ОТКРЫТЫЙ УРОК «ВОЗДУШНЫЙ ОКЕАН И ЕГО КОРАБЛИ»

Герман Надежда Николаевна – Педагог дополнительного образования МБУДО СДТТ Промышленного района г. Оренбург
Дата поступления работы: 12.03.2018г.

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

ТЕМА ЗАНЯТИЯ: «ВОЗДУШНЫЙ ОКЕАН И ЕГО КОРАБЛИ»

СОДЕРЖАНИЕ

I. Пояснительная записка

II. Конспект занятия

III. Список литературы

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Самолеты стали неотъемлемой частью технического прогресса общества. Занятия моделированием – это политехническое образование, которое способствует формированию у обучающихся универсальных методов познавательной, ценностно-ориентированной и практической деятельности. Авиамоделизм – первая ступень воспитания будущих квалифицированных рабочих, инженеров, конструкторов, изобретателей и рационализаторов. Знакомясь с историей создания самолетов, конструкцией и технологиями их изготовления, обучающиеся познают самые современные, передовые технические решения.

Содержание темы занятия соответствует положениям нормативно – правовых документов:

– Закон РФ (от 29.12.2012 г. № 273);

-Концепция развития дополнительного образования детей (утв. Распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726 – р);

– Постановление Главного государственного врача РФ от 4июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПин 2.4.4. 3172 – 14 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

– Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 г. № 09 – 3242 «О направлении рекомендации» (вместе Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ).

II. КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

Занятие проводится по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Автомобили на ладони» в разделе «Моделирование технических объектов из пластилина» по теме «Воздушный океан и его корабли». Это 23-е занятие в данном разделе, на котором мы продолжаем изучать моделирование из пластилина. 

Занятие предполагает воспитание активной личности, умеющей планировать и организовывать свою работу, корректировать и оценивать результаты труда, воспитывает трудолюбие и интерес к занятиям техническим творчеством.

На занятии обучающиеся изучают конструктивные особенности самолета, классификацию авиатранспорта; выполняют модель самолета из пластилина по алгоритму.

Использование мультимедиа дает возможность педагогу сделать занятие разнообразным, организовать качественный и одинаково доступный процесс демонстрации приемов работы. Материал позволяет продемонстрировать этапы, приемы работы с комментариями, что делает процесс обучения интересным, более интенсивным, повышающим мотивацию учащихся, позволяющим подать материал в более доступной форме и сократить время на объяснение (если необходимо легко повторить ход работы). На занятии развиваются общие и специальные умения и навыки по моделированию из пластилина. Учебный материал подается на посильном и доступном уровне научности для обучающихся 7-9 лет. Информация имеет опору на личный опыт ученика, связана с жизнью и актуальна по теме занятия. На занятии чередуются и меняются разнообразные виды деятельности. Для лучшего усвоения материала эффективно и целесообразно используется наглядность в виде образцов изделия и работ предыдущих обучающихся, материалов и гиперссылок в презентации. В заключительной части учащиеся анализируют свою работу, рассказывая о допущенных ими ошибках и способах их устранения, обсуждают выполненные задания, учатся делать выводы. Подводится итог нашей работе – рефлексия, она направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку. Обратная связь с обучающимися присутствует на всех этапах усвоения материала в полном объёме.

Тема: «Воздушный океан и его корабли»

Цели для обучающихся:

Должны знать:Должны уметь:
1.Технику безопасности и организацию рабочего места1.Организовать рабочее место
2.Технику моделирования из пластилина2.Выполнить модель самолета из пластилина
3.Материалы и оборудование, применяемые при выполнении модели самолета из пластилина3.Самостоятельно использовать современное оборудование, ручные приёмы для выполнения работ

Задачи:

Образовательная:

  • Повторить свойства воздуха и виды летательных аппаратов.
  • Научить изготовлению модели самолета.
  • Обучить приемам моделирования из пластилина.

Воспитательная:

  • Прививать интерес к технической культуре
  • Воспитывать интерес к ручному труду, взаимопомощи.

Развивающая:

  • Способствовать развитию мелкой моторики рук, глазомера, навыков качественного изготовления изделий; пробуждение желания самостоятельного творчества.
  • Развивать интерес к поисковой деятельности при работе с различными информационными источниками.
  • Формировать навыки анализа и синтеза.

Возраст учащихся: младший школьный возраст (7-9 лет).

Цель занятия: формирование первичной мотивации обучающихся к техническому творчеству на примере моделирования самолета из пластилина.

Форма учебного занятия: Тематическое занятие в учебном кабинете, комбинированное.

Тип занятия: занятие систематизации знаний.

