Пантелеева Наталья Михайловна – Воспитатель МАДОУ «Центр развития ребёнка Детский сад №21» г. Великий Новгород
Дата поступления работы на конкурс: 08.12.2018г.
Информационно-игровой, краткосрочный, групповой проект
«ПТИЦЫ ЗИМОЙ»
Сроки проекта:2 недели
Автор: воспитатель МАДОУ №21 Пантелеева Н.М., г. Великий Новгород
Участники: дети 1 младшей группы, воспитатели, родители.
Возраст: дети 2-3 лет.
Актуальность проекта.
Дети нашей группы очень любят наблюдать за птицами на территории детского сада: как летают, ищут корм, клюют. Особенная же радость и восторг для ребенка 2-3 лет – покормить птичку, бросить ей горсточку семечек, крупы или хлебных крошек. Однако, стоит заметить, что большинству детей не хватает пока словарного запаса, чтобы поделиться впечатлениями об увиденном, рассказать о птичке, ее окраске, размере, манере поведения, также не хватает элементарных знаний о жизни птиц в зимний период. Задача взрослых – воспитывать интерес у детей к птицам, желание узнавать новые факты их жизни, желание оказать им помощь.
Предполагаемый результат.
Участие детей в проекте позволит:
– расширить знания детей о птицах;
– сформировать элементарные экологические представления о жизни зимующих в городе птиц (дети выяснят, чем питаются птицы зимой и как правильно их подкармливать, узнают, какие бывают кормушки для птиц);
– обогатить словарь детей различными частями речи (по теме проекта);
– повысит речевую и игровую активность детей;
– воспитать бережное отношение к птицам;
– развить способность к подражательным движениям птиц, научатся двигаться ритмично;
– познакомит с новыми подвижными играми.
Этапы реализации проекта.
1 этап – целеполагание.
Цель проекта: создание условий для формирования у детей целостного представления о жизни птиц в зимний период.
Задачи проекта:
Познавательное направление:
– сформировать представление о птицах, как о живых существах в природе;
– познакомить с некоторыми птицами, научить различать птиц по внешнему виду (ворона, воробьи, голубь, снегирь, сорока);
– посредством игр с конструктором (блоки Дьенеша, счетные палочки) учить конструировать птичку, кормушку для птиц, деревце, обыгрывать постройки.
Речевое направление:
– обогатить словарный запас детей по теме «Птицы», ввести такие слова, как «птицы», «ворона», «воробей», «сорока», «голубь», «голова», «крылья», «хвост», «лапки», «перья, словосочетания «кормить птичку», «птичка летает»;
– развивать способность подражать голосам птиц;
– познакомить с загадками о птицах;
– научить понимать простые по форме и содержанию вопросы воспитателя и отвечать на них.
Социально-коммуникативное направление:
– приобщать детей к совместной заботе о птицах зимой;
– воспитывать начальные личностные качества: отзывчивость, сострадание, доброжелательность;
– развивать игровую деятельность детей.
Художественно-эстетическое направление:
– учить детей рассматривать и понимать простые сюжетные картины, отвечать на вопросы и высказываться по поводу изображенного;
– познакомить с нетрадиционной техникой рисования (ладошкой);
– закрепить умение скатывать шарики из пластилина круговыми движениями рук («крупа для птички»).
Физическая культура:
– создавать эмоционально–приподнятое настроение в группе за счет участия в совместных подвижных играх «Воробышки и автомобиль», «Птички в гнездышках», физкультминутка «Вороны», «Птицы крыльями махали»;
– упражнять в умении двигаться, подражая движениям птиц, двигаться ритмично, реагировать на сигнал, развивать координацию движений.
Взаимодействие с родителями.
Задачи:
– Познакомить родителей с предстоящим проектом и его задачами;
– Предложить родителям принять активное участие в подкармливании птиц в зимний период (повесить кормушку, приносить корм);
– Провести консультацию по теме «Забота о птицах зимой» (папка- передвижка в родительском уголке в приемной), дать рекомендации на совместные прогулки с детьми;
– Предложить принять участие в мастер-классе «Снегири» (совместное с родителями и детьми изготовление поделки из бумаги и салфеток).
2 этап – разработка проекта.
Теоретическая часть проекта.
Подбор методической литературы:
«Воспитание, образование и развитие детей 2-3 лет в детском саду: методическое руководство для воспитателей, работающих по программе «Радуга»/ Т.Н.Доронова, Е.В.Соловьева, С.Г.Якобсон и др.
«Познавательное развитие детей 2-7 лет: методическое пособие для воспитателей»/ Т.И.Гризик
«Занятия по развития речи в первой младшей группе детского сада: пособие для воспитателей детского сада»/В.В.Гербова, А.И.Максаков
«Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет: методическое пособие для педагогов и родителей»/ М.Д.Маханева, С.В.Рещикова
«Играем с пальчиками. Развиваем мелкую моторику рук и устную речь»/ автор составитель А.Хвостовцев
«Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста: пособие для воспитателей детского сада»/ Е.А.Тимофеева
«Физическая культура для малышей»/ С.Я.Лайзане
«Комплексные занятия в 1 младшей группе детского сада»/ Т.М.Бондаренко.
