Открытый урок «Создание русской азбуки»

Рожина Мария Алексеевна – Учитель русского языка и литературы МБОУ «Борогонская СОШ» с. Намы Булунский улус Республика Саха (Якутия)
Дата поступления работы: 24.06.25г.

Урок-презентация по теме «Создание русской азбуки»

Тема: «Создание русской азбуки» (возникновение славянской письменности).

Цель:    
1. Познакомить учащихся с возникновением славянской письменности.
2. Углубить  знания обучающихся по истории создания славянской азбуки и ее создателях равноапостольных братьях Кирилле и Мефодии.
3. Привить любовь к русскому языку.

Оборудование: мультипликационный фильм «Создание русской азбуки».

ХОД УРОКА.

І.        Организационный момент.

II.  Изучение нового материала.

1. Сообщение темы урока, постановка целей и задач.

Ребята, давайте попробуем представить жизнь без письменности. Что было бы, если бы мы не умели писать?

Ведь тогда должны исчезнуть все книги, библиотеки, журналы, газеты, сообщения в чатах, итернет-сайты и т. п.

Кем бы мы были без письменности? Неучами, невеждами, да и просто – людьми без памяти. Трудно даже представить себе, каким было бы человечество, не имеющее азбуки. Ведь без письменности мы не могли бы передавать, хранить информацию, делиться опытом с потомками, и каждому поколению заново пришлось бы изобретать колесо, открывать Америку и т.д.

2. Возникновение славянской письменности (сообщение подготовленного ученика. Показ презентации) Слайды1-4

Более тысячи лет назад славянские книжники братья Константин (в монашестве Кирилл) и Мефодий стали авторами первого славянского алфавита. В наше время десятая часть всех существующих языков – семьдесят! – имеет письменность на основе кириллицы.

24 мая отмечается  День славянской письменности и культуры, память святых  ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ Кирилла и Мефодия.

Кирилл и Мефодий – братья, создатели славянского алфавита. Кирилл принял это имя перед смертью при пострижении в монахи, его мирское имя – Константин.

Родились они в семье византийского военачальника из города Салуни (современный город Салоники). Константин был очень способным учеником. Он своим умом и прилежанием приводил в удивление учителей. Он стремился общаться с добрыми и уклонялся от тех, которые могли склонить ко злу. Он получил блестящее образование в Константинополе. Его учителями были крупнейшие представители интеллектуальной элиты: Лев Математик и Фотий, будущий патриарх Константинопольский.

Скоро он стал священником и библиотекарем при церкви святой Софии в Константинополе. Затем он преподавал философию в Константинополе, за что и получил прозвище Философ. Однако жизнь в столичном городе его тяготила, и он перебрался в Олимп к Мефодию, проводя время в молитвах и за чтением книг.

В 863 году в Константинополь к греческому императору Михаилу III послы от моравского князя Ростислава (Моравия тогда была одним из сильнейших славянских государств в Европе, находилась на территории нынешней Чехии), с просьбой прислать в Моравию учителей, которые могли бы проповедоватьверу на родном для славян языке. Царь пригласил к себе Кирилла и сказал: «Иди, Философ, к этим людям и с помощью святой Троицы благослови на учение о Пресвятой Троице». Кирилл согласился и уговорил брата Мефодия идти с ним на апостольское служение. Они отправились вместе.

Кирилл и Мефодий прожили среди славян 40 месяцев, переходя с одного места на другое, везде поучая народы на славянском языке. Для этого братья изобрели особый алфавит (глаголицу) и перевели на славянский язык Евангелие, Псалтырь, Апостол и иные богослужебные книги. Устраивая училища для юношей, они приобрели много учеников. Чтобы посвятить своих учеников в священный сан, они отправились с ними в Рим.

Деятельность Кирилла и Мефодия встретила сопротивление немецкого духовенства, выступавшего против славянского письма и требовавшего, чтобы богослужение совершалось только на латинском языке.

По прибытии в Рим Кирилл тяжело заболел и, получив от Господа извещение о скорой кончине, принял монашество с именем Кирилл. Через 50 дней он умер. Папа Николай I Великий освятил священные книги, и ученики Кирилла и Мефодия стали священниками и дьяконами.

В конце 869 года Мефодий был поставлен архиепископом практически всей Великой Моравии. В 870 году во время войны Мефодий был арестован и сослан в один из монастырей Швабии, где содержался в очень жестоких условиях. Население восстало против такого произвола, вмешался Папа Иоанн VIII. Вмешательство Папы сделало свое дело: новый моравский князь Святополк добился освобождения Мефодия.

