Кикоть Мария Юрьевна – Воспитатель МДОУ Кубринский детский сад «Рябинка» с. Кубринск, Переславский район, Ярославская область
Дата поступления работы на конкурс: 05.12.2018г.
Экологический проект в старшей группе «Осень» (октябрь)
Паспорт проекта
Тип проекта: исследовательский, познавательно-творческий, групповой.
Продолжительность: краткосрочный
Период: 8.10. 2018. – 26.10.2018
Участники проекта: дети старшей группы «Ягодка», воспитатель Кикоть М.Ю., родители группы.
Актуальность проекта
Познание ребёнком окружающего мира обязательно включает и познание природы. Сухомлинский В. А. писал: “Мир, окружающий ребёнка, – это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума. Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать, наслаждаться ею, вглядываться в неё и вслушиваться».
В условиях образовательного процесса в МБДОУ укрепляем и расширяем связь с природой, воспитываем бережное отношение к живой и неживой природе, приобщаем к совместной деятельности детей и родителей, как в саду, так и дома.
Цель проекта:
Расширять и систематизировать знание детей об осени, как о времени года, ее признаках и явлениях,
формирование гуманного отношения к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.
Задачи проекта:
• Углубить, обобщить и систематизировать представления детей об осенних изменениях в природе, о характерных сезонных явлениях;
• расширить представления детей о многообразии осенних даров природы;
• развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм через наблюдения во время прогулок, при рассматривании иллюстраций и картин художников;
• расширять и активизировать речевой запас детей на основе углубления представлений об окружающем;
• развивать способность применять сформированные умения и навыки связной речи в различных ситуациях общения;
• способствовать развитию памяти, восприятия;
• воспитывать у детей бережное отношение к природе.
Предполагаемый результат:
• закрепление знаний и представлений детей об осени, её признаках и дарах;
• расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, а также в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики;
• применение сформированных навыков связной речи в различных ситуациях общения;
• отражение знаний, накопленных в процессе реализации проекта, в различных видах деятельности (изобразительной, умственной, игровой);
• заинтересованность и активное участие родителей в образовательном процессе детского сада.
• Создание альбома «Деревья и кустарники»
• Конкурс стенгазет, коллажей или аппликаций на тему «Золотая осень».
Этапы проекта
1 Подготовительный
2 Практический
3. Заключительный
1. этап проекта Подготовительный
– Разработка конспектов бесед, занятий, подбор методического, дидактического материала по теме «Осень»
– Подбор аудиодисков со звуками осенней природы (шум дождь, ветра, шорох листвы и т. д.)
– Подбор материала для изобразительной и продуктивной деятельности.
– Разработка плана проекта с детьми
– Сотрудничество с родителями
2. этап проекта. Практический
Перспективное планирование по проекту «Осень»
Беседа на тему «Вот и осень наступила»
Цель: – расширять знание детей об осени.
– закрепить знания детей о сезонных изменениях в живой и неживой природе, об осенних месяцах.
– обобщить и систематизировать представления о характерных признаках в разные периоды осени;
– уточнять и активизировать словарь по теме «Осень»;
– совершенствовать навыки ведения диалога, умение отвечать на вопросы полно и кратко.
Воспитатели, дети.
Рассматривание альбома «Осень»
Цель: Расширять представления детей об осенних изменениях в природе (установление простейших связей между явлениями живой и неживой природы); расширение словарного запаса детей. Воспитатели, дети
Прогулка – Наблюдение
За сезонными изменениями
Цели: закреплять знания о взаимосвязи живой и неживой природы;
учить выделять изменения в жизни растений и животных в осеннее время;
формировать представление об осенних месяцах. Обогащение словаря: нет просвета, бродит, кленовый.
Воспитатели, дети.
Подвижная игра «Дети и волк»
Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей.
Воспитатели, дети.
Подвижная игра «Хитрый волк и пастух»
Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей.
Воспитатели, дети.
Развитие речи.
Тема: Составление рассказа по картине «Золотая осень»
Цель: учить детей составлять рассказ по картине. Воспитывать любовь к природному окружению. Развивать наблюдательность, логическое мышление. Учить детей дать полный ответ и самостоятельно составлять рассказ по картине.
Воспитатели, дети.
Беседа на тему «Приметы и поговорки про осень»
Цель: закрепить представления о времени:
Времена года, осенние месяца; – закрепить знания детей о сезонных изменениях в живой и неживой природе,
– обобщить и систематизировать представления о характерных признаках в разные периоды осени;
– развивать у детей интерес к окружающему
Воспитатели, дети.
