Герман Надежда Николаевна – Педагог дополнительного образования МБУДО СДТТ Промышленного района г. Оренбург
Дата поступления работы: 12.03.2018г.
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
ТЕМА ЗАНЯТИЯ: «ВОЗДУШНЫЙ ОКЕАН И ЕГО КОРАБЛИ»
СОДЕРЖАНИЕ
I. Пояснительная записка
II. Конспект занятия
III. Список литературы
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Самолеты стали неотъемлемой частью технического прогресса общества. Занятия моделированием – это политехническое образование, которое способствует формированию у обучающихся универсальных методов познавательной, ценностно-ориентированной и практической деятельности. Авиамоделизм – первая ступень воспитания будущих квалифицированных рабочих, инженеров, конструкторов, изобретателей и рационализаторов. Знакомясь с историей создания самолетов, конструкцией и технологиями их изготовления, обучающиеся познают самые современные, передовые технические решения.
Содержание темы занятия соответствует положениям нормативно – правовых документов:
– Закон РФ (от 29.12.2012 г. № 273);
-Концепция развития дополнительного образования детей (утв. Распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726 – р);
– Постановление Главного государственного врача РФ от 4июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПин 2.4.4. 3172 – 14 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
– Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 г. № 09 – 3242 «О направлении рекомендации» (вместе Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ).
II. КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
Занятие проводится по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Автомобили на ладони» в разделе «Моделирование технических объектов из пластилина» по теме «Воздушный океан и его корабли». Это 23-е занятие в данном разделе, на котором мы продолжаем изучать моделирование из пластилина.
Занятие предполагает воспитание активной личности, умеющей планировать и организовывать свою работу, корректировать и оценивать результаты труда, воспитывает трудолюбие и интерес к занятиям техническим творчеством.
На занятии обучающиеся изучают конструктивные особенности самолета, классификацию авиатранспорта; выполняют модель самолета из пластилина по алгоритму.
Использование мультимедиа дает возможность педагогу сделать занятие разнообразным, организовать качественный и одинаково доступный процесс демонстрации приемов работы. Материал позволяет продемонстрировать этапы, приемы работы с комментариями, что делает процесс обучения интересным, более интенсивным, повышающим мотивацию учащихся, позволяющим подать материал в более доступной форме и сократить время на объяснение (если необходимо легко повторить ход работы). На занятии развиваются общие и специальные умения и навыки по моделированию из пластилина. Учебный материал подается на посильном и доступном уровне научности для обучающихся 7-9 лет. Информация имеет опору на личный опыт ученика, связана с жизнью и актуальна по теме занятия. На занятии чередуются и меняются разнообразные виды деятельности. Для лучшего усвоения материала эффективно и целесообразно используется наглядность в виде образцов изделия и работ предыдущих обучающихся, материалов и гиперссылок в презентации. В заключительной части учащиеся анализируют свою работу, рассказывая о допущенных ими ошибках и способах их устранения, обсуждают выполненные задания, учатся делать выводы. Подводится итог нашей работе – рефлексия, она направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку. Обратная связь с обучающимися присутствует на всех этапах усвоения материала в полном объёме.
Тема: «Воздушный океан и его корабли»
Цели для обучающихся:
Должны знать: | Должны уметь: |
1.Технику безопасности и организацию рабочего места | 1.Организовать рабочее место |
2.Технику моделирования из пластилина | 2.Выполнить модель самолета из пластилина |
3.Материалы и оборудование, применяемые при выполнении модели самолета из пластилина | 3.Самостоятельно использовать современное оборудование, ручные приёмы для выполнения работ |
Задачи:
Образовательная:
- Повторить свойства воздуха и виды летательных аппаратов.
- Научить изготовлению модели самолета.
- Обучить приемам моделирования из пластилина.
Воспитательная:
- Прививать интерес к технической культуре
- Воспитывать интерес к ручному труду, взаимопомощи.
Развивающая:
- Способствовать развитию мелкой моторики рук, глазомера, навыков качественного изготовления изделий; пробуждение желания самостоятельного творчества.
- Развивать интерес к поисковой деятельности при работе с различными информационными источниками.
- Формировать навыки анализа и синтеза.
Возраст учащихся: младший школьный возраст (7-9 лет).
Цель занятия: формирование первичной мотивации обучающихся к техническому творчеству на примере моделирования самолета из пластилина.
Форма учебного занятия: Тематическое занятие в учебном кабинете, комбинированное.
Тип занятия: занятие систематизации знаний.
