Макаренко Юлия Александровна – Учитель музыки 1 категории МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Магнитогорск, Челябинская область
Дата поступления работы: 27.04.24г.
Тема урока 5 класс: «Портрет в музыке и живописи. Музыка и музыканты в годы ВОВ»
Цель урока: Показать характер изменений, произошедших в отечественной культуре в годы войны, оценить вклад деятелей культуры в победу над противником.
Задачи:
Личностные:
– формирование чувства патриотизма, социальной компетентности у учащихся.
Предметные:
– раскрыть особенности развития музыки и изобразительного искусства в годы Великой Отечественной войны;
– рассмотреть основные направления развития музыки и живописи в годы войны;
– проследить преемственность патриотических традиций отечественной истории;
Метапредметные:
– формирование познавательного интереса к предмету через использование интерактивных приемов, путем развития у учащихся исследовательских умений: анализа, сравнения, синтеза, обобщения;
Тип урока: Интегрированный урок получения новых знаний
Несмотря на то, что как говорят «в музыке всего семь нот», сочетание этих нот бесконечно. Музыка рисует портреты и пейзажи, вовлекает нас в сопереживание личной или общечеловеческой проблемы. Главное, научиться внимательно её слушать и попытаться понять, что именно хотят донести до нас композиторы и исполнители!
Ученики угадывают что это – Портрет – это произведение изобразительного искусства, содержащее изображение определённого человека или группы людей, а также художественное изображение, образ литературного героя.
Исходя из этого определения, можно сказать, что термин «портрет» применим и к живописи, и к литературе. Данный жанр характерен и для музыкального искусства.
Музыка может быть не только живописной, то есть передавать характерные черты человека, героя или инструмента, или рисовать пейзажную зарисовку. Она может выражать какую-то эмоцию или глобальную идею: идею борьбы, победы, справедливости, героизма. Какие ассоциации сразу же приходят вам на ум при слове: героизм, борьба, победа?
Ответы учеников…..
Тема нашего урока: Портрет в музыке и живописи. Музыка и музыканты в годы ВОВ.
В этом году знаменательная дата – 75 лет со дня победы в Великой Отечественной войне, мы вновь и вновь вспоминаем о этой войне. Для того, чтобы жить в будущем, мы должны помнить о прошлом – это наш долг перед мужеством защитников прошедшей войны, ощутить ответственность перед памятью этих людей.
Много испытаний предстояло преодолеть нашему народу. Трудными были долгие 1418 дней, которые отмечены боями и сражениями, потерями родных и близких. Но, с приходом войны, невозможно остановить творческую идею, она может прорасти сквозь все испытания.
Как вы думаете, какие виды искусства будут наиболее актуальными и востребованными в начале войны? Кино, театр, живопись, музыка
“Все для фронта, все для победы!” – этот лозунг определил характер и задачи искусства в те суровые годы. Прежде всего, это было искусство агитационное: публицистика, искусство массовых форм, обращенное к миллионам людей – политическая карикатура, плакат, рисунки для фронтовых газет.
Учитель. Почему?
Ответы. Позволяет быстро откликаться на события, реагировать сразу, так как для создания картины нужно время, а плакат можно быстро выпустить и большими тиражами. ПЛАКАТЫ ИЛИ ПОСТЕРЫ КАК СЕГОДНЯ НАЗЫВАЮТ или ПОСТЫ
Учитель: Могло ли искусство помочь победить фашизм? Каким образом?
Демонстрация плакатов
Учитель: Какой плакат показался вам более запоминающимся? Почему?
Плакат – это часть живописи. А как откликнулись на события ВОВ художники живописцы. ПОРТРЕТЫ СОЛДАТ
О чем рассказывают нам эти полотна? Кто является главным героем? Главный герой этих полотен – солдат на войне, его духовная жизнь, мысли и чувства – обращают на себя пристальное внимание художников.
Какую роль могли сыграть эти картины в деле победы?
Ряд портретов Музыкант на картине
О чем говорят нам эти картины?