Прогулка – Наблюдение «Сентябрь – вечер года»
Цель: Продолжение знакомства детей с характерными особенностями осени (уменьшение светового дня). Формирование умения детей устанавливать взаимосвязь между изменениями живой и неживой природы.
Обогащение словаря: короче, длиннее.
Воспитатели, дети.
Подвижная игра «Найди где спрятано»
Цель: учить ориентироваться в пространстве.
Воспитатели, дети.
Чтение художественной литературы Виталий Бианки «Сентябрь. Октябрь. Ноябрь».
Цель: расширять представления детей об осени с помощью литературных произведений;
Воспитатели, дети.
Дидактическая игра «Живое – неживое»
Цель: Закреплять знания о живой и неживой природе Воспитатели, дети
Интегрированное занятие «Ежи».
Развитие речи + рисование
Составление рассказа по картинке.
Цель: Развивать связную речь, учить подбирать признаки и действия к слову «ёж», закрепить употребление предлогов в речи, формировать умение рассматривать картину и рассуждать над её содержанием, учить составлять рассказ по ней. Учить рисовать ежей цветными карандашами. Развивать мелкую моторику рук.
Воспитатели, дети.
Беседа «Осенняя клумба.»
Цель: Уточнить и расширить представления о осенних цветах на клумбе астра, георгин, циния, бархатцы). Расширять словарь детей через речевые игры.
Уметь видеть красоту цветущих растений. Воспитатели, дети.
Прогулка Наблюдение: «Цветы на клумбе»
Цель: Закрепление знаний детей о цветах.
Формирование умения детей различать многолетние и однолетние цветы.
Уточнение условий, необходимых для жизни растений.
Воспитание бережного отношения к ним.
Обогащение словаря: однолетние (космея, бархатцы, астры, петунья).
Воспитатели, дети
Мало подвижная игра «Я садовником родился»
Цель. Расширить знание детей о различных цветах. Развивать быстроту реакции, внимание, логическое мышление.
Воспитатели, дети.
Рисование в нетрадиционной технике (пластиковой вилкой)
«Букет осенних Астр»
Цель: Познакомить детей с новой техникой творческой деятельности – рисование вилкой.
Обучение детей методам и приёмам нестандартной технике рисования.
Воспитатели, дети.
Чтение художественной литературы «Дождь по улице идет» В. Семернин
Цель: Познакомить детей с народными приметами о погоде.
Воспитатели, дети.
Прогулка – Наблюдение «Что такое осадки?»
Цель: Развитие у детей способности наблюдать сезонные явления и их изменения любви к природе. Обогащение словаря: град, снег, дождь – осадки.
Воспитатели, дети.
Подвижная игра «Капельки»
Цель: учить образовывать двойные ряды, делать широкий круг, тренировать слаженность коллективных действий, быстроту реакции и смекалку.
Воспитатели, дети.
Конструирование из бумаги «зонтик»
Цель: Познакомить детей с новым для них способом конструирования – складывание листа бумаги «гармошкой». Учить изготавливать поделки на основе этого способа. Поощрять творческое проявление детей, их инициативу.
Воспитатели, дети.
Чтение художественной литературы И. Бунин «Лес, точно терем расписной».
Г. Скребицкий «Осень».
Цель: Познакомить детей с художественной литературой. Развивать речь детей (обогащение словарного запаса, овладение художественными образами; развивать мышление (учить анализировать, выделять главное, обобщать и систематизировать). учить видеть и понимать красоту осенней природы;
Воспитатели, дети.
Дидактическая игра «Четвертый лишний»
Цель: Закреплять знания детей о разнообразии деревьев. Воспитатели, дети.
Прогулка Наблюдение «Листья желтые летят»
Цель: Формирование умения детей сравнивать осенние листья: выделить по цвету листья; рассмотреть листья берёзы, рябины, тополя, клена, дуба; объяснить, что листья разных деревьев не только отличаются по форме, осенью они окрашиваются по-разному; обратить внимание на красоту листопада.
Обогащение словаря: клен, рябина, береза, дуб, тополь и т. д.
Воспитатели, дети.
Подвижная игра «Найди пару»
Цель: учить составлять пары листьев по одному признаку, указанному взрослым,
закреплять знания о форме, цвете и размере, развивать слуховое и зрительное
восприятие.
Воспитатели, дети.
Заучивание стихотворения по мнемотаблицы. И. Винокуров «Ходит осень в нашем парке»
Цель: Формировать интерес у детей к заучиванию стихотворений с использованием опорных рисунков.
Воспитатели, дети.
