Семенкова Татьяна Викторовна – Воспитатель МДОУ – детский сад №42 г. Люберцы, Московская область
Дата поступления работы: 30.01.2019г.
Проект «Зимушка зима»
Актуальность:
Дети в недостаточной степени имеют представление о зимних явлениях в природе; что происходит со снегом, во что превращается вода, зачем нужна теплая одежда, почему ведут себя по-разному животные и птицы. Дети не видят взаимосвязи и взаимозависимости в природе. Не умеют составлять описательный рассказ, так как у них бедный запас прилагательных и глаголов. Не умеют видеть красоту зимнего пейзажа.
Участие детей в проекте поможет максимально обогатить знания и представления детей о зиме, свойствах снега, развить связную речь, творческие способности, поисковую деятельность.
Цель проекта:
Обогащение представлений детей о времени года зима, закрепление характерных признаков, развитие связной речи.
Задачи проекта:
1. Формировать интерес детей к явлениям природы, умение взаимодействовать с окружающим миром.
2. Развивать связную речь, чувственность к живой и неживой природе.
3. Учить сравнивать разные времена года, отмечая характерные признаки каждого.
4. Отметить, что в разные времена человек меняет одежду в зависимости от сезона.
5. Расширить представления детей о лесе и его обитателях (заяц, медведь, лиса).
6. Учить замечать птиц в ближайшем окружении, вызывать интерес к их поведению.
7. Формировать умения устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы.
8. Воспитывать интерес и уважение к чужому и собственному труду, умение видеть его результаты.
9. Закрепить знания о зимних развлечениях.
10. Закреплять знания детей о свойствах снега.
11. Учить детей отражать полученные знания в рассказах и продуктивных видах деятельности.
Предполагаемые итоги реализации проекта:
1. Умение называть зимние природные явления,
2. Знание о свойствах снега.
3. Знание о том, зачем нужна зимняя одежда.
4. Знания, как и где, зимуют животные и птицы.
5. Участие в зимних забавах (катание на санках, катание с горки).
6. Умение рассказывать по картине.
7. Воспитание любознательности и эмоциональной отзывчивости, бережного отношения к труду.
Срок реализации проекта – долгосрочный, декабрь 2018 – февраль 2019.
Предварительная работа.
Поисковая работа по подбору иллюстраций, методической литературы, игр, сказок, рассказов, стихотворений. Рассматривание репродукций.
Социально-коммуникативное развитие.
Беседы: «Первый снег», «Приметы зимы», «Одежда людей зимой», «Звери и птицы зимой».
Пальчиковые игры: «Белый пух», «Мы во двор пришли гулять», «Снеговик», «Зимой», «Пришла зима», «Медведь в берлоге», «Елка», «Снежный ком».
Дидактические игры:
«Прятки», «Кто что делает?», «Зимние забавы”, «Мы гуляем по саду», «Раз, два, три посчитай», «Как», «Что забыл нарисовать художник?», «Где и как зимуют звери?» «Что сначала, что потом», «Подбери признак», «Когда это бывает».
Познавательное развитие.
Наблюдения за погодой, ветром, небом, солнцем, метелью (из окна), за снегопадом, снежинками, снегом (белый, холодный, мокрый), сугробами, птицами (воробей, синицы, снегири, голуби), за прохожими (как одеты), за деревьями, за трудом дворника. Наблюдение за явлениями природы, типичными для зимы; иней, снег, гололед, метель.
1. Опыты: Как снег становится водой.
2. Зачем деду Морозу и Снегурочке шубы?
Речевое развитие.
Рассматривание сюжетных картин («Зимний лес», «Катаемся на санках», «Зимний пейзаж», «Саша и снеговик»).
Игры и упражнения на формирование общих речевых навыков: «Погреться на морозе», «Снежинки летят», «Вьюга», «Дует ветер», «Снегири», «Снежок», «Снежная баба», «Снеговик», «Зимние забавы».
Чтение сказок: «Лисичка-сестричка и серый волк», «Зимовье», «Зимняя сказка».
Прослушивание аудио записи сказок «Морозко», «Снегурочка», песен «Санки», «Снежинка».
Разучивание стихотворений: «Зима» Сурикова, Воронько «Снег»
Художественно-эстетическое развитие.
Аппликация: «Снеговик», «Снежинка»
Лепка: «Снегурочка», «Зайчик»
Конструирование: «Горка»
Физическое развитие.
Подвижные игры «Мороз — красный нос», «Мы весёлые ребята», «Попрыгунчики возле санок».
«Снежинки и ветер», «Птички в гнездышках».
Игровые упражнения «Снежинки кружатся», «Поймай снежинку», «По снежному лабиринту».
