Брагина Дина Александровна – Педагог дополнительного образования МБУДО ЦРТДиЮ «Радуга» г. Воронеж
Дата поступления работы: 17.07.2023г.
Открытое учебное занятие
«Развитие гармонического слуха через формирование вокально- хоровых навыков в детском коллективе шоу- группа «Веселая карусель»
Тема: «Развитие гармонического слуха через формирование вокально – хоровых навыков в детском коллективе шоу- группа «Веселая карусель»
Продолжительность занятия: 40 мин.
Тип занятия: закрепление изученного материала
Цель занятия: формирование навыков гармонического и стройного исполнения песенного репертуара
Задачи:
обучающие:
- Дать понятие о гармоническом слухе
- Обучать технике владения голосом и добиваться стройного и чистого исполнения 2-х, 3-х- голосного песенного репертуара
развивающие:
- Развить гармонический слух
- Развить образное мышление
- Развивать творческие и артистические способности учащихся.
воспитательные:
- Воспитывать чувство патриотизма
- Воспитывать эстетический вкус, стимулировать интерес к занятиям музыкой.
1. План занятия:
I. Вступительная часть (5 мин.):
- оргмомент: проверка готовности воспитанников к занятию, состояния рабочих мест, инструментов, оборудования.
- Подготовка к основному этапу занятия: объявление темы и цели занятия, порядка работы, прогнозирование конечного результата. –
II. Основная часть занятия (30 мин.):
- Изучение и закрепление пройденного материала (гармонический слух и пение на два и три голоса)
- Продолжение изучения интервалов, аккордов мажора и минора (игра: прослушивание интервалов спиной к инструменту)
- Работа над артистизмом в музыкальных композициях
III. Заключительная часть занятия (5 мин.):
- Изучение и закрепление пройденного материала. Понятие гармонического слуха. Продолжение изучения песенного репертуара. Работа над стройным, гармоническим исполнением
- Подведение итогов. Оценка за работу на занятиях. Концертное исполнение музыкальной композиции.
2. Ход занятия.
Здравствуйте ребята! Добрый день уважаемые коллеги
Тема нашего занятия «Развитие гармонического слуха через формирование вокально-хоровых навыков».
Цель занятия: формирование навыков гармонического исполнения песенного репертуара.
Ребята, кто мне ответит – что такое гармония?
Дети отвечают: гармония – от древнегреческого слова; отдел теории музыки, излагающий построение аккордов; стройность, согласованность в сочетании чего-нибудь. (презентация)
Правильно, ребята, молодцы! Разберем фразу – согласованность в сочетании чего-нибудь. Какие примеры вы можете привести гармонии не в музыке.
Обучающиеся показывают и объясняют, что изображено на рисунках: семейная гармония, гармония в природе, гармония в отношениях, гармония в душе, гармония в музыке.
Сейчас вернемся к гармонии в музыке. Для того чтобы беречь наш голос, необходимо распеться. Первая распевка: пение интервалов. Вторая распевка: пение трезвучий, мажор и минор. Третья распевка: да-де-ди-до-ду (3х голосие). Упражнение на дикцию – скороговорки. (Про покупку, про Карла и Клару)
Стук в дверь.
Ребята, я для вас приготовила сюрприз – пригласила на занятие фею Музыки, надеюсь, что она поможет нам разобраться в вопросах гармонии.
В классе появляется фея Музыки. В руках у нее волшебная шкатулка.
Здравствуйте, я пришла к вам, чтобы открыть тайны гармонии. У меня в шкатулке лежат вопросы, ответив на которые вы узнаете, что такое гармония!
Сейчас я открою шкатулку волшебной палочкой и достану первый вопрос.
Фея читает первый вопрос: что такое интервалы?
Дети отвечают: расстояние между звуками. (Поют – прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима, октава). Педагог предлагает прослушать интервалы и определить какой прозвучал. Учащиеся определяют интервалы.
Фея читает второй вопрос: а что такое аккорд? Аккорд – это сочетание 3-х и более звуков.
Сейчас мы перейдем к песне «Дорога к солнцу». Работа над трехголосным исполнением этого произведения. Первое сопрано пропели свою партию, затем второе сопрано поют свою партию на терцию вниз. Альты поют свою партию. Работа над трехголосным исполнением – это стройное чистое исполнение. Затем объединяем все три партии в единое звучание. Исполняется первый куплет «Дорога к Солнцу».
Фея читает третий вопрос: что такое динамические оттенки? Ответ: Музыкальные термины, которые определяют степень громкости исполнения музыки от греческого слова динамикос – силовой, то есть сила звука.
В работе над трехголосием добавляется динамическое исполнение, где нужно знать динамические оттенки: F –громко, P- тихо, Ff – очень громко, Pp- очень тихо. (наглядные пособия).
Фея: спасибо вам, ребята, за ваши ответы. Вы так красиво поете, можно мне спеть эту песню вместе с вами? Конечно, можно.
В заключении урока мы исполним музыкальную композицию «Дорога к солнцу», используя динамические оттенки: начнем петь на пиано, затем идет развитие на меццо форте, припев поем на форте. Таким образом, музыка становится разнообразной и интересной в исполнении. Исполняется песня.
Обратите внимание на 3-хголосные сочетания, их чистое исполнение. В этом номере использованы все вокально-хоровые навыки, талант ребят. Закрепим. Что же такое гармония в музыке. Дети отвечают: стройное, четкое исполнение аккордов. Как вы считаете, помогла нам фея Музыки? Дети отвечают: очень помогла.
Наше занятие подошло к концу. Всех благодарю за хорошую творческую работу, спасибо коллегам. Оцениваю вашу работу хорошими и отличными оценками.
Домашнее задание: работа над дыханием, дикцией, скороговорки.
До свидания. До новых встреч.