Дугина Надежда Юрьевна – Учитель начальных классов ГБОУ «Школа №45 им. Л.И. Мильграма» г. Москва
Дата поступления работы: 08.10.2018г.
Предметное исследование на уроке окружающего мира
«Звуки вокруг нас»
Взаимосвязь человека с природой играет большую роль в развитии личности ребёнка. Чтобы состоялся его личностный рост, ребёнку необходимо овладеть способами практического взаимодействия с окружающей средой. Каким образом? Через поисково-познавательную деятельность, организованную в форме экспериментальных действий.
Эксперименты, опыты, проводимые в занимательно – игровой форме, направляют учащихся к самостоятельному поиску способов действий, к проявлению творчества. В помощь детям – активность, идущая от взрослого. Всё, что ребёнок получит от педагога, в дальнейшем станет его собственным достоянием.
В ходе изучения темы «Звуки в нашем мире» (А. Плешаков Окружающий мир, 1 класс, «Школа России») я провела с детьми исследование, целью которого было узнать, как можно больше о природе звука.
Вместе с учащимися мы сформулировали идею исследования: изучая природу вещей, мы можем не только слышать звуки, окружающие нас, но и «видеть» их. Отсюда появились следующие задачи исследования:
– понять, как распространяются звуковые волны;
-выяснить причину усиления и ослабления звуков;
– подвести к пониманию возникновения эха;
-выявить особенности передачи звука на расстоянии через воздух и воду;
– попытаться «увидеть» звук.
В ходе данного исследования дети учились самостоятельно действовать с алгоритмом, достигать результата, делать выводы; самостоятельно проводить опыты с различными предметами (на основе действий учителя); анализировать и находить взаимосвязи.
Для проведения исследования все ученики были разделены на группы – лаборатории (5 групп по 6 человек, т. к. в классе 30 человек). Для групповой работы удобно расставить парты не классически, а по несколько штук в разных частях класса. Таким образом, имитируя несколько «лабораторий».
Заранее необходимо подготовить нужный материал:
– ёмкости для воды (одна на группу);
– ведро с водой;
– клеёнки на столы;
– монеты (по 5 шт. на группу);
– каштаны (по 5 шт. на группу);
– рупоры из картона, сделанные заранее (по 1 на группу);
– бокал на длинной тонкой ножке (1 на группу);
– мячи (по 1 на группу);
– одеяло (1 на группу);
– расческа с зубьями (1 на группу);
– спичечные коробки с крупой, монетами, пуговицами (для каждой группы);
– поролон (1 на группу);
– кораблики, сделанные из пенопласта (по 3 для каждой группы);
– столовая ложка (одна на группу);
– веревка примерно 50 см (одна на группу);
– листы А4 для рисунков (на каждого ученика);
– аудиозапись различных звуков природы;
– табличка «Звуки вокруг меня» (для прикрепления на доску;
– картинки для игры «Узнай картинку по звуку»;
– сказочный герой с большими ушами (Чебурашка, Ушастик…)
– рисунок с комнатами: одна пустая, другая с мебелью (по 1 на группу)
Исследование включало 12 наблюдений за природой возникновения звука.
Далее примерный конспект урока – исследования.
Ход урока:
1. Организационный момент. (всё необходимое для исследования заранее разложено на столах)
2. Предоценивание: – Нас окружает огромное количество разных звуков.
– Какие? (дети отвечают)
– Подумайте, какие из них можно нарисовать и выполните рисунок на тему «Звуки вокруг меня».
По мере того, как дети выполняют рисунки, на доске появляется выставка этих рисунков.
ФОТО
– А сейчас закройте глаза и послушайте волшебные звуки. Ваша задача определить, что это за звуки?
(учитель включает аудиозапись «Звуки природы».)
– Что же это были за звуки? (дети отвечают)
– А с помощью чего вы смогли услышать эти звуки?
– Совершенно верно. Уши помогают нам слышать друг друга, музыку, шум реки, пение птиц и т.д.
– Ребята, к нам на урок пришел сказочный герой. А кто именно вы узнаете, разгадав загадку.
«Знают взрослые и дети-
Он один такой на свете.
Он не зайчик и не слон,
Но ушастый всё же он.
Не нужна ему рубашка-
Он игрушка………(Чебурашка)»
– Как вы думаете, почему именно Чебурашка пришёл к нам сегодня?
– Ребята, Чебурашка пришёл к нам с игрой, которая называется «Узнай картинку по звуку».
(На доске вывешиваются картинки с разными предметами, которые могут издавать звуки. Далее включается аудиозапись этих звуков, а дети должны отгадать, к какой картинке они относятся).
– Ребята, а какой звук вам понравился больше всего?
– А вот Чебурашке нравится звуки, которые издаёт гармошка, на которой играет его лучший друг Крокодил Гена.
(можно включить песню из мультфильма «Крокодил Гена»)
3. Практическая работа
– А знаете ли вы, как распространяются звуки? (дети отвечают)
– Посмотрите на предметы, которые лежат на столах у каждой группы.