Дидактическая игра «Какой лист?»
Цель: совершенствовать знания различать листья трёх деревьев, учить образовывать прилагательные, развивать устную речь, внимание, память.
Воспитатели, дети.
Лепка: «Осенняя береза»
Цель: Учить создавать образ березы (ствол, осеннюю листву) из пластилина, используя разный метод лепки (шарики, колбаски).
Способствовать обогащению и активизации словаря детей. Воспитывать бережное отношение и любовь к природе.
Воспитатели, дети.
ФКЦМ. Тема: «Деревья – наши друзья»
Цель: формировать элементарные представления о жизни деревьев, их взаимосвязь в природе; учить исследовать функциональные особенности систем жизнеобеспечения дерева, их зависимости от времен года;
Воспитатели, дети.
Дидактическая игра «Где что зреет?»
Цель: Учить использовать знания о растениях, сравнивать плоды дерева с его листьями.
Воспитатели, дети.
Прогулка Наблюдение «Многообразие осенних листьев»
Цель: показать детям многообразие красок золотой осени. Раскрыть новое понятие — «листопад».
Обогащение словаря: листопад, сыплются дождем, шершавая Воспитатели, дети
Подвижная игра «Листопад»
Цель игры: развитие ловкости, быстроты; умения работать в парах. Воспитатели, дети.
Дидактическая игра «С какого дерева лист?»
Цель: совершенствовать умение дифференцировать, деревья по их стволам и листьям.
Развивать: внимание, наблюдательность, память, воображение.
Воспитатели, дети.
Рисование элементами аппликация. Коллективная работа. осеннее дерево- «Клен».
Цель: Продолжать учить; закрашивать листья цветными карандашами, штрихуя в одном направлении без просветов и усиливая нажим в более темных местах; вырезать по контуру; Формировать умение работать в коллективе. Развивать эстетическое восприятие. Продолжать учить понимать и анализировать содержание стихотворения.
Воспитатели, дети.
Беседа «Птицы осенью»
Цель:
способствовать обогащению и обобщению знаний детей о перелетных птицах (среда обитания, потребности, приспособление к среде, сезонным изменениям среды, способы удовлетворения потребностей); Воспитатели, дети.
Прогулка Наблюдение за птицами
Цели:
— продолжить наблюдение за птицами на участке;
— учить различать основные части тела;
— развивать и воспитывать бережное отношение к птицам. Воспитатели, дети.
Подвижная игра «Гном и шишки»
Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей.
Воспитатели, дети.
Подвижная игра «Филин и птицы»
Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей.
Воспитатели, дети.
Филин (Лепка из пластилина в сочетании с природным материалом)
Цель: Продолжать учить сочетать в поделке природный материал и пластилин; соединять части, прижимая их. Учить добиваться выразительности образа, соблюдать пропорции частей и их различия по величине. Воспитатели, дети.
Беседа «Животные леса осенью»
Цель: способствовать углублению представлений о лесе: живут разные животные (звери, птицы, насекомые); установлению причинно-следственных связей на основе понимания зависимости жизнедеятельности живых существ от условий среды их обитания; воспитывать у детей интерес к жизни леса в осенний период, понимание необходимости сохранения его целостности; обучить умениям вести себя в лесу.
Воспитатели, дети.
Подвижная игра «Ежики и яблоки»
Цель: развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей.
Воспитатели, дети.
Аппликация «Ёжики»
Цель: обучить детей складывать ежика из прямоугольного листа бумаги методом «гармошка»;
закрепить навыки складывания листа в разном направлении, проглаживая сгибы;
развивать мелкую моторику, внимательность;
закрепить, уточнить, расширить знания детей об окружающем мире.
Воспитатели, дети.
«Беседа об осени», обобщающая.
Цель: Обобщить и систематизировать знания детей об осени. Учить устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха и состоянием растений, наличием пищи для животных и приспособлением их к зиме.
Воспитатели, дети.
Дидактическая игра «Когда это бывает?»
Цель: Учить детей различать признаки времен года. С помощью поэтического слова показать красоту различных времен года, разнообразие сезонных явлений и занятий людей.
Воспитатели, дети.
Развитие речи.
Заучивание стихотворения И. Белоусова «Осень»
Цель: Помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение И. Белоусова «Осень»
Воспитатели, дети.
Дидактическая игра «Зима или осень?»
Цель: Учить детей различать изменения природы в разные времена года, понимать и ценить красоту родной природы.
Воспитатели, дети.
