ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ПТИЦЫ ЗИМОЙ»

Пантелеева Наталья Михайловна – Воспитатель МАДОУ «Центр развития ребёнка Детский сад №21» г. Великий Новгород
Дата поступления работы на конкурс: 08.12.2018г.

Информационно-игровой, краткосрочный, групповой проект

«ПТИЦЫ ЗИМОЙ»

Сроки проекта:2 недели

Автор: воспитатель МАДОУ №21 Пантелеева Н.М., г. Великий Новгород

Участники: дети 1 младшей группы, воспитатели, родители.

Возраст: дети 2-3 лет.

Актуальность проекта.

Дети нашей группы очень любят наблюдать за птицами на территории детского сада: как летают, ищут корм, клюют. Особенная же радость и восторг для ребенка 2-3 лет – покормить птичку, бросить ей горсточку семечек, крупы или хлебных крошек. Однако, стоит заметить, что большинству детей не хватает пока словарного запаса, чтобы поделиться впечатлениями об увиденном, рассказать о птичке, ее окраске, размере, манере поведения, также не хватает элементарных знаний о жизни птиц в зимний период. Задача взрослых – воспитывать интерес у детей к птицам, желание узнавать новые факты их жизни, желание оказать им помощь.

Предполагаемый результат.

Участие детей в проекте позволит:

– расширить знания детей о птицах;

– сформировать элементарные экологические представления о жизни зимующих в городе птиц (дети выяснят, чем питаются птицы зимой и как правильно их подкармливать, узнают, какие бывают кормушки для птиц);                                      

– обогатить словарь детей различными частями речи (по теме проекта);         

– повысит речевую и игровую активность детей;

– воспитать бережное отношение к птицам;

– развить способность к подражательным движениям птиц, научатся двигаться ритмично;

– познакомит с новыми подвижными играми.

Этапы реализации проекта.

1 этап – целеполагание.

Цель проекта: создание условий для формирования у детей целостного представления о жизни птиц в зимний период.

Задачи проекта:

Познавательное направление:

– сформировать представление о птицах, как о живых существах в природе;

– познакомить с некоторыми птицами, научить различать птиц по внешнему виду (ворона, воробьи, голубь, снегирь, сорока);

– посредством игр с конструктором (блоки Дьенеша, счетные палочки) учить конструировать птичку, кормушку для птиц, деревце, обыгрывать постройки.

Речевое направление:

– обогатить словарный запас детей по теме «Птицы», ввести такие слова, как «птицы», «ворона», «воробей», «сорока», «голубь», «голова», «крылья», «хвост», «лапки», «перья, словосочетания «кормить птичку», «птичка летает»;

– развивать способность подражать голосам птиц;

– познакомить с загадками о птицах;

– научить понимать простые по форме и содержанию вопросы воспитателя и отвечать на них.

Социально-коммуникативное направление:

– приобщать детей к совместной заботе о птицах зимой;

– воспитывать начальные личностные качества: отзывчивость, сострадание, доброжелательность;

– развивать игровую деятельность детей.

Художественно-эстетическое направление:

– учить детей рассматривать и понимать простые сюжетные картины, отвечать на вопросы и высказываться по поводу изображенного;

– познакомить с нетрадиционной техникой рисования (ладошкой);

– закрепить умение скатывать шарики из пластилина круговыми движениями рук («крупа для птички»).

Физическая культура:

– создавать эмоционально–приподнятое настроение в группе за счет участия в совместных подвижных играх «Воробышки и автомобиль», «Птички в гнездышках», физкультминутка «Вороны», «Птицы крыльями махали»;

– упражнять в умении двигаться, подражая движениям птиц, двигаться ритмично, реагировать на сигнал, развивать координацию движений.

Взаимодействие с родителями.

Задачи:

– Познакомить родителей с предстоящим проектом и его задачами;

– Предложить родителям принять активное участие в подкармливании птиц в зимний период (повесить кормушку, приносить корм);

– Провести консультацию по теме «Забота о птицах зимой» (папка- передвижка в родительском уголке в приемной), дать рекомендации на совместные прогулки с детьми;

– Предложить принять участие в мастер-классе «Снегири» (совместное с родителями и детьми изготовление поделки из бумаги и салфеток).

2 этап – разработка проекта.

Теоретическая часть проекта.

Подбор методической литературы:

«Воспитание, образование и развитие детей 2-3 лет в детском саду: методическое руководство для воспитателей, работающих по программе «Радуга»/ Т.Н.Доронова, Е.В.Соловьева, С.Г.Якобсон и др.

«Познавательное развитие детей 2-7 лет: методическое пособие для воспитателей»/ Т.И.Гризик

«Занятия по развития речи в первой младшей группе детского сада: пособие для воспитателей детского сада»/В.В.Гербова, А.И.Максаков

«Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет: методическое пособие для педагогов и родителей»/ М.Д.Маханева, С.В.Рещикова

«Играем с пальчиками. Развиваем мелкую моторику рук и устную речь»/ автор составитель А.Хвостовцев

«Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста: пособие для воспитателей детского сада»/ Е.А.Тимофеева

«Физическая культура для малышей»/ С.Я.Лайзане

«Комплексные занятия в 1 младшей группе детского сада»/ Т.М.Бондаренко.

