Зайцева Татьяна Владимировна – Учитель начальных классов МОУ «СОШ №46» г. Саратов
Дата поступления работы: 23.03.2022г.
Актуализация знаний на уроках в начальной школе
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хочу поделиться опытом работы в организации проблемной и поисковой ситуации на этапе урока «Актуализация знаний»
«Я слышу – я забываю,
я вижу – я запоминаю,
я делаю – я усваиваю.»
гласит Китайская мудрость
Структура современного урока – это последовательность отдельных этапов урока, их логическое взаиморасположение.
Актуализация знаний – этап урока, предполагающий воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, необходимых для «открытия» нового знания и осуществление выхода на задание, вызывающее познавательное затруднение.
Дидактическая задача этапа – актуализировать прежние знания, навыки и умения, непосредственно связанные с темой урока; подготовить учащихся к работе на уроке.
Содержание этапа – организация действий школьников, направленных на решение проблем и достижение целей урока.
Очень важно, что актуализация прослеживается на уроках любого типа.
В своей работе я использую несколько эффективных способов организации проблемной и поисковой ситуации на этапе урока «Актуализация знаний».
1. Вопрос – ответ (утверждения верно – неверно, да – нет).
Учитель озвучивает вопросы (содержащие знания, понятия, необходимые и достаточные для изучения нового). Учащиеся отвечают на вопросы указанным способом (с помощью сигнальных карточек, хлопками, поднятием руки, высказыванием нужного слова и т.п.)
2. Проблемная ситуация. Столкнувшись с проблемой, ребята с удовольствием находят пути ее решения.
3. Продолжи фразу
Педагог просит детей продолжить неоконченные предложения. Многие определения и правила заучиваются наизусть… тогда и приходит на помощь данный способ актуализации.
4. Кроссворд.
Все мы давно знакомы с кроссвордами. Их огромное множество. Сейчас очень легко можно составить свой кроссворд на любую тему на сайте фабрика кроссвордов.
5. Кластер – графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением связи между ними (этими единицами).
6. “Корзина понятий”, “Волшебный чемоданчик”, “Чёрный ящик” и т.д.
Данные предметы содержат в себе набор понятий, вопросов, утверждений, загадок и т.д., которые активизируют деятельность, помогут повторить и привести в систему необходимые знания. Дети воспринимают как сюрприз.
7. Ассоциативный куст.
8. Соотношения. (соединить части предложений или понятие с определением)
9. Гость на уроке.
Дети с удовольствием общаются с пришедшими на урок людьми, которые могут интересно преподнести информацию по теме урока. Это могут быть педагоги, родители, старшеклассники или заранее подготовленный одноклассник.