– Можно ли с помощью этих предметов услышать и увидеть звук? (дети отвечают)
НАБЛЮДЕНИЯ №1-№4
В ходе данных наблюдений учащиеся должны сделать вывод о том, как распространяются звуковые волны.
Учитель предлагает детям взять ёмкость с водой и бросить в нее по одному желудю. Определить, что увидели. (по воде пошли круги)
– Ребята, оказывается, со звуками происходит то же самое. Звуковая волна невидимая и передаётся она по воздуху.
НАБЛЮДЕНИЕ №2
Ученики берут монеты и раскладывают их вплотную друг к другу. Затем учитель просит их ударить по самой крайней монете. Определяют, что увидели? (последняя монета отскочила от того, что силу удара ей передали остальные монеты)
– Ребята, так же и звук передаётся по воздуху.
НАБЛЮДЕНИЕ №3
Для следующего исследования необходимо взять ёмкость с водой. Один из учеников в каждой группе прикладывает ухо к ёмкости, а второе ухо плотно закрывает. Остальные ребята кидают монетки в ёмкость с водой.
– Сколько монеток мы бросили? (спрашивают у ребенка)
– А как вы догадались? (услышали удары, которые передались по воде)
НАБЛЮДЕНИЕ №4
Учитель предлагает детям взять бокал на тонкой ножке и наполнить его водой. После этого по очереди дети водят пальцем по краю бокала, издавая тонкий звук.
– Что вы слышите? Откуда он?
– А теперь посмотрите на воду. Что с ней происходит? (пошли круги)
– Почему? (передаётся звук)
– Можно ли сказать, что мы «увидели» звук?
В ходе этих первых четырёх наблюдений ребята под руководством учителя пришли к следующим выводам:
– звуковая волна невидимая и передаётся по воздуху;
– звук может передаваться по воде;
– через воду можно «увидеть» звук.
НАБЛЮДЕНИЯ №5-№6
В ходе данных исследований учащиеся приходят к пониманию возникновения эха.
– Ребята, как вы думаете, о чем эта загадка?
«Есть в лесу, ребята, чудо,
Если говорить с ним буду-
Повторяет всё за мной.
Словно микрофон лесной.
Невидимкою живёт это чудо круглый год.
Средь деревьев бродит,
Рифмы нам в лесу находит.
Это тайна и потеха-
Разговорчивое…(эхо)
– Чтобы узнать, где можно встретить эхо, проведём несколько опытов.
Каждая команда выбирает любую ёмкость: ведро, банку, коробку, вазу…
Учитель предлагает произнести любое слово в каждый из этих предметов.
– Что вы заметили? (звуки повторяются)
Затем учитель предлагает наполнить эти ёмкости тряпками, листьями… и вновь произнести слово.
– Что вы заметили сейчас? (звуки не повторились)
НАБЛЮДЕНИЕ №6
Каждая команда берёт мячики и по просьбе учителя начинают отбивать их от пола, от стула, от стола, от подоконника.
– Возвращаются ли мячики обратно в руки? О какие материалы вы отбивали мячи? (о твёрдые)
– А теперь расстелите одеяла и повторите отбивания мяча.
– Что заметили? (не возвращаются мячи обратно в руки)
Учитель раздаёт каждой группе иллюстрации с комнатами: на одном рисунке комната пустая, а на другом заполнена мебелью.
-Рассмотрите картинки, подумайте, опираясь на проведённый опыт, в какой из этих комнат будет «жить» эхо и почему? (дети делают выводы)
НАБЛЮДЕНИЯ №7-№9
В ходе этих опытов дети пытаются выяснить, как можно усилить и ослабить звук.
– Ребята, как вы думаете, а расчёска может издавать звук?
– Проведите пальцем по зубьям расчески. Что произошло? (возник звук)
– Звук возник от прикосновения. Зубья расчёски дрожат от прикосновения. Это дрожание по воздуху доходит до слуха, и мы это слышим.
– Это сильный или слабый звук? (слабый)
Далее учитель предлагает поставить один конец расчески на стол и повторить опыт.
– Что произошло со звуком? Почему?
Учитель помогает детям понять, что дрожит не только расчёска, но и стол. А т.к стол большой, то и звук громче.
НАБЛЮДЕНИЕ №8
Учитель предлагает детям рассмотреть оставшиеся предметы на столе и сказать, с помощью какого предмета мы можем усилить звук.
– Давайте представим, что заблудились в лесу. Отойдем в конец класса и позовём кого-нибудь.
– А теперь возьмём рупор и в него прокричим. Что заметили? (через рупор звук громче, потому что от нашего голоса начинает дрожать рупор и от этого звук получается громким)
НАБЛЮДЕНИЕ №9
Учитель подводит детей к тому, что если можно звук усилить, то значит можно его и ослабить.
– Возьмите коробки. (среди этих коробков есть один, наполненный поролоном. Все остальные наполнены крупой, монетами…)
– Потрясите коробки и попробуйте определить, что лежит в них?