Педагогические технологии: технология личностно-ориентированного обучения, информационно-коммуникационная технология, здоровьесберегающая технология.
Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор, образцы изделия, столы, инструкционные карты; карточки с новыми понятиями: фюзеляж, киль, стабилизатор, угол атаки, центровка.
Материалы для проведения занятия: пластилин, стеки, доска для лепки, тряпочка.
1. Вводная часть
1.1. Введение в тему (создание проблемной ситуации)
Вступительное слово педагога.
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы займемся очень увлекательным делом! Во всяком случае, мне это занятие очень по душе. А понравится ли оно вам, вы скажете в конце занятия.
Загадка.
Отгадайте загадку. Что это за вещество: без вкуса, без запаха, без цвета, и по нему могут передвигаться корабли? (Варианты ответа: вода). Это правильный ответ, но я загадала другое вещество. Оно похоже по свойствам на воду, но это не вода, и корабли, которые по нему плавают, называются по-особому. Догадались? Подсказываю: по чему утки плавают? И по чему утки летают? Конечно же, по воздуху.
1.2. Мотивация деятельности учащихся
По невидимым волнам,
Приближаясь быстро к нам,
Вдалеке плывет кораблик
С огоньками по бортам.
Наш поселок очень горд,
Здесь стоит особый порт
Вы, конечно, догадались:
Этот порт – (ответ хором) аэропорт.
А корабль, что к нам плывет?
Это точно – (ответ хором) самолет!
1.3. Целеполагание
– Если загадки у нас о воздухе и воздушных кораблях, то, предложите, как будет звучать тема нашего сегодняшнего занятия? (обсуждение вариантов – правильный ответ: «Воздушный океан и его корабли»).
3. Основная часть:
3.1. Актуализация ранее приобретенных знаний
Презентация «Самолеты» (демонстрация видов самолетов). Обучающиеся задают вопросы. Педагог демонстрирует образец модели самолета. Обучающиеся рассматривают образец, осмысливают.
Физкультминутка
Люди всегда хотели летать и поэтому, завидовали не только птицам, а даже бабочкам, мухам и комарам. Смотрели на них и учились у них. В итоге – появились современные самолеты. Но нам с вами сейчас не нужен самолет, чтобы полететь. Я – волшебница, и дарю вам крылья!
Расправили свои крылья, вдохнули полной грудью, еще раз расправили крылья. Размяли лапки. Покрутили головой: посмотрели, где ваши зернышки, букашки, мышки. А теперь полетели: вы бабочки. Как бабочки летают? Воробышки? Как парят орлы?
3.2. Добывание (сообщение и приятие) нового знания
Беседа: «Классификация самолетов»
– У каждого самолета своя задача. Например, пассажирский самолет перевозит (людей, пассажиров…), топливозаправщик – (заправляет самолеты в воздухе).
– А какие вы знаете самолеты? (варианты ответов детей: военные: ракетоносцы, разведчики, топливозаправщики, штурмовики; гражданские: спортивные, транспортные, учебно-тренировочные, почтовые, сельскохозяйственные, экспериментальные, пожарные…).
– А какие самолеты прилетают в Оренбургский аэропорт имени Ю.А. Гагарина? (пассажирские: Ан 24, Ту 134, Ту 154, ЯК 42, Боинг 737; специального назначения: ледовые разведчики – пограничники АН 72; Грузовые: АН 26, ИЛ 76)
– А вы видели парашютистов в нашем небе? Кто знает, с какого самолета они прыгают, как он называется? (АН 2)
– А еще у нас в городе есть оренбургское производственное объединение «Стрела». Как вы думаете, чем оно занимается? (варианты ответов детей: производит вертолеты КА-335, которые испытываются в Оренбургском аэропорту имени Ю.А. Гагарина?)
Педагог составляет совместно с обучающимися план работы по моделированию самолета (алгоритм работы). Обучающиеся проектируют будущую работу (самостоятельно или с помощью педагога), по очереди проговаривая алгоритм предстоящей практической деятельности.
3.3. Применение и закрепление учащимися нового знания
Опыт с использованием подъемной силы воздуха на примере листа бумаги.
Мы должны понять, почему же летает самолет, например, планер. Проведем с вами вот такой опыт: возьмем лист бумаги. Как вы думаете, если я буду дуть на него снизу, что будет? А сверху? Изогнутая часть листа поднимается высоко вверх, хотя вы дуете прямо на неё! Почему? Подув, вы снизили давление на верхнюю часть листа. Давление снизу оказалось больше, и лист поднялся. Когда вы дуете, скорость воздушного потока увеличивается, воздух как бы разряжается, следовательно, давление – снижается. Попробуйте легко послать планер вперед и вверх. Воздух давит снизу-вверх на крылья, поэтому планер летит. Если планёр падает резко носом – это значит пикирует, летит неустойчиво: то вверх, то вниз – кабрирует.
