Гарифуллина Гульназ Рифгатовна – Старший воспитатель ГБОУ Школа №887 г. Москва
Дата поступления работы на конкурс: 17.11.2017г.
ТЕМА ПРОЕКТА
«Сохраним природу вместе»
Раскрывая сущность нашего проекта, хотелось бы прочитать стихотворение:
Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ
Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогами задачу большой экологической и социальной значимости: воспитание молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального использования, защиты и возобновления природных богатств.
Именно в дошкольном возрасте закладывается позитивное отношение к природе. Поэтому необходимо формировать у дошкольников такое отношение к окружающим природным явлениям, которое строится на эмоциональном отношении к ней.
Актуальность выделенной проблемы обостряется тем, что часто дети растут в искусственной среде, оторванные от мира природы. Отгородившись от природы стенами многоэтажных домов, они не имеют возможности увидеть проявление этих законов в своей обыденной жизни.
Как показал опыт нашей работы, чем больше дети соприкасаются с природой, тем эффективней проходит обучение и формируется осознанное отношение к ней. Использование игровых приёмов, практических заданий развивает наблюдательность, активизирует мысль, меняет отношение к природе. Появляется желание сберечь её красоту, т. е. зарождается действенная любовь к природе у детей дошкольного возраста.
НАШ ДЕВИЗ
«Природа и мы – одно целое!»
Мы считаем, что рождение экологического миропонимания связано с освоением важной нравственно – философской категорией «Мы», то есть единство.
Мы – это жители планеты, все живое на Земле: люди, животные, растения.
Мы – это выражения нашего родства и гуманного способа совместного проживания.
Мы – это все, от кого зависит жизнь планеты и каждого живущего на ней.
Мы – это те, кто уже владеет опытом взаимодействия с природой и, кто только начинает приобщение к нему.
Мы – это дети и взрослые, живущие в городе Москве и любящие свою природу.
Мы – это коллектив педагогов и родителей, осуществляющих экологическое образования детей!
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
ВИД ПРОЕКТА: познавательно – исследовательский
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА: долгосрочный (сентябрь – май)
ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ: молодые специалисты, воспитатели, педагоги по дополнительному образованию.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:
Дети подготовительной группы (6-7 лет), родители, педагоги
ЦЕЛЬ:
формировать экологическое образование и воспитание детей дошкольного возраста, повысить экологическую культуру подрастающего поколения.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
– сформировать у детей дошкольного возраста умения и желания сохранять природу, и оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;
– создать условия для детей дошкольного возраста для наблюдений за природными объектами и явлениями;
– развивать познавательный интерес к миру природы.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
- организационный,
- основной,
- заключительный.
В нашей работе применялись разнообразные методы и приемы:
- Непосредственно – образовательная деятельность по всем направлениям образовательных областей
- Наблюдения
- Эколого – познавательные досуги
- Экологические сказки
- Экологические акции
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
При работе над проектом привлекались семьи воспитанников. Так как мы считаем, что только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.
В работе с родителями по экологическому воспитанию детей мы использовали различные формы работы: консультации, беседы, папки – передвижки, совместные выставки, досуги.
ПРЕДМЕТНО – РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА
РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ
Мы считаем, что в результате проделанной работы над проектом есть положительные результаты:
- – сформированы начала экологической культуры у детей;- сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;- дети научились практическим действиям по охране природы;- развитие умственных способностей детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;- у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
«Природа – не только великий учитель, она, прежде всего, еще и великий воспитатель» Сухомлинский В.А.
Хочется отметить, что экологическое воспитание тесно связано с развитием эмоций ребенка, умением сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира.
Дошкольники учатся понимать и свою ответственность за состояние окружающей среды. Именно в дошкольном возрасте дети проявляют большой интерес к объектам природы и легко усваивают разнообразную информацию, если она их привлекает. Таким образом, при системном, комплексном проведении намеченной работы можно достичь намеченных целей.
Наш проект способен при целенаправленной деятельности педагогов и родителей помочь детям осознать себя «маленькими волшебниками», спасающими и оберегающими природу родного края.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Горькова Л.Г, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» «ВАКО» Москва 2005
2. Горбатенко О.Ф. Система экологического воспитания в ДОУ.- Волгоград: Учитель, 2008 Зенина Т.Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными. Учебное пособие.- М., педагогическое общество России, 2010.
3. Комплексные занятия по экологии для старших дошкольников/ Под ред. С.Н. Николаевой.-М,2005
4. Коломина В.Н. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: ( сценарии занятий) Творческий Центр «СФЕРА» Москва 2003.
5. Молодцова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. – Минск «АСАР», 2001.
6. Масленникова О.М, Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду. -Волгоград: Учитель, 2011
7. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева, С.Н.Николаева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. – СПб.: Детство – пресс, 2003. – 319 с.
8. Наш дом – природа.//Дошкольное воспитание. – 1994. – №7.
9. Николаева С.Н., Ознакомление дошкольников с неживой природой. М.: Педагогическое общество России, 2010.
10. Николаева С. Н. Программа экологического воспитания дошкольников. М., 2010
11. Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы с детьми в детском саду, М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2010.
12. Петрова Н.А. Живая душа природы. – Мозырь: Издательский Дом «Белый Ветер», 2009.
18. Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду.- М: Мозаика-Синтез,2008
19. Фольклорно-экологические занятия с детьми старшего дошкольного возраста/ авт.-сост. Г.А.Лапшина.-2-е изд.-Волгоград: Учитель, 2009.
20. В.А. Шишкина, М.Н. Дедулевич «Прогулки в природу» , – Москва «Просвещение» 2002.
21. Экологические проекты в детском саду / О.М. Масленников, А.А Филиппенко. – Волгоград: Учитель,2011
22. Интернет-ресурсы.