Вместе с учителем дети приходят к выводу о том, что если звук резкий, громкий, то в коробке могут быть металлические предметы; если звук шуршащий, то это может быть крупа и т.д.
В коробке с поролоном заранее спрятаны монетки. Ребята пытаются определить, что лежит в коробке. Но звук глухой.
Учитель предлагает детям открыть этот коробок с сюрпризом.
– Как вы думаете, почему мы не слышали звон монет?
Вместе с учителем дети приходят к выводу о том, что звук как бы «застрял» в поролоне. Получается, что и ослабить звук тоже можно.
– Это свойство мягких предметов заглушать звук полезно, когда мы хотим приглушить звон будильника. Как это сделать? (накрыть подушкой)
НАБЛЮДЕНИЕ №10
– Ребята, а как вы думаете, почему не слышно того, что происходит в другой квартире? (дети отвечают)
Учитель предлагает учащимся провести следующие опыты с корабликами.
Необходимо взять емкость с водой и кораблики из пенопласта. Располагаем кораблики ближе к одному краю ёмкости. Берём каштаны и кидаем их у противоположного края.
– Что происходит с корабликами? (кораблики неподвижны у другого края)
Затем учитель предлагает распределить все кораблики по поверхности воды и вновь бросать камешки.
– Что заметили? (чем ближе кораблик к месту падения камешка, тем он сильнее качается)
Вместе с учителем учащиеся приходят к выводу о том, что и со звуками происходит то же самое т. е. чем источник звука дальше, тем звук тише).
– А что же происходит со звуками в городе?
Учитель предлагает учащимся поставить в ёмкости с водой преграды из пенопласта. С другой стороны, рукой сделать волны и наблюдать за тем, как они распространяются.
– Есть ли волны за преградой?
Дети приходят к выводу, что волны останавливает пенопласт. Учитель помогает им понять, что тоже самое происходит со звуками в городах и помещениях.
НАБЛЮДЕНИЯ №11
Следующее наблюдение должно привести детей к выводу о том, что для любого звука необходимы колебания предметов. Учитель предлагает детям взять ложки, которые были заранее перевязаны веревками по середине. Концы веревки на указательные пальцы, чтобы оба конца были одинаковой длины. Уши затыкают пальцами. Ложка свободно висит и ударяется о край стола. Дети должны заметить, что слышится звук, напоминающий звон колокола.
– Ребята, к какому выводу мы пришли?
Учитель помогает детям понять, что, ударяясь о стол, металл начинает колебаться, эти колебания передаются по верёвке ушам. Поэтому, чтобы издать звук, предмет должен колебаться. А дальше эти колебания передаются по воздуху каждому из нас.
НАБЛЮДЕНИЕ №12
В ходе следующего опыта дети приходят к выводу о том, через что быстрее передаётся звук: через воду или воздух?
Учитель предлагает детям взять ёмкость с водой и каштаны. Бросаем каштаны в воду и пытаемся услышать его удар о дно ёмкости. Затем повторить бросок, но уже приложив ухо к ёмкости.
– Что же вы смогли заметить?
Дети делают вывод о том, что, когда прикладывали ухо к ёмкости, то звук слышался громче.
– Какой же вывод мы можем сделать? (через воду звук проходит лучше, чем через воздух).
В конце исследования можно провести творческую работу и сделать с детьми устройство для передачи звуков на расстоянии («спичечный телефон»). Для этого два спичечных коробка соединяют по центру тонкой длинной нитью с помощью иголки. Закрепляют с помощью двух спичек. Натягивая нить в разные стороны, два ученика пытаются передавать друг другу разную информацию. Один говорит, а второй слушает.
К какому же выводу должны подойти дети? (звук заставляет дрожать коробок и передаётся по нитке ко второму. Этот звук могут слышать только двое, кто говорит. Тем самым дети приходят к выводу о том, что через воздух звук передаётся хуже)
– А как же можно определить, что звук действительно передается?
Учитель предлагает третьему ученику в момент разговора по данному телефону приложить палец к нитке.
– Что же вы почувствовали? (нить дрожит, т. е. колебания)
– А теперь зажмите нитку по середине. Что произошло? (телефон не работает, т. к. нитка перестала дрожать, значит нет колебаний.)
4. Подведение итогов.
5. Рефлексия.
Литература.
1. Л. Вайткенс «Большая книга опытов и экспериментов для детей и взрослых». Издательство «АСТ» 2016 год.
2. Толковый словарь. С. А. Кузнецов. Спб: Норинт 2001.
3. А. А. Плешаков «Что меня окружает?» Альбом задачник. М.. 1996
4. О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова «Неизведанное рядом» Сфера М, 2011
5. А. Насретдинов «Буравчик на звуковых волнах: Что мы слышим и как это звучит?» Издательство «Бослен», 2015 год.
6. Видеофильм «Академия занимательных наук. Физика. Физика звука (часть 1).
7. Видеофильм «Академия занимательных искусств. Музыка. Частота колебаний звука».