Игры с пазлами «Осенние картинки»
Цель: Систематизировать представления детей о характерных признаках осени;
содействовать развитию памяти внимания, воображения, логического мышления, обогащать словарь. Воспитатели, дети.
Прогулка Наблюдение «Закрепление знаний об осени»
Цель: Закрепить знание об осени. Назвать приметы, знать название месяцев, вспомнить народное название месяцев, уметь его объяснить Обогащение словаря: солнышко блистало. Туман, гуси, юг, обнажилась, поникли, побурела, караван.
Какое время года? Какие осенние месяцы вы знаете? Какая бывает осень? (ранняя и поздняя). Назовите приметы ранней и поздней осени. Чем они отличаются?
Воспитатели, дети.
Подвижная игра «Дровосек в лесу»
Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных способностей, ловкости.
Воспитатели, дети.
Рисование в нетрадиционной технике (губкой, закрепленной на прищепки)
«Золотая осень»
Цель: познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования губкой, закрепленной на прищепки.
Закрепить знания детей о временах года;
Тренировать умение пользоваться нетрадиционными техниками рисования.
Обогащать эмоциональную сферу ребенка;
Воспитывать любовь к природе, создавать у детей радостное настроение;
Учить видеть красоту осенней природы.
Развивать воображение, фантазию, мышление, чувство цвета и композиции.
Воспитатели, дети.
Презентация «Деревья»
Цель: закрепление знания детей о деревьях. Уточнить и расширить представления детей о лесе (лиственный, хвойный, смешанный) и разнообразии деревьев. Закрепить знания о деревьях и различных частях деревьев (корни, ствол, крона, ветки, листья).
Воспитатели, дети.
Выставка поделок из природного материала «Осенняя палитра»
Цель: формировать у детей эстетическое отношение к природе;
стимулировать творчество родителей и детей;
воспитывать любовь к богатствам родного края. Воспитатели, дети, родители.
Создание альбома «Деревья их листья»
Цель: Формировать представления о состоянии растений осенью, дать представления о плодах и семенах деревьев, кустарников, дать представления о способах распространения семян.
Воспитатели, дети, родители.
Работа с родителями
• Информационный стенд для родителей «Как провести с ребёнком осенний день»
• Анкета для родителей «Осень- чудная пора»
• Привлечение детей и родителей к сбору природного материала для проекта.
• Организация выставки -конкурса совместных работ детей и родителей «Осенняя палитра»
З. Этап. Заключительный
Результаты проекта:
В результате познавательной деятельности, у детей появилось стремление расширить свой кругозор по данной теме, желание выявить, чем же интересна осень.
В процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики, у детей пополнился словарный запас, они стали более грамотно изъясняться, с большим удовольствием участвовать в коллективном разговоре; появилось желание самостоятельно заняться творчеством. Все это способствовало развитию эстетического сознания детей, формированию их мировоззрения.
Дети расширили свой кругозор и закрепили знания о деревьях, их строение и внешнем виде. Закрепили информацию о пользе деревьев для здоровья, узнали о лечебных свойствах. Результат проекта принёс детям удовлетворённость, радость и бережное отношение в общение с деревьями.
Список используемой литературы:
1. Алябьева, Е. А. Тематические дни и недели в детском саду. Планирование и конспекты (Текст) Е. А. Алябьева.: – М.: Сфера, 2005.
2. Бондаренко, Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. (Текст) Т. М. Бондаренко. – Воронеж: Учитель, 2007.
3. О. Соломенникова. «Ознакомление дошкольников с природой» Старшая группа М: Просвещение 2015 г.
4. Горькова, Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию (Текст) Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. – М.:. Вако, 2008. –
5. Журнал «Педагогическое творчество» №6 1999; №6 2000; №3 2003; №3 2004.
6. Журнал «Дошкольная педагогика» №5 2008 год.
7. Компанцева Л. В. «Поэтический образ природы в детском рисунке» М:
«Просвещение» 1985
8. Маханева, М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы [Текст] / М. Д. Маханева. – М.: Аркти, 2004. –
9. Саморукова Т. Г. «Как знакомить детей с природой» М: «Просвещение», 1983
10. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа» Изд. Мозаика-Синтез, 2014 г.
11. И. В. Новика «Конструирование из бумаги с детьми 4- 7 лет» Изд. Сфера 2014 г.
12. Шорыгина, Т. А. Цветы: какие они? Книга для воспитателей [Текст] / Т. А. Шорыгина. – М.: ГНОМиД, 2002.
13. Д. Колдина Лепка с детьми 5-6 лет. Изд. Мозаика синтез 2015 г.
14. Интернет – ресурсы.