Педагогические технологии: технология личностно-ориентированного обучения, информационно-коммуникационная технология, здоровьесберегающая технология.

Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор, образцы изделия, столы, инструкционные карты; карточки с новыми понятиями: фюзеляж, киль, стабилизатор, угол атаки, центровка.

Материалы для проведения занятия: пластилин, стеки, доска для лепки, тряпочка.

1. Вводная часть

1.1. Введение в тему (создание проблемной ситуации)

Вступительное слово педагога.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы займемся очень увлекательным делом! Во всяком случае, мне это занятие очень по душе. А понравится ли оно вам, вы скажете в конце занятия.

Загадка.

Отгадайте загадку. Что это за вещество: без вкуса, без запаха, без цвета, и по нему могут передвигаться корабли? (Варианты ответа: вода). Это правильный ответ, но я загадала другое вещество. Оно похоже по свойствам на воду, но это не вода, и корабли, которые по нему плавают, называются по-особому. Догадались? Подсказываю: по чему утки плавают? И по чему утки летают?  Конечно же, по воздуху.

1.2. Мотивация деятельности учащихся

По невидимым волнам,

Приближаясь быстро к нам,

Вдалеке плывет кораблик

С огоньками по бортам.

Наш поселок очень горд,

Здесь стоит особый порт

Вы, конечно, догадались:

Этот порт – (ответ хором) аэропорт.

А корабль, что к нам плывет?

Это точно – (ответ хором) самолет!

1.3. Целеполагание

– Если загадки у нас о воздухе и воздушных кораблях, то, предложите, как будет звучать тема нашего сегодняшнего занятия? (обсуждение вариантов – правильный ответ: «Воздушный океан и его корабли»).

3. Основная часть:

3.1. Актуализация ранее приобретенных знаний

Презентация «Самолеты» (демонстрация видов самолетов).  Обучающиеся задают вопросы. Педагог демонстрирует образец модели самолета. Обучающиеся рассматривают образец, осмысливают.

Физкультминутка

Люди всегда хотели летать и поэтому, завидовали не только птицам, а даже бабочкам, мухам и комарам. Смотрели на них и учились у них. В итоге – появились современные самолеты. Но нам с вами сейчас не нужен самолет, чтобы полететь. Я – волшебница, и дарю вам крылья!

Расправили свои крылья, вдохнули полной грудью, еще раз расправили крылья. Размяли лапки. Покрутили головой: посмотрели, где ваши зернышки, букашки, мышки.  А теперь полетели: вы бабочки. Как бабочки летают?  Воробышки?  Как парят орлы?

3.2. Добывание (сообщение и приятие) нового знания

Беседа: «Классификация самолетов»

– У каждого самолета своя задача. Например, пассажирский самолет перевозит (людей, пассажиров…), топливозаправщик – (заправляет самолеты в воздухе).

– А какие вы знаете самолеты? (варианты ответов детей: военные: ракетоносцы, разведчики, топливозаправщики, штурмовики; гражданские: спортивные, транспортные, учебно-тренировочные, почтовые, сельскохозяйственные, экспериментальные, пожарные…).

– А какие самолеты прилетают в Оренбургский аэропорт имени Ю.А. Гагарина?  (пассажирские: Ан 24, Ту 134, Ту 154, ЯК 42, Боинг 737; специального назначения: ледовые разведчики – пограничники АН 72; Грузовые: АН 26, ИЛ 76)

– А вы видели парашютистов в нашем небе? Кто знает, с какого самолета они прыгают, как он называется? (АН 2)

– А еще у нас в городе есть оренбургское производственное объединение «Стрела».  Как вы думаете, чем оно занимается? (варианты ответов детей: производит вертолеты КА-335, которые испытываются в Оренбургском аэропорту имени Ю.А. Гагарина?)

Педагог составляет совместно с обучающимися план работы по моделированию самолета (алгоритм работы). Обучающиеся проектируют будущую работу (самостоятельно или с помощью педагога), по очереди проговаривая алгоритм предстоящей практической деятельности.

3.3. Применение и закрепление учащимися нового знания

 Опыт с использованием подъемной силы воздуха на примере листа бумаги.

Мы должны понять, почему же летает самолет, например, планер.  Проведем с вами вот такой опыт: возьмем лист бумаги. Как вы думаете, если я буду дуть на него снизу, что будет? А сверху? Изогнутая часть листа поднимается высоко вверх, хотя вы дуете прямо на неё! Почему? Подув, вы снизили давление на верхнюю часть листа. Давление снизу оказалось больше, и лист поднялся. Когда вы дуете, скорость воздушного потока увеличивается, воздух как бы разряжается, следовательно, давление – снижается. Попробуйте легко послать планер вперед и вверх. Воздух давит снизу-вверх на крылья, поэтому планер летит. Если планёр падает резко носом – это значит пикирует, летит неустойчиво: то вверх, то вниз – кабрирует.