Скольжение по ледяным дорожкам. Ходьба по снежному валу. Игра в снежки. Катание с горки на санках — «ледянках».
Сотрудничество с родителями:
1. Оформление папок-передвижек для родителей:
2. «Небезопасные зимние забавы»;
3. «Зима»;
4. «Зимние подвижные игры».
5. Домашнее задание на тему «Зима»
6. Подборка стихов для разучивания с детьми дома,
7. Консультация «Одежда ребенка на зимней прогулке».
ПРОДУКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
1. Разработка конспектов занятий и тематических бесед по теме «Зима»;
2. Составление картотеки дидактических игр по развитию знаний у детей о данном времени;
3. Подбор рассказов о животных зимой;
Приложение 1
Пальчиковые игры
Белый пух
Сыплет белый, снежный пух, Плавно опускаем кисти рук сверху вниз
Устилает все вокруг. Разводим руки в разные стороны
Пух на шапках Показываем на названные вещи,
Пух на шубках, ( или поочередно загибаем пальцы)
Пух на бровках,
Пух на губках.
Как щекотно — ух! Щекочем себя и встряхиваемся
Кто щекочет — пух! Ладошки перед собой, дуем на них.
Мы во двор пришли гулять
Раз, два, три, четыре, пять Загибаем пальчики по одному
Мы во двор пришли гулять. «Идём» по столу указательным и средним пальчиками
Бабу снежную лепили, «Лепим» комочек двумя ладонями
Птичек крошками кормили, Крошащие движения всеми пальцами
С горки мы потом катались, Кулачком правой руки скользим от плеча левой руки вниз к запястью
А ещё в снегу валялись. Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой
И снежками мы кидались Имитируем движения по тексту
Все в снегу домой пришли. Отряхиваем левой рукой правую от плеча к запястью
Съели суп и спать легли. Движения воображаемой ложкой, руки под щёки
Снеговик
Мы слепили снежный ком Лепим двумя руками комок,
Шляпу сделали на нем Соединяем руки в кольцо и кладем на голову,
Нос приделали и вмиг Приставляем кулачки к носу,
Получился снеговик Обрисовываем двумя руками фигуру
снеговика.
Зимой
Снег пушистый лег на ветки. Изображаем руками ветви деревьев, пальцы растопыриваем
И гулять бегут все детки. Указательный и средний пальцы обеих рук «бегут» по столу, как ножки
Лепят бабу под окном, Лепим двумя руками воображаемый снежный ком
Дружно катят снежный ком. Круговые движения руками
Лыжи, Скользим по столу ладонями вперед-назад
Санки Кисти рук соединить вместе, большими пальцами вниз, движение от груди вперед
И коньки Ладони поставить на ребро и скользить ими вперед-назад по столу
Мчатся наперегонки.
Медведь в берлоге
Медведь в берлоге крепко спит, Руки сложены лодочкой под щечкой
Всю зиму до весны сопит.
Спят зимою бурундук, Загибаем поочередно пальцы
Колючий ежик и барсук
Только заиньке не спится Указательным и средним пальцами делаем заячьи ушки
Убегает от лисицы. Указательным и средним пальцами “убегаем”
Мелькает он среди кустов, Изображаем зигзагообразные линии
Напетлял — и был таков! Разводим руки в стороны.
Елка
Зелененькая елочка, Пальцы рук переплетены и выпрямлены.
Колючие иголочки. Руки перед собой, пошевелить пальчиками
Ветки распушила Руки опустить и потрясти ими
Снежком припорошила. Погладить себя обеими руками.
Снежный ком
Взяли дети белый ком, Изображаем ком
Будем строить снежный дом Движения, изображающие лепку снежков
Мы польем его водой, Имитируем движения “поливаем водой”
Домик будет ледяной Соединяем пальцы рук над головой, делаем крышу
Ком за комом мы кладем, Ставим кулачок на кулачок
Вот и вылепили дом Рисуем в воздухе ладонями домик
Пришла зима
Пришла зима. Развести руки в стороны, показывая вокруг себя
Стало холодно. Обхватить руками себя за плечи и поежиться
Ударили морозы. Стукнуть правым кулаком по левой ладони
Реки покрылись льдом. Руки ладонями вниз соединить и развести в разные стороны
Пошел снег. Руки поднять вверх,
Он падал белыми, а затем плавными,
Пушистыми хлопьями зигзагообразными движениями.
На землю не спеша, опускать их вниз
На дома, Соединить руки у себя над головой , чтобы получилась «крыша»
На деревья, Поднять руки вверх, пальцы растопырить, изобразив ветви дерева
На людей. Положить руки себе на голову.