ЖИЗНЬ ВО ВСЕХ ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЯХ: СНИМАЛОСЬ КИНО, ПРИЕЗЖАЛИ КОНЦЕРТНЫЕ БРИГАДЫ, МУЗЫКАНТЫ СОЧИНЯЛИ МУЗЫКУ
портрет Шостаковича
ВОЕВАЛ
ШОСТАКОВИЧ И СИМФОНИЯ
С первых дней войны Дмитрий Дмитриевич начал добиваться отправки на фронт, но везде получал отказ: во-первых, он был очень близорук, а во-вторых, военные считали, что его жизнь, жизнь талантливого композитора – особое богатство народа, и её нельзя подвергать опасности. Тогда композитор записался в народное ополчение.
Ученик 3: Шостакович стремился приносить посильную пользу и в своём основном виде деятельности. Например, когда другие команды музыкантов отправлялись выступать в частях Красной Армии, он сочинял для них фронтовые песни, делал переложения музыки с фортепиано на другие инструменты: ведь рояль в воинские части привезти было невозможно.
Ученик 4: В первые дни войны композитор сочинял песни, так как считал, что для армии они сейчас нужнее всего.
Из истории: В августе 1941 года Ленинград (так назывался Санкт-Петербург с 1924 по 1991 год) оказался в кольце фашистских войск. Связь города со страной прервалась. Началась 900-дневная блокада Ленинграда, унёсшая около миллиона человеческих жизней.
На жителей города обрушился голод. Единственным продуктом питания был хлеб, но его не хватало. Суточная норма в декабре 1941 года рабочим составляла 250 граммов, всем остальным – 125 граммов. Люди умирали, но не сдавались. Они гибли от бомбёжек и обстрелов, от холода и голода. 900 дней и ночей был оторван город на Неве от Большой земли. Легче его жителям стало после наступления в январе 1943 года советских войск, когда в фашистской обороне был пробит коридор шириной 8-11 километров. По нему пошли поезда и машины с продуктами. Всем стало ясно: Ленинград выстоит и победит. Вражеский замысел задушить защитников города не удался. Полностью от блокады Ленинград был освобождён только в январе 1944 года.
Шостакович решил сочинить симфонию, которая расскажет о несокрушимой стойкости ленинградцев, всех людей нашей страны, об их стремлении к победе над врагом. Композитор стал делать наброски, и работа пошла очень быстро. Музыка словно постоянно звучала у него в ушах. Так создавалась симфония №7.
Шостакович не мог ни на минуту расстаться со своей симфонией. Часто бывало так, что, отправляясь дежурить на крышу во время фашистских бомбёжек, он захватывал с собой нотные листы с записями. Сохранились даже фотографии, где композитор Дмитрий Шостакович, одетый в пожарную каску, дежурит на крыше консерватории. Даже во время воздушной тревоги, когда вся семья отправлялась в бомбоубежище, Шостакович не замечая рёва самолётов и взрыва снарядов, продолжал сочинять свою гениальную музыку.
СЛАЙД СТРОЕНИЕ
Симфония – музыкальное произведение, для симфонического оркестра, которое обычно состоит из четырёх частей. Благодаря тому, что работа шла так быстро, уже в сентябре композитор сумел завершить сочинение трёх частей и расписал их в партитуре, то есть – в переложении для всех инструментов оркестра. Но осенью композитора заставили отправиться, и он был вынужден уехать на Волгу, в город Куйбышев. Здесь, в нелёгких условиях эвакуации, он продолжал неотрывно писать свою симфонию.
Композитор старался сочинять как можно быстрее. Он создавал музыку, всё время ощущая боль за свой родной город, за сражавшихся там людей. Ему казалось, что своей музыкой он может помочь ленинградцам выстоять. Он завершил работу 21 декабря 1941 года. Поставив последнюю точку в нотной партитуре, композитор написал на титульном листе симфонии: «Моему родному городу Ленинграду, нашей грядущей победе над фашизмом посвящается.»
Многие считали, что исполнение этой музыки в суровом, измученном блокадой городе осуществить невозможно, но всё же, решено было это сделать. Оригинал партитуры перевозили на боевом самолёте вместе с медикаментами. Но выяснилось, что оркестр ленинградской филармонии распался: многие музыканты были на фронте, кто-то погиб от истощения. Дирижер Карл Элиасберг стал искать музыкантов по госпиталям, чтобы исполнить симфонию требовалось около 80 музыкантов, но их было всего 15! Собирали музыкантов с линии обороны, но многие музыканты от многочисленных ранений так и не смогли дожить до долгожданного концерта.