Интернет ресурсы: Cайт для педагогов и родителей «Играем и развиваемся» Гранович М. «Тематические занятия «Перелетные и зимующие птицы».

Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала:

Демонстрационный материал «Зимующие и перелетные птицы»: учебно-методический комплект»;

Демонстрационный материал «Дикие птицы»: учебно – методический комплект»;

Демонстрационный материал «Забота о птицах зимой. Информация для родителей»;

Наглядно-дидактическое пособие «Развитие речи в детском саду» /В.В.Гербова

Подбор художественной литературы:

С.Я. Маршак «Где обедал воробей»;

В. Чаплина «Птицы под нашим окном» рассказы: «Сорока», «Синица», «Воробей», «Ворона»

З. Александрова «Птичья елка»

А. Барто «Страшная птица» «Снегирь» «Воробей»

М. Дружинина «Прилетели к нам синицы»

А. Яшин «Покормите птиц»

Г. Рукосуева «Покормите, люди, птиц!»

Потешки «Сорока-белобока», «Андрей – воробей»

Подбор музыкального репертуара:

– Музыка для слушания в группе и подпевания:

Песенка из мультфильма «Кто ж такие птички?» (1978) муз. А. Журбин, сл. Б. Заходер, «Аудиозаписи голосов птиц», «Воробьиная песенка» муз. З. Компанеец, сл. П. Синявский;

– Песенка для разучивания «Маленькая птичка прилетела к нам»

Подбор дидактических и подвижных игр:

– Дидактическая игра «Накорми птичек зернышками»;

– Пазлы, разрезные картинки (2- 4 части) «Птицы»;

– Блоки Дьенеша, схема «Птичка»;

– Счетные палочки, схема «Кормушка для птичек»;

– Подвижные игры «Воробышки и автомобиль», «Птички в гнездышках»;

– Физкультминутки «Вороны», «Птички крыльями махали»

– Пальчиковые игры «Сорока-белобока», «Воробей», «Прилетайте, птички»

3 этап – реализация проекта.

Практическая часть проекта.

Познавательное – речевое направление:

– Рассматривание новой игрушки – птички (особенности внешнего вида), беседа «Кто такие птицы»;

– Рассматривание карточек «Зимующие и перелетные птицы», рассказ воспитателя о зимующих птицах;

– Целевая прогулка «Наблюдаем птичек»;

– Рассматривание сюжетной картины «Кормим птиц», беседа по вопросам;

– Игры с «Блоками Дьенеша», дид.игра «Собери птичку»;

– Игры со счетными палочками, дид.игра «Сделай кормушку», «Деревце»;

– Пазлы, разрезные картинки (2-4 части) «Птицы», дид. игра «Собери и назови птицу»

– Пальчиковая гимнастика «Сорока-белобока», «Воробей», «Прилетайте, птички»;

– Игры на звукоподражание голосам птиц;

– Реч.игра «Назови ласково» (с мячом);

– Загадки о птицах

Социально-коммуникативное направление:

– Ситуационные разговоры с детьми о жизни птиц зимой, зачем нужны кормушки, что едят птицы и т.п.;

– Совместное с детьми вывешивание кормушки на участке детского сада, наполнение ее кормом;

– Игровые ситуации «Покормим птичку», «Птичка замерзла».

Художественно-эстетическое направление:

– Рисование «Птички: снегири – синички» (рисование ладошками);

– Лепка «Покормим птичку» (пластилин);

– Аппликация (коллективная работа) «Снегири» (цветная бумага, салфетки, гуашь);

– Раскраски «Птички» (карандаши, фломастеры);

– Рассматривание иллюстраций в книгах;

– Слушание в группе детских песен по теме проекта, разучивание песенки «Маленькая птичка»

Физическая культура:

– Утренняя гимнастика в игровой форме «Птицы крыльями махали»;

– Физкультминутка «Вороны»;

– Подвижные игры «Воробышки и автомобиль», «Птички в гнездышках»;

– Игровые упражнения на подражание движениям птиц.

Достигнутый результат

Анализируя результаты проекта, мы пришли к выводу, что данная форма работы очень эффективна в нашей группе.

Работа над проектом понравилась детям, принесла много радости от совместного с воспитателями и родителями творчества.

Дети знают названия, внешний вид и отличительные особенности зимующих птиц.

У детей появился интерес к жизни зимующих птиц, желание больше узнавать о них, заботиться.

Развивающая среда группы пополнена материалами по теме проекта.

У родителей появилась активная позиция по решению образовательных задач совместно со своими детьми.

Вам также может понравиться...
15392