Семенкова Татьяна Викторовна – Воспитатель МДОУ – детский сад №42 г. Люберцы, Московская область
Дата поступления работы: 30.01.2019г.
Проект «Умелые пальчики»
АКТУАЛЬНОСТЬ
У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками. Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Формирование речи происходит под влиянием кинетических (двигательных) импульсов, передающихся от рук, а точнее, от пальчиков. Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребёнка, тем быстрее он начинает говорить. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребенка. Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого – развитию речевой функции.
ЦЕЛЬ: стимулирование речевой деятельности через развитие мелкой моторики в процессе использования традиционных и нетрадиционных форм работы.
ЗАДАЧИ
РАЗВИВАЮЩИЕ:
1. Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.
2. Стимулировать речевое развитие, психические процессы через тренинг движения пальцев рук детей, зрительное и слуховое восприятие.
3. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, творческую активность.
4. Укреплять мелкую мускулатуру пальцев, тренировать тонкие движения пальцев рук.
5. Развивать навыки ручной умелости.
ОБУЧАЮЩИЕ:
6. Упражнять в выполнении различных заданий, направленных на развитие мелкой моторики.
7. Обогащать опыт детей различными сенсомоторными впечатлениями.
Практическая значимость заключается в том, что изученный опыт может быть использован в повседневной деятельности педагога, в разработке рекомендаций по развития мелкой моторики.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Тип проекта: практико-ориентированный,
По количеству участников: групповой.
Продолжительность проекта: долгосрочный
Срок реализации: сентябрь 2018 – апрель 2019
Форма представления: слайдовая презентация.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
комплексный подход при разработке заданий;
систематичность и последовательность;
вариативность содержания и форм проведения работы;
наглядность;
повторность (цикличность повторения) материала.
ПРОДУКТ ПРОЕКТА
картотека пальчиковых игр
картотека игр с использованием нестандартного оборудования
изготовление пособий
консультации для родителей
материал в уголок сенсомоторного развития (штриховки, трафареты, дорисовки)
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1 ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ (сбор информации по теме):
Определение актуальности темы, предложение идеи детям о предстоящем проекте.
Выявление уровня развития мелкой моторики у детей.
Определение предполагаемых результатов проекта.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ СРОК ИСПОЛНЕНИЯ
Подбор и изучение методической литературы по данной теме.
Составление перспективного плана работы по развитию мелкой моторики рук на основе тематического планирования с подбором материала:
упражнения для массажа;
логоритмические упражнения;
игры и упражнения с различными предметами и материалами;
пальчиковые игры;
упражнения с элементами театрализованной деятельности с использованием пальчикового театра
Пополнение предметно-развивающей среды (массажные коврики, шестигранные карандаши, мячики для самомассажа, схемы для составления рассказов)
Составление картотеки пальчиковых игр на развитие мелкой моторики.
Подбор консультативного и информационного материала для родителей.
2 ЭТАП – ОСНОВНОЙ (ПРАКТИЧЕСКИЙ):
Осуществление деятельности в соответствии с тематическим планированием.
Реализация проекта в различных формах совместной взросло-детской деятельности.
Организация дифференцированной работы с детьми в соответствии с их потенциальными возможностями.
Осуществление взаимосвязи с родителями по графомоторному развитию детей.
ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
НОД
совместная деятельность
самостоятельная деятельность детей
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Работа с карандашом (штриховка, обводка, дорисовка, трафареты)
Массаж (карандашами, массажными ковриками, мячиками)
Пальчиковая гимнастика
Пальчиковый театр
Игры с прищепками, пуговицами, палочками, бусинами, крупами, решетками.
Пластилинография, работа с бумагой
ПЛАН РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
НОД по пластилинографии:
«Грибочки»
«Астры»
«Синички»
«Елка из снежинок»
«Вертолет»
«Цветы для мамы»
«Украсим вазу»
Пальчиковые игры
Упражнения с различными материалами (пуговицы, крупа, решетки, зубные щетки, бигуди и т. д.)
Массаж с использованием массажных ковриков, шестигранных карандашей, мячиков январь
Пальчиковый театр
Штриховки, дорисовки, трафареты
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Консультации для родителей: «Крупная польза мелкой моторики», «Развиваем ручную умелость», «Использование самомассажа кистей и пальцев рук», ««Использование массажера «Су-джок» в развитии речи детей».
Материал в уголок для родителей: «Нетрадиционные пальчиковые игры с прищепками», «Нетрадиционные пальчиковые игры с пуговичками»
Памятки для родителей «Рисуем крупой», «Волшебные крышки».
Семинар-практикум «Пальцы помогают говорить»
3 ЭТАП – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ (ИТОГОВЫЙ):
Подведение итогов работы.
Анализ эффективности системы работы по развитию мелкой моторики.
Подготовка презентации для педагогов МДОУ «Умелые пальчики».
Оформление проектной деятельности
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
Положительная динамика в развитии мелкой моторики.
Приобретение подвижности и гибкости кисти, точности в движениях пальцев рук.
Повышение уровень развития координации внимания, памяти.
Подготовленность руки ребёнка к овладению письмом.
Обогащение эмоциональной сфера ребенка, накопление двигательного опыта.
Формирование коммуникативных способностей.
ВЫВОД: Создавая в группе необходимую развивающую среду, способствующую развитию мелкой моторики, учитывая возрастные особенности детей, получив поддержку и помощь родителей, мы смогли выполнить поставленные задачи.
Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста способствует повышению уровня речевого развития, обогащению и активизации словарного запаса, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М. : «Карапуз», 2007.
2. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М. : ТЦ Сфера, 2006.
3. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
4. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
5. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.
6. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.
7. Интернет ресурсы