Интернет ресурсы: Cайт для педагогов и родителей «Играем и развиваемся» Гранович М. «Тематические занятия «Перелетные и зимующие птицы».
Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала:
Демонстрационный материал «Зимующие и перелетные птицы»: учебно-методический комплект»;
Демонстрационный материал «Дикие птицы»: учебно – методический комплект»;
Демонстрационный материал «Забота о птицах зимой. Информация для родителей»;
Наглядно-дидактическое пособие «Развитие речи в детском саду» /В.В.Гербова
Подбор художественной литературы:
С.Я. Маршак «Где обедал воробей»;
В. Чаплина «Птицы под нашим окном» рассказы: «Сорока», «Синица», «Воробей», «Ворона»
З. Александрова «Птичья елка»
А. Барто «Страшная птица» «Снегирь» «Воробей»
М. Дружинина «Прилетели к нам синицы»
А. Яшин «Покормите птиц»
Г. Рукосуева «Покормите, люди, птиц!»
Потешки «Сорока-белобока», «Андрей – воробей»
Подбор музыкального репертуара:
– Музыка для слушания в группе и подпевания:
Песенка из мультфильма «Кто ж такие птички?» (1978) муз. А. Журбин, сл. Б. Заходер, «Аудиозаписи голосов птиц», «Воробьиная песенка» муз. З. Компанеец, сл. П. Синявский;
– Песенка для разучивания «Маленькая птичка прилетела к нам»
Подбор дидактических и подвижных игр:
– Дидактическая игра «Накорми птичек зернышками»;
– Пазлы, разрезные картинки (2- 4 части) «Птицы»;
– Блоки Дьенеша, схема «Птичка»;
– Счетные палочки, схема «Кормушка для птичек»;
– Подвижные игры «Воробышки и автомобиль», «Птички в гнездышках»;
– Физкультминутки «Вороны», «Птички крыльями махали»
– Пальчиковые игры «Сорока-белобока», «Воробей», «Прилетайте, птички»
3 этап – реализация проекта.
Практическая часть проекта.
Познавательное – речевое направление:
– Рассматривание новой игрушки – птички (особенности внешнего вида), беседа «Кто такие птицы»;
– Рассматривание карточек «Зимующие и перелетные птицы», рассказ воспитателя о зимующих птицах;
– Целевая прогулка «Наблюдаем птичек»;
– Рассматривание сюжетной картины «Кормим птиц», беседа по вопросам;
– Игры с «Блоками Дьенеша», дид.игра «Собери птичку»;
– Игры со счетными палочками, дид.игра «Сделай кормушку», «Деревце»;
– Пазлы, разрезные картинки (2-4 части) «Птицы», дид. игра «Собери и назови птицу»
– Пальчиковая гимнастика «Сорока-белобока», «Воробей», «Прилетайте, птички»;
– Игры на звукоподражание голосам птиц;
– Реч.игра «Назови ласково» (с мячом);
– Загадки о птицах
Социально-коммуникативное направление:
– Ситуационные разговоры с детьми о жизни птиц зимой, зачем нужны кормушки, что едят птицы и т.п.;
– Совместное с детьми вывешивание кормушки на участке детского сада, наполнение ее кормом;
– Игровые ситуации «Покормим птичку», «Птичка замерзла».
Художественно-эстетическое направление:
– Рисование «Птички: снегири – синички» (рисование ладошками);
– Лепка «Покормим птичку» (пластилин);
– Аппликация (коллективная работа) «Снегири» (цветная бумага, салфетки, гуашь);
– Раскраски «Птички» (карандаши, фломастеры);
– Рассматривание иллюстраций в книгах;
– Слушание в группе детских песен по теме проекта, разучивание песенки «Маленькая птичка»
Физическая культура:
– Утренняя гимнастика в игровой форме «Птицы крыльями махали»;
– Физкультминутка «Вороны»;
– Подвижные игры «Воробышки и автомобиль», «Птички в гнездышках»;
– Игровые упражнения на подражание движениям птиц.
Достигнутый результат
Анализируя результаты проекта, мы пришли к выводу, что данная форма работы очень эффективна в нашей группе.
Работа над проектом понравилась детям, принесла много радости от совместного с воспитателями и родителями творчества.
Дети знают названия, внешний вид и отличительные особенности зимующих птиц.
У детей появился интерес к жизни зимующих птиц, желание больше узнавать о них, заботиться.
Развивающая среда группы пополнена материалами по теме проекта.
У родителей появилась активная позиция по решению образовательных задач совместно со своими детьми.