Фронт опрос на знание алгоритма действий при моделировании самолета из пластилина. Обучающиеся отвечают на вопросы педагога.
Вопросы педагога: из каких основных частей состоит самолет? Корпус самолета называется фюзеляжем (новое понятия); в передней части фюзеляжа расположена кабина экипажа, а сзади находится хвостовое оперенье, состоящее из киля (новое понятие), на котором находится руль поворота и двух стабилизаторов (новое понятие), на которых находятся рули высоты, а еще крыло, шасси, двигатель (и)– лепим на доске самолет.
Педагог организует работу обучающихся по изготовлению модели самолета с использованием пошагового алгоритма.
Выполняем работу по алгоритму в следующем порядке (инструкционная карта):
1. Лепим корпус самолета.
2. Лепим детали хвоста: киль и стабилизатор.
3. Делаем разрезы на киле и стабилизаторе по линиям видимого контура.
4. Отгибаем клапаны на киле в разные стороны.
5. На стабилизатор ровно по центру прикрепляем киль.
6. Лепим крыло.
7. Закрепляем крыло по середине фюзеляжа, соблюдая направления стрелок (обратить внимание: угол атаки (новое понятие), центр детали).
8. Закрепляем хвостовую часть на конце фюзеляжа, соблюдая направления стрелок.
9. Обозначить инициалами свой самолет, номер изготовленного самолета.
Фронтальный опрос на знание новых понятий:
- Где находятся рули высоты и поворота (еще они называются элероны или закрылки) – правильный ответ: на стабилизаторах и киле.
- Как сделать так, чтобы наш простой планёр летел не только прямо, а поворачивал при полете налево или направо?
- Правильный ответ: воздух давит на закрылки и заставляет планёр поворачивать.
- Как полетит планёр, если загнуть закрылок на руле стабилизатора вверх? Что произойдет, если мы загнем закрылок вниз? Правильный ответ: воздух давит на закрылки и заставляет планёр подниматься или наклоняться.
4. Заключительная часть
4.1. Рефлексия деятельности учащихся
Вопросы учащимся:
- Какую цель занятия мы сформулировали в начале занятия?
- Понравилось ли вам занятие?
- Что нового узнали?
- Какие новые слова мы использовали? Что они обозначают?
- Что вам понравилось больше всего?
- Что у нас не получилось? Почему?
- Где мы можем использовать модель самолета?
Учащиеся планируют будущую работу – участие с моделями самолетов в коллективном проекте ТО Станции «Оренбургского аэропорта им. Ю.А. Гагарина».
Педагог загадывает загадку: Что быстрее всего на свете и есть у каждого человека? (мысль)
Педагог: Умных вам мыслей!
Технологическая карта занятия
III. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
3.1. Литература для педагогов
1. Андрианов, П.Н. Развитие технического творчества младших школьников: Книга для учителя [Текст]/ П.Н. Андрианов, М.А. Галагузова. – М.: Просвещение, 2010. – 158 с.
2. Акимова, Т.А. Экология. Природа-Человек-Техника: учебник для вузов [Текст] /Т.А. Акимова, А.П. Кузьмин, В.В. Хаскин.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 343 с.
3. Заворотов, В.А. От идеи до модели [Текст]/ В.А.Заворотов. – М.: Просвещение, 2008. – 127 с.
4. Копцев, В.П. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: Основы объемного конструирования [Текст]/ В.П. Копцев. – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2001.
3.2 Литература для учащихся
1. Зигуненко, С.Н. Энциклопедия. Я познаю мир. Авиация и воздухоплавание [Текст]/ С.Н. Зигуненко. – М.: «Олимп», 2004. – 341 с.
2. Владимиров, В.В. Открытия и изобретения, которые изменили мир [Текст]/ В.В. Владимиров. – М.: КАПИТАЛ, 2016. – 48с.: цв. ил. – (Что? Когда и Почему?).
3. Евстигнеев, А.А. Как передвигаются и на чем? [Текст]/ А.А. Евстигнеев. – М.: КАПИТАЛ, 2016. – 48с.: цв. ил. – (Что? Когда и Почему?).
4. Техника / cост. И. Меркина. – М.: Мир энциклопедий Аванта+: Астрель, 2009. – 128с.: ил.