Фронт опрос на знание алгоритма действий при моделировании самолета из пластилина. Обучающиеся отвечают на вопросы педагога.

Вопросы педагога: из каких основных частей состоит самолет? Корпус самолета называется фюзеляжем (новое понятия); в передней части фюзеляжа расположена кабина экипажа, а сзади находится хвостовое оперенье, состоящее из киля (новое понятие), на котором находится руль поворота и двух стабилизаторов (новое понятие), на которых находятся рули высоты, а еще крыло, шасси, двигатель (и)– лепим на доске самолет.

Педагог организует работу обучающихся по изготовлению модели самолета с использованием пошагового алгоритма.

Выполняем работу по алгоритму в следующем порядке (инструкционная карта):

1. Лепим корпус самолета.

2. Лепим детали хвоста: киль и стабилизатор.

3. Делаем разрезы на киле и стабилизаторе по линиям видимого контура.

4. Отгибаем клапаны на киле в разные стороны.

5. На стабилизатор ровно по центру прикрепляем киль.

6. Лепим крыло.

7. Закрепляем крыло по середине фюзеляжа, соблюдая направления стрелок (обратить внимание: угол атаки (новое понятие), центр детали).

8. Закрепляем хвостовую часть на конце фюзеляжа, соблюдая направления стрелок.

9. Обозначить инициалами свой самолет, номер изготовленного самолета.

Фронтальный опрос на знание новых понятий:

  • Где находятся рули высоты и поворота (еще они называются элероны или закрылки) – правильный ответ: на стабилизаторах и киле.
  • Как сделать так, чтобы наш простой планёр летел не только прямо, а поворачивал при полете налево или направо?
  • Правильный ответ: воздух давит на закрылки и заставляет планёр поворачивать.
  • Как полетит планёр, если загнуть закрылок на руле стабилизатора вверх? Что произойдет, если мы загнем закрылок вниз? Правильный ответ: воздух давит на закрылки и заставляет планёр подниматься или наклоняться.

4. Заключительная часть

4.1. Рефлексия деятельности учащихся

Вопросы учащимся:

  • Какую цель занятия мы сформулировали в начале занятия?
  • Понравилось ли вам занятие?
  • Что нового узнали?
  • Какие новые слова мы использовали? Что они обозначают?
  • Что вам понравилось больше всего?
  • Что у нас не получилось? Почему?
  • Где мы можем использовать модель самолета?

Учащиеся планируют будущую работу – участие с моделями самолетов в коллективном проекте ТО Станции «Оренбургского аэропорта им. Ю.А. Гагарина».

Педагог загадывает загадку: Что быстрее всего на свете и есть у каждого человека? (мысль)

Педагог: Умных вам мыслей!

Технологическая карта занятия

III. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

3.1. Литература для педагогов

1. Андрианов, П.Н. Развитие технического творчества младших школьников: Книга для учителя [Текст]/ П.Н. Андрианов, М.А. Галагузова. – М.: Просвещение, 2010. – 158 с.

2. Акимова, Т.А. Экология. Природа-Человек-Техника: учебник для вузов [Текст] /Т.А. Акимова, А.П. Кузьмин, В.В. Хаскин.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 343 с.

3. Заворотов, В.А. От идеи до модели [Текст]/ В.А.Заворотов. – М.: Просвещение, 2008. – 127 с.

4. Копцев, В.П. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: Основы объемного конструирования [Текст]/ В.П. Копцев. – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2001.

3.2 Литература для учащихся

1. Зигуненко, С.Н. Энциклопедия. Я познаю мир. Авиация и воздухоплавание [Текст]/ С.Н. Зигуненко. – М.: «Олимп», 2004. – 341 с.

2. Владимиров, В.В. Открытия и изобретения, которые изменили мир [Текст]/ В.В. Владимиров. – М.: КАПИТАЛ, 2016. – 48с.: цв. ил. – (Что? Когда и Почему?).

3. Евстигнеев, А.А. Как передвигаются и на чем? [Текст]/ А.А. Евстигнеев. – М.: КАПИТАЛ, 2016. – 48с.: цв. ил. – (Что? Когда и Почему?).

4. Техника / cост. И. Меркина. – М.: Мир энциклопедий Аванта+: Астрель, 2009. – 128с.: ил.

Вам также может понравиться...
16204