Умер Мефодий 8 апреля 885 года. После его смерти ученики были изгнаны из Моравии и нашли себе приют в Болгарии. Здесь был создан новый славянский алфавит на основе греческого, был дополнен буквами, заимствованными из глаголицы. Этот новый алфавит получил название «кириллица» в честь Кирилла. Слайд 5-10

В 1349 году в честь просветителей Кирилла и Мефодия был установлен праздник. Ежегодно 24 мая болгарский народ, а теперь и все славянские народы устраивают праздник Кирилла и Мефодия. В этот день в Болгарии города и села утопают в цветах. Торжество начинается с демонстрации. С высоко поднятыми над головами книжками, глобусами, плакатами, шумной толпой проходят учащиеся по улицам. Их приветствуют писатели, рабочие, учителя.

Славянская азбука, созданная святыми братьями,  послужила основой русской письменности. Само слово «азбука» произошло по названию первых двух букв кириллицы: «аз» и «буки». Образцом для написания букв кириллицы послужили знаки греческого уставного письма.

Вспомним, что такое уставное письмо? Слайды 11-16

(Устав – это такое письмо, при котором буквы пишутся прямо, отдельно одна от другой и нет промежутка между словами).

Много веков после создания азбуки развивалась славянская письменная культура. Замечательные памятники письменности создавались в Болгарии, в Сербии, на Руси. Но редкой и дорогой оставалась рукописная книга, которая писалась на  особом материале.

Книги считались величайшим сокровищем, и не только потому, что  на ее создание уходило много сил и времени; не только потому, что переплеты украшались золотом и драгоценными камнями; не только потому, что талантливые художники украшали текст изящными заставками, аккуратными миниатюрами,  красивыми заглавными буквами – буквицами…. Главной ценностью книги считалось ее содержание: мудрость, заключенная в словах.

Само начертание буквиц таило в себе чертеж мира. Здесь можно увидеть изгиб крыла, поступь зверя, сплетение корней, извивы реки, контуры двух двойников — солнца и сердца. Эти буквицы поют, щебечут, издают звериный рык, летают, скачут, говорят человеческим голосом. Они еще не стали книжными типографскими серийными знаками. Каждая буквица индивидуальна, неповторима, как неповторим каждый лист на древе жизни.

Теперь вам легко представить, как выглядели книги в древности.

Как вы думаете что значит выражение «Прочитал бы от доски до доски»?

(«От  доски до доски» значит «от начала до конца», от первой до последней страницы. В старину книжные «обложки» делались из дощечек, обтянутых кожей. Их украшали позолотой, драгоценными камнями).

Если внимательно изучить азбуку, кто-то, может быть, даже смог бы написать книгу…Главное  – начать… с красной строки. Объясните, что это за строка.

(Переписчики, начиная новый раздел, выделяли его: отступив от края страницы, изображали большую, красивую, выразительную буквицу. «Красивое» на Руси называли «красным». Да и выписывались буквицы красной краской, а  иногда золотились. С тех пор в нашем языке появилось понятие «красная строка»).

3. Просмотр мультипликационного фильма «Создание славянской азбуки».

4. Учитель. Кириллица просуществовала практически без изменения до времён Петра Великого. При нём были внесены изменения в начертания некоторых букв, а 11 букв были исключены из алфавита.

В 1918 году кириллица потеряла ещё четыре буквы: ять, и (i), ижицу и фиту. Мы убеждаемся в том, что некоторые буквы со временем изменились.

III. Закрепление изученного.

Учитель. Во второй части урока мы проведём викторину. Во-первых, выясним, как внимательно вы слушали меня сегодня, во-вторых, покажете свои знания русского языка.

Викторина«Кто внимательный». Слайды 17-19

– Мирское имя Кирилла? (Константин.)
– Кем был отец братьев? (Военачальник.)
– Чем поражал Кирилл учителей? (Способностями, умом и знаниями)
– Какую должность занимал Кирилл при церкви Папы Николая I Великого? (Был библиотекарем.)
– Кто такие еретики и какое отношение они имеют к братьям? (Инакомыслящие, заблуждающиеся.)
– Как прозвали Кирилла в Константинополе и за что? (Философ.)
– Зачем отправились братья из Константинополяв Моравию? (Проповедовать истинное учение, веру)
– Почему все народы поддерживали Кирилла и Мефодия?
–  В каком городе родились создатели славянской письменности братья Кирилл и Мефодий?
– В какой день прославляют  св. братьев Кирилла и Мефодия?

IV. Подведение итогов урока.

       Теперь, благодаря Дню славянской письменности и культуры, мы можем вспомнить: откуда наши письмена, откуда книги, библиотеки и школы, откуда произросло литературное богатство Руси.   

       «Азбука – к мудрости ступенька» – говорится  в русской пословице.   Мы должны быть вечно благодарны создателям кириллицы, из букв которой сегодня мы складываем слоги, из слог – слова, из слов – предложения. Из предложений текст книги.

И мы, учась по книгам, читая книги, пожинаем плоды прекрасного сеяния древнерусских просветителей, воспринявших письменность от первоучителей славян — Кирилла и Мефодия.

V. Домашнее задание.        

Повторить тему урока, по материалам урока составить кроссворд.

Вам также может понравиться...
16575