Но, собирая оркестр заново, все понимали, что вскоре суждено состояться не просто концерту, а подлинному историческому событию. Потому что эта музыка говорила: город не только сражался в кольце блокады, он жил и высокой духовной жизнью. Поэтому так важно было услышать эту симфонию самим ленинградцам.
Осуществить исполнение симфонии в голодном полуразрушенном городе, это было уже само по себе подвигом. К премьере готовились не только в городе. Чтобы фашисты не смогли помешать исполнению музыки, военные на линии фронта провели мощную артиллерийскую атаку, чтобы враги не смогли своими обстрелами сорвать долгожданную премьеру.
Зал слушал новую симфонию в полной тишине. Одна за другой проходили перед воображением слушателей картины современности: мирная довоенная жизнь, нападение на страну фашистских завоевателей, поступь которых композитор передал в своей «теме нашествия», героическое сопротивление нашей страны и оплакивание погибших героев. Шёл 1942 год, до конца войны оставалось ещё три тяжёлых года, но композитор своей гениальной музыкой словно провозглашал: «Мы выстоим, и победа будет за нами!»
Сейчас наступило время послушать музыку Дмитрия Шостаковича. Вы услышите отрывок из первой, самой яркой, части «Ленинградской» симфонии. В этой части и звучит «тема нашествия». И так, слушаем и думаем о характере этой музыки.
Что рисует эта музыкальная тема?
Анализ музыки. (Ответы детей)
Тема нашествия рисует нападение на нашу страну, тупую силу, из которой выбили всё гуманное, живое. Она повторяется 280 тактов, создавая впечатление, что это идут марионетки, которых дёргают за нитки, они идут, не рассуждая, топчут, грабят и убивают. Но вот в тот момент, когда кажется, что нет силы, способной остановить их, возникает тема сопротивления, как её называют музыковеды – «русская тема», она сталкивается с темой нашествия и побеждает её.
– А теперь давайте вспомним, что такое симфония?
– Какую имеет форму?
– Что входит в сонатную форму?
И мы остановимся на этом подробнее:
Сонатная форма имеет части – экспозиция, разработка, реприза, кода.
Экспозиция состоит из 2-ух тем: гл.п. и п.п. Обратите на них внимание. (Смотрим на экран)
– Главная партия – героическая и величественная; побочная партия – лирическая;
Они обе рисуют мирное время. Анализ тем. (Разбор средств музыкальной выразительности)
– Затем вдруг появляется тема нашествия. Какую она имеет форму? Вариации. Звучание темы меняется 11 раз.
– Как они изменяются? Меняется тембр и динамика.
Теперь уже слушаем первую часть Седьмой симфонии сначала, вспоминая темы, которые разобрали.
Дмитрий Шостакович писал в одной из своих статей, обращённых к молодёжи: «Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств. Оно сделает вас духовно богаче, чище и совершеннее. Благодаря музыке, вы найдёте в себе новые, неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках».
Главную роль в музыкальном искусстве, конечно, играла песня. Музыканты вместе с воюющим народом ковали победу и писали песни о том, что было самым сокровенным в душах измученных войной людей.
Хорошая песня всегда была верным помощником бойца. С песней он отдыхал в короткие часы затишья, вспоминал родных и близких.
«Бессмертный полк» — международное общественное гражданско-патриотическое движение по сохранению личной памяти о поколении Великой Отечественной войны. Движение создано в 2012 году.
В руках потомков: ВНУКОВ И ПРАВНУКОВ Портреты павших проходят по улицам городов. В НАШИХ С ВАМИ СИЛАХ СОХРАНИТЬ МИР И ПОКОЙ НА НАШЕЙ ЗЕМЛЕ.
Рефлексия:
Что нового вы узнали в ходе урока?
Какова роль искусства в жизни человека?
Какие интересные факты из жизни Д.Д. Шостаковича и истории написания симфонии вам запомнились больше всего?