блиц- опрос родителей “Лучший знаток игровой деятельности ребёнка”

Вопросы:

  -Чем вы руководствуетесь, покупая игрушки?

-Есть ли в вашей семье игрушки, сделанные своими руками?

  -Можно ли играть с ребёнком в карты?

  – Как быть, если любая неудача в игре вызывает у ребёнка угнетённое состояние или слёзы?

6. Обсуждение “Особенности игры с детьми женщин и мужчин”.

Родители по желанию высказывают своё мнение по поводу различий игры папы и мамы с ребёнком. Воспитатель в столбик записывает на доске эти характеристики.  В заключении родителям предоставляется возможность сравнить особенности игр папы и мамы с ребёнком и сделать вывод о взаимодополняемости этих игр.

7. Обратная связь.

8. Прощание

Тема «В царстве упрямства и капризов».

семинар – практикум.

Цель: познакомить родителей с психологическими особенностями ребенка 3 лет; актуализировать проблемы воспитания и развития детей 3-летнего возраста и найти пути их решения; повысить педагогическую культуру родителей.

Материалы: мяч,

1. Приветствие: игра – ассоциация «Кризис – это…»

Ведущий бросает родителям мяч с просьбой продолжить предложение: «Кризис – это…».

Комментарий: прослушав все ответы родителей, ведущий делает вывод, что чаще всего слово «кризис» ассоциируют с чем – то негативным, требующим внимания и терпения.

2. Упражнение «Трудности воспитания детей раннего возраста».

Родители объединяются в подгруппы и составляют список трудностей при взаимодействии с детьми раннего возраста. 

3. Мини – лекция «Кризис трех лет»

К трем годам вы начинаете замечать серьезные изменения в своем ребенке, он становится упрямым, капризным, вздорным. Чаще родители растеряны и раздражены. Многие не знают, что в это время происходит очень важный для ребенка психический процесс: это первое яркое выражение своего «Я», это его попытка самостоятельно отдалиться от матери, удлинить психологическую пуповину, научиться многое делать самому и как-то решать свои проблемы. Без психологического отделения от родителей ребенку сложно будет найти себя в этой жизни, выработать механизмы психологической адаптации и гибкого поведения в различных ситуациях.

Родители не должны пугаться остроты протекания кризисов, это вовсе не отрицательный показатель. Напротив, яркое проявление ребенка в самоутверждении в новом возрастном качестве говорит о том, что в его психике сложились все возрастные новообразования для дальнейшего развития его личности и адаптивных способностей. И, наоборот, внешняя «бескризисность», создающая иллюзию благополучия, может быть обманчивой, свидетельствовать о том, что в развитии ребенка не произошло соответствующих изменений.

4. Упражнение «Качества взрослого, необходимые ему при взаимодействии с детьми раннего возраста».

Родители объединяются в подгруппы и составляют список качеств взрослого (родителей), необходимых им при взаимодействии с детьми раннего возраста. 

5. Как реагировать взрослым на кризис трех лет?

Что необходимо знать воспитателям и родителям о детском упрямстве и капризности:

– Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев;

– Как правило, фаза эта заканчивается к 3.5 – 4 годам (случайные приступы упрямства в более старшем возрасте – тоже вещь вполне нормальная);

– Пик упрямства приходится на 2.5 – 3 года жизни;

– Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.

– Девочки капризничают чаще, чем мальчики.

– В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день (у некоторых – до 19 раз);

– Если дети по достижении 4 лет все еще продолжают часто упрямиться и капризничать, то вероятнее всего речь идет о «фиксированном» упрямстве, истеричности, как удобных способах манипулирования ребенком своими родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребенка, нередко ради своего спокойствия.

Что могут сделать родители:

– Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Примите это как необходимость.

– Во время приступа упрямства оставайтесь рядом, дайте ребенку почувствовать, что вы его понимаете.

– Не пытайтесь во время приступа что-то внушать ребенку. Это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки еще сильнее будоражат.

– Истеричность и капризность требуют зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая плохая девочка, ай-я-яй!». Ребенку только это и нужно.

– Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ у ребенка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять его за руку и увести.

– Постарайтесь схитрить: «Ох, какая у меня есть интересная игрушка, книжка, штучка!», «А что это за окном ворона делает?» – подобные маневры заинтересуют и отвлекут.

– Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали: «Нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.

7. Обратная связь.

8. Прощание «Я тебе желаю…»

Вам также может понравиться...
16204